Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тактики качественного исследования.




Стратегия и тактики качественного исследования - первое используется при сравнительной характеристике качественных и количественных исследований для выявления их различий по логике и последовательности действий при проведении работы. Тактики предполагают внутреннее различие разных способов исследования и анализа в рамках качественного подхода.

Стратегия, методы качественного социологического исследования

Качественный подход – базируется на иной логике на всех стадиях научного поиска: от теоретической установки исследователя, фокуса его интереса, отношения к исследуемому объекту, до процедуры сбора и интерпретации данных.

Общий фокус качественного исследования концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик. Общая стратегия качественного подхода состоит в открытом, поисковом, неструктурированном характере анализа проблемной ситуации. Внимание исследователя направлено на укрупненное рассмотрение отдельных субъектов в единстве их объективного и субъективного социального опыта.

Качественные исследования позволяют изучать новые явления или процессы, не имеющие массового распространения, особенно в условиях резких социальных изменений.

Виды и методы качественных исследований.

1. Исследование отдельной общности. Изучение уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Источниками информации служат: включенное наблюдение, фотографии фокус-интервью или экспертные интервью, производственные характеристики, видеоматериалы.

2. Этнографические исследования. Как привило, имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры. Используются методы: анализ личных документов, изучение фотографий и образцов фольклора, групповые интервью.

3. Исторические исследования, или устная история. Описывает субъективный опыт переживания определенных исторических событий. В качестве методов: анализ обычных источников информации (мемуаров, дневников, писем, интервью и официальных исторических свидетельств).

4. История жизни человека. Метод получения информации – биографическое интервью представляет собой жизненное повествование как своего рода «сценическое представление» о себе и своей жизни.

5. Групповая дискуссия, или метод «фокус-группы». Способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей.

6. Тактика построения теории случая – grounded theory. Выбор тактики качественного анализа определяется фокусом анализа. Если главное – изучение проблемы уникальности объекта и выяснение скрытых пружин его функционирования. Если цель – изучить новое знание о культуре общества – этнографическое исследование. Если цель – выяснение субъективной стороны исторического события – тактика устной истории.

 

Прессовый опрос.

Различают три способа организации письменных опросов.

Первый заключается в том, что рассылают анкеты – или с почтой, вкладывая их в газеты, или печатая в газетах, или с помощью рассыльных разбрасывают по почтовым ящикам, или в магазинах дают их клиентам с просьбой заполнить и отослать обратно.

Недостаток: как показывает опыт, большая часть разосланных анкет остается без ответа. У многих адресатов отсутствую мотивы, побуждающие их взять на себя труд заполнить анкеты.

Если респондент заполнил и отослал анкету: приходится через какое-то время посещать лиц, которые ответили на анкеты, и проводить устное интервью. Или проводится маленький дополнительный репрезентативный опрос при помощи контактных устных интервью для контроля результатов письменного опроса.

Другие недостатки: опрашиваемый может советоваться с членами семьи или со знакомыми, прежде чем заполнить анкету, так что ответы нельзя уже считать принадлежащими только выбранному лицу. Опрашиваемый во многих случаях читает анкету до конца и только потом переходит к ответу на отдельные вопросы, у опрашиваемого есть время долго думать над каждым ответом: ответы даются не стихийно.

Заочные виды опроса (по лекции)

Почтовый опрос – разновидность анкетирования с распространением анкеты почтой. В России пик: 1970-80-е

Достоинства:


· Дешевизна

  • Простота
  • возможность охвата людей, проживающих на любой территории
  • отсутствие влияния интервьюера.

Недостатки:

  • Низкий возврат анкет
  • зависимость результатов исследования от степени активности респондентов
  • серьёзное смещение выборки
  • некачественное заполнение
  • опрашиваемый может советоваться с членами семьи или со знакомыми, прежде чем заполнить анкету, так что ответы нельзя уже считать принадлежащими только выбранному лицу.
  • Опрашиваемый во многих случаях читает анкету до конца и только потом переходит к ответу на отдельные вопросы, так что последующие вопросы влияют на ответы предыдущих вопросов и психологическая структура анкеты сводится на нет.
  • У опрашиваемого есть время долго думать над каждым ответом: ответы даются не стихийно. Опасность сознательных искажений и влияние тактических соображений при ответах на вопросы серьезнее при заполнении анкеты, чем при контактном устном интервью.

Ключевая проблема – мотивирование на заполнение анкеты.

Факторы, которые могут повлиять на заполнение анкеты:

  1. отношение к исследованию
  2. интерес к тематике
  3. социальная активность
  4. стимулирующие факторы (календарики, поощрения всякие)

Пакет документов в почтовом отправлении:


    • приглашение к участию
    • анкета
    • сигнальная карточка (почтовая открытка с данными респондента)
    • сувенир
    • конверт с обратным адресом

Этапы:

  1. уведомление об опросе
  2. рассылка конвертов
  3. напоминание о необходимости отправить конверт

Требования к анкете:


    • краткое вступление
    • требования к формулировкам вопросов
    • четкость вопросов, понятность
    • оформление анкеты
    • объем анкеты

 

Прессовый опрос –разновидность анкетирования посредством публикации анкеты в периодической печати. Главная особенность – полностью опосредованный контакт «исследователь – респондент»

В современной исследовательской практике прессовые опросы имеют неоднозначный статус.

Преимущества:

  • возможность оперативного получения информации
  • дешевизна

Недостатки:

  • непонятная репрезентативность
  • низкий возврат
  • самоотбор (захотел – заполнил)
  • высокие требования к анкете

Виды:

    1. получение информации о социальном портрете читателей.
    2. печатный орган изучает проблему.

Методы стимулирования возврата анкет:

      • публикация анкет несколько раз
      • публикация напоминаний
      • участие в розыгрышах, призы.






Интернет-опрос- это метод сбора социологической информации по конкретным событиям, фактам, явлениям социальной реальности (окружающей действительности) посредством международной компьютерной сети Интернет(On-line).

Особенности:


· Экономия ресурсов.

· Большой объем выборки.

 

· Быстротаопроса.

· Возможность оперативного реагирования.


Интернет-опросы позволяют быстро и без дополнительных затрат изменять инструмент исследования в соответствии с новыми данными, полученными в ходе пилотажа (не требуется перепечатка тиража анкет).

Широта охвата. Исследования через Интернет дают возможность изучать самые разнообразные социальные группы и сообщества, преодолевая государственные границы и любые географические расстояния, осуществлять межнациональные исследования.

Достижимость. В Сети можно опросить тех, кто недоступен для социологов в реальной жизни – никогда не пойдет на контакт. С одной стороны, это – проблемные и маргинальные группы населения – наркоманы, преступники, сексуальные меньшинства, проститутки и т.п. А, с другой стороны, наоборот, высоко обеспеченные граждане и люди, обладающие высоким социальным статусом.

Нацеленность. Возможность ориентации на специфические выборки, привлечение людей с конкретными, специфическими интересами. Как правило, добиться этого исследователю позволяет приглашение для участия в интервью респондентов из определенного тематического форума, чата или телеконференции.



Характер коммуникации

Релевантность (самостоятельность) . При проведении Интернет-опросов отмечается значительно более низкий уровень влияния исследователя (интервьюера) на респондента. Соответственно, в ответах респондентов реже встречаются социально одобряемые, социально желательные варианты ответа, нежели в ситуации беседы с интервьюером «лицом к лицу». Кроме того, отмечается, что при ответах на открытые вопросы по электронной почте люди дают более подробные и развернутые ответы, нежели при традиционном анкетировании, а значит, исследование в Интернете, позволяет получить достаточно полную и содержательную информацию при проведении качественных исследований.

Высокий уровень доверия.

Широта охвата предметных полей. Интернет предоставляет исследователю возможность изучать с респондентами деликатные и закрытые для публичного обсуждения темы

Организационная гибкость. Респондент сам выбирает время и место заполнения анкеты, он находится в своих естественных условиях, в привычной для него среде.

Контроль проведения опроса

Строгая логика проведения опроса. Специальное программное обеспечение позволяет добиться исключения традиционных ошибок, характерных для интервьюеров, например, зачитывания ими скрытых подсказок, таких как «затрудняюсь ответить». Соблюдается точность переходов от вопроса к вопросу.

Оперативный контроль по ходу заполнения анкеты. Интернет предоставляет исследователю дополнительные возможности программного контроля над заполнением анкеты. Становится возможным выявление логических противоречий в ответах респондента и их исправление, решение проблемы неполных ответов. Специальная программа будет проверять заполнение всех полей в анкете и в случае необходимости напоминать о том, что необходимо ответить на все вопросы.

Дополнительные возможности

Использование элементов мультимедиа и гипертекста. Интернет позволяет использовать не только текстовые, но также и звуковые или видео-опросники, когда вопросы воспринимаются респондентами еще и на слух, а не только прочитываются с экрана компьютера. Здесь возможно осуществить оригинальное оформление анкеты, используя богатую цветовую палитру, изображения, анимацию и т.п. Респонденту может быть предварительно предоставлена для ознакомления музыкальная, графическая или видео информация, а затем исследовано его мнение относительно прочитанного, увиденного, услышанного.

Возможность последующей коммуникации с респондентами. Например, ознакомление их с результатами проведенного исследования с возможностью последующего критического разбора и внесения дополнений. Наличие «обратной связи» позволяет дополнительно стимулировать людей к участию в опросе.

Возможности автоматического сбора дополнительной информации о респондентах

Автоматическая письменная фиксация данных и автоматическая обработка анкет. В случае онлайн-интервью вся беседа между исследователем и респондентом фиксируется в письменном виде. Полученный транскрипт можно сохранить в виде текстового файла, и затем использовать при обработке и анализе данных










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 625.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...