Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аналитические жанры: Статья. Обзор.




Аналитические жанры. Сходства и различия статьи научной и публицистической: соотношение субъективного и объективного, проекция проблем на фон общественной жизни в статье публицистической, понятие актуальности.

Автор как инициатор темы обсуждения в постановочной статье. Обязательность оригинальной либо кардинально обновленной концепции. Развернутая система тезисов, структура аргументации. Анкетирование и опрос как методы работы журналиста-аналитика.

Композиция статьи. Прием «приключения мысли». Логические тупики и  эффект конфликта в авторском рассуждении. Столкновение фактов и персонажей, как способ раскрытия логики авторских рассуждений. Путеводная нить рассуждений – приемы открытых переходов.

Метод доказательства от противного. Особенности композиции и стиля «статьи двух авторов». Представление мнений, их сопоставление. Спорная проблема в раскладе «на голоса».

История жанра «обозрение». Роль обозрения в современной прессе. Особенности работы обозревателя. Комментарий и обозрение как две ступени работы газетного обозревателя.

Тематические разновидности обозрения в современной прессе: политическое, экономическое, спортивное, литературное обозрение – общее и особенное в подготовке материала. Панорамирование как главный метод создания материала. Эффект «наглядных связей» фактов и мнений. Выявление тенденций, нацеленность на прогноз. Автор в обозрении. Авторская мысль в форме догадки, предощущения. Гипотетичность текста. Прогноз публициста в качестве ассоциации особого уровня, реализующей опыт, направленной на формирование новых комбинаций. Создание прогностической модели как творческая задача и связанные с ней вопросы мастерства. Интерпретация фактов как элементов обширного целого в их связях и взаимовлияниях. Приподнятость над фактом, достаточная свобода в обращении с материалом. «Препарирование» множества «остывших» фактов, установление объединяющих моментов и ответвлений. Исследование событий для выявления и уточнения социальных, экономических, творческих и иных тенденций.

Актуальность обозрений и политических портретов, их ценность как «системы координат» для последующих суждений. Методики социологических исследований в журналистике. Данные социологических исследований и журналист - «ответственный интерпретатор» социальных проблем. Публицистическое прогнозирование – важнейший результат социально-ориентиру­ющей деятельности журналистики.

Художественно-публицистические жанры. Очерк.

Жанры, удовлетворяющие интерес аудитории к творческому преображению фактов, событий, характеров. Проблемы качественной прессы и вопросы мастерства публициста; связь с общепрофессиональными задачами: адекватность отображения действительности, «генерирование» новых идей, участие в общественном диалоге. Место и роль художественной публицистики в современной газете.

Понятие «художественного» применительно к социально-ориентирован­ному выступлению журналиста. Трактовки понятий «публицистичность» и «публицист». Авторское «Я» как «мы».

Переключение внимания с объекта рассуждения на субъект. («Взгляд, обращенный в собственные глубины».) Элементы самоанализа в эссеистском тексте. Формы и возможности авторского самовыражения.

Конструирование авторского «Я» как творческий процесс. Расхождения образа автора и свойств личности реального человека, творческие варианты демонстрации «дистанции». Преднамеренность и планомерность отбора характерных черт для создания образа автора. Авторский «образ-эталон» («публицист») и его характеристики.

Авторские колонки эссеиста, их отличие от колонок комментатора и обозревателя. Характерные приемы эссеистики. «Стиль-размышление», доверительность интонаций. Циклы эссе. Образная ткань повествования. Роль ассоциаций. Ритмический рисунок. Типология авторских колонок (колумнизм).

Проявления «публицистического героя» в очерковом повествовании. Объединение репортажного «“Я” действующего» с «“Я” размышляющим». Исследуемый материал человеческих взаимоотношений в сопоставлении с обобщенным персонажем – «публицистическим героем».

Представление результатов журналистского расследования в виде проблемного очерка. Ассоциативные ходы, «расширяющие» тему. Тема и сюжет проблемного очерка. Взаимодействие образа и понятия в очерковом обобщении. Приемы художественной типизации. Открыто-логическая и ассоциативная форма суждений. Очерк как «исследование образными средствами». Факт и домысел в очерке. Художественная условность. Возможности авторской фантазии: перемещение временных и пространственных пластов, ввод воображаемого персонажа, предполагаемого поступка («вообразим, что…») и т.д. Конкретная деталь и ее образная трактовка (эмоциональный комментарий). Мысленный эксперимент (условная ситуация на базе реальности). Художественно-выразительные средства в очеркистике.

Роль центрального образа-обобщения в портретном, проблемном и путевом очерках. Сюжет портретного очерка как постижение характера. Сходство и различие задач и методов работы при создании портретов психологического и политического. «Резоны доказательности» портретного очерка: самовыражение собеседника в процессе общения, характерные ситуации взаимодействия с окружающими, отзывы и воспоминания о нем, реконструированные факты биографии (эпизоды, репортажные включения). Тема коллектива и тема одиночества. Тип и индивидуальность. Эффект преодоления судьбы и обстоятельств.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 691.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...