Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация и порядок регулирования хозяйственных связей в торговле




Коммерческая деятельность связана с движением товаров по товаропроводящей сети и его реализацией (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, продажа, оказание сервисных и послепродажных услуг). В процессе осуществления коммерческой деятельности устанавливаются связи между производственными предприятиями, осуществляющими выпуск продукции, и предприятиями по реализации этой продукции конечным потребителям (оптовой и розничной торговли). Эти связи получили название хозяйственных связей.

Хозяйственные связи – это способ взаимодействия между субъектами коммерческой деятельности, которые выражают экономические отношения по поводу обмена ценностями.

Обмен ценностями предполагает наличие двух принципиальных сторон:

- субъекта-поставщика (продавца);

- субъекта-получателя (покупателя).

Обе стороны являются экономически самостоятельными, обособленными хозяйствующими субъектами, которые взаимодействуют на условиях взаимозаинтересованности и взаимовыгоды.

Субъектами хозяйственных связей с обеих сторон могут выступать как предприятия-изготовители, так и коммерческие предприятия, которые обеспечивают движение товарно-материальных ценностей от субъектов-изготовителей к субъектам-потребителям.

По своему отношению к предмету хозяйственных связей различают две категории субъектов:

- располагающих правом собственности на товар: «полным» - в составе всех трех правомочий собственника (владение, распоряжение, пользование), «частичным» - в составе части полномочий;

- не располагающих правом собственности на товар.

Понятие «хозяйственные связи» включает экономические, организационные, коммерческие, правовые, административные и другие отношения, складывающиеся между покупателями и продавцами в процессе товародвижения.

Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции производствен­ного назначения и товаров народного потребления покупателям.

Организация хозяйственных связей предполагает вы­полнение следующих коммерческих функций:

- участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров посредством представления заявок и заказов;

- организация оптовых закупок и продажи;

- работа по заключению хозяйственных договоров;

- контроль за соблюдением договорных обязательств;

- применение экономических санкций;

- участие в работе товар­ных бирж и оптовых ярмарок;

- проверка качества (экспертиза) поставляемых товаров;

- установление рациональных финансовых взаимоотношений;

- рекламно-информационная работа;

- правовое регулирование хозяйственных взаимоотно­шений и применение административно-правовых норм.

Эти функции и их значимость меняются по мере разви­тия рыночных отношений и повышения самостоятельнос­ти и ответственности сторон, вступающих в хозяйствен­ные связи.

Система хозяйственных связей формируется на основе свободно совершаемых актов купли-продажи по инициативе сторон и централизованного распределения видов товаров по квотам и для государственных нужд.

Хозяйственные связи на поставку товаров различают по структуре и числу участников, срокам действия, ведомственному признаку.

Структура хозяйственных связей может быть простой (прямой) и сложной.

Простые (прямые) хозяйственные связи заключаются непосред­ственно между предприятием - изготовителем товаров и розничными торговыми организациями. Они устанавли­ваются при закупке многих продовольственных товаров, особенно скоропортящихся, а также непродовольствен­ных, имеющих несложный ассортимент и крупногабарит­ных. Преимущества прямых хозяйственных связей заключаются в том, что устраняются излишние звенья перевалки товаров, уско­ряется товарооборачиваемость, повышается эффектив­ность воздействия на изготовителя по вопросам обновле­ния ассортимента, повышения качества товаров, сокра­щается время на согласование условий поставки. Эффективность прямых длительных хозяйственных связей, выражающаяся в экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, является результатом целенаправленных усилий коммерческих служб предприятий-изготовителей и потребителей – в соответствии с перспективными планами совместных мероприятий, долгосрочными хозяйственными договорами. Работа производственных объединений и крупных предприятий показывает, что эффективными такие связи могут быть при следующих условиях:

- при взаимной заинтересованности в установлении прямых длительных связей как предприятия-потребителя, так и предприятия-изготовителя;

- ритмичности работы изготовителя;

- качестве поставляемой продукции;

- возможности и готовности удовлетворения поставщиком ассортиментного заказа потребителя;

- наличии у изготовителя резерва производственных мощностей, необходимого для оперативного удовлетворения обоснованных требований потребителя: по количеству, качеству и ассортименту продукции и срокам ее поставки;

- стабильности показателей объемов поставок продукции потребителю;

- при платежеспособности потребителя;

- наличии между предприятиями, заключенных долгосрочный договор поставки, предусматривающего обязательства сторон по эффективному исполнению условий и включающего мероприятия по активному использованию преимуществ прямых длительных связей;

- при наличии творческого духа сотрудничества контрагентов (с привлечением широкого круга служб предприятий: конструкторско-технологических, плановых, финансовых, снабженческих, сбытовых и юридических) по осуществлению мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, снабжения и сбыта, включая, например, совместное финансирование потребителем и поставщиком дополнительных затрат, возникающих при проведении этих мероприятий.

К основным направлениям сотрудничества предприятий, обеспечивающих рост экономической эффективности прямых длительных хозяйственных связей, относятся:

- улучшение ассортимента поставляемой продукции в соответствии с заказами потребителей;

- освоение новых видов продукции, обеспечение стабильности ее качества в соответствии с требованиями заказчиков, подготовка материалов к производственному потреблению;

- обеспечение ритмичности и комплектности снабжения, поставка продукции по согласованным графикам оптимальными партиями;

- применение специализированных видов тары и транспортных средств;

- механизация погрузочно-разгрузочных работ.

Сложная структура хозяйственных связейпредпо­лагает участие в них посредников, число которых может быть различно. Такая структура хозяйственных связей менее эффективна, снижает оперативность управления процессом доведения товаров до потребителя, уменьшает эффективность воздействия на изготовителя по выпуску нужного ассортимента. Она целесообразна при поставках товаров, когда требуется накопление, подсортировка, преобразование ассортимента у посредника.

По срокам действия заключенных договоров разли­чают разовые, краткосрочные (до одного года) и длитель­ные (более года) хозяйственные связи. Если потребность в товарах систематическая, предпочтение следует отдавать прямым длительным хозяйственным связям, они гаран­тируют большую стабильность.

Организация длительных прямых хозяйственных свя­зей позволяет освободить стороны от ежегодного составле­ния договора поставки, так как договор оформляется на несколько лет или может быть пролонгирован; оператив­но корректировать ассортимент и сроки поставки; сокра­щать сроки представления спецификаций и т.д.

По ведомственной принадлежности участников раз­личают межсистемные и внутрисистемные хозяйствен­ные связи.

При межсистемных хозяйственных связях взаимоот­ношения по поставкам устанавливаются между организа­циями различных систем, министерств, ведомств.

Внутрисистемными хозяйственными связями назы­ваются договорные отношения между организациями од­ной системы, например потребительской кооперации.

Новые условия хозяйствования в условиях развития рыночных отношений потребовали значительного расширения самостоятель­ности и равноправия партнеров по договору, устранения излишней регламентации, повышения роли хозяйственного договора, перехо­да от административно-командных методов управления к экономи­ческим, от централизованного распределения ресурсов к свободной продаже товаров.

В настоящее время основным нормативно-правовым докумен­том для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), в котором излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, порядок разрешения преддоговорных споров, порядок изменения и расторжения договора, порядок обеспечения исполнения договорных обязательств и т.д.

Вместе с тем следует признать, что государство должно оставить за собой определенные регулирующие функции через систему зако­нодательства, требований к качеству товаров и услуг, ограничения монополистической деятельности, установления налогов и налого­вых льгот, тарифов и др., т.е. рыночная экономика должна быть обоснованно регулируемой.

 

Билет № 16










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 509.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...