Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: «Сбор информации для журналистского текста»




Вопросы для обсуждения:

1. Сбор информации: понятие «информационного толчка». Последовательность выбора жизненного материала, предназначенного для опубликования.

2. Приемы и методы сбора информации: приемы «маски» и «скрытой камеры» в работе современного журналиста (технологический и этический аспекты проблемы); анкетирование и опрос как методы работы журналиста-аналитика, сбор информации как сюжет.

3. Журналистское расследование. Обращение к конкретным участникам события, интересующего журналиста-расследователя, лицам из правоохранительных структур, иных организаций, занимающихся данными событиями, вторичное исследование источников по данному вопросу, работа с первоисточниками.

Конспекты:

Методы сбора информации:

· наблюдение (включенное и невключенное)

· работа с документами (традиционный анализ и контент-анализ)

· работа в библиотеке (в том числе реферативные издания)

· работа с архивами

· личный архив журналиста

1. Мельник С.Г., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб, 2004, С. 23-31, 56-62.

2. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. - М., 2002, С.262-330.

3. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 2003, С. 159-169.

 

Задания:

1.Определите по текстам публикаций, каким источникам информации отдается предпочтение, каковы форма и стиль общения с читателем (устный доклад по 1 минуте на каждое выступление):

Материал газет: Речь, Голос Череповца, Курьер, Известия, Труд, Комсомольская правда, Московский комсомолец, Аргументы и факты, Российская газета, Газета, Новая газета, Версия, Собеседник, Мегаполис,   Ведомости, Коммерсантъ, Газета.ру, Лента.ру и др.

2. Приведите дополнительные аргументы, подкрепляющие рассуждения автора, использовав опубликованную колонку комментатора (текст приложить к письменным аргументам).

3. Предложите новый вариант лида (или сопроводительного редакционного комментария) к тексту опубликованной статьи (текст на выбор ).

 

4. Разработайте и представьте развернутый план сбора информации по актуальной теме, предварительно согласовав тему с преподавателем и  обосновав ее выбор. Представьте Вашу концепцию построения статьи и предложите в схематичном виде последовательность шагов для реализации  оригинального видения темы.

 

Литература:

1. Мельник С.Г., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб, 2004.

2. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. - М., 2002.

3. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 2003.

4. Основные понятия теории журналистики. – М., 1993.

5. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблема измерения. – М., 1979.

6. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2003.

7. Лубкович И.М. Местная печать: проблема повышения эффективности. – Львов, 1989.

8. Мельник Г.С. Mass media: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.

9. Проблемы эффективности журналистики. – М., 1990.

10. Прохоров Е.П. Проблема эффективности журналистской деятельности. – М., 1987.

11. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества.- М.: Изд-во МГУ, 2002.

12. Рощин С.К. Психология и журналистика. – М., 1989.

13. Бухарцев Р. Творческий потенциал журналиста. – М., 1985.

14. Галин А. Личность и творчество. – Новосибирск, 1990.

15. Горохов В. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.

16. Кольцов М. Писатель в газете. – М., 1961.

17. Маслова Н. Путевые заметки как жанровая форма. – М., 1977.

18. Прохоров Е. Искусство публициста. – М., 1984.

19. Стюфляева М. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982.

20. Тертычный А. Психология публицистического убеждения. – М., 1989.

21. Тертычный А. Жанры газеты. – М., 2002.

22. Ученова В. Творческие горизонты журналистики. К характеристике профессиональных методов. – М., 1976.

 

Занятие №5

Тема: «Журналистский текст. Заголовочный комплекс»

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности журналистского произведения. Влияние типоформирующих характеристик издания на журналистский текст. Композиция журналистского произведения.

2.Функции заголовка в современной прессе (первенство коммуникативной функции, усиление рекламной функции, новое наполнение информативной функции).

3. Заголовочный комплекс: его элементы, современные приемы использования. Эффект проведения читателя по разным ступеням смысла, постепенность включения в текст. Подзаголовок как уточнение концепции, как пояснение и как дополнительная интрига. Возможности включения в заголовочный комплекс лида – первого абзаца.

 

Задание:

I. Работа с периодическими изданиями:

1. Сопоставьте рубрики и надзаголовки («оттяжки») в двух изданиях молодежной прессы.

2. Рассмотрите и прокомментируйте варианты заголовочных комплексов одного из общенациональных российских изданий.

II. Работа над статьей:

Тема для статьи выбирается каждым студентом самостоятельно, темы не повторяются,. Объем статьи - 3 печатных страницы (кегль 12, интервал 1,5).  Для полного освещения проблемы необходим сбор и анализ эмпирических данных: СМИ (общенациональные и городские), Интернет, социологический опрос, комментарий эксперта, наблюдение, интервью и т.д.

III. Рецензия:

Напишите рецензию на одну из статей, освещающих проблемы журналистики, журналистского образования и т.д. Объем текста – не более 1 печатной страницы (кегль 12, интервал 1).

Литература:

1. Мельник С.Г., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2004

2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

3. Горохов В. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.

4. Стюфляева М. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982.

5. Бессонов А. Газетный заголовок. — Л., 1958.

6. Блисковский З. Муки заголовка. — М., 1981.

7. Воскобойников Я., Юрьев В. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. — М., 1993.

8. Костомаров В. Из наблюдений за языком газет: газетные заголовки. — М., 1965.

9. Лазарева Э. Заголовок в газете. — Свердловск, 1989.

10. Шостак Г. Коммуникативные тактики в создании заголовков (на материале современных британских газет) // Журналистика 2003. — М., 2004.

11. Кольцов М. Писатель в газете. – М., 1961.

12. Маслова Н. Путевые заметки как жанровая форма. – М., 1977.

13. Прохоров Е. Искусство публициста. – М., 1984.

14. Стюфляева М. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982.

15. Тертычный А. Психология публицистического убеждения. – М., 1989.

16. Тертычный А. Жанры газеты. – М., 2002.

17. Ученова В. Творческие горизонты журналистики. К характеристике профессиональных методов. – М., 1976.

 

На занятие принести свежие номера газет: местных, общенациональных, региональных; рекламные издания. Каждый студент должен иметь не менее 3 видов изданий

Занятие №6










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 720.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...