Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правила конструирования анкеты.




Структура (от лат. structura — строение, рас­положение, порядок) — совокупность устойчивых связей объек­та, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Если верить С. Новаку, социологическая анкета как особый тип научного инструмента имеет четкий иерархический вид, который не видим нашими глазами, но чувствуется нашим разумом. Он подчеркивает принципиальное значение связей между анкетны­ми вопросами: «Как правило, мы получаем ответ на проблемы при помощи формулирования множества вопросов, связанных между собой. Получение ответа на один из них является обязательным условием для задавания других. Поэтому и вопросы формулиру­ются в иерархической системе».

Началом анкетной беседы служит введение (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты. Затем располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой познавательной задачи они обеспечивают «завязку» беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Их задача — заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Сложные вопросы, требующие размышлений, работы памяти, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться. Обычно здесь помещают «паспортичку», с помощью которой собирают социально-демографическую информацию о личности опрашиваемого.

Как правило, анкета состоит из следующих частей: Введения, Реквизитной части, Информативной части, Классификационной части, Заключения.

1. Введение знакомит опрашиваемого с целями научного исследо­вания, содержанием анкеты, дает ему необходимую информацию о правилах заполнения анкеты. Оно призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв в нем участие. Главная задача Введения — убедить респондента принять участие в опросе. Во Введении к анкете обязательно надо указывать на анонимность и конфиденциальность, а также размещать правила заполнения. В случае анонимности рес­пондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не бу­дут известны исследователям. В случае конфиденциальности предпо­лагается, что имя респондента известно только исследователю, но от­нюдь не заказчику данного обследования. В телефонном опросе и при опросах, связанных с присутствием интервьюеров, опрос носит толь­ко конфиденциальный характер. В практике западных социологов во Введении принято приводить примеры вопросов со сложной техни­кой заполнения и объяснять правила работы с ними.

2. Реквизитная часть. В реквизитной части приводится инфор­мация, касающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифи­цируется сам вопросник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

3. Информативная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следуют с нарастанием степени трудности.

4. Классификационная часть содержит социально-демографи­ческие и профессионально-квалификационные сведения о респон­дентах. Иначе ее называют «паспортичкой».

5. Заключительная часть анкеты содержит благодарность от­вечающему за участие в исследовании.

Части 1, 2 и 5 представляют собой обслуживающий, вспомога­тельный аппарат анкеты, а части 3 и 4 — основную, базисную часть.

 Сначала надо задавать вопросы, определяющие уровень компетентности респондента в области про­водимого исследования, затем «разминочные» вопросы респонден­там. Последние должны быть легкими для ответов, стимулируя респондентов к дальнейшим ответам. Наиболее трудные вопросы, требующие для ответа использования специальных шкал и доста­точных умственных усилий, рекомендуется ставить в середине или ближе к концу анкеты. Вопросы, носящие чрезмерно личный ха­рактер, обычно помещаются среди «невинных» вопросов.

К проектированию вопросников применяют два специальных подхода — туннельный и секционный. При использовании тун­нельного подхода имеет место постепенный переход от широких, общих вопросов к более узким, частным. Секционный подход зак­лючается в том, что последовательно рассматриваются вопросы по отдельным темам, до их полного исчерпания. На практике зачас­тую используется комбинация рассмотренных подходов. Серьезное внимание необходимо обращать на графическое оформление анкеты: четкий шрифт, достаточное место для запи­си свободных ответов, стрелки-указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопросам и т.п.

13. Требования, предъявляемые к социологической информации:

- адекватность,актуальность, полезность
- истинность, достоверность
- достаточность, оптимальность
- точность
- своевременность, оперативность
- систематизированность
- лаконичность, рациональность формы

 







Почтовый опрос.

Почтовый опрос – разновидность анкетирования, один из методов количественных исследований, заключающийся в рассылке анкет по заранее выбранным адресам и получении ответов по почте. При проведении почтового опроса стоит уделять особое внимание составлению Баз данных адресов, по которым будут разосланы анкеты. Преимуществами данного метода являются: 1.Относительно низкая стоимость; 2.Возможность использовать наглядные материалы; 3.Легкость организации опроса; 4.Возможность охвата людей, проживающих на дальних территориях; 5. Темп заполнения. 6. Отсутствие влияния интервьюера.

К недостаткам почтового опроса можно отнести: 1. Отсутствие у респондента возможности уточнить у интервьюера вопросы; 2. Низкий процент возврата анкет; 3.Смещение выборки – проблема «самовыборки», т.е. в почтовых опросах чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса (молодежь, либо пенсионеры, либо домохозяйки и т.п.); 4.Значительные временные затраты.

Факторы, которые могут повлиять на заполнение и отправку анкеты: 1. Значимость исследования проблемы для респондента; 2. Социальная активность респондента; 3. Значимость тематики анкеты, исследования; 4. Стимулирование: подарки, сувениры, ручки, календарики и т.д.

Пакет документов, которые содержаться в почтовом конверте: приглашение к участию, анкета, сигнальная карточка (респондент пишет свои координаты, что получил данное письмо), подарок и конверт для отправки с обратным адресом.

Требования к анкете: краткое вступление, вопросы должны быть простыми, доступными, понятными, небольшой объем анкеты.

Сегодня почтовые опросы не являются актуальными, они уходят в историю, но они дали хорошую базу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 571.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...