Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализконкурентоспособностипредприятия.




 

Подконкурентоспособностьюперерабатывающегопредприятияследуетпониматьспособностьпредприятийэкономическиэффективноудовлетворятьплатёжеспособныйспроснаселениянапродовольствие,апромышленностьнасырьеиматериалы,выработанныеизсельскохозяйственнойпродукции.Приэтомпереработчикимогутконкурировать,какнавнутреннем,такинавнешнихрынках.

Конкурентоспособностьпредприятиявсегдаопределяетсявсравнениисдругимисубъектамихозяйствования.

Иногдаконкурентоспособностьпредприятиярассматривают,какспособностьвкраткосрочномпериодеприноситьприбыльненижепланируемойвеличинынавложенныйкапитал,ивэтомаспектеконкурентоспособностьпонимаетсякакэкономическаяэффективностьфункционированияпредприятиявтекущемпериоде.

Важнейшийпоказательконкурентоспособностипредприятий–этоналичиеунегоконкурентныхпреимуществ,т.е.качеств,которыеотсутствуютилименеевыраженыусоперников.

Производствоиреализацияконкурентоспособнойпродукции–этоодинизключевыхфакторовконкурентоспособностипредприятия,которыйоснованнауменииэффективноиспользоватьнаучно-технический,производственный,финансовыйитрудовойпотенциал.

Следуетотметить,чтоконкурентоспособностьперерабатывающегопредприятияскладываетсяизсовокупныхитоговработывсехцехов,участков,отделов,прочихподразделений,атакжереакциинавнешниефакторывоздействия.Особазначимаспособностьпредприятияоперативноиадекватнореагироватьнаизменениевповедениипокупателей,ихвкусовипредпочтений.

Конкурентныепреимуществапредприятияможноразделитьнадвеусловныхкатегории:«превосходствовресурсах»и«превосходствовумении».Перваякатегорияхарактеризуетдоступностьсырья,энергии,комплектующих;кадровыйпотенциал;финансы;инфраструктура;хозяйственныеинаучно-производственныесвязи.

Втораякатегорияпредполагаетналичиеинноваций,ноу-хау,стимулированиесбыта,эффективностьнавсехстадияхпроизводстваиреализациипродукцииит.д.

Конкурентоспособностьнарынкеоцениваетсятакимипоказателями,какрыночнаядоля,качествопродукта,относительнаяцена,относительныеиздержки,рентабельность.Всепоказателитесносвязанымеждусобой.Рентабельностьотражаетрезультативностьхозяйственнойдеятельностиизависитотдолипродуктанарынке.Качествопродукции,являетсяосновойподдержаниярыночнойдоли.Оптимальнымвариантомсоотношенияпоказателейсчитаетсятот,прикоторомвысокаядолянарынкесочетаетсясвысокимкачеством.

Комплексноеисследованиеконкурентоспособностипредприятиядаётпредставлениеотомнасколькосильнаеготекущаяконкурентнаяпозиция,какиевозможныеёизменения,каковрангпредприятияпоотношениюкдругимпредприятиям,какиеконкурентныепреимуществасуществуютсегодняикаковаихдинамикаит.д.

Какправило,анализконкурентоспособностиперерабатывающегопредприятияпроводитнаосноверейтинговойоценкиилимногомерногоанализа.Дляэтогоэкспертамисоставляетсяпереченьсравниваемыхпараметровипоказателей.Онимогутбытьразличнымииихвыборзависитотспецификиотраслиирыночнойситуации.

Дляоценкиконкурентнойпозицииможноиспользоватьбальнуювзвешеннуюоценку.Например.слабейшемуконкурентуприсваиваетсяодинбалл,сильнейшему(взависимостиотшкалы)–10или5.

Взвешеннаяоценкапокаждомупоказателюрассчитываетсяпроизведениемвеса(значимости)этогопоказателянаприсвоенноеколичествобаллов.Всерезультатызаносятсявтаблицу.

 

Таблица6.13-Сравнительныйанализконкурентныхпозицийпредприятия

Параметры

Веспоказателя

Анализируемоепредприятие

Предприятияконкуренты

№1

№2

№3

балл оценка балл оценка балл оценка балл оценка
Стабильностьпродаж                  
Ассортимент                  
Качество                  
Репутация                  
Технологии                  
Производственныемощности                  
Маркетинг(распределение)                  
Финансы                  
Реклама                  
Способностьконкурироватьпоцене                  
Взвешенныйрейтинг (суммавесовравна1)                

Порезультатамтаблицыможноделатьвыводы.

Болееточнуюоценкусреднихпараметровможновыполнить,применивчетырёхэтапнуюсхемумногомерногоанализа.

Первыйэтап.Подбираетсясистемапоказателей,покоторымбудутоцениватьсярезультатыхозяйственнойдеятельностипредприятий,собираютсянеобходимыеданныеистроитсяматрицаисходныхпоказателей.

 

Таблица6.14-Матрицаисходныхданных

Предприятие

 

Показатели

1 2 3 4 5
1          
2          
3          
4          
5          

 

Второйэтап.Вматрицеисходныхданныхвкаждойграфеопределяетсялучшийпоказатель,которыйпринимаетсязаединицу.Затемвсеостальныепоказателиэтойграфыделятсяналучшийпоказатель,врезультатечегосоздаетсяматрицастандартизированныхкоэффициентовij).

 

Таблица6.15-Матрицастандартизированныхкоэффициентов(хij)

Предприятие

 

Показатели

1 2 3 4 5
1          
2          
3          
4          
5          

Еслисэкономическойточкизрениялучшимявляетсяминимальноезначениепоказателя(например,затратынарубльтоварнойпродукции),тоследуетизменитьшкалурасчетатак,чтобынаименьшемурезультатусоответствоваланаибольшаясуммапоказателя.

Третийэтап.Всеэлементыматрицыкоординатвозводятсявквадрат.Еслизадачарешаетсясучетомразнойзначимостипоказателей,тополученныерезультатыумножаютсянавеличинусоответствующихвесовыхкоэффициентов,установленныхэкспертнымпутем,послечегорезультатыскладываютсяпострокамиизполученнойсуммыизвлекаетсяквадратныйкорень.

Таблица6.14-Результатысравнительнойрейтинговойоценкидеятельностипредприятий

Предприятие

Показатели

Ранг(Rj)

Место

1 2 3 4 5
1              
2              
3              
4              
5              

Четвертыйэтап.Полученныерейтинговыеоценкиразмещаютсяпоранжируиопределяетсяместокаждогопредприятияпорезультатамхозяйствования.Первоеместозанимаетпредприятие,которомусоответствуетнаибольшаясуммабаллов.

Следуетотметить,чтосуществуетмножествометодикопределенияконкурентоспособностипредприятия.Привыбореметодикиисходятизцелейанализа,наличиеисходнойинформации,спецификиотраслиит.д.Вместестемобщиеподходыипринципыоценкиконкурентоспособностиостаютсянеизменными.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...