Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выборканаласбытаиоценкаегоэффективности.
Какбылоотмеченовыше,каналысбытаиграютключевуюрольприпостроениивсейсистемысбыта.Следуетотметить,чтоприведенноеранееопределениепонятия«каналсбыта»,какнекойлогистическойцеписистемновзаимосвязанных,функциональноспециализированныхиадресноориентированныхсбытовыхорганизаций(иотдельныхлюдей),последовательноосуществляющихвесьпроцесссбытовойдеятельностиотпроизводителякпотребителю,является«узким»сточкизрениякоммерческойдеятельности.Вширокомсмыслеканалсбытаэтонетольконекиймаршрутпродвиженияпродукции,ноисистемаэкономическихотношений,возникающаямеждуразличнымиконтрагентамирынкаприпродвижениипродукцииотпроизводителякконечномупотребителю.Иногдаповышениеэффективностисбытасвязанонесизменениеммаршрутараспределенияпродукции,асизменением,например,способарасчетов,формыдоставки,графиказавозаит.д. Необходимоотметить,чтоврыночныхусловияххозяйствованиянесуществуеткакой-тоединойметодикивыбораиоценкиэффективностиканаласбыта.Вместестем,вомногихлитературныхисточникахприводятсяразличныеалгоритмы,определяющиепорядокпостроениясбытовойсетисучётомэкономическойоценкиканаласбыта. Наиболеечасто,привыбореканаласбытапервыйшаг,этоопределениепредпочтительноготипаканаласбыта.Выбортипаканаласбыта–прямогоиликосвенного–определяется,какивыборвсейсбытовойсистемывцелом,факторамирынкаипокупателей(потребителей),факторамитовараисамогопредприятия,атакжефакторамиконкурентнойсреды. Определённоевлияниенавыбориформированиеканаласбытаоказываюторганизационно-правовые,экономические,функциональные,конкурентныеидругиефакторысубъектов-посредниковкоммерческойдеятельностипосбыту.Ихсостав,распределениеправ,ответственности,сбытовыхфункцийиуправления,организациявзаимодействияивзаимосвязеймеждунимиопределяютвертикальнуюструктуруканаласбытаиегоосновныепараметры: спектрисодержаниевыполняемыхфункций; скорость,точность,адресностьидругиепараметрыипоказателикачества; степеньохватарынка; глубинупроникновениянарынок; объёмысбыта; конкурентоспособность; издержкииэффективностьидр. Следующийшаг–составлениеперечняканаловсбыта.Следуетотметить,чтопереченьканаловсбытадолженбытьсоставленисходяизцелейсбытовойстратегии.Внегомогутбытьвключеныразличныегруппыпосредников,либоодниитежепосредники,сучётомразличныхусловийпоставок. Например,однаизкомпаний,работающихнарынкекондитерскихизделий,выделиласледующиечетырегруппыканаловсбыта: 1.Оптовыекомпании. 2.Компании,осуществляющиеразвозтоварапомагазинамидругимточкамрозничнойторговли. 3.Компаниисосмешаннойдистрибуцией(оптоваяторговляиразвозпорозничнымточкамодновременно). 4.Сетирозничныхмагазинов. Приведёмдругойтипклассификацииклиентовпосредников,скоторымиработаетпищеваякомпания,имеющаяточкирозничнойторговли(восновувзятыданныеисследовательскойкомпании«Бизнес-аналитика»): 1.Супермаркеты–магазины,торгующиепреимущественнопродовольственнымитоварамивширокомассортименте,имеющиеторговуюплощадьболее250кв.м. 2.Магазины–торговыепредприятия,расположенныевпостройкахкапитальноготипаиторгующиепреимущественнопродовольственнымитоварами,торговаяплощадькоторыхнепревышает250кв.м. 3.Киоски-павильоны–торговыепредприятиянекапитальноготипапостройки. 4.Рынки–торговыеточкиразныхтипов(контейнеры,киоски,павильоны,лотки),расположенныенатерриторииофициальнозарегистрированныхрынков. Внутрикаждогоизпредставленныхканаловвыделяютсяболеемелкиеподгруппынаоснованиитипаобслуживанияпокупателей(черезприлавок-самообслуживание),долинепродовольственнойгруппытоваров,количествакассовыхтерминаловипр. Длясельскохозяйственныхорганизаций,нарядустрадиционными,можновыделятьканалысучётомгеографическойпринадлежности(науровнерайона,области,республики,зарубежныестраны),попорядкуформированияцен(свободные,государственныезакупочные)ит.д. Следующийшаг-этоэкономическаяоценкаканаловсбыта.Наиболеечастоиспользуютсякритерии: 1)прибыльностьканалов; 2)степеньихсоответствиятребованиямпотребителей; 3)управляемость,тоестьвозможностьдальнейшегоконтролязадвижениемтоваровиценами; 4)уровеньконкуренциизавозможностьработысканалом; 5)перспективностьканаловсточкизрениядолгосрочныхтенденций. Основнымикритериямидлятоваропроизводителейввыбореканаловреализациисельскохозяйственнойпродукциивусловияхразвитиярыночныхотношенийявляются: возможныеобъемыреализациивзависимостиотконкретногоканаласбыта(количествоиобщаястоимостьвозможностейреализации,числопотенциальныхпотребителейпродукции); соответствующийуровеньцен,позволяющийвозместитьиздержкипопроизводствуисбытупродукциииобеспечитьприемлемуюдоходностьиприбыль; своевременностьиформырасчетов(предоплата,оплатапомеререализациииливсроки,определенныедоговоромсторон,наличная,безналичнаяформаоплаты,бартерипр.) дифференциацияценвзависимостиоткачествапродукции,продолжительностиисроковпродажидр.; ассортиментпроизводимойхозяйствомпродукции; характеристабильностьпроизводственныхсвязей,надежностьпартнеров-участниковканаловтовародвижения; надежностьсистемыдоставки,храненияитранспортировкипродукции; наличиеконкурентовиихположениеввыбранномканалетовародвижения. Покаждомуизкритериевнеобходимоопределитьсистемубаллов,котораябыотражала,насколькокритериивыражены.Напрактикеобычноиспользуется10-балльнаяшкалаоценки:1балл–критерийминимален,10баллов–критериймаксимальновыражен. Такжерекомендуетсяпродуматьвесовойкоэффициентдлякаждогокритерия.Например,длякомпании,работающейнавысококонкурентномрынке,весовойкоэффициентуровняуправляемостиканаловможетпревышать1исоставлять1,5–1,8.Определениевесовогоучастиякритериевзадаетсястратегическойориентациейкомпаниииееположениемнарынке.Итоговыйсуммарныйбаллкаждогоканала,определенныйнаоснованиичисловогопоказателяивесакаждогокритерия,дастнамчеткуюкартинуприоритетностиразвитиятогоилииногоканала. Помимоэтихнаиболееобщихпоказателеймногиекомпанииприменяютдругие–болееузкиекритерииоценкиработыканалов.Необходимостьихиспользованияопределяетсяспецификойбизнесакомпании,уровнемконкуренциинаеерынкеирядомдругихфакторов.Наиболеераспространенныедополнительныепараметрыоценки:–объемпродаж;–процентпродажцелевымклиентам;–темпыростапродаж;–оборачиваемостьтоварныхзапасов;–среднийуровеньтоварныхзапасов;–востребованностьдополнительныхсервисныхуслуг,предоставляемыхпоставщиком. Оценкаэффективностиканаловсбыта,преждевсего,опираетсянаанализприбылиотреализациипродукции,котораязависитотобъемареализациипродукции,ееструктуры,себестоимостииуровняцен.Впроцессеанализапредприятиядолжныизучатьдинамику,выполнениепланаприбылиотреализациипродукциииопределятьфакторыизмененияеесуммы. Следуетпроанализироватьтакжевыполнениепланаидинамикуприбылиотреализацииотдельныхвидовпродукции,величинакоторойзависитоттрехфакторовпервогопорядка:объемапродажипродукцииVPПi,себестоимостиединицыпродукции–Сi,среднереализационныхцен-Цi.Факторнаямодельприбылиотреализацииотдельныхвидовпродукцииимеетвид: П=VPПi*(Цi-Сi) Резервыувеличениясуммыприбылиопределяютсяпокаждомувидутоварнойпродукции.Основнымиихисточникамиявляютсяувеличениеобъемареализациипродукции,снижениееесебестоимости,повышениекачестватоварнойпродукции,реализацияеенаболеевыгодныхрынкахсбытаит.д.
Рис.4.2.Резервыувеличениясуммыприбыли Исходныммоментомэкономическойоценкисложившихсяипотенциальновозможныхканаловреализацииявляетсярасчетприбылинаединицуреализуемойпродукции.Дляэтогоизвыручкиотреализациипродукциивычитаютвеличинупотерьпродукциивпроцессереализации.Изоставшейсясуммывычитаютзатратынапроизводствоиреализациюпродукциииопределяютвеличинуприбыли(убытка).Приреализациипродукциидлягосударственныхнуждзатратынаеедоставкукместамсбытанеучитывают,посколькуонивозмещаютсяхозяйствузаготовительнымиорганизациями.Однаковтехслучаях,когдарасходысельскохозяйственнойорганизацииподоставкепродукциипревышаютподлежащийвозмещениюуровень,расчетнаяприбыльдолжнабытьуменьшенанавеличинуэтогопревышения.Прирасчетеприбылиотреализациисельскохозяйственнойпродукциипотребительскойкооперациинеобходимоучесть,чтоценареализацииипорядоквозмещениязатратнадоставкупродукциирегулируютсядоговором.Приреализациипродукциинапродовольственномрынкеценаустанавливаетсясучетомскладывающихсяспросаипредложения.Взатратынареализациюпродукциипоэтомуканалувключаютзатратынапогрузку,транспортировкуиразгрузку,продажу(оплататрудапродавцов,арендаскладскихпомещенийидр.).Должныбытьучтенытакжепотерипродукциипритранспортировке,храненииивовремяпродажи.Организационнаяиэкономическаяоценкаканаловреализациисельскохозяйственнойпродукциипозволяетнетолькопринятьобоснованноерешениеотносительноихвыбора,ноиобосноватьпредложенияпоувеличениюприбылиотреализации.Так,сельскохозяйственныеорганизации,неимеющиеспециализированноготранспорта,хранилищ,перерабатывающихцехов,сортировочныхпунктовит.д.,могутприйтиквыводуоцелесообразностиихприобретенияилистроительства.Дляэтогоожидаемыйразмерприбылиотреализациипродукциитемилиинымспособомсравниваютсзатратаминаосвоениеновыхмощностей.Освоениерыночныхотношенийваграрнойсфеределаетвозможнымиинеобходимымисовершенствованиезакупочнойдеятельности,формированиемногообразныхееформ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 365. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |