Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: «Журналистика как средство информации»




 

Вопросы для обсуждения:

1. Множественность значений термина «информация» при его использовании в разных ситуациях журналистской практики. Что называется информацией в номере газеты?

2. Специфика «массовой» информации. Ее связь с информацией специальной и личной. Какую информацию по преимуществу несет номер газеты? Возможна ли в СМИ только массовая информация?

3. Проблема информационной насыщенности и, в зависимости от нее, информативности. Каковы условия и факторы информативности? Проблема прагматической адекватности как центральная при анализе на «информативность».

4. Журналистика – массовая информация – управление. Проблема дезинформации. Принципиальное значение фактора «информированности целевой аудитории».

5. Проблемы информационного пространства. Формирование единого информационного пространства региона, страны, мира. Информационное пространство – «информационные поля» различных СМИ, «информационная среда» личности (группы, слоя общества). Обеспечение целостности при различных состояниях системы СМИ и разнообразии медиа-акторов.

 

Задания:

1. Проанализируйте и прокомментируйте  определение информации, данное А. Молем: «Информация и ее количество есть мера сложности структур, степень непредсказуемости, новизны смыслов, предлагаемых для объекта восприятия. Мерой информации является, таким образом, оригинальность группировок символов передаваемого текста, то есть противоположность банальности сообщения. Банальное сообщение поэтому всегда предсказуемо».

 

2. Объясните схему В.Н. Переверзева (Принципы логической теории коммуникации):

 

 

3. Прокомментируйте понятие прогнозирования, предложенное Ст. Янковским: «Прогнозирование – имитация получения новой информации на основе информации поступающей в текущий момент и ее сопоставления с совокупностью информации поступившей ранее». Приведите примеры прогнозирования современной прессы ( публикации последней недели). Как структурно может строиться прогноз?

Литература:

1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003 (глава 3.)

2. Сидоров В.А. Прогноз в журналистике: Учебное пособие.- СПб.: СПбГУ, 2001.

3. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2002, С. 73-86.

4. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М., 2004. С. 158-159.

5. Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2003 (параграф 1, 2).

6. Янковский С. Концепции общей теории информации.

7. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста (глава 1, 2)

8. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. М., 2002 (источники информации).

9. Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. – Киев, 1988.

10. Афанасьев В.Г. Социальная информация. – М., 1994.

11. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в современном обществе. – СПб., 2001.

12. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация – поведение – творчество. – М., 1991.

13. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. – Краснодар, 1996.

14. Зыков В.В. Основы информационной культуры. – Тюмень, 1999.

15. Коган В.З. Теория информационного взаимодействия. – Новосибирск, 1991.

16. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997.

17. Копыленко А.Л. Власть информации. – Киев, 1991.

18. Коренной. Информация и коммуникация. – Киев, 1986.

19. Костюк В.Н. Информационные процессы и постиндустриальном обществе // Общественные науки и современность. – 1996.

20. Мучник Б.С. Человек и текст. – М., 1986.

21. Нисневич Ю.А. Информация и власть. – М., 2000.

22. Столяров Ю.Н. Сущность информации. – М., 2000.

23. Сухих С.А., Земская В.В. Прагмалингвистическое моделирование коммуникативного процесса. – Краснодар, 1998.

24. Текст: структура и функционирование. – Барнаул, 1994.

25. Гитис А.Х. Толковый словарь информационных терминов. – М., 1995.

 

 

Занятие №3

Тема: «Новость»

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что влияет на отбор и трансляцию фактов в журналистике?

2. Как соотносятся сенсационное и значимое в новости?

3. Когда применяют и как оформляют «жесткую» новость?

4. Как используются ссылки в краткой новости?

5. Каковы правила цитирования в кратких новостях?

6. С какой целью и как приводятся масштаб и время события?

7. Какими способами достигается наглядность новости?

 

 Задания:

1.      Подберите краткие сообщения в форме «жесткой» новости с разными заходами («кто», «что», «где», «когда»).

2. Приведите три примера употребления захода «как» (из спортивной прессы, светской хроники, хроники катастроф).

3. Приведите примеры употребления прямой ссылки на источник, сопоставительных ссылок, косвенной ссылки.

4. Как вы понимаете определения:

a. «информация – это не случайно, а определенным образом подобранные факты, это – система фактов в системе агитационно - пропагандистской деятельности газеты. Таким образом, информация выступает прежде всего как категория политическая» .(Пельт В.Д. Информация в газете. М., 1980, С. 7).

b. «новость – это отражение социальных условий, а отчет о том, что навязчиво лезет в глаза» (Уолтер Липпман).

c. «всякая новость имеет природу. Это специальный продукт, отражающий попытку осознать, что происходит в обществе, и это – организационный продукт, отражающий то, как СМИ решили с ним поступить» (Бернард Рошко).

5. Объясните схему:

1.мировоззрение

2. миросозерцание

3.историческое сознание

4.общественное мнение

 

*Прохоров В. Введение в основы журналистики. М., 1974. С. 53.

 

6.  Объясните, как вы понимаете слова русского мыслителя А.С. Хомякова: «Мы отложили работу о совершенствовании всего своего, ибо в нас внушали любовь и уважение только к чужому, и это стоит нам нравственного уничижения. Родной язык не уважен; древний наш прямодушный нрав часто заменяется ухищрением; крепость тела изнеживается; новость стала душой нашей; переимчивость овладела нами…» (учитывайте, что «новость» - в обыденном значении греческого слова имеет «анекдотическую» основу).

 

7. Проанализируйте новостной выпуск:

Параметры:

a. - время выпуска, продолжительность (лучше анализировать стандартный выпуск, не итоговый (субботний или воскресный))

b. - композиция выпуска (подробно, какие события  в акой последовательности освещались)

c. - соотношение подачи информации через видео и аудео -ряды

d. - особенности выпуска

· Материал для анализа:

- центральный телеканал (ОРТ, НТВ, Россия)

- региональный или городской телеканал (Провинция, 12 канал, Вологодское телевидение)

- центральная радиостанция (Маяк, Радио России и др.)

- региональное и городское радио («Радио Череповца» Радио «Трансмит»  и др.)

- любая центральная газета (Независимая газета, Известия, Газета и др.)

- городская газета (Речь, Курьер, Голос Череповца и др.)

 

Каждый из участников семинара выполняет задание самостоятельно в письменном виде. Предварительно  участники семинара договариваются о том, какой именно источник будет взят каждым для анализа. Газеты представить на занятии.

 

Литература:

1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003 – глава 3 («Как теряется новость»).

2. Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2003 (параграф 1, 2).

3. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М., 2004. (параграф – жанры новостной информации)

4. Пельт В.Д. Информация в газете. М., 1980.  

5. Прохоров В. Введение в основы журналистики. М., 1974.

6. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. М., 2002 – глава 2.

7. Смирнов В.В. Формы вещания. М., 2002 (параграф – типы новостных программ и принципы их верстки)

8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002 (параграф – информационные жанры).

9. Основные понятия теории журналистики. – М., 1993.

10. Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. – Киев, 1988.

11. Афанасьев В.Г. Социальная информация. – М., 1994.

12. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в современном обществе. – СПб., 2001.

13. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация – поведение – творчество. – М., 1991.

14. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. – Краснодар, 1996.

15. Зыков В.В. Основы информационной культуры. – Тюмень, 1999.

16. Коган В.З. Теория информационного взаимодействия. – Новосибирск, 1991.

17. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997.

18. Коренной. Информация и коммуникация. – Киев, 1986.

19. Мучник Б.С. Человек и текст. – М., 1986.

20. Нисневич Ю.А. Информация и власть. – М., 2000.

21. Столяров Ю.Н. Сущность информации. – М., 2000.

22. Сухих С.А., Земская В.В. Прагмалингвистическое моделирование коммуникативного процесса. – Краснодар, 1998.

23. Текст: структура и функционирование. – Барнаул, 1994.

24.  Гитис А.Х. Толковый словарь информационных терминов. – М., 1995.

 

Занятие №4










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 572.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...