Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Методы изучения общественного мнения и способы представления его в СМИ.
Учитывая то, что общественное мнение меняется и на него можно повлиять, отслеживание его состояния и направленности постоянно находится в поле зрения работников сферы паблик рилейшнз (связей с общественностью). В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости доставать такую информацию в коммерческих организациях, проводящих социологические исследования. В России, например, этим профессионально занимаются Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), российский интернет-ресурс "Публичная библиотека", ведущий мониторинг более 600 источников периодической печати, исследовательский холдинг РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка), Фонд "Общественное мнение".4 метода: опрос, наблюдение, МАД (метод анализа документов), эксперимент. Все они подразделяются на качественные и количественные.1. Опрос: Специфика опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных явлений. С его помощью собирается 90% социологической информации. Бывает нескольких видов:
1.1.Анкетирование. При этом методе анкеты выдаются респондентам, которые сами их заполняют. Плюс: оперативность и экономическая эффективность метода.
Минус: низкое качество заполнения анкет. Высокая вероятность неличного мнения.
1.2.Интервью – целенаправленная беседа. Плюсы: высокое качество заполнения анкет, т.к. интервьюер общается один на один с респондентом. Минус: неоперативность и высокая стоимость, невозможность использования в краткосрочных массовых опросах.
1.3. Фокус – группа – это беседа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставленную ученым тему в специально отведенном помещении.
Ведущий (модератор) беседует одновременно с группой респондентов (8-12 человек). Беседа длится 1,5-2 часа, записывается одновременно на аудио и видеопленку.
1.4.Телефонный опрос. Плюсы: оперативность и экономическая эффективность метода. Минусы: тел.опрос не предполагает большого кол-ва вопросов в анкете, т.к. возрастает число прерванных интервью. Неискренность ответов
1.5.Почтовый опрос. Анкеты рассылаются по домашним адресам с помощью выборки. Плюс: экономическая эффективность, позволяет реализовать сколь угодно большой объем анкеты. Минус: крайне низкий процент возврата анкет.
2. Наблюдение - метод, основанный на непосредственном восприятии событий.
Виды наблюдений:-включенное - с участием наблюдателя. Например, стал работать на предприятии, или присоединился к рядам забастовщиков, чтобы наблюдать ситуацию «изнутри».-невключенное – исследователь просто наблюдает за событиями и не вмешивается в ход процесса..
3. По форме взаимоотношений ученого с наблюдаемыми бывает:
-скрытое – участники не догадываются о присутствии наблюдателя. -открытое – исследователь сообщает участникам свое намерение.
Плюсы метода: -высокая объективность исследования; возможность учета окружающей ситуации; Минусы: - при открытом наблюдении поведение наблюдаемого может отличаться от естественного («эффект наблюдения»).
3. Эксперимент – получение информации о предмете в результате воздействия на него определенных и контролируемых действий. - Лабораторные – моделирование деятельности индивида в специально созданных условиях. - Полевые (натурные) – проходит в естественных условиях.
4.Анализ документов. Документ в СЖ – это не только бумаги с подписью и печатью, но и любая информация, фиксированная в рукописном или печатном тексте, на цифровых носителях, фото или видео. Этот метод дает информацию о событиях, которые проходили ранее.
Различают качественный и количественный методы анализа документов. - Качественный (традиционный) анализ документов – включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Изучение смысла, содержания текста. - Контент-анализ – количественный метод анализа текстов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Как и любой другой социологический метод, КА используется не сам по себе, а в составе крупного исследовательского проекта, под который составлена научная программа.
49. Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления стилистических свойств. 1.формирование лексики русского языка А) исконно русская - слова, которые вошли в первоначальный словарный состав или были образованы впоследствии, но с использованием лексического материала данного языка Б) заимствованная – является одним из способов развития лексической системы русского языка. Это слова, которые пришли в русский язык из других языков 2. лексика русского языка с точки зрения сферы употребления А) общеупотребительная – лексическое ядро всей русской лексики. Без нее невозможно общение. Ее составляют стилистически нейтральные общепонятные слова. Б) диалектная – те слова, которые присущи местным говорам. В) профессиональная Г) жаргонная 3. лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса А) устаревшие слова Б) неологизмы 4. стилистическая дифференциация лексики А) межстилевая лексика Б)лексика книжных стилей В) разговорный стиль Совокупность лексически неделимых, целостных по значению, воспроизводимых в виде готовых речевых единиц сочетаний слов называется фразеологией. Фразеологизмы можно разделить на группы с точки зрения происхождения и традиции использования: выражения из разговорно-бытовой речи: заговаривать зубы, потерять голову. Выражения из профессиональных сфер употребления, из арго: без сучка, без задоринки - из речи столяров; втирать очки, карта бита - из арго картежников; Выражения из книжно-литературной речи: а) термины и обороты из научного обихода: центр тяжести, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости. б) выражения из произведений художественной литературы и публицистики: "живой труп" (Л. Толстой); "Дело пахнет керосином" (М. Кольцов). Фразеологические обороты широко используются в различных стилях речи. В художественной литературе, в публицистике, в разговорной речи употребление фразеологизмов связано с их выразительными возможностями. Образность, экспрессия, характерная для значительной части фразеологических оборотов, помогают избежать шаблонности, сухости, безликости в речевом общении. При этом фразеологизмы книжного характера обладают "повышенной" экспрессивно-стилистической окраской, их употребление придает речи торжественность, поэтичность, книжность. Для фразеологизмов разговорно-бытового плана характерна "сниженная" экспрессивно-стилистическая окраска, позволяющая выразить иронию, фамильярность, презрение и т. п. Необходимо учитывать особо сниженный характер фразеологических оборотов, находящихся на периферии литературного языка, просторечных фразеологизмов (с жиру беситься, раз плюнуть, лаптем щи хлебать) и грубо-просторечных (ни кожи, ни рожи, показать кузькину мать, метать икру). Эти специфические свойства фразеологических оборотов особенно ярко видны при сравнении с общеупотребительными лексическими синонимами. Сравните: погибнуть - сложить голову - сломать себе шею, обманывать - вводить в заблуждение - водить за нос. Во всех стилях речи широко используются и межстилевые фразеологические обороты с "нулевой" окраской, такие, как со дня на день, тайное голосование, сойти с ума.
50. Функционирование морфологических форм речи. Морфология – это средства и правила образования слов, функционирующая система данных форм с присущими им грамматическими категориями. Форма слова – морфологическая разновидность слова, которая при склонении или спряжении сохраняет его лексическое значение, но приобретает новое грамматическое значение. Для морфологии ПС характерно: 1.Значение настоящего времени, которое называется настоящим репортажным. Оно передает действие как бы совершающимся на глазах. Это действие автора речи и определяет не столько само действие, сколько его признак, качество (над полигоном клубится низкий туман) 2.Ближайшее прошедшее время (Петров забивает гол!) 3.Ближайшее будущее (через месяц открывается театральный сезон) 4.Адъективированные причастия с приставкой не- (неуклонный, неиссякаемый) 5.Собирательность имен существительных (как помочь конструктору) 6.Формы множественного числа существительных приобретают значение обобщенной совокупности (наши матери) 7.Формы превосходной степени (жесточайший контроль) 8.Использование прилагательных-колоративов не для обозначения цвета, а для выражения авторской позиции 9.Субстантивация и оценочное использование числительных, прилагательных, причастий (претворяя в жизнь задуманное) Научный стиль:Отвлеченность и обобщенность НР проявляется в особенностях функционирования различных грамматических единиц, в частности морфологических. Глагол широко используется в настоящем вневременном с качественным признаковым значением (земля вращается). Настоящее регистрирующее и настоящее обобщающей констатации. Такое же значение отвлеченности и обобщенности наблюдается при использовании форм прошедшего и будущего времени (при образовании формы….получим). Широко употребляется формы несовершенного вида, как сравнительно более отвлеченные по значению, чем формы совершенного вида. Характерно употребление форм 3 лица и местоимений «он», «она», «оно». Помимо известного, так называемого авторского «мы», часто встречается инклюзивное «мы» (мы обозначим, мы докажем). Замена личной конструкции на безличную или инфинитивную (можно обозначить, можно исключить). С ослабленным грамматическим значением выступает и категория числа имен существительных, т.к. отвлеченные понятия не совместимы с идеей числа. Единственное число существительных, обозначающих считаемые предметы, в НР выражают обобщенное понятие либо неделимую совокупность и целостность. Использование несвойственных русскому языку в других сферах общения формы множественного числа от абстрактных и вещественных существительных (теплОты, стоимости, глины и т.д.). Повышенное употребление слов среднего рода. Это существительные с абстрактным значением. Употребление кратких прилагательных, которые используются для выражения постоянного свойства предмета. Использование глаголов-состояния, специализация местоимений и использование их в качестве средства связи (данный, известный), широкое использование родительных падежей. ОДС: 1.Безличность 2.Нанизывание падежей, которое способствует экономии языковых средств, компактности речи 3.Использование специальных сочинительных союзов с высокой частотностью Разговорный стиль: 1.Особое соотношение частей речи (на тысячу слов-существительных встречается 130-140 прилагательных) 2.Не употребляются причастия и деепричастия, не свойственны краткие формы 3.для РР – Им.п. и В.п. 4.Активное использование местоимений (на тысячу слов их приходится около 180), приблизительность – это, это самое 5. В РР на протяжении микротемы возможны смены времени. 6.Настоящее и прошедшее время может употребляться в значении будущего, а настоящее и будущее – в значении прошедшего. 7.Широкое использование частиц и междометий. Художественному стилю присущи особые морфологические приметы. Прежде всего это касается количественной характеристики частей речи.
71. Основные типологические модели зарубежной прессы, теле- и радиовещания.
КоммерческоеТВ:США. Общественное ТВ: Западная Европа (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды),Япония,Австралия,Индия,Канада. ГосударственноеТВ: бывшие страны социализма. В Китае в первой половине 90-х 5-я часть СМИ принадлежала партии. Например, «Женминь Жибао». RAI – итальянский государственный канал. В прессе практически отсутствуют государственной модели. В США гос. модели нет совсем, корме «Голос Америки» (вещает за рубежом). На Западе гос.модель считается нарушением демократии. Экономика государственного телевидения – в отличие от коммерческого и общественного – не находится в прямой экономической зависимости от массовой аудитории, поскольку она финансируется централизованно и планово из государственного бюджета. Общественная модель. Альтернатива государственной и коммерческой – в гос-х с демократической основой. BBC, PBS,(Америка) – много общ. Программ, детских, познавательных (улица Сезам). Осн. источник дохода – абонентская плата. В германии ЦДФ и АРД. В отличие от коммерческого ТВ, финансируемого только за счет рекламы, общественное телевидение часто финансируется самими зрителями, которые вносят в бюджет общественных телекомпаний абонентскую плату. Исторически абонентская плата рассматривалась в большинстве стран Западной Европы как основной источник финансирования общественного ТВ. Коммерческая модель. Самая распространенная на Западе. Общенациональные сети эфирного телевидения – NBC (Эн-би-си, National Broadcasting Company, создана в 1926 году), CBS (Си-би-эс – Columbia Broadcasting System, 1927), ABC (Эй-би-си – American Broadcasting System, 1943), Fox («Фокс», получившая статус национальной сети в 1986–1987 гг.) – находятся в частной собственности, их программы принимаются зрителями бесплатно. В основе экономики сетей лежит продажа рекламы, хотя сети ведут и другие коммерческие операции на телерынке: производят и продают телепрограммы, реализуют аудио- и видеокассеты, торгуют авторскими правами на свои программы. Радио в основном специализированное (новости или музыка). Тоже три модели. Транснациональное ТВ – по охвату терр. самое крупное CNN, по ауд. MTV.
Ролевая структура редакции
Различают несколько видов ролевой структуры. Первый – формальная ролевая структура. Она соответствует штатному расписанию редакции. Предусмотренные им должности, связанные с выполнением определенных обязанностей, обусловливают и определенные роли занимающих их лиц, характер их служебных отношений, зависящих во многом от того, кем руководит или кому подчиняется тот или иной сотрудник. Каждый штатный работник редакции, занимая определенное место в ее формальной ролевой структуре, должен ясно представлять себе свои обязанности. Если какие-либо элементы формальной ролевой структуры редакции бездействуют (например, в редакции есть вакантные должности), это отрицательно сказывается на работе всего коллектива, приводит к перегрузке сотрудников. Формальная ролевая структура редакционного коллектива, поскольку она связана со штатным расписанием, – одна из наиболее устойчивых форм его структурирования. Но при необходимости в нее вносят изменения – пересматривают штатное расписание, вводят новые должности, перемещают сотрудников из одного подразделения в другое. Но сотрудники редакции поддерживают между собой не только официальные отношения, связанные с должностями, которые они занимают. Между ними возникает множество связей – дружеских, по творческим интересам и др. В процессе личных контактов, в ходе совместной работы в коллективе возникают определенные отношения, не всегда совпадающие со служебными отношениями, обусловленными формальной ролевой структурой редакции. Все больший авторитет получают самые способные, опытные, инициативные работники, готовые помочь товарищу. При этом не исключено возникновение служебных, психологических конфликтов. Так проявляется вторая – неформальная ролевая структура. Стремясь создать хорошо сработавшийся его руководители должны установить оптимальное соотношение между обеими сторонами ролевой структуры. Изучать своих людей, выдвигать вперед самых авторитетных, способных, умелых работников, поручать им самые сложные задания, поощрять их и выдвигать на более ответственные и вышеоплачиваемые должности. Таким образом, обе стороны ролевой структуры редакции взаимосвязаны и, влияя друг на друга, приводят к качественному улучшению ее состава.
|