![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организациясбытаготовойпродукциинаперерабатывающемпредприятии.
Дляэффективнойреализацииготовойпродукциинаперерабатывающемпредприятиисоздаютсяспециальныеслужбы.Онимогутвключатьвсвойсоставкакуправленческие,такипроизводственныеподразделения. Куправленческимподразделениямотносятсяотделысбыта,маркетингаит.д.Отделсбытаможетбытьпредставленгруппойзаказов,изученияспроса,плановой,оперативной,договорно-претензионной,экспортной,рекламнойидр. Всоставпроизводственныхподразделенийвключаютсяучастки(цехи)комплектации,консервациииупаковкиготовойпродукции,изготовленияупаковочнойтары,экспедицииитары,складыготовойпродукции. Организациясбытатоваровбазируетсянамаркетинговыхисследованиях,которыеявляютсяосновойвсехмаркетинговыхдействий. Основнымизадачамислужбысбытаявляются: -изучениеспросаипрогнозированиерыночнойконъюнктуры; -формированиедостаточногообъёмазаказовсцельюоптимальнойзагрузкипроизводственныхмощностей; -обеспечениеритмичнойработыпредприятиязасчёткоординациипроцессовснабженияисбыта; -установлениеоптимальныхканаловтовародвижения; -стимулированиесбытаит.д. Насоставиструктуруслужбысбытаоказываютвоздействиекакпроизводственные,такинепроизводственныефакторы.Выделяютчетыреосновныхвидаорганизациисбыта. Организация«пофункциям»означает,чтокаквнешниерынки,такипроизводимыепредприятиемизделиярассматриваютсяввиденекоторыходнородностей,чтопредусматриваетсозданиеспециализированныхотделов,втомчислеиуправлениесбытом.Такаяструктурацелесообразнаприусловии,чтотоваровупредприятияирынковсбытанемного. Организация«повидамтоваров»требуетспецифическихусловийпроизводства,сбыта,обслуживаниявсвязисмножествомсвязей.Вэтомслучаесоздаютгруппуработников,котораязанимаетсяконкретнымтоваром.Организуетсяфункциональнаяслужбасбытавотношении«своего»товара. Организация«порынкам»требуетспециальныхзнанийпооблуживаниюпродукциейопределенногосегментапокупателейизразныхотраслей.Здесьвыделяютгруппыработников,которыеизучаютиобслуживаютконкретнуюгруппупотребителей. Организациясбыта«потерриториям»позволяетучитыватьсложившуюсяособенностьпотребленияизделийвкаждомизрегионов. Эффективностьсбытовойдеятельностивомногомопределяетсясоответствиемструктурыслужбысбытапредприятия,стратегиимаркетинга.Приэтомвовниманиепринимаютследующиеусловия: -масштабыобъемовпроизводстватоварнойпродукциииуровеньспециализации; -месторасположениепредприятияотносительнотерриториальногоразмещениярынковсбытапроизводимыхизделий; -особенностиреализуемыхтоваров,сучетомхарактераихназначения(индивидуальноеилипроизводственноепотребление)ивременнойсоставляющей(кратковременноеилидолгосрочноеиспользование); -характериусловияработыпредприятия; -степеньпроизводственно-хозяйственнойсамостоятельностиструктурныхподразделенийпредприятия. Впрактическойдеятельностипромышленныхпредприятийнаходитприменениецентрализованноеидецентрализованноеформыорганизациислужбысбыта.Централизованнаяформаорганизациислужбысбытапромышленногопредприятияосновананапрямомадминистративномподчинениискладскогохозяйстваруководителюотделасбыта.Придецентрализованнойформеорганизациислужбысбытауправлениескладамиготовойпродукциипроизводственныхцеховиструктурнымиподразделениями,осуществляющимиупаковкуиотгрузкутоваров,производитсянепосредственночерезрешениязаместителядиректорапредприятияпомаркетинговойдеятельности. Выделяюттринаправленияфункциональныхобязанностейслужбысбыта: 1)планированиеипрогнозированиесбытапродукции; 2)организацияпроцессасбыта; 3)контрольикоординациядеятельностиперсоналасобственнойслужбы. Планированиесбытапредполагает,во-первых,определениецелейданноговидадеятельностинаосновеизучениявнешнихивнутреннихусловийпредприятия.Во-вторых,разработкупрогнозовконъюнктурыиспросанапроизводимуюпредприятиемпродукцию.В-третьих,составлениеплановпоставоктоваров,втомчисленаэкспортнаосноверациональныххозяйственныхсвязей.В-четвертых,планированиерекламнойдеятельности.В-пятых,составлениесметырасходовпоосуществлениюсбытаираспределениятоварнойпродукции,атакжепланированиедоходовотэтихвидовдеятельности. Плановый(фактический)объёмпоставокпродукциирассчитываетсяпоформуле: Он–остатокготовойпродукциинаначалоплановогопериода; П–количествопродукции,произведённойвпланируемомпериоде; Пс–количествопродукциииспользуемойдлясобственныхнужд; Зк–нормативныйпереходящийзапаспродукциипланируемогопериода. Показательобъемареализациипродукциисвязываеткаждоепредприятиесовсемисвоимипотребителяминасоответствующихрынкахсбыта.Реализованнойсчитаетсяпроданнаяготовая(товарная)продукция.Еепоказательобъединяетнетолькообъемпроизводимойвплановомгодуновойпродукции,ноиостаткинереализованнойвпрошлом(отчетном)годуготовойпродукции.Фактическийобъёмреализациирассчитывается: Отн–остаткипродукцииотгруженной,нонеоплаченнойнаначалоплановогопериода Отн–остаткипродукцииотгруженной,нонеоплаченнойнаконецплановогопериода Организациясбытатребуетвыполненияследующихфункций:заключениехозяйственныхдоговоров,основываясьнарезультатаханализаспросанарынке,спотребителяминапоставкутоваров;выбораформиметодовреализациипродукциииспособовеедоставкипокупателям;подготовкутоваровкотправкесразработкойтехнологиитовародвижения;организациюторговойкоммуникации,правовойипретензионнойработы;осуществлениестимулированияспросаирекламнойдеятельности. Контрольикоординацияработыперсоналаслужбысбытадолжен:оцениватьсоответствиереализациисбытовыхфункцийпрограммемаркетинговыхисследований;анализироватьдействиесбытовойслужбыпоповышениюееэффективности;осуществлятьконтрольикоординироватьдеятельностьпостимулированиюсбытаирекламныхмероприятий;контролироватьсоблюдениедоговорныхобязательствисвоевременностьоплатысчетов;корректироватьпроизводственнуюпрограммувсоответствииспоступившимизаказамиотпотребителейипредъявлятьпретензиипринарушениидоговоровинесвоевременностиоплатысчетов. Системарыночныхотношениепредусматриваеттеснуювзаимосвязьмеждупроцессамипроизводства,распределенияипотребленияматериальныхблагвмиреограниченныхэкономическихресурсов.Положенныйвосновупланированиясовременногопроизводствапринципзаключаетсявнеобходимостиполногоудовлетворениявсехпотребностейпокупателей.Каждоепредприятиепланируетпроизводствотоваровиуслугтольковтакихколичествахивтакоевремя,котороесоответствуетзапросампотребителей.Спросопределяетобъемыисрокипродажипродукцииитакимобразомзадаетвсесвоиплановыепоказателипредприятиям-производителям. Разработкапланапродажи(реализацияпродукции)являетсязавершающимэтапомсоставленияпроизводственнойпрограммыпредприятия.Втожевремяпланпродажи(сбытапродукции)служитосновнойдлясоставленияобщехозяйственныхивнутрифирменныхсметзатратнапроизводствоиреализациютоваров(рис.3). Влюбомпланепродаж,какправило,указываетсяколичествопродукциикаждоговида,атакжеработиуслуг,которыебудутреализованывпредстоящийпериодхозяйственнойдеятельностифирмы.Приравномерныхпоставкахобъемпродажнаплановыйсрокможноопределитькакпроизведениесреднесуточноговыпускапродукции(Вс)напериодвремени(Тпер)последующейформуле: Ппер=Вс*Тпер гдеПпер–планируемыйобъемпродажпродукции,руб.;Вс–среднесуточныйвыпуск(продажа)товаров,руб.;Тпер–планируемыйпериодпродаж,месяц,квартал,год,дней. Принеравномерномилинестабильномпроизводстве,подверженномсезоннымколебаниям,планпродажобычносоставляетсянакаждыймесяц.Вгодовойплансбытапродукциипредприятиявключаютсяследующиевидытоваровиработ:объемреализациипродукциинавнутреннемрынке,размерполуфабрикатовикомплектующихизделийсобственногопроизводства,величинаэкспортныхпоставоктоваров,нормативызапасовготовойпродукции,количествоработиуслугпроизводственногоназначенияит.п.Объемпродажпланируетсявстоимостномвыраженииврыночныхценах. Совокупныйобъемпродажипродукциивпланируемомгодуопределяетсяповсемвидамисрокампоставокпродукции,атакжеусловиямееоплатыиотгрузки,согласованнымспотребителями.Припланированиигодовогообъемапродажпроизводителидолжныпредусматриватьпризаключениихозяйственныхдоговоровпригодныедлясебяусловияоплатытоваровиуслуг:пофактуотгрузки(надатупоставок),вкредит(наустановленныйсрок),авансом(предварительнаяоплата),атакжеучитыватьскидкисцен,уровеньинфляции,потеринастадииобращенияпродукции,безнадежныедолгиклиентовит.д. Планпродажявляетсяосновнымстратегическимиоперативнымдокументом,какдлязарубежныхфирм,такидлявсехотечественныхпредприятий.Е6госозданиеивыполнениесчитаетсяважнымделомдлябольшинстваамериканскихкрупныхкомпаний,оправдывающимсуществованиеспециальногоподразделенияврамкахотделамаркетинга,занятогоразработкойпланапродаж. Несмотрянавнешнююпростоту,этотпланимеетисключительноезначениевтекущейдеятельностикомпании,таккакименновнемизлагаютсяконечныезадачиплановикам-экономистамнапредстоящийгод.Спомощьюпланапродажфирмыосуществляютпереходотобщегопланированиякполитикезаключенияадресныхсделок-планов,предусматривающихпроизводствоидоставкупродукциивтекущем(плановом)году.Говорярыночнымязыком,планпродаждаетфирмамвозможностьперейтиотпоказателяобщегоприростадоходакпоказателючистогоприроставыпускапродукции,аотнегозатемкдоходу–главномупоказателюэффективностиконечнойдеятельности. Планыпродажиипроизводствапродукциитесновзаимосвязаны.Вусловияхрынкаплансбыта,составленныйнаосновепортфелязаказовпотребителей,оказываетпрямоевоздействиеинапланированиеобъемовпроизводстватоваровиуслуг.Рассмотримболееподробноалгоритмсоставленияпланасбыта(рис.4).Входеразработкипланапродажинапервомэтапенаосновеплановыхпоказателейпроизводстваустанавливаютсяобъемыпотребностивресурсах,атакжеосновныеихпоставщики.Сравнениеналичныхитребуемыхресурсовпозволяетплановикамименеджерамубедитьсявтом,чтодвижениематериальныхпотоковвдолжныхобъемахможетбытьдействительнообеспеченовтечениерассматриваемогопериода. Принехваткетехилииныхресурсовследуетсогласоватьпланпроизводстваипродажипродукциисучетомфинансово-экономическихиматериально-техническихприоритетов. Второйэтапразработкипланапродажпредусматриваетсоставлениепрограммыдвиженияпотоковизделийповсейраспределительнойлогистическойсети:отпроизводственныхподразделенийпредприятиядоторговыхцентровконечнойпродажиилидажедоотдельныхпотребителейпродукции.Этастадиясопряженаспланированиепотребностивскладскихпомещенияхитранспортныхсредствах.Здесьсновавозникаетнеобходимостьучетаобъемаресурсовсточкизренияанализавнешнихивнутреннихвозможностейпредоставленияуслугвданномплановомпериоде.Придефицитетранспортаискладскихпомещений,которыедолжныбытьиспользованывпроцессесбытапродукции,разработчикамипланапродажследуетпредусматриватьужесверстанныепрограммытовародвижения.Приэтомтакженеисключаетсянеобходимостьвнесенияизмененийиликорректировкиранеесоставленногопланапроизводстваиреализациипродукции. Назаключительнойстадииразработкипланапродажсоставляетсяпрограммамассовыхперемеще6нийтоваров,оптимизируетсясхемаразмещенияскладскихперемещенийитранспортныхпотоков,создаютсякалендарныепланы-графикиподготовкитоваровкотгрузкеивыполненияпоставокпродукциипотребителям.Правильноепланированиепродажипродукциинакаждомпредприятииобеспечиваеткомплексноерешениеследующихпроизводственно–хозяйственныхифинансово-экономическихзадач: -своевременноевыполнениепроизводственныхзаказовсучетомстепениихсрочности; -рациональноеиспользованиеналичныхматериальныхитрудовыхресурсов; -сокращениематериальныхзапасовиулучшениеихоборачиваемости; -оптимальноераспределениеперевозокпоразличнымвидамитипамтранспортныхсредств; -повышениекачествавыполненияработиобслуживанияпотребителей.
Выборианализканаловсбыта. Кчислуодногоизважнейшихусловийсбытапродукцииотноситсяустановлениеоптимальныхканаловтовародвижения. Каждоепредприятиеосновываетсбытовуюдеятельностьнаопределенныхпринципахмаркетинговойдеятельности,котораяреализуетсяпосредствоморганизационного,нормативно-правовогоинаучно-методическогообеспеченияпроцесса. Кчислуорганизационныхмероприятийотносятсяучастиевформированиигосударственныхирегиональныхресурсовнаконкурсномразмещенииихсредипоставщиковизаготовителей,проведениягосударственныхзакупочныхинтервенцийизалоговыхопераций,заключениемежрегиональныхсоглашенийпопоставкам,содействиевсозданиииобеспечениефункционированиярегиональныхторгово-закупочныхорганизаций,интегрированныхобъединений. Нормативно-правовоеобеспечениепредполагаетинициирование,участиевразработке,содействиевпринятииивыполнениизаконов,положений,правил,уставовидругихдокументов,регламентирующихпроизводственно-сбытовуюдеятельность. Научно-методическоеобеспечение–этообобщениеопытаповопросамсбыта,постоянноеповышениеквалификациикадров,внедрениепрогрессивныхформсбыта,организацияисследованиярынка. Эффективноесогласованиеспросаипредложениятребуетналичияпосредников. Использованиепосредниковвтоваропроводящейсетиозначаетдляпредприятияпотерюконтролянадотдельнымиэлементамикоммерциализации.Поэтомудляпредприятиястратегическимрешениемявляетсявыбортакойсбытовойсети,котораяотвечалабыегоцелямдеятельности. Сбытовуюсетьследуетрассматриватькакструктуру,котораясформированапартнерамидляучастиявконкурентномпроцессеобмена. Вэкономикеместопроизводстваиместопотреблениятоваров,какправило,несовпадают.Вовремениэтипроцессытакженеследуютнепосредственнодругзадругом.Устранитьвозникающиепоэтойпричинепроблемы,эффективносогласоватьспросипредложениепризванасистемасбытапродукции.Именновустранениинесоответствиямеждусостояниемблагнастадиипредложенияиихсостоянием,требующимсянастадииспроса,заключаетсярольсбытавэкономике.Еслисказатькоротко,тонеобходимодоставитьнужныйтоварвнужноеместоивнужноевремя.Функциюсбытаисключитьнельзя,ееможнопередатьдругиморганизациям. Выборсистемысбытапродукцииотноситсякстратегическимрешенияморганизации,таккакизменитьеевкороткиесроки,какправило,невозможно.Системасбытадолжнасоответствоватьцеляморганизации,отвечатьожиданиямдругихучастниковрынка(посредников,покупателей). Системасбытавключаетвсебятоваропроводящуюитоваросопровождающуюсети. Товаропроводящаясетьобеспечиваетпотребителюпространственные,временныеипространственно-временныеудобства,означающиевозможностьсделатьпокупкувлюбомудобномдлянегоместеи(или)влюбоеудобноедлянеговремя. Товаросопровождающаясетьобеспечиваетдо-ипослепродажныеудобства,атакжеудобствасостоянияпродукта(допродажныеудобствасвязанысподготовкойпродукциикпродаже,послепродажные–сгарантийнымипослегарантийнымсервисом;удобствасостоянияозначаютпоставкупродукциивудобномдляпотребителявиде,вуказаннойпотребителемкомплектации,соговореннымпорядкоммонтажа,наладкиит.п.). Традиционновсистемесбытаперерабатывающихпредприятийвыделяют2составляющие: -товародвижение(физическоераспределение,дистрибуция,логистика); -собственносбытилипродажи. Товародвижение-системамероприятий,направленныхнаперемещениепродуктавпространствеивремениотместапроизводствадоместапродажи(потребления). Сбытпродукции(продажи)-организацияпроцессапродажипродукциисамимпроизводителемиличерезпосредниковвсоответствиисовсемкомплексомрыночныхипроизводственныхфакторов. Вобщемслучаепорядокдействийпопроектированиюсбытовойсетиследующий': 1)определяетсядлинакаждогоиспользуемогоканаласбытаиподбираетсясоответствующееемусхематическоеизображение; 2)определяетсяширинасуществующейтоваропроводящейсетиистроитсяеесхема; 3)разрабатываютсяиграфическиизображаютсянескольковозможныхвариантовсхемытоваропроводящейсети; 4)проводитсяихкачественноесравнениесопределениемитоговойбалльнойоценки; 5)проводитсяихколичественнаяоценкасукрупненнымопределениемиздержекнараспространениепродукции(стоимостиканаловсбыта); 6)подбираютсявидыпосредников,наиболееполноотвечающиепараметрамтоваропроводящейсети; 7)выбираетсявариантсхемы,обеспечивающийнадлежащеефункционированиесистемысбытаприудовлетворительномуровнеиздержек. Затратынатовародвижение(D)определяютсяпоформуле: D=T+F+V+S, гдеT-транспортныеиздержки; F–постоянныезатраты; V-переменныескладскиерасходы; S-потериотневыполненныхвсрокзаказов. Затратынатовародвижение,пооценкамамериканскихспециалистов,составляютпорядка12-15%валовогонациональногопродуктаСША,причем50-60%этихзатратприходитсянатранспортныеиздержки:стремлениеавтоматизироватьпроцедурытовародвижения,оптимизироватьскладскойзапасиместорасположенияскладов,схемуперевозокит.д. Важныйэлементавтоматизацииучета-штриховыекоды,возможностьформированиязаказов,отслеживаниязапасоввмагазинахинаскладах,анализадинамикипродажтоваров. Впроцессевыходанарынокваженвыбороптимальныхканаловдляреализациистратегиипродаж.Другимисловами,организациядолжнаопределитьканалилирядканалов,которыенаилучшимобразомобеспечатпроцесспродаждлякаждогоцелевогосегментарынка. Дляоптимизациисистемысбытапредприятияпроводятсяоценкаикорректировкапараметровтоваропроводящейсети.Оценкапараметровможетбытькачественнойиколичественной.Выборканалапроизводитсяисходяизпотребностейипредпочтенийклиента,нарядусучетомэффективностикакпозатратам,такипоотдаче. Предварительноеобоснованиепрямогоилинепрямогосбытапроизводитсявкачественном,тоестьнеформализованном,виде.Используетсяэкспертнаяоценкатогоилииногоканалапродажпохарактеристикампродукта,предприятия,потребителейизцелевогосегмента,конкурентов(наборпоказателейможетбытьрасширенвсоответствиисособенностямитовара,спецификойдеятельностикомпании,расширениембазовогорынкаиликонкуренции).
Таблица6.2-Возможныеканалысбытатовара
Дляанализаиоценкиразличныхканаловсбыта,впервуюочередь,необходимопокаждомуизнихизучитьдинамикутакихпоказателейкакобъёмреализациипродукции,средняяцена,коммерческаясебестоимость,прибыль,рентабельность.Далеепроводитсяанализструктурырынковсбытаиихдоходности.Этопозволитболееобоснованноосуществлятьвыборканаловсбытасучётомстратегииразвитияпредприятия.
Таблица6.3-Типыплотностиканаловраспределения
Важнаяхарактеристикаканала-целевоепокрытие(охват)рынка,котороехарактеризуетуровеньдоступноститоварадляпотребителя.Используютпоказатели: -ИР-интенсивное(числовое)распределение.Определяетсякакотношениечисламагазинов,вкоторыхпредставленданныйтовар(торговаямарка),кобщемучислумагазинов,гдепредставленыподобныетовары,выраженноевпроцентах; -ЭР-эффективноераспределение.Онохарактеризуетдоступностьтоваравмагазинахсучетомихтоварооборота.Определяетсякакотношениеобщеготоварооборотамагазинов,гдепредставленданныйтовар(марка),кобщемуоборотуподобныхтоваров,выраженноевпроцентах; -ОПР-относительноепокрытиерынкаданноймаркойтовара(индикаторвыбора).Определяетсякакотношениепоказателейэффективногораспределениякинтенсивномураспределению. Невсегдастоитборотьсяза100-процентыйохватрынка,поройдостаточно30%.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 380. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |