Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Торговля на аукционах, конкурсах, тендерах. Порядок подготовки и проведения аукциона.




Аукцион (от лат. аuctio – продажа с публичного торга) представляет собой продажу товаров, обладающих индивидуальными свойствами и ценностями, с публичного торга в заранее установленное время и назначенном месте.

Аукционы представляют собой разновидность посреднической деятельности организаций, способствующих обращению товаров. В отличие от биржи аукционы являются не постоянными, а периодически действующими центрами посреднической торговли реальными товарами. Торговля на них ведется методом открытых или закрытых торгов.

В качестве организатора торгов может выступать собственник товара или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником товара или обладателем имущественного права и выступает от их или от своего имени.

Продавцами на аукционе могут выступать предприятия, организации или физические лица, являющиеся владельцами товаров (имущества).

Объектами торгов могут быть предметы личного потребления, имеющие индивидуальные свойства или особенности (антиквариат, высокохудожественные авторские работы и т.п.), пушнина, немытая шерсть, крупный рогатый скот, лошади, табак, чай, рыба и т.д.

В качестве покупателей на аукционах могут быть предприятия, организации или отдельные граждане.

На аукционе продавец назначает стартовую цену товара, которая увеличивается в ходе торгов до своего предельного уровня. На окончательную аукционную цену оказывает влияние сложившийся на данный товар спрос (в том числе в рамках самого аукциона), а также популярность аукциона и реклама представленных на нем товаров.

 Аукционы — коммерческие организации, располагающие необходимыми помещениями, оборудованием и соответствующим персоналом. Чаще всего распространены аукционы, организованные в форме акционерных обществ. Аукционная торговля может осуществляться и организациями, для которых торги не являются основным видом деятельности, однако уставом предусмотрено право на их проведение. Сюда относятся аукционы, проводимые биржами, постоянно действующими выставками, художественными салонами и т д. 

По виду объектов торгов аукционы делятся на аукционы раритетов, на которых продаются, как правило, предметы личного потребления, имеющие индивидуальные свойства или особенности (антиквариат, высокохудожественные авторские работы и т.п.).

Аукцион продавцов и аукцион подрядчиков являются фактически конкурсом по отбору продавцов или подрядчиков, предлагающих наиболее низкую цену при проведении закупок товаров или проведении каких-либо работ.

 По масштабу деятельности аукционы делятся на международные и национальные.

По способу проведения торгов различают следующие типы аукционов:

- английский, при проведении которого аукционист постепенно повышает цену, названную первоначально, пока не будет достигнута наиболее высокая цена, по которой и будет совершена сделка;

- голландский, на котором аукционист устанавливает начальную цену товара на уровне, значительно превышающем ожидаемую цену продажи, а затем постепенно снижает цену лота, пока не получит предложение о покупке партии или единицы товара. В мировой практике такой тип аукциона получил название «вейдлинг». Суть такого способа состоит в следующем: аукционист назначает максимальную цену, которая загорается на циферблате аукционных часов. После выставления стартовой цена товара стрелки часов начинают двигаться в сторону уменьшения. У каждого из присутствующих в зале покупателей есть специальный пульт с кнопкой, позволяющей остановить указатель. Покупатель, первым остановивший часы, получает право выбора и приобретения необходимого количества товара по зафиксированной на часах цене. С этой же цены торги возобновляются и продолжаются до того момента, пока не будет достигнута минимальная цена, установленная для каждого товара;

- аукцион закрытых предложений («втемную»), условиями проведения которого является одновременное предоставление покупателями своих ставок (например, в письменном виде). Товар продается тому, чья цена окажется наибольшей;

- аукцион одновременных предложений, который начинается по сигналу аукциониста, когда покупатели товара одновременно предлагают цену на определенный лот. Продажа производится тому покупателю, который предложил наивысшую цену;

- двойной аукцион, используемый, как правило, при проведении биржевых торгов, которые представляет собой сочетание английского и голландского аукционов.

По форме проведения различают доброволь­ные и принудительные аукционы.

Добровольные аукционы проводятся по инициативе владельцев товаров или имущества с целью наиболее выгодной их продажи.

Принудительные аукционы могут прово­диться государственными организациями с целью прода­жи конфискованных, невостребованных и неоплаченных товаров, заложенного и невыкупленного имущества и т. п., а с учетом технологии проведения — на согласные аукционы (аукционы с повышением цены), аукционы с понижением цены и аукцион «втемную».

По видам проведения торгов различают:

- согласный    аукцион (с повышением цен) на­чинается с объявления минимальной цены, установленной продавцом. К этой цене покупатели делают надбавки (наддачи). Величина надбавки должна быть не ниже минимальной надбавки, установленной в правилах проведения торга. В случае, если очередное повышение цены покупатели не предлагают, то товар считается проданным последнему покупателю, предложившему наивысшую цену. Покупатели при данном способе ведения торгов выражают приобрести товар открыто (с помощью сигнальной таблички), а аукционист называет каждого, кто предлагает более высокую цену. Такой способ ведения аукциона называется гласным;

- «немой» аукцион, при проведении которого после объявления аукционистом минимальной надбавки покупатели дают согласие поднять цену на установленную величину надбавки с помощью условных знаков, а аукционист, объявляя новую цену, не называет покупателя, то такой способ ведения аукциона принято называть негласным или немым. При этом способе торга сохраняется в тайне имя покупателя. Чаще такой порядок аукционного торга применя­ется при продаже предметов искусства и драгоценностей;

- на аукционах с понижением цен снача­ла называется явно завышенная стартовая цена, которая в процессе торгов постепенно понижается до получения со­гласия одного из покупателей на покупку товара. Пониже­ние цены проводится на заранее установленные скидки. Например, в Голландии так проводятся аукционы цветов и декоративных растений, овощей и других скоропортящихся товаров;

- «заочный» аукцион представляет собой рассмотрение заявок, которые подаются в запечатанных конвертах. Таки аукционы, как правило, не требуют затрат на аренду помещения и удобны как для продавца (концентрированный спрос на товары, возможность продажи товаров по самой высокой цене, отсутствие поиска покупателя), так и для покупателя (возможность приобретения нужного ассортимента товаров, обеспечение ориентации конъюнктуры).

По принадлежности к рынку различают товарные аукционы, описанные ранее, финансовые аукционы, практикуемые на валютных и фондовых рынках, инвестиционные, объектами торгов на которых являются различные предложения по принятию участия в инвестиционных проектах.

При организации работы аукциона руководствуются По­ложением об аукционе, утвержденным общим собранием акционеров. Подготовкой и проведением торгов руко­водит аукционный комитет, в состав которого входят: ди­ректор аукциона, коммерсант, эксперт, юрисконсульт, спе­циалист по маркетингу, бухгалтер и аукционист. Каждый из перечисленных членов аукционного комитета выполняет функции, определенные его должностными обязанностями.

Все торгово-технологические операции, совершаемые на аукционах, можно разделить на три этапа:

- подготовительные операции;

- операции, связанные непосредственно с проведением торгов;

- операции, связанные со взаимными расчетами между организаторами и участниками торгов (оформление аукционных сделок).

Основными операциями на первом этапе являются и подготовка аукциона к торгам и подготовка товаров к продаже.

Подготовка аукциона к торгам начинается с анализа предложений, поступающих от владельцев товаров. В предложениях указывают:

- полное наименование товаров,

- дают их краткое описание;

- характеристику потребительских свойств и качества;

- сведения о количестве экземпляров;

- основные реквизиты владельца.

 Полученные предложения анализируются. Затем владельцам товаров направляются приглашения для оформления аукционных соглашений

К операциям по подготовке аукциона к торгам относят­ся также:

- подготовка помещений для хранения и предпро­дажной подготовки товаров;

- определение сроков проведе­ния торгов;

- выпуск и продажа входных билетов;

- изготов­ление сигнальных табличек;

- информационно-рекламная работа.

Одной из операций, связанных с подготовкой товаров к продаже с аукциона, является их экспертиза, которая за­вершается установлением стартовой цены товара. Все ус­ловия аукционной продажи товара фиксируются в аукци­онном соглашении, которое визируется юрисконсультом, экспертом, аукционистом, директором аукциона и вла­дельцем товара. Оно оформляется в двух экземплярах.

Товары, принятые от владельцев, в случае необходимо­сти проходят дополнительную предпродажную подготовку, а затем сортируются в зависимости от качества по парти­ям (лотам). Из каждого лота отбирается образец. Количест­во товаров в лоте зависит от традиций торговли данным видом товара. Каждому лоту присваивается номер, по ко­торому он будет продаваться с аукциона. По завершению сортировки аукцион составляет аукционную ведомость, выпускает каталог с указанием номеров лотов.

Каталоги с указанием начала работы аукциона и правил проведения торга рассылаются традиционным покупателям. Обязательное условие организации аукциона – заблаговременное предоставление покупателям возможности ознакомиться с товарами. Все товары, заявленные для продажи и внесенные в аукционную ведомость, должны быть предварительно выставлены для осмотра с тем, чтобы покупатели могли ознакомиться до аукциона с подлинными экземплярами товаров, так как после продажи товара на аукционе никакие претензии по качеству не принимаются. Исключение оставляют только скрытые дефекты. При продаже продовольственных товаров для покупателей могут быть устроены дегустации.

Аукционы заблаговременно оповещают продавцов (поставщиков) о сроках проведения торга. Для этого до начала аукциона, как правило, за 1,5 – 2 месяца, в прессе помещается рекламные объявления с указанием условий, места и времени проведения торгов, количества и ассортимента. Весьма эффективным средством информирования служат красочно оформленные рекламные щиты и транспаранты, располагаемые в местах проведения аукциона, на территориях торговых предприятий, фасадах зданий, где проводится аукцион. На транспарантах, рекламных афишах указывают режим работы аукциона, дату и время проведения торгов, перечень принимаемых к продаже товаров, имущества и т.д. Наряду с этим может применяться и радио и телевизионная реклама, рассылка брошюр, рекламных листков и т.п.

Важнейшей стадией аукциона является торг, который начинается в заранее определенный день и час. Для его проведения обычно используют специальный аукционный зал. Открывает торги аукционист, который дает краткую характеристику товара, выставленного под первым номером Характеристика товара содержится в информационной карте. В ней указывается полное наименование това­ра характеристика его потребительских свойств и качест­ва, стартовая цена. Назвав начальную цену, аукционист спрашивает: «Кто больше?».

Покупатель, желающий приобрести товар, с помощью сигнальной таблички объявляет цену, превышающую стар­товую.

Аукционист повторяет каждую предложенную покупа­телями цену и называет место, откуда поступило предло­жение о цене. Если очередное повышение цены не предла­гается, аукционист после троекратного повторения вопро­са «Кто больше?» — ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему покупателю, предложив­шему наивысшую цену.

Ассистенты аукциониста помечают, какому покупателю и по какой цене продан соответствующий товар. Аукционист имеет право без объяснения причин снять лот с продажи и через некоторое время выставить его еще раз, если из-за отсутствия интереса к данному товару или сговора покупателей не удается достичь намеченной аукционом продажной цены.

На аукционах с понижением первоначально установленной цены на заранее определенные скидки лот приобретает то, кто первым из покупателей скажет: «Да», а при проведении автоматизированных торгов — первым нажмет электрическую кнопку, останавливающую смену чисел на табло.

После окончания торгов по данному лоту покупатель оформляет аукционную сделку. Для оплаты купленного на аукционе то­вара бухгалтер выписывает товарный чек в двух экземпля­рах, в котором указывает наименование товара, номер ин­формационной карты, номер лота, окончательную аукцион­ную цену, сведения о покупателе, дату продажи. На основа­нии оплаченного товарного чека бухгалтер регистрирует про­дажу товаров в аукционной ведомости для последующего рас­пределения аукционной выручки (разницы между стартовой и продажной ценами) между владельцем товара и организа­торами аукциона.

Порядок распределения аукционной выручки предус­матривается в аукционном соглашении.

Одним из методов размещения (выдачи) заказов на по­ставку товаров и подрядов на выполнение определенных ра­бот является проведение конкурса или тендера (между­народного торга).

Конкурс (тендер) — особая форма выдачи заказов на поставку товаров или подрядов на выполнение работ, которая предполагает привлечение предложений от нескольких по­ставщиков или подрядчиков с целью обеспечения наиболее выгодных коммерческих и других условий сделки для орга­низаторов торгов.

Суть конкурсных торгов кратко можно охарактеризо­вать следующим образом: покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками и после сравне­ния полученных предложений подписывает договор (кон­тракт) с тем продавцом (поставщиком) или подрядчиком, который предложил наиболее выгодные для покупателя (за­казчика) условия.

В современных условиях конкурсные торги являются распространенным способом размещения государственными организациями, а также предприятиями частного сектора заказов на поставку машин, оборудования, военной техники, крупных партий сырья, выполнение научных, проектных и изыскательных работ, сооружение промышленных и соци­альных объектов. Кроме заключения договоров купли-прода­жи и подряда, конкурсы могут применяться при заключении арендных и лизинговых соглашений, осуществлении инвес­тиционных и других проектов.

В нашей стране в период массовой приватизации госу­дарственной собственности конкурсные торги широко при­менялись государственными органами при продаже объектов государственной собственности, имущества и акций в част­ную собственность. В частности, одними из методов приватизации являлись продажа по инвестиционному конкурсу и продажа по коммерческому конкурсу.

При продаже по инвестиционному конкурсу право при­обретения акций по номинальной стоимости получает лицо, предложившее за это право максимальные инвестиции в развитие данного акционерного общества на наиболее благо­приятных для последнего условиях.

При продаже по коммерческому конкурсу право при­обретения акций получает лицо, предложившее за них мак­симальную цену и согласившееся выполнить определенные условия, установленные перед проведением конкурса.

Конкурсные торги подразделяются на внутренние и меж­дународные.

Международные торги (tenders) — способ закупки то­варов, размещения заказов и выдачи подрядов, предпола­гающий привлечение к определенному, заранее установлен­ному сроку предложений от нескольких поставщиков или под­рядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организато­рам торгов (по цене и другим коммерческим и техническим условиям).

Тендеры в современных условиях получили довольно широкое распространение. Они играют важную роль в поиске и отборе контрагентов для заключения сделок на поставку машин и оборудования, строительство объектов «под ключ».

Наиболее часто торги как метод закупок применяются развивающимися странами. На их долю приходится до 80% общего числа проводимых в зарубежных странах тендеров на машины и оборудование.

В большинстве развивающихся стран действующее за­конодательство обязывает импортеров закупать за границей товары (в особенности оборудование), стоимость которых пре­вышает определенную сумму, только через торги.

В зависимости от способа проведения различают торги открытые (публичные) и закрытые (ограниченные или негласные).

К участию в открытых торгах привлекаются все же­лающие фирмы и организации: как местные, так и иност­ранные. Путем открытых торгов в основном размещаются за­казы на стандартное и универсальное оборудование, а так­же на небольшие по объему подрядные работы.

К участию в закрытых торгах приглашаются лишь оп­ределенные фирмы, которым высылаются специальные при­глашения. В основном это престижные, известные в данной области производства фирмы, имеющие большой опыт и хо­рошо технически вооруженные. Через закрытые торги раз­мещаются заказы на уникальное, сложное и специальное оборудование, комплектные изделия и пр.

Организаторы торгов, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, в со­став которых входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации. Председателями тендерных комитетов, как правило, назначаются руководители органи­заций, производящих закупки.

Тендерные комитеты осуществляют всю организационную работу по проведению торгов. Они публикуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, ана­лизируют представленные предложения и выносят решения о победителе конкурсного торга, которому и передается заказ. Условия торгов, как правило, представляют собой отпечатан­ные типографским способом документы, содержащие поря­док представления предложений, рассмотрения их тендерным комитетом и принятия решений о передаче заказов. Они вклю­чают технические и коммерческие условия контрактов, кото­рые будут подписаны между заказчиками и выигравшими торги поставщиками, а также перечни специальных гарантий, кото­рые должны представить участники торгов.

Информация о предстоящих торгах представляется по-разному, в зависимости от вида торгов. При проведении от­крытых торгов в официальных, в основном в правитель­ственных, органах печати (газетах, экономических журна­лах, специальных бюллетенях по торгам) помещаются объявления. В этих объявлениях содержатся лишь основные сведе­ния о торгах, в частности, наименование организации, про­водящей торги, номер торгов, наименование и количество товара или объем работ, на поставку и выполнение которых объявлены торги, порядок и срок представления предложе­ний и др. В объявлении указывается также, где могут быть получены подрядные условия, спецификации, чертежи и другие документы, в которых содержатся все необходимые сведения о торгах. Такие объявления публикуются за один или полтора месяца до дня проведения торгов. Крупные тор­ги объявляются за два-три месяца. Информация в иностран­ных источниках, как правило, дается заблаговременно, что позволяет фирмам-экспортерам своевременно подготовить необходимые предложения.

Иностранные источники не только перепечатывают объявления о торгах из национальных бюллетеней, газет и журналов, но и публикуют информацию, которую они полу­чают от торговых палат стран, проводящих торги, или от своих торговых миссий, представителей или консульства, а также от филиалов или агентских фирм, находящихся в странах, объявляющих торги.

При проведении закрытых торгов порядок информации другой. Извещения о предстоящих торгах получают лишь от­дельные фирмы, которые либо хорошо известны орга­низаторам торгов по ранее выполнявшимся заказам, либо являются широко известными и солидными фирмами в дан­ной отрасли.

К установленному тендерным комитетом сроку закрытия торгов их участники готовят комиссионные, технические и коммерческие предложения. С целью сохранения ком­мерческой тайны участники торгов передают свои предложения в последние минуты перед закрытием торгов. После закры­тия торгов участники не имеют права менять условия своих предложений и обязаны в случае получения заказа выпол­нить его строго в соответствии с представленными предло­жениями.

 Чтобы исключить возможность отказа участников от своих предложений, условия торгов предусматривают обя­занность претендентов предоставлять банковские гарантии серьезности предложений (bid bond) в размере 1—3% общей суммы предложения.

В день закрытия торгов тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений. В присутствии всех учас­тников торгов руководители тендерных комитетов вскрывают пакеты с предложениями, называют фирмы или составы консорциумов, подавших предложения, а также объявляют пред­ложенные участниками цены. Такие торги называются глас­ными.

При проведении негласных торгов тендерные комитеты не производят публичного вскрытия предложений и не объяв­ляют ни состава участников, ни предложенных ими условий. Выбор поставщика и присуждение заказа могут последовать непосредственно после вскрытия и оглашения по­ступивших тендеров в тех случаях, когда речь идет о выборе предложения с самыми низкими ценами при аналогичных других условиях конкурентных предложений.

Размещение заказов через торги дает значительное пре­имущество покупателям. Проведение торгов обостряет кон­куренцию между поставщиками, а в случае участия в них консорциумов поднимает ее на уровень состязания союзов крупнейших компаний. В результате такого обострения кон­курентной борьбы заказы получают компании или консорциумы фирм, нередко пользующиеся экономической под­держкой своих правительств и имеющие возможность при участии в торгах предлагать на свои товары и услуги более низкие цены, обеспечивая тем самым получение прибыли за счет государственного стимулирования экспорта.

Основным документом, регулирующим порядок проведения конкурсов по закупке товаров за счет средств федерального или муниципального бюджетов является Федеральный закон от 21 июля 2005 г № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Для оказания помощи предпринимателям, принимающим участие в государственных и муниципальных закупках, ФАС РФ разработало и разместило на своем сайте «Методическое пособие для предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках» [адрес сайта: http://fas.gov.ru/]. Данное методическое пособие разъясняет порядок подготовки и участие в государственных и муниципальных закупках, а также способы и порядок обжалования неправомерных решений государственных и муниципальных заказчиков; приводит нормативно-правовую базу для государственных и муниципальных закупок.

 

 

Билет № 15










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 535.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...