Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). Ядерное соперничество между Индией и Пакистаном.




Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, СААРК (SouthAsianAssociationforRegionalCooperation ) — торгово-экономический союз стран Южной Азии.1985 г. Индия категорически отвергла идею превращения СААРК в военно-политическую организацию, добилась согласия соседних стран на то, чтобы СААРК занималась исключительно вопросами экономического, технического и культурного сотрудничества, технического и научного (основная цель-ускорение развития в этих областях). Первичная цель - продвинуть благосостояние народов Южной Азии, улучшать их качество жизни. В конечном итоге, стать противовесом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Европейскому союзу.решения будут считаться принятыми лишь при условии согласия всех сторон. Штаб-квартира находится в Катманду. Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка и Афганистан. Афганистан принят последним в 2005г. Страны-наблюдатели: Япония, Китай, Южная Корея, США и Европейский союз.в январе 2004 года подписали Договор о создании Южно-азиатской свободной торговой зоны, и с 2006 года должны начать снижать таможенные пошлины, ликвидировать таможенные барьеры и создать Южно-Азиатскую зону свободной торговли. Неформальные встречи и дискуссии лидеров стран-участниц - эффективный механизм взаимодействия.

Важной особенностью данной организации является то, что определяющим фактором ее деятельности было состояние отношений между Индией и Пакистаном, несмотря на то, что в нее входило семь стран-участниц. Это можно объяснить тем, что Индия и Пакистан являются лидерами в данном регионе, крупнейшими странами, определяющими атмосферу, в то время как остальные страны не имеют ни экономической, ни политической значимости, ни влияния. Важно отметить, что взаимодействие между Индией и Пакистаном в рамках организации регионального сотрудничества находится на зачаточном уровне и за все годы не смогло привнести в их двусторонние отношения какие-либо перемены. Одна из основных проблем индийско-пакистанских отношений - развитие ядерных программ в обоих государствах.

Проведение Индией в мае 1974 г. взрыва ядерного устройства в Покхране (штат Раджастхан) - по заверениям индийского правительства, в мирных целях. Правительство же Пакистана решило начать осуществление ядерной программы в 1972 г.Обе страны не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия.

       Долгое время лидеры двух стран категорически отвергали наличие у них ядерного оружия. Именно это обстоятельство позволило Пакистану назвать «абсурдным» индийское предложение от 1995 г. о неприменении первыми ядерного оружия, предусматривавшее отказ от нанесения ударов по крупным населенным пунктам и важнейшим промышленным целям.

Испытание трех ядерных устройств в Индии 11 мая 1998 г. (а затем еще двух - 13 мая) привлекло внимание всей мировой общественности к Южной Азии. Известие об испытаниях было встречено в Индии с ликованием, тогда как народы и страны всего мира высказали свою глубокую озабоченность. Она еще болееусилилась, когда испытания ядерных устройств осуществил Пакистан. 26 мая Пакистан взорвал пять ядерных устройств, а 30 мая - еще одно.

Индия использует ЯО для достижения нескольких целей: для получения статуса великой державы и членства в СБ ООН; как ср-во стратег. сдерживания Пакистана и КНР; как ср-во сдерживание влияния США в зоне Индийского океана и как ср-во обеспечения своей гегемонии в Южной Азии. Для этого ей необходимо: продолжать удерживать территории на индийско-пакистанской и индийско-китайской границе, которые сейчас ею контролируются; контролировать своих слабых соседей (Непал, Бангладеш, Шри-Ланка) и обеспеч. полн. превосх-во Индии на п-ове Индостан; усил. контроль за Индийским океаном. Обладание Пакистаном ядерным оружием призвано решать противоположные задачи: удержать Индию от войны против Пакистана; сбалансировать превосходство Индии в обычных вооружениях; повысить международный статус Пакистана и статус Пакистана в исламском мире. Пакистанское руководство полагало и полагает, что обладание ЯО позволит стране занять более видное место в мире. Пакистан не рвется в клуб великих держав.

Ожидаемые последствия:

· Вероятность ядерного конфликта между Индией и Пакистаном мала. Военно-экономический потенциал Индии значительно больше, однако Пакистан, “загнанный в угол”, может применить ЯО- сдерживающий фактор для Индии.

· Пакистан является союзником США по антитеррористической кампании, и наличие американских войск на военных базах Пакистана -щит на случай удара по объектам Пакистана.

· Отсутствие средств предупреждения о ракетном нападении – слабое место – как Индии, так и Пакистана-> ракетно-ядерная война для обоих государств начнется внезапно. Нет средств противоракетной обороны.

· количество боезарядов у сторон ограниченное, а у средств доставки – пока незначительная дальность полета, применение ОМУ примет характер “ядерной войны на театре военных действий”. Для Пакистана такая война закончится катастрофой.

· нет региональных механизмов обеспечения безопасности. ->нарастание конфликтного потенциала.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...