Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Метод фокус-групп: особенности и сферы применения.




Может выступать как автономный метод или как интервью. Качественная стратегия, но часто сочетается с количественным. Ф/г используется монометодических исследованиях, и в полеметодических исс-ях (сочетаются с другими методами).

Ф\г - лабораторная группа максимально приближенная к естественным условиям, в кот-й реализуются потребность участников обсудить или сформулировать суждение о какой-либо проблеме, в межличностном общении.

Важной отличительной особенностью яв-ся эффект связанный с взаимодействием. (Высказывание одного респондента служит стимулом для высказывания другого). Специфика: фокусирование на стимульной ситуации; с помощью стимульного материала, участники переживают стимульную ситуацию.

Методические принципы: 1. Локализация во времени, в пространестве. Связанно с введением некой стимульной ситуаций. Эта ситуация, в которой информаны принимали участие до интервью или до ф\г (ситуация была пережита). 2. Исследователь заранее исследует проблемную ситуациюи выдвигает гипотезы. 3. Наличие сценария которая отчерчивает границы. 4. Фокусиование осуществляется на субъективных переживаниях информанта о стимульной ситуации. Задача исследователя получить информацию о мнениях о стимульной ситуации.

Сфера применения: маркетинговые: цель-продвижение товара, проведение с маркен. иссл.стали отраслью со специализированными помещениями с определенными стандартами, объект иссл.-целевая аудитория. академически - научные исследования: цель- разработка теории, объект-широкие, не типичные аудитории, разные места проведения, большой временной интервал, более подробный анализ, открытость материала. в иссл. для госуд. и общ-ых орнагизациях цель- совершенствование госуд. услуг. особенности: открытость материалов свободное требование к помещениям.

 

Характеристика метода опроса: возможности и его пределы.

Псевдо-опросы не имеют отношения к социологии. В ходе опроса в контакт вступают 2 незнакомых человека (из 2х один выполняет узкопрофессиональные обязанности, получение информации по узкому кругу вопросов, мотивация на вопрос со стороны второго собеседника является не явной, взаимодействие является партнерским и добровольным),  взаимодействие является односторонним (один только задает вопросы, второй отвечает).

Односторонность проявляется в том, что респондент интересует исследователя не с точки зрения личностных социальных свойств, а лишь сторонами, установленными целью исследования

- ответ респондента, как правило, не влияет на дальнейший ход беседы, его высказывания остаются без внешних социальных последствий – высказывания в ходе опросов не наказуемы.

- в ходе опроса существуют свои правила

- ситуация опроса ограниченна во времени – не постоянное общественное отношение

- повседневное взаимодействие имеет персональный характер (обмен информацией между двумя индивидами), в социологическом опросе обмен осуществляется между разными социальными группами и опосредован профессиональной деятельностью (сбор, обработка, анализ информации)

Черты опроса как исследовательского метода заключаются:

- поиск информации осуществляется в процессе общения исследователя и респондента

- информация получается и фиксируется в виде ответов на вопросы (вопрос заранее сформулирован социологом, либо в ходе беседы)

Определение

Опрос – метод сбора социологической информации об изучаемом объекте, в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) соц-психологического общения исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на вопросы (респондента), заданные исследователем и вытекающие из целей и задач исследования или исследовательского проекта.

 

Особенности, преимущества и недостатки метода опроса.

Особенности:

1) непосредственная связь с объектом исследования. Данные предоставляются самими участниками изучаемого явления;

2) содержание информации зависит от респондента, от его информированности, настроения, установок;

3) зависимость результатов опроса от формы и содержания вопросов, от организации опросов;

4) зависимость данных опроса от установок, компетентности и квалификации интервьюера;

5) влияние респондента на интервьюера.

Преимущества:

1) универсальность метода. Получение многообразной информации;

2) информация содержит не только данные об объективных процессах, но и об отношении к ним со стороны участников. Исследованию доступны субъективные характеристики – мотивация, ценностные ориентации и т. д.;

3) возможность направить ход опроса на получение наиболее ценностной информации;

4) гибкость исследования (получение качественной информации);

5) респондент может привнести в исследование новое видение проблемы.

Недостатки:

1) результаты исследования имеют неопределённо-вероятностный характер: изучается не практическое, а вербальное поведение людей. Трудности оценки объективного содержания информации (информация проходит сквозь фильтр сознания человека);

2) воздействие на полученные данные психологических качеств человека – внимание, память, понимание, эмоции. Вероятно предоставление ложной, малоценной информации;

3) навязывание респонденту исследовательских оценок, установок, которые могут не выразить его собственной позиции;

4) интервьюер вносит в информацию свои установки;

5) искажение методологических требований опроса. Отвлечение от искаемых целей и задач.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 437.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...