Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС 32 Принципы классификации словарей. Типы словарей




По содержанию справки:

· лингвистические (лексиконы) – дают справочную информацию о единицах языка в различных аспектах.

· энциклопедические – содержат информацию не о языковых единицах, а о понятиях и явлениях, ими обозначаемых.

По отбору лексики:

· тезаурусы – словари, в которых отсутствует принцип отбора; стремящиеся к максимально полному представлению всех слов языка и примеров их употребления в текстах (толковые словари, частотные, переводные словари и т.д.).

· частные - словари, в которых присутствует принцип отбора лексики по различным критериям (словари синонимов, антонимов, омонимов, словари сокращений, терминологические и диалектные словари и т.д.).  

По способу описания единицы:

· общие – содержат многоаспектное описание слова (толковые словари).

· специальные – раскрывают лишь отдельные аспекты слов или отношений между ними (этимологический, словообразовательный, орфографический, словарь сочетаемости и т.д.).

По порядку расположения материала:

· алфавитные – информация располагается в алфавитном порядке.

· идеографические – информация располагается по тематическому принципу.

· ассоциативные – информация располагается по смысловым ассоциациям.

По числу языков в словаре:

· одноязычные.

· двуязычные.

· многоязычные.

По назначению:

· научные – созданы для научных целей (исторические, обратные, грамматические, частотные и т.д.).

· учебные – созданы для учебных целей (орфографические, орфоэпические, словарь трудностей и т.д.).

· - переводные – созданы для сопоставления и перехода из одной языковой системы в другую (англо-рус, рус-бел и т.д.).


 


ВОПРОС 33 Грамматическое значение, его отличие от лексического значения. Типы грамматического значения. Морфология и синтаксис как части грамматики

Лексическое значение:

· соотносит языковую единицу с внеязыковой действительностью, т.к. содержит информацию о каком-либо явлении в совокупности всех его свойств.

· имеет меньшую степень обобщения, чем грамматическое значение, т.к. обобщает однотипные явления действительности в единое целое на основании объединения их общих свойств и дает им одно индивидуальное название.

· формальными показателями являются корень и словообразовательные аффиксы (основа слова).

Грамматическое значение:

· является внутриязыковым значением, т.к. содержит информацию об отношениях, связях между языковыми единицами, независимо от наличия этих отношений во внеязыковой действительности.

· имеет большую абстрактность и степень обобщения, т.к. формируется на основе не конкретных явлений, а обобщений – лексического значения, далее отвлекаясь от них и распространяясь на целые классы языковых единиц (т.е. представляет собой обобщение обобщений).

· формальными показателями являются словоизменительные аффиксы, внутренняя флексия, повторение корня или слова, использование разных корней в одном грамматическом ряду, словесное ударение, служебные и вспомогательные слова, порядок слов, интонация; причем наличие формальных показателей обязательно для существования грамматического значения в каком-либо языке.

Типы:

· грамматическое значение классов слов – грамматическоезначение предметности, признака предметности, процессуальности, признака процессуальности.

· грамматическое значение форм слов – грамматическое значение падежа, рода, числа, степени сравнения, лица, времени, залога, наклонения и др.

· грамматическое значение компонентов структуры предложения – грамматическое значение субъекта, предиката, инструмента, адресата и др.

· грамматическое значение типов предложения – грамматическое значение утверждения или отрицания наличия обозначаемой ситуации, связи между явлениями или ситуациями и др.

Морфология – система правил и средств строения и изменения слов.

Синтаксис – система правил и средств построения словосочетаний и предложений.

Языковые единицы существуют ради коммуникации, номинация – лишь спутник, условие коммуникации.

Слово существует ради высказывания, а значит система правил и средств связи слов в языке обязательна, т.е. обязателен синтаксис.

Следовательно, связь слов может быть осуществлена в языке и неморфологическими средствами, а отсюда возможны языки с богатой морфологией, где именно формы слов берут на себя основную нагрузку по выражению связи между словами (рус, бел).Языки с бедной морфологией (англ.) и языки без морфологии (кит.), в которых связь слов осуществляется неморфологическими способами.

Морфология, если она есть, находится как бы в услужении у синтаксиса. Формы слова используются для указания на связь слов,но в своем развитии морфология автономна.

Языки могут иметь сходный синтаксис, на различную морфологию.

В языках с богатой морфологией уже одной её почти достаточно для связи слов. Поэтому роль неморфологических средств незначительна. Порядок слов относительно свободный, значение служебных слов и интонации не велико.

В языках с бедной морфологией роль неморфологических средств связи слов возрастает, порядок слов жёсткий, роль служебных слов и интонации велика.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...