Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализконкурентоспособностипродукции.
Вусловияхрыночнойэкономикикаждоеперерабатывающеепредприятиедолжноопределятьстепеньсоответствиясвоейпродукциитребованиямкаквнутреннего,такивнешнегорынков.Решениеэтойзадачиобеспечиваетсяоценкойконкурентоспособностивыпускаемойпродукции. Подконкурентоспособностьюпродукциипонимаетсяспособностьпродукциивопределенныйпериодвременисоответствоватьсложившимсяилипредполагаемымтребованиямрынкаибытьуспешнореализованнойприналичиипредложенийдругиханалогичныхтоваров.Вусловияхвнешнеэкономическойдеятельностипредприятияконкурентоспособнойсчитаетсяпродукция,идущаянаэкспортвразвитыестраныпоценаммировогорынка. Конкурентоспособностьпродукцииопределяетсякаксовокупностькачественныхистоимостныххарактеристик,обеспечивающихудовлетворениеконкретныхпотребностейпокупателяиусловийконкретногорынка.Безчеткогознаниясоотношениятехнико-эксплуатационныххарактеристиксвоейпродукциисаналогичнойпродукциейконкурентов(какпредприятийвнутристраны,такизарубежныхфирм)невозможноопределитьнаправлениясовершенствованиявыпускаемойпродукциииразработкиновыхизделий. Привыборепродукциидлясравнениянеобходимо,чтобыконкурирующаяиоцениваемаяпродукциябылааналогичнапоназначениюиусловиямэксплуатации,ориентировананаоднуитужегруппупотребителей. Оценкаконкурентоспособноститоваров—совокупностьоперацийповыборукритериев(показателей)конкурентоспособности,установлениюдействительныхзначенийэтихпоказателейдлятоваров-конкурентовисопоставлениюзначенийпоказателейанализируемыхтоваровстоварами,принятымивкачествебазовых. Взависимостиотцелейоценкиможетбытьопределенапрогнозируемаяилиреальнаяконкурентоспособность. Прогнозируемаяконкурентоспособность—этоожидаемаяспособностьтоваровудовлетворятьпотребности.Дляопределенияпрогнозируемойконкурентоспособностииспользуютсяпоказатели,нормируемыестандартами,техническимиусловиями,предусмотренныеприразработкеипроектированииилисвойственныетоварам,занимающимдоминирующееположениенарынке(например,ценалидера). Реальнаяконкурентоспособность—этофактическаяспособностьтоваровудовлетворятьпотребности.Дляоценкиреальнойконкурентоспособностидолжныопределятьсядействительныезначенияпоказателейспомощьюэмпирическихметодов,экспертныхоценок,измеренияит.д. Основнымипринципамиоценкиконкурентоспособноститоваровявляетсякомплексностьиотносительность. Комплексностьконкурентоспособноститоваров-приоценкеконкурентоспособноститоваровдолжнаучитыватьсясовокупностькритериев,определяющихособенноститоваров-конкурентов. Относительностьконкурентоспособностипредполагаетсравнительныйхарактерееоценки,когдавыбранныекритерииодноготоварасравниваютсяскритериямидругоготовара,принятымизабазовые.Длятогочтобыопределитьуровеньконкурентоспособностикакого-либотовара,необходимонепростосравниватьтоварыпостепениихсоответствияконкретнойпотребности,ноиучитыватьзатратыпотребителяприпокупкетовараиегодальнейшемиспользовании.Конкурентоспособность—характеристикатовара,отражающаяегоотличиеоттовара-конкурентакакпостепенисоответствияконкретнойпотребностигруппыпокупателей,такипозатратамнаееудовлетворение. Восновеоценкиконкурентоспособностипродукциилежитисследованиепотребностейпокупателя.Присовершениипокупкикаждыйпотребительосуществляетвыборнеобходимогоемутоварасредирядааналогов,предлагаемыхнарынке,иприобретаеттотизних,которыйвнаибольшейстепениудовлетворяетегопотребность. Приоценкеконкурентоспособноститоваровдолжнаучитыватьсяихспецифика.Перерабатывающиепредприятия,восновном,производятпродуктыпитания,пищевоеинепищевоесырьёдляпромышленности.Поэтомувкаждомконкретномслучаедолжнырассматриватьсясоответствующиекритерии. Еслинеобходимоопределитьположениеданноготовараврядуаналогичных,тодостаточнопровестиихпрямоесравнениеповажнейшимпараметрам; Еслижецельюисследованияявляетсяоценкаперспективсбытатоваранаконкретномрынке,тованализедолжнаиспользоватьсяинформация,включающаясведенияотоваре,которыйвыйдетнарыноквперспективе,атакжесведенияобизменениидействующихвстранестандартовизаконодательства,динамикипотребительскогоспроса. Оценкаконкурентоспособноститоваравключает: • изучениерынка(специализациирынкаиегогеографическогоположения,емкостирынка); • исследованиеконкурентов(основныхконкурентов,торговыхмароктоваровконкурентов,особенноститоваровконкурентов,видаиособенностейупаковкитоваровконкурентов,формиметодовсбытовойдеятельности,рекламныхматериаловконкурентов); • изучениепотребностейпокупателя(возможныхпокупателейсучетомсегментациирынка,типичныхнаправленийиспособовиспользованиятоварапокупателями,мотивовпокупкиданноготовара,факторовформированияпокупательскихпредпочтений,неудовлетворенныхпотребностейтоварамиданноговида); • определениепараметровоценкитовара(технических,эргономическихидр.).Наосновеизучениярынкаитребованийпокупателейвыбираетсяпродукция,покоторойбудетпроводитьсяанализилиформулируютсятребованиякбудущемутовару,адалееопределяетсяпереченьпараметров,подлежащихоценке; • систематизациюфакторовконкурентоспособноститоваров: • определениеподходовкколичественнойоценкеконкурентоспособноститоваров. Оценкаконкурентоспособностиосновываетсянасравнениихарактеристиканализируемойпродукциисконкретнойпотребностьюивыявленииихсоответствиядругдругу.Дляобъективнойоценкинеобходимоиспользоватьтежекритерии,которымиоперируетпотребитель,выбираятоварнарынке.Поэтомуважноопределитькритерии,существенныесточкизренияпотребителя,апотомуиподлежащиеанализу. Существуетмножествометодикоценкиконкурентоспособностипродукции. Методикаоценкиконкурентоспособноститоваровпообъемуихпродажосновананакосвенномизмеренииконкурентоспособностипообъемампродаж.Делаетсяпредположение,чтообъемпродажконкурентныхтоваровсвидетельствуетопотребительскихпредпочтенияхипоэтомуможетслужитькритериемконкурентоспособности.Крометого,маркетинговыеслужбыторговыхорганизацийиспользуютидругиекосвенныепоказателиконкурентоспособности,напримерскоростьрозничнойпродажи. Методикаанализапотребительскиххарактеристиктоваров(услуг)основананавыявлениимотивациипотребителя.Необходимоотобразитьсовокупностьхарактеристиктоваравпространстве«воспринимаемойклиентомполезностиотиспользованияпродукта»(например,дляпокупателяважнанескоростьвращениябарабанастиральноймашины,выраженнаяколичествомоборотоввминуту,ато,чтобельенетребуетпоследующейсушки).Длякаждогопродуктавыявляетсяведущиймотив—наиболеесильнопроявленнаянамоментпокупкипотребностьпокупателя(экономия,безопасность,привычка,комфорт,новизна,престижидр.).Последующий,детальныйанализмотивациинаправленнавыборнаиболееважныхпотребительскиххарактеристик,которыестановятсяосновойдляисследованиясегментовотраслевогорынкаиоценкистепенисоответствиятоваровихзапросам. Дифференциальныйметодоценкиконкурентоспособностиоснованнасопоставленииотдельных(единичных)значенийпоказателейкачестваисследуемоготовараизначенийбазысравненияиустановлениеихсоотношения. Интегральныйметодоценкиконкурентоспособностивключаетрасчетинтегральныхпоказателейконкурентоспособноститоваров,которыехарактеризуютотношенияисоотношениякомплексныхпоказателей,необходимыхдляучетавлияниянаконкурентоспособностьтоваракомбинацийотдельныхфакторов. Смешанныйметодоценкиконкурентоспособноститоваров—сочетаниедифференциальногоиинтегральногометодовприодинаковойбазесравнения.Присмешанномметодеоценкиконкурентоспособностииспользуетсячастьпараметровпоказателей,рассчитанныхдифференциальнымметодом,ичастьпараметровпоказателей,рассчитанныхкомплекснымметодом. Дляоценкиконкурентоспособностипродукцииперерабатывающихпредприятий,какправило,применяютсистемуединичных,групповыхиинтегральныхпоказателей. Вначалеопределяютединичныепоказатели.В случаепримененияобразцакакбазысравненияединичныепоказателипоi-мупараметрунаходятсяпооднойизформул: ; ,где -единичныйпоказательконкурентоспособностипоi-мупараметру; -величинаi-гопараметраанализируемоготовара; -величинаi-гопараметраобразца.Изформулберётсята,вкоторойростпоказателясоответствуетулучшениюпараметраанализируемоготовара. Единичныепоказателиконкурентоспособностимогутрассчитыватьсяпотехнологическим(качественным)иэкономическимпараметрам.Приэтомдляперерабатывающихпредприятийкачественныепараметрымогутбытьрегламентируемымиисопоставительными.Экономическиепараметрымогутвключатьвсебяценупотребления,расходыподоставке,затраты,связанныеспотреблением.Кромекачественныхисопоставительныхпараметровприрасчётекомплексныхпоказателейконкурентоспособностимогутучитыватьсясервис,маркетингит.д.Напримерккомплекснымпоказателямконкурентоспособностихлебныхизделийможноотнести:уровенькачествахлебныхизделий;уровеньценытовара;уровеньзатратнараспределениеипродвижение. Приоценкеконкурентоспособноститоваровпотехнологическимилиэкономическимпараметрамзначениеединичногопоказателяисследуемогопродуктаможетприниматьразличныезначенияот0добесконечности,такиежезначенияпоказателейможетиметьибазасравнения.Втожевремякоэффициентконкурентоспособностиможетприниматьзначениеот0до1. Еслипараметрыисследуемоготоваранеимеютколичественнойоценки(например,показателивкуса,цвета,консистенции,запаха),тогдаиспользуютсяэкспертныеметодыоценкивбаллах. Прирасчётеединичныхэкономическихпоказателейможновоспользоватьсяформулой: ,где -значениеоценкиi-гоэкономическогопараметра; -затратыпоi-муэкономическомупоказателюанализируемоготовара; -затратыпоi-муэкономическомупоказателюбазовогообразца. Длянахождениякоэффициента(индекса)поэкономическимпоказателямнеобходимосопоставитьценыпотребленияанализируемоготовараибазовогообразца. Еслиценапотреблениясостоитизнесколькихсоставляющих(отпускнаяцена,расходыподоставке,затратынадоработкуифасовкуит.д),тоеёможнорассчитатьпоформуле: ,где -затратыпоединичнымпоказателямценыпотребления(встоимостномвыражении),n-числопоказателей(составляющих). Единичныерегламентируемыепоказателимогутприниматьтолькодвазначения:1присоответствиии0принесоответствии. Набазеединичныхпоказателейрассчитываютсягрупповые.Дляэтогоихобъединяютсучётомзначимостикаждогоединичногопоказателя.Напримерпогруппекачественныхпоказателей: ,где -групповойиндексконкурентоспособностипокачественнымпоказателям; -единичныйпоказательконкурентоспособностипоi-мупараметрукачества; -коэффициентвесомостиi-гопараметра. Аналогичноопределяетсягрупповойиндекспоэкономическимпараметрам. Интегральныйпоказательконкурентоспособностиможноопределитьпоформуле: ,где -интегральныйпоказательконкурентоспособности; , , -групповыеиндексыпорегламентируемым,качественнымиэкономическимпараметрам.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |