Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос как инструмент исследования: ф-ии и познавательные возможности опроса.




Я.Лютынский: Вопрос — это включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя (чаще всего в форме вопрошающего мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа. Список подобных высказываний, при помощи которых осуществляется запланированный процесс обмена сообщениями в ходе интервью или анкетирования, и представляет собой вопросник. Вопрос всегда сопровождается директивой по поводу того, где и как должна быть записана реакция (ответ) респондента. В совокупности с этой записью вопрос составляет запрограммированный исследователем акт взаимной коммуникации с респондентом в устной (интервью) или письменной (анкетирование) формах. В первом случае это единое целое, и хотя на практике возможен более длительный обмен связанными между собою сообщениями (например, при зондировании, уточнении и т. п.), результатом будет тем не менее одна запись ответа в отведенном месте и в предусмотренной форме регистрации. Что касается анкеты, то здесь коммуникативный акт, как правило, распадается на три разделенных во времени действия: а)формулировка высказываний исследователя в вопроснике (обычно письменно); б)восприятие вопроса и письменный ответ на него респондента; в)последующий отбор и анализ записей исследователем. Приведенное определение позволяет идентифицировать вопрос в качестве специфической единицы текста, отделить один от другого независимо от способа нумерации и т. п. Однако оно не учитывает инструментальную функцию вопросов, т.е. то, что цель последних — получить информацию, необходимую для решения исследовательской проблемы. При всей условности терминологии, отличие вопроса в анкете (или из анкеты) как текста от анкетного вопроса как инструмента имеет методологическое значение. Носителем информации являются ответы респондентов, их вербальные реакции на высказывания исследователя. Концепция вопроса как средства получения данных определяет правила построения вопросов в анкете или интервью и способы обоснования их адекватности исследовательской задаче.

В процессе исследования социолог имеет дело с двумя видами вопроса: 1.программный вопрос- отражает осознание исследователем проблемы, фиксируют противоречия, они направлены на выявление латентных вопросов; они оформлены в виде научных понятий непонятных для не профессионалов и ответы на программные вопросы дают исследование в целом. 2. Инструментальный вопрос –конкретизирует программные вопросы, обращены непосредственно к источнику информации.

Функции вопроса: 1. Индикаторная –обеспечение связи вопроса с исследовательской целью,т.е. показывает что мы измеряем то свойство, которое нам необходимо. 2.Коммунивативная –адекватность передачи респонденту коммуникационных намерений автора. 3. Измерительная –предполагает операционализацию признаков изучаемого явления.

Свойства инструмента: 1. Валидность-степень соответствия содержания вопросов той информации, которая необходима исследователю. 2. Точность-корректность формулировки вопроса, формы, типа шкал.

Опрос – самый распространённый вид исследования в современной социологии, с помощью которого она получает до 90 % информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик, общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях. Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Хотя познавательные возможности опроса безграничны, информация, полученная с его помощью, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании респондента. Поэтому социологи не спешат ставить знак равенства между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей о фактах, событиях и явлениях. Они тщательно учитывают и стараются нивелировать искажение информации. В зависимости от источника информации различают опросы массовые и специализированные. В первом случае источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных). Участников массовых опросов называют респондентами. В специализированных опросах главный источник информации -компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им давать авторитетные заключения. Существуют две основные разновидности социологического опроса: 1. анкетирование, 2. интервьюирование.

Анкетный опрос — важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Интервью представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым, интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. Интервью — целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 451.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...