Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сетевая торговля – ее особенности и перспективы. Развитие торговли в свете нового закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»




 

Создание торговых сетей – один из методов управления торговым капиталом, позволяющим получать экономию от масштаба деятельности в розничной торговле.

Торговая деятельность в сфере потребительского рынка обеспечивает процесс товарного и денежного обращения, формирует и удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах, выявляет объем спроса на потребительские товары и потребности производства.

Мировой опыт показывает, что наилучших практических результатов на рынке можно добиться лишь при высокой степени концентрации торговли и объединения магазинов в единую торгово-коммерческую структуру.

Сетевая торговля получила свое развитие в начале XX века. Американец Франк Вулворт объединил несколько своих магазинов в единую сеть еще в 1912 году. Спустя семь лет уже более тысячи магазинов в США и за рубежом торговали дешевыми товарами под вывеской «Вулворт».

Сеть объединяется не только названием, но и единой концепцией. Как правило, все магазины сети предлагают товар одного уровня и ассортимента, одинаковый сервис. Они имеют централизованную систему управления и снабжения с единой ценовой и рекламной политикой. Поскольку сети создаются в расчете на клиентов определенного социального положения – богатых, среднеобеспеченных, малообеспеченных, - каждая должна соответствовать своему статусу по всем показателям. Для одной сети характерен также единый во всех магазинах дизайн, единая униформа для сотрудников, чтобы покупатель, едва заметив над магазином знакомую вывеску, уже знал, что его там ожидает.

В настоящее время различают три основные формы организации бизнеса в розничной торговле, развивающиеся в результате концентрации и централизации торгового капитала:

- корпоративные сети;

- добровольные сети;

- франчайзинг.

Корпоративные сети имеют одного владельца и единый контролирующий орган, централизованно осуществляют закупки товаров и предлагают схожий ассортимент. Также для них характерны: единая маркетинговая стратегия, создание собственного бренда для покупателей (стиль оформления помещения, дизайн и оборудование торгового зала), разработанная стратегия размещения магазинов, возможности маневрирования финансовыми ресурсами. Главное конкурентное преимущество этой формы – способность достижения ценовых преимуществ над независимыми торговцами путем увеличения объемов продаж и уменьшения размеров наценок.

Созданная на основе единой собственности интегрированная структура может иметь ряд основных форм:

 - единая компания (акционерное общество), в которой одно предприятие является головным, а остальные его филиалы. Головное предприятие выполняет функции центра, непосредственно управляющего всей производственно – хозяйственной деятельностью компании;

- многоуровневая корпорация в виде системы материнского и дочерних предприятий, контрольным пакетом акций которых владеет головная компания. Предприятия формально являются самостоятельными юридическими лицами, но экономически зависят от материнского предприятия;

- холдинговая компания. Холдинг создается для проведения согласованной инвестиционной политики и координации деятельности дочерних предприятий, в которых головная компания имеет собственность от 100 до 51 %.

Добровольные сети представляют собой группу независимых розничных торговцев, организовавших торговое объединение. Объединяться на добровольной основе могут не только отдельные предприятия, но и целые сети магазинов, образуя объединение в форме некоммерческих ассоциаций или союзов.

Франчайзинг используется для интегрирования в торговую сеть независимых предприятий путем заключения ими соответствующих договоров с известной сетевой компанией.

В современном мире в сфере товарного обращения идут процессы концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов в рамках разветвленных сетевых структур. Специалисты выделяют несколько путей концентрации ресурсов, среди которых:

 - горизонтальная интеграция;

 - вертикальная интеграция;

 - диверсификация.

Организационно рост компаний при всех перечисленных формах концентрации осуществляется в результате приобретения (покупки) или создания собственных предприятий, а также слияния и поглощения других компаний.

Мотивами слияния и поглощения в розничной торговле являются возможность более быстрого увеличения рыночной доли, выход на новые рынки, достижение эффекта масштаба, а также устранение конкурентов.

В ходе горизонтальной интеграции происходит объединение нескольких магазинов в рамках одной компании с целью проведения консолидированных закупок товара у поставщиков и сбалансированной ценовой политики. Горизонтальная интеграция – это объединение двух или более однородных по функциональному значению и товарному профилю торговых предприятий, находящихся в одном владении.

При концентрации торгового капитала горизонтальная интеграция как простейшая форма дает возможность средним и мелким предприятиям централизовать общие для их функции закупки товаров, управления запасами и товароснабжения магазинов, обеспечивая повышение их экономической устойчивости и конкурентной борьбе.

Логическим следствием горизонтальной интеграции является вертикальная интеграция, поскольку возрастание суммарного валового товарооборота требует создания распределительного центра и единого звена управления. Вертикальная интеграция – объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей.

В процессе развития товарного обращения формируется определенная система каналов товародвижения, под которыми понимаются устойчивые связи производства с конечным потребителем.

Вертикально интегрированная организация формируется на основе подчинения смежных звеньев товародвижения одному из участников канала, который доминирует в нем, обладая наибольшим экономическим потенциалом. В результате традиционные каналы товародвижения, состоящие из независимых производителей, посредников, продавцов и потребителей, превращаются в единую централизованную управляемую или координированную торгово-сбытовую систему – вертикально интегрированный канал.

Сетевые структуры розничной торговли выполняют следующие логистические функции:

- обеспечивают экономию от масштаба, позволяя нести всем розничным предприятиям, входящим в сеть, более низкий уровень удельных издержек;

- тиражируют успешные розничные технологии, разработанные для отдельных предприятий розничной торговли, приводя таким образом к повышению эффективности деятельности всей сети в целом;

- благодаря созданию систем распределительных центров сокращают длину цепочки поставок от производителя до конечного потребителя и делают ее таким образом более эффективной;

- имеют возможность выстраивать более совершенные логистические системы, нежели отдельные торговые точки;

- постоянно борясь за снижение уровня розничных цен, а, соответственно, и за снижение уровня закупочных цен, торговые сети инициируют процесс снижения общего уровня логистических издержек в цепи поставок.

Современное понятие «торговая сеть» включает совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории и/или находящихся под общим управлением.

В соответствии с определением, представленным в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381 – ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: «Розничная торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации». Законодательно закрепленное понятие розничной торговой сети, хотя и не является полным и исключительным, но позволяет провести классификацию существующих торгов Первый признак классификации – стационарность, т.е прикрепленность или, наоборот, отсутствие прочной связи с земельным участком. По этому признаку торговые сети можно разделить на три группы:

- стационарные торговые сети;

- нестационарные (передвижные) торговые сети;

- электронные торговые сети.

Стационарные торговые сети – это сети, в состав которых входят предприятия стационарной торговли, представленные такими типами, как магазин, гипермаркет, супермаркет, торговый центр и др.

Нестационарная (передвижная) торговая сеть магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые автоматы (вендинг), автомагазины и тому подобное. Основная деятельность таких предприятий розничной торговой сети направлена на оказание услуг по продаже товаров в местах наибольшего скопления людей.

Электронные торговые сети – это абсолютно новый вид торговых сетей, который появился благодаря развитию Интернет-технологий. Особенностью таких сетей является создание под общим руководством интернет-магазинов, магазинов «на диване». Пока еще таких магазинов очень мало, но с течением времени таких электронных сетевых магазинов станет больше. Сейчас в основном электронная коммерция является часто сервисной услугой, которая повышает конкурентоспособность стационарных торговых сетей.

Второй признак классификации - товарно-ассортиментный профиль. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на:

- универсальную, представленную мегамаркетами, гипермаркетами, супермаркетами, универмагами, где реализуются товары всех групп, входящих в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров;

- специализированную на торговле товарной группой («Одежда», «Парфюмерия», «Гастрономия»), товарами одной подгруппы («Детская одежда», «Сыры»), товарами, сгруппированными в потребительские комплексы («Товары для дома», «Товары для молодежи», «Диетические продукты», «Детское питание»);

- смешанную, где в основном реализуются товары повседневного спроса продовольственного и непродовольственного ассортимента.

Третьим признаком классификации можно взять размещение торговых предприятий, входящих в сеть. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на:

- сеть общегородского назначения. В розничной сети общегородского значения в основном должны реализовываться товары редкого, периодического спроса;

- сеть жилых или спальных районов. В сети жилых районов товарный ассортимент в основном должен быть представлен товарами повседневного и периодического спроса.

Четвертый признак классификации - материально-техническая база. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на три группы:

- розничная сеть, расположенная в отдельно стоящих зданиях;

- розничная сеть, встроенная в жилое здание;

- встроенно-пристроенная к жилому или административному зданию;

- пристроенная.

Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:

- реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими затратами;

- обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;

- сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;

- учет принципов современного градостроительства.

Эффективность торговой сети подразделяется на экономическую и социальную эффективность.

Об экономической эффективности можно судить по таким показателям, как:

- общая численность торговых предприятий;

- количество торговых предприятий и торговой площади, приходящихся на 1 тыс. человек; - средний размер торговой площади на один магазин.

Социальная эффективность определяется:

- средним радиусом обслуживания одной торговой точки;

- затратами времени покупателей на ожидание обслуживания;

- показателями завершенности покупки.

Существуют показатели, которые характеризуют количественное развитие и качество торговой сети.

О количественном развитии розничной торговой сети судят в основном по показателю обеспеченности, выражающимся размером торговой площади на 1 тыс. человек, а также по общей численности торговых предприятий и отношении количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли.

Показателями, характеризующие качество розничной торговой сети, являются:

- удельный вес форм и методов продажи;

- культура торговли, которая включает в себя: развитую материально-техническую базу, использование материально-компьютерной технологии, прогрессивный метод обслуживания, предоставление дополнительных услуг покупателям, соблюдение правил торговли, установление удобного для покупателей режима работы, реклама товаров и стимулирование их продаж, профессионализм персонала, уровень нравственного и эстетического развития, формы и способы обращения покупателей;

- наличие фирменных атрибутов: фирменный стиль, знак, цвет и другое);

 - средняя торговая площадь магазина;

 - соотношение торговой и неторговой площади магазина.

Важным условием эффективности функционирования розничной торговой сети является рациональное размещение магазинов на территории города. При размещении магазинов в городах следует учитывать ряд факторов, оказывающих влияние на размещение торговых предприятий.

Основными факторами, которые оказывают влияние на размещение предприятий, образующих торговую сеть, являются:

- градостроительные - величина города, функциональное зонирование территории, численность плотность населения, размещение административных, культурных и спортивных центров и т.п.;

- транспортные - направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта и т.п.;

- социальные - объем доходов населения и покупательского спроса, возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижения высокого уровня обслуживания и т.п.;

- экономические - развитие производства товаров, транспорта, жилищного строительства, социально-культурной сферы рыночных отношений и т.п.

В зависимости от характера продаваемых товаров торговые сети разделяются на:

- продовольственные;

- непродовольственные;

- смешанные.

Основные игроки современного российского рынка розничных торговых сетей классифицируются:

- по типу: глобальные (международные), федеральные, локальные;

- по виду реализуемого ассортимента: универсальные, специализированные и комбинированные магазины;

- по формату торговли;

- по количеству торговых марок в ассортименте: монобрендовая, мультибрендовая;

- по уровню цен.

Статьей 13 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» установлены требования к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети. Им запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, в том числе:

а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

2) навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Билет № 34










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 771.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...