Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОПРОС 36 Грамматические классы слов и части речи
Грамматические классы слов – классы слов языка, выделяемые на основании общности грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков. Здесь 3 составляющих: · понятийная общность – наличие особого обобщенного грамматического значения. · морфологическая общность – наличие особой морфологии (совокупности грамматических категорий, систем словоизменения и словообразования). · синтаксическая общность – наличие определенной первичной синтаксической функции. Синтаксический признак может трактоваться и как преимущественная синтаксическая дистрибуция: с какими словами преимущественно сочетается в тексте, какое окружение. Идея разделения слов на классы восходит к трудам мыслителей Греции: · Пенини «Грамматика» (5 в до н.э.). · первым дал грамматическую классификацию слов Аристотель (4 в до н.э.). · грамматисты Александрийской школы (3-2 в до н.э.) ввели 8 частей речи. · это умение заимствовали римляне и перевели на латынь – римская грамматика Ворона (1 в до н.э.). · из латинских грамматик →в европейские грамматики (Ломоносов «Грамматика»). Система грамматических классов слов – постоянно развивающаяся система. Так в современных славянских языках формируется новый грамматический класс слов – категория состояния (мне весело). В русском языке – выделил Щерба. Слова, с точки зрения грамматики, делятся на: · знаменательные – класс слов, которым свойственна номинативная функция. Знаменательные слова,как обозначения явлений действительности – составляющие, из которых складывается предложение (это члены предложения). · служебные – класс слов, которым свойственна связующая функция. Они, указывая на отношения между явлениями, не являются членами предложения, связывая знаменательные слова и тем самым создавая высказывания. · междометно-модальные – класс слов, которым не свойственны ни коммуникативная функция, ни связующая. Междометия – класс слов, служащий для нерасчлененного выражения. Впервые выделил в особый грамматический класс Виноградов. Модальные слова также связаны с выражением отношения говорящего к фактам, о которых идет речь в предложении с их оценками (к счастью, безусловно). Междометия и модальные слова указывают на нечто находящееся вне факта констатируемых предложений и не входят в структуру предложения, существуя вне ее, могут быть опущены. Знаменательные слова во многих языках далее делятся на основании 3-х критериев на: · существительное – обобщённое грамматическое значение: предметность, отдельность, независимость, самостоятельность (способно быть субъектом/объектом каких-либо процессов и носителем каких-либо признаков); морфологические признаки; синтаксические признаки (подлежащее/дополнение, сочетание с прил./глаг.). · прилагательное – обобщённое грамматическое значение: признак предметности; морфологические признаки (род,число,падеж,степени сравнения); синтаксические признаки (определение, сочетание с сущ./нареч.). · глагол – обобщённое грамматическое значение: действительность, процесс; морфологические признаки (лицо,число,время,вид,залог,наклонение); синтаксические признаки (сказуемое, с сущ./нареч.). · наречие – обобщённое грамматическое значение: признак действия (признака); морфологические признаки (или не изменяется, или только степени сравнения); синтаксические признаки (обстоятельство, с глаг./прил.). Спорные грамматические классы слов: если группа слов не обнаруживает специфики по 3 пунктам, ставится под сомнение правомерность выделения этих слов в особый ГКС: · местоимение – вследствие специфичности своего значения (обладают заместительной функцией) они делятся на группы в зависимости от того, какой грамматический класс слов замещают (объективные местоимения, наречные, субстантивные, местоимения-числительные). Как прил., как нареч., отличаются от сущ., склоняются как прил., но не могут определять прил. Щерба считал, что вследствие такой пестроты местоимения нельзя выделить в отдельный класс, а следует разнести по другим классам. Вследствие специфичности местоимений по всем 3-м показателям считать местоимения автономным грамматическим классом слов. · числительное – значение числительного – количественный признак предмета или порядковый номер. Может рассматриваться как частный случай обобщённого грамматического значения прилагательного. Порядковые числительные имеют формы словоизменения как у прил. Количественные – как у сущ. Синтаксические признаки – как у прил.,азначит нет оснований выделять числительное в ГКС (Пешковский). О различии понятий грамматического класса слов и части речи. С точки зрения происхождения и развития языка, как важнейшее основание для классификации ГКС выступает их синтаксическая роль, функция – они сложились в результате постоянного выполнения каждой группой слов какой-либо специфической, одной и той же, синтаксической функции. Анализ работ Аристотеля свидетельствует, что он под частями речи имел ввиду скорее всего синтаксические элементы. Позже термин частей речи стали употреблять относительно грамматических классов слов. В лингвистической литературе эти термины употребляются как синонимичные. В действительности эти термины и явления,стоящие за ними, желательно различать. Части речи – система элементов с определенным обобщенным грамматическим значением, т.е. это компоненты структуры предложения. Они выделяются на основании анализа поведения слов в тексте. Грамматические классы слов – группы слов, имеющие определенные морфологические показатели своего особого обобщенного грамматического значения (либо грамматическое значение проявляется в особой системной форме). Слово, само по себе, вне текста, будучи изолированно взятым, проявляет свое обобщенное грамматическое значение, принадлежность к определенному грамматическому классу слов. Рус.,бел.,лат.,нем.,швед. – ГКС(окончания), ЧР(контекст). Кит. – нет ГКС, ЧР(контекст). Англ. – ГКС, ЧР(контекст).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 474. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |