Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализконкурентоспособностипродукции.




 

Вусловияхрыночнойэкономикикаждоеперерабатывающеепредприятиедолжноопределятьстепеньсоответствиясвоейпродукциитребованиямкаквнутреннего,такивнешнегорынков.Решениеэтойзадачиобеспечиваетсяоценкойконкурентоспособностивыпускаемойпродукции.

Подконкурентоспособностьюпродукциипонимаетсяспособностьпродукциивопределенныйпериодвременисоответствоватьсложившимсяилипредполагаемымтребованиямрынкаибытьуспешнореализованнойприналичиипредложенийдругиханалогичныхтоваров.Вусловияхвнешнеэкономическойдеятельностипредприятияконкурентоспособнойсчитаетсяпродукция,идущаянаэкспортвразвитыестраныпоценаммировогорынка.

Конкурентоспособностьпродукцииопределяетсякаксовокупностькачественныхистоимостныххарактеристик,обеспечивающихудовлетворениеконкретныхпотребностейпокупателяиусловийконкретногорынка.Безчеткогознаниясоотношениятехнико-эксплуатационныххарактеристиксвоейпродукциисаналогичнойпродукциейконкурентов(какпредприятийвнутристраны,такизарубежныхфирм)невозможноопределитьнаправлениясовершенствованиявыпускаемойпродукциииразработкиновыхизделий.

Привыборепродукциидлясравнениянеобходимо,чтобыконкурирующаяиоцениваемаяпродукциябылааналогичнапоназначениюиусловиямэксплуатации,ориентировананаоднуитужегруппупотребителей.

Оценкаконкурентоспособноститоваров—совокупностьоперацийповыборукритериев(показателей)конкурентоспособности,установлениюдействительныхзначенийэтихпоказателейдлятоваров-конкурентовисопоставлениюзначенийпоказателейанализируемыхтоваровстоварами,принятымивкачествебазовых.

Взависимостиотцелейоценкиможетбытьопределенапрогнозируемаяилиреальнаяконкурентоспособность.

Прогнозируемаяконкурентоспособность—этоожидаемаяспособностьтоваровудовлетворятьпотребности.Дляопределенияпрогнозируемойконкурентоспособностииспользуютсяпоказатели,нормируемыестандартами,техническимиусловиями,предусмотренныеприразработкеипроектированииилисвойственныетоварам,занимающимдоминирующееположениенарынке(например,ценалидера).

Реальнаяконкурентоспособность—этофактическаяспособностьтоваровудовлетворятьпотребности.Дляоценкиреальнойконкурентоспособностидолжныопределятьсядействительныезначенияпоказателейспомощьюэмпирическихметодов,экспертныхоценок,измеренияит.д.

Основнымипринципамиоценкиконкурентоспособноститоваровявляетсякомплексностьиотносительность.

Комплексностьконкурентоспособноститоваров-приоценкеконкурентоспособноститоваровдолжнаучитыватьсясовокупностькритериев,определяющихособенноститоваров-конкурентов.

Относительностьконкурентоспособностипредполагаетсравнительныйхарактерееоценки,когдавыбранныекритерииодноготоварасравниваютсяскритериямидругоготовара,принятымизабазовые.Длятогочтобыопределитьуровеньконкурентоспособностикакого-либотовара,необходимонепростосравниватьтоварыпостепениихсоответствияконкретнойпотребности,ноиучитыватьзатратыпотребителяприпокупкетовараиегодальнейшемиспользовании.Конкурентоспособность—характеристикатовара,отражающаяегоотличиеоттовара-конкурентакакпостепенисоответствияконкретнойпотребностигруппыпокупателей,такипозатратамнаееудовлетворение.

Восновеоценкиконкурентоспособностипродукциилежитисследованиепотребностейпокупателя.Присовершениипокупкикаждыйпотребительосуществляетвыборнеобходимогоемутоварасредирядааналогов,предлагаемыхнарынке,иприобретаеттотизних,которыйвнаибольшейстепениудовлетворяетегопотребность.

Приоценкеконкурентоспособноститоваровдолжнаучитыватьсяихспецифика.Перерабатывающиепредприятия,восновном,производятпродуктыпитания,пищевоеинепищевоесырьёдляпромышленности.Поэтомувкаждомконкретномслучаедолжнырассматриватьсясоответствующиекритерии.

Еслинеобходимоопределитьположениеданноготовараврядуаналогичных,тодостаточнопровестиихпрямоесравнениеповажнейшимпараметрам;

Еслижецельюисследованияявляетсяоценкаперспективсбытатоваранаконкретномрынке,тованализедолжнаиспользоватьсяинформация,включающаясведенияотоваре,которыйвыйдетнарыноквперспективе,атакжесведенияобизменениидействующихвстранестандартовизаконодательства,динамикипотребительскогоспроса.

Оценкаконкурентоспособноститоваравключает:

• изучениерынка(специализациирынкаиегогеографическогоположения,емкостирынка);

• исследованиеконкурентов(основныхконкурентов,торговыхмароктоваровконкурентов,особенноститоваровконкурентов,видаиособенностейупаковкитоваровконкурентов,формиметодовсбытовойдеятельности,рекламныхматериаловконкурентов);

• изучениепотребностейпокупателя(возможныхпокупателейсучетомсегментациирынка,типичныхнаправленийиспособовиспользованиятоварапокупателями,мотивовпокупкиданноготовара,факторовформированияпокупательскихпредпочтений,неудовлетворенныхпотребностейтоварамиданноговида);

• определениепараметровоценкитовара(технических,эргономическихидр.).Наосновеизучениярынкаитребованийпокупателейвыбираетсяпродукция,покоторойбудетпроводитьсяанализилиформулируютсятребованиякбудущемутовару,адалееопределяетсяпереченьпараметров,подлежащихоценке;

• систематизациюфакторовконкурентоспособноститоваров:

• определениеподходовкколичественнойоценкеконкурентоспособноститоваров.

Оценкаконкурентоспособностиосновываетсянасравнениихарактеристиканализируемойпродукциисконкретнойпотребностьюивыявленииихсоответствиядругдругу.Дляобъективнойоценкинеобходимоиспользоватьтежекритерии,которымиоперируетпотребитель,выбираятоварнарынке.Поэтомуважноопределитькритерии,существенныесточкизренияпотребителя,апотомуиподлежащиеанализу.

Существуетмножествометодикоценкиконкурентоспособностипродукции.

Методикаоценкиконкурентоспособноститоваровпообъемуихпродажосновананакосвенномизмеренииконкурентоспособностипообъемампродаж.Делаетсяпредположение,чтообъемпродажконкурентныхтоваровсвидетельствуетопотребительскихпредпочтенияхипоэтомуможетслужитькритериемконкурентоспособности.Крометого,маркетинговыеслужбыторговыхорганизацийиспользуютидругиекосвенныепоказателиконкурентоспособности,напримерскоростьрозничнойпродажи.

Методикаанализапотребительскиххарактеристиктоваров(услуг)основананавыявлениимотивациипотребителя.Необходимоотобразитьсовокупностьхарактеристиктоваравпространстве«воспринимаемойклиентомполезностиотиспользованияпродукта»(например,дляпокупателяважнанескоростьвращениябарабанастиральноймашины,выраженнаяколичествомоборотоввминуту,ато,чтобельенетребуетпоследующейсушки).Длякаждогопродуктавыявляетсяведущиймотив—наиболеесильнопроявленнаянамоментпокупкипотребностьпокупателя(экономия,безопасность,привычка,комфорт,новизна,престижидр.).Последующий,детальныйанализмотивациинаправленнавыборнаиболееважныхпотребительскиххарактеристик,которыестановятсяосновойдляисследованиясегментовотраслевогорынкаиоценкистепенисоответствиятоваровихзапросам.

Дифференциальныйметодоценкиконкурентоспособностиоснованнасопоставленииотдельных(единичных)значенийпоказателейкачестваисследуемоготовараизначенийбазысравненияиустановлениеихсоотношения.

Интегральныйметодоценкиконкурентоспособностивключаетрасчетинтегральныхпоказателейконкурентоспособноститоваров,которыехарактеризуютотношенияисоотношениякомплексныхпоказателей,необходимыхдляучетавлияниянаконкурентоспособностьтоваракомбинацийотдельныхфакторов.

Смешанныйметодоценкиконкурентоспособноститоваров—сочетаниедифференциальногоиинтегральногометодовприодинаковойбазесравнения.Присмешанномметодеоценкиконкурентоспособностииспользуетсячастьпараметровпоказателей,рассчитанныхдифференциальнымметодом,ичастьпараметровпоказателей,рассчитанныхкомплекснымметодом.

Дляоценкиконкурентоспособностипродукцииперерабатывающихпредприятий,какправило,применяютсистемуединичных,групповыхиинтегральныхпоказателей.

Вначалеопределяютединичныепоказатели.В случаепримененияобразцакакбазысравненияединичныепоказателипоi-мупараметрунаходятсяпооднойизформул:

;

,где

-единичныйпоказательконкурентоспособностипоi-мупараметру; -величинаi-гопараметраанализируемоготовара; -величинаi-гопараметраобразца.Изформулберётсята,вкоторойростпоказателясоответствуетулучшениюпараметраанализируемоготовара.

Единичныепоказателиконкурентоспособностимогутрассчитыватьсяпотехнологическим(качественным)иэкономическимпараметрам.Приэтомдляперерабатывающихпредприятийкачественныепараметрымогутбытьрегламентируемымиисопоставительными.Экономическиепараметрымогутвключатьвсебяценупотребления,расходыподоставке,затраты,связанныеспотреблением.Кромекачественныхисопоставительныхпараметровприрасчётекомплексныхпоказателейконкурентоспособностимогутучитыватьсясервис,маркетингит.д.Напримерккомплекснымпоказателямконкурентоспособностихлебныхизделийможноотнести:уровенькачествахлебныхизделий;уровеньценытовара;уровеньзатратнараспределениеипродвижение.

Приоценкеконкурентоспособноститоваровпотехнологическимилиэкономическимпараметрамзначениеединичногопоказателяисследуемогопродуктаможетприниматьразличныезначенияот0добесконечности,такиежезначенияпоказателейможетиметьибазасравнения.Втожевремякоэффициентконкурентоспособностиможетприниматьзначениеот0до1.

Еслипараметрыисследуемоготоваранеимеютколичественнойоценки(например,показателивкуса,цвета,консистенции,запаха),тогдаиспользуютсяэкспертныеметодыоценкивбаллах.

Прирасчётеединичныхэкономическихпоказателейможновоспользоватьсяформулой:

,где

-значениеоценкиi-гоэкономическогопараметра; -затратыпоi-муэкономическомупоказателюанализируемоготовара; -затратыпоi-муэкономическомупоказателюбазовогообразца.

Длянахождениякоэффициента(индекса)поэкономическимпоказателямнеобходимосопоставитьценыпотребленияанализируемоготовараибазовогообразца.

Еслиценапотреблениясостоитизнесколькихсоставляющих(отпускнаяцена,расходыподоставке,затратынадоработкуифасовкуит.д),тоеёможнорассчитатьпоформуле:

,где

-затратыпоединичнымпоказателямценыпотребления(встоимостномвыражении),n-числопоказателей(составляющих).

Единичныерегламентируемыепоказателимогутприниматьтолькодвазначения:1присоответствиии0принесоответствии.

Набазеединичныхпоказателейрассчитываютсягрупповые.Дляэтогоихобъединяютсучётомзначимостикаждогоединичногопоказателя.Напримерпогруппекачественныхпоказателей:

,где

-групповойиндексконкурентоспособностипокачественнымпоказателям; -единичныйпоказательконкурентоспособностипоi-мупараметрукачества; -коэффициентвесомостиi-гопараметра.

Аналогичноопределяетсягрупповойиндекспоэкономическимпараметрам.

Интегральныйпоказательконкурентоспособностиможноопределитьпоформуле:

,где

-интегральныйпоказательконкурентоспособности; , , -групповыеиндексыпорегламентируемым,качественнымиэкономическимпараметрам.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...