Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОПРОС 32 Принципы классификации словарей. Типы словарей
По содержанию справки: · лингвистические (лексиконы) – дают справочную информацию о единицах языка в различных аспектах. · энциклопедические – содержат информацию не о языковых единицах, а о понятиях и явлениях, ими обозначаемых. По отбору лексики: · тезаурусы – словари, в которых отсутствует принцип отбора; стремящиеся к максимально полному представлению всех слов языка и примеров их употребления в текстах (толковые словари, частотные, переводные словари и т.д.). · частные - словари, в которых присутствует принцип отбора лексики по различным критериям (словари синонимов, антонимов, омонимов, словари сокращений, терминологические и диалектные словари и т.д.). По способу описания единицы: · общие – содержат многоаспектное описание слова (толковые словари). · специальные – раскрывают лишь отдельные аспекты слов или отношений между ними (этимологический, словообразовательный, орфографический, словарь сочетаемости и т.д.). По порядку расположения материала: · алфавитные – информация располагается в алфавитном порядке. · идеографические – информация располагается по тематическому принципу. · ассоциативные – информация располагается по смысловым ассоциациям. По числу языков в словаре: · одноязычные. · двуязычные. · многоязычные. По назначению: · научные – созданы для научных целей (исторические, обратные, грамматические, частотные и т.д.). · учебные – созданы для учебных целей (орфографические, орфоэпические, словарь трудностей и т.д.). · - переводные – созданы для сопоставления и перехода из одной языковой системы в другую (англо-рус, рус-бел и т.д.).
ВОПРОС 33 Грамматическое значение, его отличие от лексического значения. Типы грамматического значения. Морфология и синтаксис как части грамматики Лексическое значение: · соотносит языковую единицу с внеязыковой действительностью, т.к. содержит информацию о каком-либо явлении в совокупности всех его свойств. · имеет меньшую степень обобщения, чем грамматическое значение, т.к. обобщает однотипные явления действительности в единое целое на основании объединения их общих свойств и дает им одно индивидуальное название. · формальными показателями являются корень и словообразовательные аффиксы (основа слова). Грамматическое значение: · является внутриязыковым значением, т.к. содержит информацию об отношениях, связях между языковыми единицами, независимо от наличия этих отношений во внеязыковой действительности. · имеет большую абстрактность и степень обобщения, т.к. формируется на основе не конкретных явлений, а обобщений – лексического значения, далее отвлекаясь от них и распространяясь на целые классы языковых единиц (т.е. представляет собой обобщение обобщений). · формальными показателями являются словоизменительные аффиксы, внутренняя флексия, повторение корня или слова, использование разных корней в одном грамматическом ряду, словесное ударение, служебные и вспомогательные слова, порядок слов, интонация; причем наличие формальных показателей обязательно для существования грамматического значения в каком-либо языке. Типы: · грамматическое значение классов слов – грамматическоезначение предметности, признака предметности, процессуальности, признака процессуальности. · грамматическое значение форм слов – грамматическое значение падежа, рода, числа, степени сравнения, лица, времени, залога, наклонения и др. · грамматическое значение компонентов структуры предложения – грамматическое значение субъекта, предиката, инструмента, адресата и др. · грамматическое значение типов предложения – грамматическое значение утверждения или отрицания наличия обозначаемой ситуации, связи между явлениями или ситуациями и др. Морфология – система правил и средств строения и изменения слов. Синтаксис – система правил и средств построения словосочетаний и предложений. Языковые единицы существуют ради коммуникации, номинация – лишь спутник, условие коммуникации. Слово существует ради высказывания, а значит система правил и средств связи слов в языке обязательна, т.е. обязателен синтаксис. Следовательно, связь слов может быть осуществлена в языке и неморфологическими средствами, а отсюда возможны языки с богатой морфологией, где именно формы слов берут на себя основную нагрузку по выражению связи между словами (рус, бел).Языки с бедной морфологией (англ.) и языки без морфологии (кит.), в которых связь слов осуществляется неморфологическими способами. Морфология, если она есть, находится как бы в услужении у синтаксиса. Формы слова используются для указания на связь слов,но в своем развитии морфология автономна. Языки могут иметь сходный синтаксис, на различную морфологию. В языках с богатой морфологией уже одной её почти достаточно для связи слов. Поэтому роль неморфологических средств незначительна. Порядок слов относительно свободный, значение служебных слов и интонации не велико. В языках с бедной морфологией роль неморфологических средств связи слов возрастает, порядок слов жёсткий, роль служебных слов и интонации велика.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 370. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |