Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности раздаточного анкетирования.




Анкетирование — это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирование является наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса. Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками. В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности — выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным. В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное и заочное анкетирование. Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения. Личный опрос может носить групповой и индивидуальный характер. Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя. По способу вручения анкет респондентам различают почтовое, прессовое и раздаточное анкетирование. Почтовое анкетирование сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет, возможности получения значительной выборки, возможности привлечь к опросу одновременно большое количество людей, проживающих в различных регионах и труднодоступных районах. Недостатком почтового анкетирования является низкий процент возврата анкет, искажение намеченной выборки и отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно. Существует методика повышения процента возврата анкет, заключающаяся в психологически грамотном обращении к респондентам, вложении конверта с написанием обратного адреса, рассылкой напоминаний о необходимости возврата заполненной анкеты и др.

Раздаточное анкетирование — исследователь, объяснив правила заполнения анкеты, оставляет анкеты респондентам, не присутствуя при их заполнении.

К издержкам данного метода относится отсутствие контроля за заполнением анкет (возможно групповое заполнение, вмешательство третьих лиц, технические ошибки при заполнении).

Плюсы: низкие затраты.

Раздаточное анкетирование наиболее распространено. Оно может варьироваться: с выдачей и заполнение анкет прямо на месте, с заполнением на дому с последующим возвращением в назначенный срок.

Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту, заполнение ее на дому и возвращение любым способом.

Преимущества этого вида анкетирования: личный контакт исследователя с респондентом повышает у последнего заинтересованность в исследовании; можно проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты; есть возможность оценить соответствие респондента намеченной выборке.

Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом анкетировании) и в отсутствии уверенности в том, что анкеты заполнялись респондентом самостоятельно.

Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.

 

Телефонный опрос.

Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.

Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.

 

Обязательные требования к методу:

предварительное изучение карты города, мест контактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС;

разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам;

наличие телефонных справочников;

соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС;

особая подготовка, в том числе, специальный тренинг телефонных интервьюеров;

повышенная требовательность к их честности;

обязательность контроля за их деятельностью;

перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных абонентов.

Прямые и косвенные вопросы в социологической анкете.

Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

*Прямые – выражения отношения собственных позиций респондента.

Пр. как на ваш взгляд работает губернатор области

*Косвенные – дают возможность высказаться респонденту с позиции группы, большинства, либо со стороны наблюдателя. Пр. какой полит партии симпатизирует большинство ваших друзей

 

Метод кейс-стади.

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Как правило, кейс включает в себя:

• Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни.

• Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

• Комментарий ситуации, представленный автором.

• Вопросы или задания для работы с кейсом.

• Приложения.

Этапы разработки кейса:

• Определение места кейса в системе образовательных целей

• Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса

• Построение, или выбор модели ситуации

• Создание описания

• Сбор дополнительной информации

• Подготовка окончательного текста

• Презентация кейса, организация обсуждения

Итак,специфика кейс-стади состоит в глубинном изучении своеобразия, уникальности объекта, выводы о результатах наблюдения чаще носят локальный, прикладной характер и направлены на выработку рекомендаций к действиям.

• Исследователь первоначально четко определяет границы своего случая. Конкретно
же все зависит от авторских задач: будет ли это одна проблема; несколько проблем в
рамках одного случая; несколько случаев.

• Выбор временных границ случая для рассмотрения процессов, событий - вторая
задача в кейс-стади. Однако четко определить временные рамки начала-конца
процесса удается не всегда и тогда они устанавливаются хотя бы условно.

• Выбор в качестве объекта данного конкретного случая зависит от того, насколько он
соответствует общим исследовательским целям, в какой степени отражает весь
комплекс поставленных задач. Конечно, хорошо бы иметь случай, который дает
возможность рассмотреть проблему с разных точек зрения, но можно выбрать и
самый типичный или, наоборот, самый экстремальный.

• Очень важна глубина рассмотрения случая. Хорошо бы уже на этапе планирования
составить условную матрицу и определить, какова будет глубина информации о тех
или иных характеристиках <случая>.

• Длительное погружение в поле и одновременное использование разных методов
сбора информации обеспечивает понимание глубинных смыслов, подтекста
социальных отношений в узких границах данного случая.

• Использование более 3-4 случаев для сравнительного анализа может привести кпотере глубины и увеличивает опасность неадекватной интерпретации каждого из них.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 970.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...