Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Франчайзинг – его сущность, виды и правовое регулирование




Сегодня основная ставка развития экономики России делается на становление малого бизнеса. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Российской Федерации.

Развитию малого бизнеса может послужить его интеграция в производственные сети более мощных экономических систем. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные – лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии.

Одним из приоритетных направлений является разработка организационно-экономическо­го механизма формирования, становления и разви­тия франчайзинговой формы организации бизнеса. Такая необходимость связана с состоянием предпри­нимательской деятельности в стране.

Франчайзинг – система взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, которая заключается в возмездной передаче одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи) товарного знака, технологии и другой коммерческой информации, использование которой будет способствовать росту франчайзи и надежному закреплению на рынке. При этом франчайзер обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивая техническую и консультативную помощи.

Франчайзинг способствует оперативному расши­рению рынка сбыта своей продукции без значитель­ных финансовых вложений, которых у предприятия может просто не быть. Франчайзи, работая под тор­говым знаком франчайзера, тем самым обеспечивают рост прибыли, рекламируя и его, и его продукцию.

Франчайзинговая форма организации бизнеса ак­тивизирует деятельность предпринимателей, а это требует необходимых разработок и обоснования принципов и культуры взаимоотношений, распределе­ния функций управления между партнерами, информационного обеспечения всего процесса совместной деятельности.

Субъектами франчайзинговых отношений являются франчайзинг и франчайзи.

Франчайзер (правообладатель) – организация, которая лицензирует или продает свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему.

Франчайзи (пользователь)– частное лицо, товарищество или компания, которые приобретают у другой организации право использовать на определенной территории ее торговую марку, ноу-хау и производственную систему.

Франчайзинг – это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, система взаимовыгодных партнерских отношений, объединяющая элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства.

Термин «франчайзинг» происходит от французского слова «frachise», что означает «льгота, привилегия, право участия», «концессия». Франчайзинговая форма организации бизнеса про­ста и эффективна. Суть ее состоит в передаче одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, имени (бренда) другому пред­приятию (фрайчайзи) на определенных условиях.

Франчайзинг подразделяют на следующие виды:

- франчайзинг товара (товарный франчайзинг) представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером, под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание;

- производственный франчайзинг, который предполагает, что фирма, владеющая секретом производства и запатентованной технологией изготовления обеспечивает франчайзи сыоьем и передает право на использование своей технологии;

- сервисный франчайзинг распростране в сфере услуг. Франчайзи получает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в косметологии, парикмахерских, бытовых услугах, туристическом бизнесе и образовательной деятельности;

- франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Франчайзер передает франчайзи товарный знак, технологию ведения бизнеса, свои конкурентные преимущества и оказывает поддержку на всем протяжении действия договора. При этом франчайзи полнгостью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы.

Бизнес на условиях франчайзинга – это один из самых оперативных и эффективных способов расширения рынка сбыта продукции, увеличения товарооборота, особенно в условиях, когда из самых решающих факторов в конкурентной борьбе становится наличие развитой торговой сети.

Успех франчайзинга базируется на исполнимости следу­ющих основных принципов:

- постоянное сотрудничество и высокая степень доверия партнеров;

- общие для системы стратегия сбыта и ценовая политика;

- совместное присутствие на рынке;

- оказание поддержки и обмен информацией;

- высокая степень предпринимательской инициативы;

- планирование и прогнозирование развития системы;

- преимущества конкуренции;

- отлаженная система поставок.

Правовое регулирование франчайзинга в Российской Федерации сегодня не регулируется никаким специальным законодательным или нормативным актом, описывающим франчайзинговые отношения.

Наиболее близким к договору франчайзинга в нашем законодательстве является договор коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ). Несмотря на то, что этот договор использую многие российские предприниматели, он во многом не соответствует общепринятой международной практике франчайзинга и франчайзинговых отношений. На содержание договора франчайзинга влияют вид франчайзинга, формы и механизмы построения сети, структура и объем передаваемых прав и т.п. В сложившейся ситуации российских предпринимателям приходится оформлять сотрудничество по франчайзингу с помощью других договоров: простого товарищества, комиссии, поручения, агентских, договоров поставки, возмездного оказания услуг, лицензионных и др. Также возможно использование смешанных договоров, которые сочетают в себе элементы различных договоров.

В соответствии со ст. 1027 ГК РФ по договору коммер­ческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознагражде­ние на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и/или коммер­ческое обозначение правообладателя, на охраняемую ком­мерческую информацию, а также на другие предусмотрен­ные договором объекты исключительных прав — товарный  знак, знак обслуживания и т. д.

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репу­тации и коммерческого опыта правообладателя в опреде­ленном объеме (в частности, с установлением минимального и/или максимального объема использования) с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (про­даже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть организации любой формы собственности, а также граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен только в письменной форме, иначе он считается недействительным (ничтожным). Договор регистрируется по месту регистрации правообладателя, а если правообладателем является иностранное лицо, то договор регистрируется по месту регистрации пользователя - российского резидента.

По договору коммерческой концессии передаются, как правило, на длительный срок права на использование ноу-хау (секреты производства, фирменные технологии) и права на использование объектов промышленной собственности (товарные знаки, промышленные образцы, изобретения). Если предметом договора коммерческой концессии является объект, охраняемый патентным законодательством, то он подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого условия договор считается ничтожным.

Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки.

В числе преимуществ то, что фирма-франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования, экономит средства на маркетинго­вых исследованиях, консультациях и других услугах профессиона­лов; имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов; открывает свое дело с меньшим риском; получает советы и поддерж­ку от своего партнера — крупной фирмы.

Весьма очевидна заинтересованность крупных фирм в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта своей продукции, про­никая на небольшие рынки, и, следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают до­полнительный капитал, устанавливают строгий оперативный конт­роль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором.

К недостаткам франчайзинга относятся: необходимость учета интересов партнера - крупной компании и других держателей ак­ций; необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж, что может поставить держателя лицензии в труд­ные финансовые условия; наличие права у продавца лицензии про­верять финансовую документацию, обязательность придерживать­ся методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерской компании, что может ограничивать возможности маневра; выкуп (по требованию компании партнера) всего необходимого оборудо­вания и материалов может ограничить в действиях держателя ли­цензии.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 653.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...