Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализиформированиеассортиментапродукции.




Большоевлияниенаэффективностькоммерческойдеятельностиперерабатывающихпредприятийоказываетассортимент(номенклатура)иструктурапроизводстваиреализациипродукции.

Приформированииассортиментаиструктурывыпускапродукциипредприятиедолжноучитывать,соднойстороны,конъюнктурурынка,асдругой–ресурсныйпотенциалпредприятия.

Вобластиассортиментногопланированиясуществуетнекотораяпутаницапонятий,связанныхсиспользованиемтерминов«ассортимент»и«номенклатура».Причиныэтоговомногомсвязаныспогрешностямиперевода,таккакворигиналахмногихпервоисточниковдляобозначениятоварногоассортиментаиспользуетсятерминProductline-товарнаялиния,номенклатурытоваров-Productmix.

Ассортимент(ассортиментнаягруппа,товарная(продуктовая)линия)-группатовароввнекоторойтоварнойкатегории,обычносоднимнаименованиемдляоблегченияидентификации(например,телевизорывкатегориибытовойтехники).Совокупностьвсехассортиментныхгрупптоваровиотдельныхтоварныхединиц,предлагаемыхконкретнымпродавцом,называетсятоварнойноменклатурой(товар-микс).

Номенклатура(товарныйассортимент,товар-микс)-совокупностьвсехтоваров,маркетингомкоторыхзанимаетсяорганизация.

Спозицийвнутрифирменногопланированияречьидетоформированиитоварногоассортиментавыпускаемойпродукции,илипродуктовойпрограммыорганизации.Примемпонятия«товарныйассортимент»,«продуктовыйряд(ассортимент)»,«номенклатура»каксинонимы.Классификациятоварногоассортиментаорганизацииприведенавтаблице

 

Таблица6.4-Характеристикауровнейтоварногоассортимента

Уро-вень Наиболеераспространенныевариантыназванийданногоуровня Характеристика Пример
1 Товарныйассортимент,номенклатура,продуктовыйассортимент Всясовокупностьпродуктов Всяпродукцияорганизации
2 Видыпродукта Назначение,сфераприменения Радиотехника,бытоваятехника
3 Ассортиментныегруппы(ряды),продуктовыелинии Удовлетворяемыепотребности Телевизоры,видеомагнитофоны
4 Ассортиментныепозиции,артикулы,индивидуальныеиликонкретныепродукты,товарныеединицы Набориуровнихарактеристик Различныемодели(торговыемарки)телевизоров

 

Важнейшимихарактеристикамитоварногоассортиментаорганизацииявляются:широта,глубина,насыщенностьисвязность.

Широтаассортимента-общееколичествоассортиментныхгруппиотдельныхтовароввтоварномпредложении(продуктовойпрограмме)организации.Критерииотнесенияпродуктактойилиинойассортиментнойгруппемогутбытьразличными:схожиепринципыфункционирования,единыегруппы(сегменты)потребителей,общиемаркетинговыесоставляющие(каналысбыта,диапазонценит.д.).

Глубинаассортимента-количествовариантовисполнениякаждоготоваравконкретнойгруппе.Этотпоказательхарактеризуетстепеньдифференциациипродукции.

Насыщенность-этообщеечислосоставляющихтовароввкаждойтоварнойгруппе.

Подсвязностью,или,потерминологиипрофессораФ.Котлера,гармоничностьюассортиментаорганизации,понимаетсястепеньсходствамеждутоварамиразныхассортиментныхгруппсточкизренияихконечногоиспользования,условийпроизводства,каналовраспределенияииныхпоказателей.Этотпоказательвомногомхарактеризуеттипдиверсификациидеятельностиорганизации:являетсялионасвязаннойиликонгломератной.

Системаформированияассортиментапродукциивключаетследующиеосновныеэлементы:

–определениетекущихиперспективныхпотребностейпокупателей;

–оценкауровняконкурентоспособностивыпускаемойилипланируемойквыпускупродукции;

–изучениежизненногоциклатоваров;

–оценкуэкономическойэффективностиистепенирискаизмененияассортимента.

Впроцессеанализавыполненияпредприятиемпланапоассортиментуизучаетсявыполнениепланапокаждомуизделию(см.таблицу,здесьидалееданныеусловные).Приэтомвкачествеобобщающегопоказателявыступаеткоэффициентвыполненияпланапоассортименту,которыйрассчитываетсякаксоотношениевыпускапродукции,зачтённоговвыполнениепланапоассортиментуквыпускупродукциипоплану.

 

Таблица6.5-Анализассортиментапродукции

Ассортимент

Выпускпродукции,млн.руб.

Выполнениеплана,%(гр.3/гр.2*100)

Выполнениепланапоассортименту,млн.руб.

  план факт
ИзделиеА 11200 13500 120,5 11200
ИзделиеБ 10100 9200 91,1 9200
ИзделиеВ 13500 13200 97,8 13200
Итого 34800 35900 103,2 33600

 

Ввыполнениепланапоассортиментузасчитываетсяфактическийвыпуск,ноневышеплановыхпоказателей.Дляоценкивыполненияпланапоассортиментурассчитываемодноименныйкоэффициенткакотношениепоказателявыпускапродукции,зачтеннойввыполнениепланапоассортименту,кпоказателювыпускапродукциипоплану.Выполнениепланапоассортиментусоставит96,6%(33600/34800х100).

Несмотрянаперевыполнениефактическоговыпускапродукциина3,2%,планпоассортиментувыполненвсегона96,6%.Снижениеданногопоказателяпроизошлоиз-зауменьшенияобъемапроизводстваизделийБиВ.Необходимовыяснить,покакимпричинамневыполненпланпоихпроизводству:отсутствиематериалов,отсутствиепотребностивданномвидеизделиявсвязисотказомпокупателейотегоприобретения,другиепричины(недостатокквалификацииработников,нехваткасовременногооборудованияипр.).Выполнениепланапоассортиментустремитсяк100%,увеличениеобъемапроизводствапродукциипооднимвидамисокращениеподругимприводиткизменениюструктурывыпускаемойпродукции.

Анализструктурыпродукциипредполагаетизучениеудельноговесакаждоговидапродукциивплановомифактическомееобъеме,тоестьплановойифактическойструктурывыпускаемойпродукции,степенивыполненияпланапоструктуре(см.таблицу).

 

Таблица6.6-Анализструктурыпродукции

Видыпродукции

Выпускпродукции,млн.руб.

Структуравыпуска,%

Фактическийвыпускприплановойструктуре,млн.руб.(итоггр.2*гр.4)

Засчитываетсяввыполнениепланапоструктуре(гр.6сравниваетсясгр.3)

Влияниеструктурынаобъёмвыпуска(гр.3–гр.6)

план факт план факт
ИзделиеА 11200 13500 32,18 37,60 11553 11553 +1947
ИзделиеБ 10100 9200 29,02 25,63 10418 9200 -1218
ИзделиеВ 13500 13200 38,80 36,77 13929 13200 -729
Итого 34800 35900 100,00 100,00 35900 33953 0

 

Наанализируемомпредприятиинаблюдаетсянесоблюдениеплановойструктурывыпускаемойпродукции:удельныйвесизделийБиВуменьшилсяпосравнениюпланомна3,39%(29,02--25,63)и2,03%(38,80-36,77),объем-на1218млн.руб.и729млн.руб.соответственно.Выполнениепланапоструктуресоставило94,58%(33953/35900х100,или32,18+25,63+36,77).Однаковприведенномпримереструктурныйфакторнеоказалвлияниянаизменениястоимоститоварнойпродукции(+1947-1218-729=0).

Изменениеассортиментаиструктурыпродукцииоказываетбольшоевлияниенамногиеэкономическиепоказатели.Вчастности,приувеличенииудельноговесаболеедорогойпродукциивозрастаетобъемеевыпускавстоимостномвыражении.Влияниеизмененияструктурыпродукциинаееобъемвстоимостномвыраженииопределяетсячерезизменениесреднихсопоставимыхцен:изсреднейфактическойсопоставимойценывычитаетсясредняяплановаясопоставимаяценаиумножаетсянафактическийвыпускпродукции.

Дляхарактеристикиинтенсивностиструктурныхпреобразованийможнорассчитатькоэффициентструктурнойактивности:

Удi2–изменениеудельноговесаi-говидапродукциивобщемобъёмевыпусказаисследуемыйпериод.

n–числономенклатурныхгрупппродукции.

Используяприведенныевышеметодыанализа,можноопределитьвлияниеструктурыпродукциинатакиепоказателикак:трудоемкость,материалоёмкость,материальныезатраты,прибыль,рентабельностьидругиеэкономическиепоказатели,чтопозволиткомплексноивсестороннеоценитьэффективностьассортиментнойиструктурнойполитикипредприятия.

Планированиеассортиментапродукциипредполагаеткоординациюцелогорядавзаимосвязанныхвидовдеятельности:научно-техническихисследованийиразработок,исследованийрынка,организациитовародвижения,стимулированиясбытаирекламы.Максимальнаяэффективностьдостигаетсянестолькозасчётоптимизациикаждогоэлементавотдельности,сколькосуммойсоставныхчастей

Существуютразличныеметодыпланированияассортиментапродукции.Наиболеераспространеннымиизнихявляются:

Методоперационногорычага;

МетодранжированияассортиментапродукциинаосновематрицыБКГ;

Методлинейногопрограммирования.

Выборметодапланированияассортиментаопределяетсяисходяизособенностейкаждогоконкретногопредприятияиявляетсяоднимизключевыхаспектоввнутрифирменногопланирования.

 

Анализценовойполитики

Цена—денежноевыражениестоимоститовара—продукции(изделий,работ,услуг),т.е.токоличество(сумма)денег,котороепокупательплатитзатовар.Ценыобеспечиваютпредприятиюполучениезапланированнойприбыли,конкурентоспособностьпродукции,спроснанеё.Черезценыреализуютсякоммерческиецели.

Ценоваяполитикапредприятия—этоустановление(определение)цен,обеспечивающихвыживаниепредприятияврыночныхусловиях.Онавключаетвыборметодаценообразования,разработкуценовойсистемыпредприятия,выборценовыхрыночныхстратегийидругиеаспекты.

Ценоваяполитикафирмыформируетсяврамкахобщейстратегиифирмыивключаетценовуюстратегиюитактикуценообразования.Ценоваястратегияпредполагаетпозиционированиепредлагаемогопродуктанарынке.Выделяютразличныеподходыкопределениюцелевогосегментаипостроениюстратегии(матрицаАнсоффа,матрицаБКГ,матрицаПортера).Такжеврамкахценовойстратегиивыбираютсяиспользуемыеметодикиопределения(установления)цены,атакжеформыценовойдискриминации.

Вдальнейшемврамкахреализациистратегииразрабатываютсятактическиемероприятия(длястимулированияпродаж),включаясистемыценовыхскидокинеценовыхпоощренийпокупателей.

Квозможнымцелямценовойполитикиотносятся:

• обеспечениевыживаемостифирмы;

• максимизациятекущейприбыли;

• завоеваниелидерствапопоказателю«долярынка»;

• завоеваниелидерствапопоказателю«качествопродукции»;

• политика«снятиясливок»;

• краткосрочноеувеличениеобъемовсбытапродукции.

Приформированииполитикиценообразованиянеобходиморешить,насколькопридетсяувеличитьобъемыпродаж,чтобыприболеенизкойценеобеспечитьполучениебольшейприбыли.Приэтомнеобходимоучесть,чтобыценаустраивалакакпродавца,такипокупателя,т.е.ввестиценностныйподходкобразованиюцены.

Перерабатывающиепредприятиямогутидтинаинициативноеуменьшениеценпринедогрузкепроизводственныхмощностей,сокращениидолирынкаподдавлениемагрессивнойценовойконкуренциисостороныдругихперерабатывающихпредприятийит.д.Однакоприпроведенииполитикиинициативногосниженияценследуетучитыватьреакциюпотребителей,которыемогутвосприниматьснижениеценкаксвидетельствонизкогокачестватовараилиегоснижения,низкогоспросанатовар,плохогофинансовогоположенияперерабатывающегопредприятия.Врезультатепотребительможетнеадекватноотреагироватьнаснижениеценинетольконерасширитьсвоипокупки,анаоборот,дажеихснизить.

Приопределенииценовойстратегиицелесообразноучитыватьмногочисленныефакторы.Книмследуетотнести,напримеруровеньспроса,егообъёмидинамику,экономическиевозможностипокупателя,полныеиздержкиперерабатывающегопредприятиянапроизводствоипродажуданногопищевогопродукта,ценыаналогичныхпродуктовпредприятийконкурентовит.д.

Перерабатывающиепредприятияприменяютценовыестратегиивсочетанииразличныхихвидоввзависимостиотконкретнойситуациинарынкеиобщихмаркетинговыхстратегическихпроблем.

Прианализеценовойполитикиперерабатывающегопредприятиянапервомэтапепроводитсясравнительныйанализуровняценнапродукцию.

 

Таблица6.7Сравнительныйанализцен

Видпродукции

Уровеньцены,тыс.руб.

Навнутреннемрынке

Встранеимпортера

анализируемогопредприятия всреднемпоотрасли конкурента анализируемогопредприятия среднийнарынке
           
           

 

Сравнительныйанализценнеобходимодополнитьанализомтоваросопровождения,системыскидокидругихфакторовопределяющихконкурентоспособностьпродукции.

Приведемосновныевидыскидоксцены.

• Скидкиспрейскурантнойисправочнойцены.

• Припокупкезаналичныепокупательполучаеттакназываемуюскидку"сконто".Например,формулировка"3/12,нетто30"означает,чтоплатеждолженбытьпроизведенвтечение30дней,нопокупательзаплатитна3%меньше,еслионоплатитстоимостьтоваравтечение12дней.

• Бонусныескидкизаоборотдаютсяпостояннымпокупателямвзависимостиотоборотапродаж.

• Прогрессивныескидкипредоставляютсяпокупателюзаколичество,объемпокупки,серийность.

• Товарообменныйзачетилискидкапредоставляетсязавозвратстарого,ранеекупленногоуданнойфирмытовара.

• Экспортнаяскидкаприпродажетоваранаэкспорт.

• Функциональныескидкиилискидкивсфереторговлипредоставляютсяпроизводителямслужбамитовародвижениязавыполнениеопределенныхфункций.

• Специальныескидкидаютсяпродавцомтемпокупателям,вкоторыхпродавецболеезаинтересован.

• Скрытыескидкипредоставляютсяпокупателюввидебесплатныхобразцов.

Предоставляютсятакжескрытые,конфиденциальныескидки,неподлежащиефиксированиювконтрактах,ареализуемыенаосновеустнойдоговоренности.Наценкивстречаютсяреже.Онидаютсяиногдазаповышениекачестватовара.Всеэто,бесспорно,расширяетспектрпримененияразличныхтактикустановленияцен.Например,дляновыхпродуктовширокоиспользуетсятакназываемаятактика"снятиясливок"("price-skimming").Вданномслучаерасчетсостоитвтом,чтосуществуетдостаточноеколичествопокупателей,желающихплатитьбольшуюценузамаркутовара.

Широкоприменяетсятакназываемаятактикапроникающегоценообразования(peneration),смыслкоторойсостоитвтом,чтобыгенерироватьпервоначальныйспроспутемустановлениянизкойценынавновьвводимыйнарынокпродукт.Впоследующем,когдатоварбудетпризнаннарынке,ценананегоповышается.Здесьнадоиметьввиду,чтоприменениеэтойтактикиэффективновслучаях,когдаадаптацияпотребителейкпродуктупроисходитвотносительнокороткийпериодвременииотработаныканалыраспределения.Впротивномслучаеэтоможетпривестикбольшимпотерям.

Вконечномитогеуровеньустанавливаемойценыпоздравомусмыслудолженнаходитьсягде-товпромежуткемеждунизкойценой(издержкипроизводства),неприносящейприбыли,итеоретическивысокойценой,определяемойспросом(рыночнаяцена)безучетазадачпредприятия.

Навторомэтапеанализаценовойполитикиперерабатывающегопредприятияпроводитсяфакторныйанализуровнясреднереализационныхцен.Среднереализационнаяценарассчитываетсяпутёмделениявыручкиотреализациисоответствующеговидаизделиянаобъёмегопродажзаотчётныйпериод.Наизменениееёуровняоказываютвлияниеследующиефакторы:качество,рынкисбыта,срокиреализации,инфляционныепроцессы.

Изменениеуровнясреднереализационнойценызасчёткачествапродукцииможнорассчитатьпоформуле

,

гдеЦниЦп–ценасоответственноновогоипрежнегокачества;

VРПн–объёмреализациипродукцииновогокачества;

VРПобщ–общийобъёмреализациипродукциисоответствующеговида.

Потемвидампродукции,покоторымценаустанавливаетсявзависимостиотсорта,кондиции,категории,влияниекачестваможнорассчитатьспособомабсолютныхразниц.

Потакоёжеметодикерассчитываетсяизменениесреднейценыреализациивзависимостиотрынковсбытаисроковреализациипродукции.

 

Таблица6.8-Влияниерынковсбытанаизменениесреднейценыреализации.

Рыноксбыта

Цена,тыс.руб

Объёмпродаж,т

Структурарынковсбыта

Изменениесреднейцены,тыс.руб

план факт план факт +,-
Внутренний              
Экспорт              
Итого              

 

Таблица6.9-Влияниесроковреализациинаизменениесреднейцены.

Срокреализации

Цена,тыс.руб

Объёмпродаж,т

Структурапродаж

Изменениесреднейцены,тыс.руб

план факт план факт +,-
Сезон              
Несезоннаяпродажа              
Итого              

Еслинапротяженииотчётногопериодапроизошлоизменениеценнапродукциювсвязисинфляцией,тоизменениеценыпокаждомувидупродукцииумножаетсянаобъёмеёреализациипослеизмененияценыиделитсянаобщееколичествореализованнойпродукциисоответствующеговидазаотчётныйпериод.

Взаключениирезультатыфакторногоанализаобобщаются.

Таблица6.10-Факторыизменениясреднереализационныхцен.

Фактор

Изменениесреднейцены,тыс.руб.

Изменениесуммыприбыли,млн.руб.

ИзделиеА ИзделиеБ ИзделиеА ИзделиеБ
Качество        
Рынкииканалысбыта        
Срокиреализации        
Инфляция        
Итого        

 

Приобобщениирезультатованализаценовойполитикиобязательнонеобходимосопоставлятьвлияниеотдельныхеёэлементовнаконечныерезультатыработыпредприятия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...