Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализиформированиеассортиментапродукции.
Большоевлияниенаэффективностькоммерческойдеятельностиперерабатывающихпредприятийоказываетассортимент(номенклатура)иструктурапроизводстваиреализациипродукции. Приформированииассортиментаиструктурывыпускапродукциипредприятиедолжноучитывать,соднойстороны,конъюнктурурынка,асдругой–ресурсныйпотенциалпредприятия. Вобластиассортиментногопланированиясуществуетнекотораяпутаницапонятий,связанныхсиспользованиемтерминов«ассортимент»и«номенклатура».Причиныэтоговомногомсвязаныспогрешностямиперевода,таккакворигиналахмногихпервоисточниковдляобозначениятоварногоассортиментаиспользуетсятерминProductline-товарнаялиния,номенклатурытоваров-Productmix. Ассортимент(ассортиментнаягруппа,товарная(продуктовая)линия)-группатовароввнекоторойтоварнойкатегории,обычносоднимнаименованиемдляоблегченияидентификации(например,телевизорывкатегориибытовойтехники).Совокупностьвсехассортиментныхгрупптоваровиотдельныхтоварныхединиц,предлагаемыхконкретнымпродавцом,называетсятоварнойноменклатурой(товар-микс). Номенклатура(товарныйассортимент,товар-микс)-совокупностьвсехтоваров,маркетингомкоторыхзанимаетсяорганизация. Спозицийвнутрифирменногопланированияречьидетоформированиитоварногоассортиментавыпускаемойпродукции,илипродуктовойпрограммыорганизации.Примемпонятия«товарныйассортимент»,«продуктовыйряд(ассортимент)»,«номенклатура»каксинонимы.Классификациятоварногоассортиментаорганизацииприведенавтаблице
Таблица6.4-Характеристикауровнейтоварногоассортимента
Важнейшимихарактеристикамитоварногоассортиментаорганизацииявляются:широта,глубина,насыщенностьисвязность. Широтаассортимента-общееколичествоассортиментныхгруппиотдельныхтовароввтоварномпредложении(продуктовойпрограмме)организации.Критерииотнесенияпродуктактойилиинойассортиментнойгруппемогутбытьразличными:схожиепринципыфункционирования,единыегруппы(сегменты)потребителей,общиемаркетинговыесоставляющие(каналысбыта,диапазонценит.д.). Глубинаассортимента-количествовариантовисполнениякаждоготоваравконкретнойгруппе.Этотпоказательхарактеризуетстепеньдифференциациипродукции. Насыщенность-этообщеечислосоставляющихтовароввкаждойтоварнойгруппе. Подсвязностью,или,потерминологиипрофессораФ.Котлера,гармоничностьюассортиментаорганизации,понимаетсястепеньсходствамеждутоварамиразныхассортиментныхгруппсточкизренияихконечногоиспользования,условийпроизводства,каналовраспределенияииныхпоказателей.Этотпоказательвомногомхарактеризуеттипдиверсификациидеятельностиорганизации:являетсялионасвязаннойиликонгломератной. Системаформированияассортиментапродукциивключаетследующиеосновныеэлементы: –определениетекущихиперспективныхпотребностейпокупателей; –оценкауровняконкурентоспособностивыпускаемойилипланируемойквыпускупродукции; –изучениежизненногоциклатоваров; –оценкуэкономическойэффективностиистепенирискаизмененияассортимента. Впроцессеанализавыполненияпредприятиемпланапоассортиментуизучаетсявыполнениепланапокаждомуизделию(см.таблицу,здесьидалееданныеусловные).Приэтомвкачествеобобщающегопоказателявыступаеткоэффициентвыполненияпланапоассортименту,которыйрассчитываетсякаксоотношениевыпускапродукции,зачтённоговвыполнениепланапоассортиментуквыпускупродукциипоплану.
Таблица6.5-Анализассортиментапродукции
Ввыполнениепланапоассортиментузасчитываетсяфактическийвыпуск,ноневышеплановыхпоказателей.Дляоценкивыполненияпланапоассортиментурассчитываемодноименныйкоэффициенткакотношениепоказателявыпускапродукции,зачтеннойввыполнениепланапоассортименту,кпоказателювыпускапродукциипоплану.Выполнениепланапоассортиментусоставит96,6%(33600/34800х100). Несмотрянаперевыполнениефактическоговыпускапродукциина3,2%,планпоассортиментувыполненвсегона96,6%.Снижениеданногопоказателяпроизошлоиз-зауменьшенияобъемапроизводстваизделийБиВ.Необходимовыяснить,покакимпричинамневыполненпланпоихпроизводству:отсутствиематериалов,отсутствиепотребностивданномвидеизделиявсвязисотказомпокупателейотегоприобретения,другиепричины(недостатокквалификацииработников,нехваткасовременногооборудованияипр.).Выполнениепланапоассортиментустремитсяк100%,увеличениеобъемапроизводствапродукциипооднимвидамисокращениеподругимприводиткизменениюструктурывыпускаемойпродукции. Анализструктурыпродукциипредполагаетизучениеудельноговесакаждоговидапродукциивплановомифактическомееобъеме,тоестьплановойифактическойструктурывыпускаемойпродукции,степенивыполненияпланапоструктуре(см.таблицу).
Таблица6.6-Анализструктурыпродукции
Наанализируемомпредприятиинаблюдаетсянесоблюдениеплановойструктурывыпускаемойпродукции:удельныйвесизделийБиВуменьшилсяпосравнениюпланомна3,39%(29,02--25,63)и2,03%(38,80-36,77),объем-на1218млн.руб.и729млн.руб.соответственно.Выполнениепланапоструктуресоставило94,58%(33953/35900х100,или32,18+25,63+36,77).Однаковприведенномпримереструктурныйфакторнеоказалвлияниянаизменениястоимоститоварнойпродукции(+1947-1218-729=0). Изменениеассортиментаиструктурыпродукцииоказываетбольшоевлияниенамногиеэкономическиепоказатели.Вчастности,приувеличенииудельноговесаболеедорогойпродукциивозрастаетобъемеевыпускавстоимостномвыражении.Влияниеизмененияструктурыпродукциинаееобъемвстоимостномвыраженииопределяетсячерезизменениесреднихсопоставимыхцен:изсреднейфактическойсопоставимойценывычитаетсясредняяплановаясопоставимаяценаиумножаетсянафактическийвыпускпродукции. Дляхарактеристикиинтенсивностиструктурныхпреобразованийможнорассчитатькоэффициентструктурнойактивности: Удi2–изменениеудельноговесаi-говидапродукциивобщемобъёмевыпусказаисследуемыйпериод. n–числономенклатурныхгрупппродукции. Используяприведенныевышеметодыанализа,можноопределитьвлияниеструктурыпродукциинатакиепоказателикак:трудоемкость,материалоёмкость,материальныезатраты,прибыль,рентабельностьидругиеэкономическиепоказатели,чтопозволиткомплексноивсестороннеоценитьэффективностьассортиментнойиструктурнойполитикипредприятия. Планированиеассортиментапродукциипредполагаеткоординациюцелогорядавзаимосвязанныхвидовдеятельности:научно-техническихисследованийиразработок,исследованийрынка,организациитовародвижения,стимулированиясбытаирекламы.Максимальнаяэффективностьдостигаетсянестолькозасчётоптимизациикаждогоэлементавотдельности,сколькосуммойсоставныхчастей Существуютразличныеметодыпланированияассортиментапродукции.Наиболеераспространеннымиизнихявляются: Методоперационногорычага; МетодранжированияассортиментапродукциинаосновематрицыБКГ; Методлинейногопрограммирования. Выборметодапланированияассортиментаопределяетсяисходяизособенностейкаждогоконкретногопредприятияиявляетсяоднимизключевыхаспектоввнутрифирменногопланирования.
Анализценовойполитики Цена—денежноевыражениестоимоститовара—продукции(изделий,работ,услуг),т.е.токоличество(сумма)денег,котороепокупательплатитзатовар.Ценыобеспечиваютпредприятиюполучениезапланированнойприбыли,конкурентоспособностьпродукции,спроснанеё.Черезценыреализуютсякоммерческиецели. Ценоваяполитикапредприятия—этоустановление(определение)цен,обеспечивающихвыживаниепредприятияврыночныхусловиях.Онавключаетвыборметодаценообразования,разработкуценовойсистемыпредприятия,выборценовыхрыночныхстратегийидругиеаспекты. Ценоваяполитикафирмыформируетсяврамкахобщейстратегиифирмыивключаетценовуюстратегиюитактикуценообразования.Ценоваястратегияпредполагаетпозиционированиепредлагаемогопродуктанарынке.Выделяютразличныеподходыкопределениюцелевогосегментаипостроениюстратегии(матрицаАнсоффа,матрицаБКГ,матрицаПортера).Такжеврамкахценовойстратегиивыбираютсяиспользуемыеметодикиопределения(установления)цены,атакжеформыценовойдискриминации. Вдальнейшемврамкахреализациистратегииразрабатываютсятактическиемероприятия(длястимулированияпродаж),включаясистемыценовыхскидокинеценовыхпоощренийпокупателей. Квозможнымцелямценовойполитикиотносятся: • обеспечениевыживаемостифирмы; • максимизациятекущейприбыли; • завоеваниелидерствапопоказателю«долярынка»; • завоеваниелидерствапопоказателю«качествопродукции»; • политика«снятиясливок»; • краткосрочноеувеличениеобъемовсбытапродукции. Приформированииполитикиценообразованиянеобходиморешить,насколькопридетсяувеличитьобъемыпродаж,чтобыприболеенизкойценеобеспечитьполучениебольшейприбыли.Приэтомнеобходимоучесть,чтобыценаустраивалакакпродавца,такипокупателя,т.е.ввестиценностныйподходкобразованиюцены. Перерабатывающиепредприятиямогутидтинаинициативноеуменьшениеценпринедогрузкепроизводственныхмощностей,сокращениидолирынкаподдавлениемагрессивнойценовойконкуренциисостороныдругихперерабатывающихпредприятийит.д.Однакоприпроведенииполитикиинициативногосниженияценследуетучитыватьреакциюпотребителей,которыемогутвосприниматьснижениеценкаксвидетельствонизкогокачестватовараилиегоснижения,низкогоспросанатовар,плохогофинансовогоположенияперерабатывающегопредприятия.Врезультатепотребительможетнеадекватноотреагироватьнаснижениеценинетольконерасширитьсвоипокупки,анаоборот,дажеихснизить. Приопределенииценовойстратегиицелесообразноучитыватьмногочисленныефакторы.Книмследуетотнести,напримеруровеньспроса,егообъёмидинамику,экономическиевозможностипокупателя,полныеиздержкиперерабатывающегопредприятиянапроизводствоипродажуданногопищевогопродукта,ценыаналогичныхпродуктовпредприятийконкурентовит.д. Перерабатывающиепредприятияприменяютценовыестратегиивсочетанииразличныхихвидоввзависимостиотконкретнойситуациинарынкеиобщихмаркетинговыхстратегическихпроблем. Прианализеценовойполитикиперерабатывающегопредприятиянапервомэтапепроводитсясравнительныйанализуровняценнапродукцию.
Таблица6.7Сравнительныйанализцен
Сравнительныйанализценнеобходимодополнитьанализомтоваросопровождения,системыскидокидругихфакторовопределяющихконкурентоспособностьпродукции. Приведемосновныевидыскидоксцены. • Скидкиспрейскурантнойисправочнойцены. • Припокупкезаналичныепокупательполучаеттакназываемуюскидку"сконто".Например,формулировка"3/12,нетто30"означает,чтоплатеждолженбытьпроизведенвтечение30дней,нопокупательзаплатитна3%меньше,еслионоплатитстоимостьтоваравтечение12дней. • Бонусныескидкизаоборотдаютсяпостояннымпокупателямвзависимостиотоборотапродаж. • Прогрессивныескидкипредоставляютсяпокупателюзаколичество,объемпокупки,серийность. • Товарообменныйзачетилискидкапредоставляетсязавозвратстарого,ранеекупленногоуданнойфирмытовара. • Экспортнаяскидкаприпродажетоваранаэкспорт. • Функциональныескидкиилискидкивсфереторговлипредоставляютсяпроизводителямслужбамитовародвижениязавыполнениеопределенныхфункций. • Специальныескидкидаютсяпродавцомтемпокупателям,вкоторыхпродавецболеезаинтересован. • Скрытыескидкипредоставляютсяпокупателюввидебесплатныхобразцов. Предоставляютсятакжескрытые,конфиденциальныескидки,неподлежащиефиксированиювконтрактах,ареализуемыенаосновеустнойдоговоренности.Наценкивстречаютсяреже.Онидаютсяиногдазаповышениекачестватовара.Всеэто,бесспорно,расширяетспектрпримененияразличныхтактикустановленияцен.Например,дляновыхпродуктовширокоиспользуетсятакназываемаятактика"снятиясливок"("price-skimming").Вданномслучаерасчетсостоитвтом,чтосуществуетдостаточноеколичествопокупателей,желающихплатитьбольшуюценузамаркутовара. Широкоприменяетсятакназываемаятактикапроникающегоценообразования(peneration),смыслкоторойсостоитвтом,чтобыгенерироватьпервоначальныйспроспутемустановлениянизкойценынавновьвводимыйнарынокпродукт.Впоследующем,когдатоварбудетпризнаннарынке,ценананегоповышается.Здесьнадоиметьввиду,чтоприменениеэтойтактикиэффективновслучаях,когдаадаптацияпотребителейкпродуктупроисходитвотносительнокороткийпериодвременииотработаныканалыраспределения.Впротивномслучаеэтоможетпривестикбольшимпотерям. Вконечномитогеуровеньустанавливаемойценыпоздравомусмыслудолженнаходитьсягде-товпромежуткемеждунизкойценой(издержкипроизводства),неприносящейприбыли,итеоретическивысокойценой,определяемойспросом(рыночнаяцена)безучетазадачпредприятия. Навторомэтапеанализаценовойполитикиперерабатывающегопредприятияпроводитсяфакторныйанализуровнясреднереализационныхцен.Среднереализационнаяценарассчитываетсяпутёмделениявыручкиотреализациисоответствующеговидаизделиянаобъёмегопродажзаотчётныйпериод.Наизменениееёуровняоказываютвлияниеследующиефакторы:качество,рынкисбыта,срокиреализации,инфляционныепроцессы. Изменениеуровнясреднереализационнойценызасчёткачествапродукцииможнорассчитатьпоформуле , гдеЦниЦп–ценасоответственноновогоипрежнегокачества; VРПн–объёмреализациипродукцииновогокачества; VРПобщ–общийобъёмреализациипродукциисоответствующеговида. Потемвидампродукции,покоторымценаустанавливаетсявзависимостиотсорта,кондиции,категории,влияниекачестваможнорассчитатьспособомабсолютныхразниц. Потакоёжеметодикерассчитываетсяизменениесреднейценыреализациивзависимостиотрынковсбытаисроковреализациипродукции.
Таблица6.8-Влияниерынковсбытанаизменениесреднейценыреализации.
Таблица6.9-Влияниесроковреализациинаизменениесреднейцены.
Еслинапротяженииотчётногопериодапроизошлоизменениеценнапродукциювсвязисинфляцией,тоизменениеценыпокаждомувидупродукцииумножаетсянаобъёмеёреализациипослеизмененияценыиделитсянаобщееколичествореализованнойпродукциисоответствующеговидазаотчётныйпериод. Взаключениирезультатыфакторногоанализаобобщаются. Таблица6.10-Факторыизменениясреднереализационныхцен.
Приобобщениирезультатованализаценовойполитикиобязательнонеобходимосопоставлятьвлияниеотдельныхеёэлементовнаконечныерезультатыработыпредприятия.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |