Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формированиеифункционированиеоптовыхпродовольственныхрынков.
Вомногихстранахсразвитойрыночнойэкономикойпроблемапродовольственногоснабжениянаселенияотечественнымипродуктами,какправило,решаетсячерезрегулируемыегосударствомоптовыепродовольственныерынки.Такаясистемараспределенияпродовольствияимеетрядпреимуществнетолькодлясельскохозяйственныхпроизводителей,населениякрупныхгородовипромышленныхцентров,ноидлягосударствавцелом: длянаселениякрупныхгородовипромышленныхцентровсоздаютсяусловиядлякруглогодичногоснабжениясвежими,высококачественнымипродуктамипитанияипонизкимценам; длясельскохозяйственныхтоваропроизводителейиперерабатывающихпредприятийрешаетсяпроблемасбыта,создаютсядополнительныерабочиеместаиуменьшаетсяоттоксельскохозяйственногонаселения; государстворешаетпроблемулегализацииоптовойторговлиидополнительногопоступлениясредстввгосударственныйбюджет. Приэтомобеспечиваетсязащитаотечественныхтоваропроизводителейипродовольственногорынкастранывцелом.Предприятиярозничнойторговли,общественногопитанияидругиепотребители,приобретаянаоптовомрынкедесяткивидовпродовольствия,значительноэкономятвремяисредстваприпоискенеобходимыхтоваров.Врезультатепотребительполучаетболеедешевуюикачественнуюпродукцию,агосударстворешаетпроблемулегализацииоптовойторговлиидополнительногоиреальногопополнениябюджетовразныхуровней. Существеннаярольвнаправленииупорядочениямежотраслевыхсвязейповсейтехнологическойцепочкедвиженияпродукциимясногоподкомплекса,атакжесозданияэкономическихстимуловвыращиванияскотаиповышенияконкурентоспособностипродукции,реализацииеенавнутреннемрынкеипродвижениязапределыреспубликиотводитсясозданиюсистемыоптовыхпродовольственныхрынковвРеспубликеБеларусь.Вотношениисбытаскотаиптицыихважнейшаяфункциянасовременномэтапезаключаетсяввозможностиопределенияреальногоспросанапродукцию,установлениирыночныхцениустранениисуществующихдиспропорциймеждупоследними.Главнаяцельформированияценнаоптовыхпродовольственныхрынках-обеспечениенеобходимогоуровнядоходностисельскохозяйственнымпроизводителям,стимулированиеростаобъемовиповышенияэффективностипроизводства,созданиеэкономическихусловийдлянаполнениярынкапродовольствиемидоступностиегодляосновноймассынаселения. Концепцияформированиясистемыценообразованиянаоптовыхрынкахисходитизоздоровленияценовыхсоотношенийнаосновегосударственногорегулирования,преждевсего,длятого,чтобыослабитьзависимостьсельскохозяйственныхтоваропроизводителейотлокальныхмонополистовперерабатывающейпромышленностииторговлииповыситьконкурентоспособностьпредлагаемойнарынкепродукцииаграрногосектора.Оптовыйрынокестьосновнойрегуляториорганизаторпродовольственнойцепинаначальнойстадииформированиярыночныхотношений,посколькучерезнегопроходятвсеоперациикупли-продажи. Действенностьтакогомеханизмаподтверждаетмироваяпрактика.Оптовыепродовольственныерынкисуществуютсегодняв34странах,восновномЕвропыиАмерики.Широкуюизвестностьприобрелирынки«Меркаса»(Испания),Рунжис(Франция).ДействуетВсемирныйсоюзоптовыхрынков,вкоторыйвключенаРоссия.ПервыйопытсозданияоптовогопродовольственногорынкасуществуетивБеларуси.С07.09.1996г.началосвоюпроизводственнуюдеятельностьзакрытоеакционерноеобщество«КомпанияМинскогооптовогорынка»,созданноепопоручениюСоветаМинистровсогласнодоговоренностимеждуПравительствомРеспубликеБеларусьиЕвропейскимбанкомреконструкциииразвития. Практика,втожевремя,показывает,чтоэффективноефункционированиерынкаможетбытьдостигнутотолькоприсозданиисистемырынковоптовойторговлинационального,региональногоилокальногозначения. Системаоптовыхпродовольственныхрынковпредставляетсобойсложныйорганизационно-техническийкомплекс,включающийрынкиоптовойторговлиразличныхуровней,системуправовогообеспеченияифункционирования,системуинформационногообеспечения,системубанковскихрасчетовистрахованиясделок,системуинженерногообслуживания,другиесоставляющиеееэлементы. Поформамсобственностивозможносозданиекакгосударственныхрынков,включаямуниципальные,такиразличноготипакооперативных,акционерных,атакжечастных.Наначальномэтапецелесообразно,чтобывуставномфондеоптовыхрынковдолягосударственноголибомуниципальногокапиталавразличныхегоформахсоставляланеменее51%.Втакомслучаеустановлениеконтролянадрынкомиегоиспользованиеосуществляетсяврамкахобщегосударственныхинтересов.Государствовкачествеинструментоврегулированиядеятельностиоптовыхпродовольственныхрынковможетиспользовать: а) созданиестабилизационногофондааграрнойпродукцииинаэтойосновепроведениепрямыхтоварныхинтервенцийдлярегулированияцен,складывающихсянарынке; б) правовуюрегламентациюусловийторговли,вытекающуюизсоблюденияправасобственниковпродукции,ихсвободыреализациипо в) контролькачестваизащитапотребителей. Учитываяограниченностьгосударственныхресурсовисредствнакапитальныевложения,оптовыерынкидолжнысоздаватьсяпреимущественнонаосноведействующихпредприятийоптовойторговли,материально-техническаябазакоторыхнаиболееблизкапосвоейструктурекпотребностямоптовыхрынков,спривлечениемсредствместныхбюджетов.Всоответствиисэтим,развитиесистемыоптовыхрынковдолжноноситьпреимущественнорегиональныйхарактеривыполнятьсяподруководствомместныхоргановвластиприорганизационном,научно-техническом,нормативно-правовомикосвенномфинансовом(черезсистемуналоговыхльгот,инвестиционныхпроектов,кредитованияидругихрычагов)участиигосударства. Оптовыйрынокскотаобеспечиваетреализациювсехвидовскотоводческойпродукциииптицы.Взависимостиотспециализациирегионанаконкретномрынкепреобладаетопределенныйвидживотных.Зональныеоптовыерынкискота,нанашвзгляд,необходиморазмещатьврегионахснаибольшейконцентрациейпоголовьяиналичиемперерабатывающихмощностей,чтопозволяетобъективноопределятьценунаскотиптицуиустранятьмонопольноеположениерайонных(межрайонных)мясокомбинатов. Продажаскотаосуществляетсясиспользованиемтерминальнойиаукционнойформторговли.Преимуществамиаукционнойпродажиявляютсявозможностьбыстрогосбытабольшойпартиитоварадляпродавцаиприобретениепродукциипоумереннымценамдляпокупателя.Даннаяформаприемлемадляосуществлениясделокпопродажеплеменногоскота,атакжетехнологическогомолодняка,чтоособенноважнопринарушенныхвнастоящеевремямежхозяйственныхсвязеймеждупредприятиями-поставщикамиипредприятиями,имеющимипреимуществавосуществленииконкретныхтехнологическихстадий(выращивание,откорм). Основнойформойсовершенияоперацийисделокявляютсяоптовыепубличныеторги.Дляторговлиопределеннымвидомскотаможетвыделятьсяспециальныйдень.Регулярно(развнеделю)целесообразноиздаватьбюллетень,вкоторомосвещатьитогиторгов,прогнозыценнаскотнаближайшуюперспективу.Всоставеоптовыхмясныхрынковдолжныбытьприемныеизабойныепунктыскота,холодильныемощностидлявременногохранениямяса.Натакихрынкахможетреализовыватьсямясовтушахиполутушахдлянуждместногонаселения,населениягородовипоселковгородскоготипа. Дляусловийреспубликицелесообразносозданиерынковскотанабазесуществующихкрупныхмясокомбинатов,ужеимеющихотдельныеэлементыинфраструктуры.Спецификамяснойпродукциии,особенноживогоскотапредполагаютсовершениесделок,вчастностинаэтапестановлениясистемы,среальнымтоваром,нонеобязательномналичииегонарынкевмоментпроведенияторгов.Поставкаскотапослезаключениясделкиосуществляетсявминимальнокороткийсроклибопооговариваемомуздесьжеграфикунепозже,чемдомоментаследующихторгов.Посуществу,предлагаетсякомбинированныйвариантоптово-биржевойторговли. Экономическаяэффективностьотсозданияданнойструктурыможетбытьполученазасчетследующихфакторов: •технических(облегчениеиускорениепроцессапоискапартнеров,упрощениевзаиморасчетовиплатежей,гарантированиекачествапродукции,обеспечениескладированияихранениятоваров); •организационных(укреплениехозяйственныхсвязеймеждусубъектамимясногоподкомплекса;оптимизациятоваропотоковиценреализациипродукции,исключениеизлишнихзатратнатранспортныерасходы;повышениеуправляемостипроцессамипроизводства,хранения,переработкииреализациисельхозпродукции;возможностьпланированияассортиментаиобъемовсельскохозяйственногопроизводстваикоординацииэкспортно-импортныхпоставоксырьяипродовольствия,увеличениядоходовпроизводителейтоваров); •социальных(улучшениеобеспечениянаселениякачественнымипродуктамипитания,апромышленности-сырьем;выравниваниеценнапродуктыпитаниязасчетобъективногоценообразования;повышениестабильностиагропроизводствазасчетзаключениядолговременныхдоговоровнапоставкипродукциииразвитиеконтрактнойформысбыта;повышениекультурыторговикачествауслуг). Оптовыйпродовольственныйрынокнеявляетсясобственникомпродукции,иегодеятельностьориентировананаобслуживаниеучастниковрынка.Онвыступаетвкачествеюридическоголица,правовоеположениекоторогоопределяетсядействующимзаконодательством,учредительнымдоговором,уставомиправиламиторговли.Рядрешаемыхздесьзадачвключает: предоставлениевсемпоставщикамсельскохозяйственнойпродукцииипродовольствиявозможностивыходанаконкурентный(немонополизированный)рынок; обеспечениеобъективногоформированиярыночныхценнасельскохозяйственнуюпродукциюипродовольствиестенденциейкихснижению; ускорениеиудешевлениепроцессапродвиженияпродовольствияисырья,взаиморасчетовиплатежей; информационноеобеспечениесельскохозяйственныхтоваропроизводителейиторговыхструктуроспросеипредложенииповидампродукции; повышениекачествапродукциинаосновепроводимыхэкспертизыисертификации. Оптовыйрынокдолженявлятьсясамоокупаемойструктурой,доходкоторойнаправляется,восновном,напокрытиезатратиразвитиематериально-техническойбазы.Доходоптовогорынкапредполагаетсяполучатьзасчетарендныхплатежейнаправоторговли,платежейзапредоставляемыерынкомпроизводственные,консультативныеидругиеуслуги(транспортные,погрузочно-разгрузочныеработы,гостиничныеуслуги,анализкачества,утилизациянереализованнойпродукции). Учредителямисозданияоптовогопродовольственногорынкамогутбытьместнаяадминистрация,областноеуправлениесельскогохозяйстваипродовольствия,сельскохозяйственныепредприятия,крестьянские(фермерские)хозяйства,объединенияличныхподсобныххозяйств,предприятияпищевойиперерабатывающейпромышленности,отделениябанка,агросевисныеслужбыипредприятия,потребкооперация,городскиерынки,предприятиярозничнойторговли,общественногопитания,другиеюридическиелица,заинтересованныевегофункционировании.Учредителиоптовогорынкаявляютсяегочленами.Основнымправовымдокументом,регулирующимдеятельностьрынка,являетсяУстав.ВысшийоргануправленияпредставленОбщимсобраниемучредителейилиакционеровоптовогорынка. УправлениеоптовымпродовольственнымрынкомпредлагаетсяосуществлятьСоветомдиректоров,избираемымнаобщемсобранииакционеров.Советфункционируетвпределахкомпетенции,устанавливаемойобщимсобраниемакционеров,онженазначаетгенеральногодиректора,которыйвозглавляетадминистрациюрынкаиотвечаетзатекущиеделавсоответствииснаправлениямиобщейполитикиоптовогорынка. Всозданииифункционированииоптовогорынкавозможныследующиеформыучастия: финансированиеивладениеакциямивразмереинвестиций; кредитованиеиполучениепреимущественногоправаарендыторговыхместнарынке; арендаторговыхместнасуществующихрынкахдлясбытасвоейпродукции. Нормативнымидокументами,регулирующимивнутреннийраспорядокимеханизмпринятиярешений,являютсяУставиправилаторговли.Отношениямеждуучастникамиторговнаоптовомрынкерегулируетсяспомощьюконтрактовназакупкусельскохозяйственногосырьяипродовольствия.Возможнатакжесвободнаяреализациябеззаключенияконтракта. Существенноевлияниенажизнедеятельностьотдельновзятогооптовогопродовольственногорынкабудетоказыватьналичиеилиотсутствиесистемныхрешенийискоординированныхдействийвсехпродовольственныхрынковреспубликипорядувопросовобщегодлявсеххарактера.Всвязисэтимнеобходимосозданиеслужбыкоординациивзаимодействияоптовыхпродовольственныхрынков,решающейследующиезадачи: понормативно-правовомуобеспечениюизащитеоптовыхрынков; осуществлениюгосударственнойпродовольственнойполитикиприфункционированииоптовыхрынковпродовольствия; товарномуиценовомумониторингу; организациитиповогопроектированияиэкспертизыпроектов; организацииобученияиаттестацииспециалистовдляработынатакихрынках; участиювсозданиииэксплуатациимежрегиональных,региональныхилокальныхкомпьютерныхкоммутационныхсетей; выявлениюпотенциальныхинвесторов,установлениюиразвитиюмеждународныхсвязей. Мировойопытпоказывает,чтосозданиеоптовыхрынковестьпервыйинеобходимыйэтапперестройкиканаловтовародвижения.Дальнейшееихразвитиеидетвнаправленииуглубленияспециализациииукрупнения.Одновременноформируютсяканалыпрямыхпоставокпродовольствиявсистемурозничнойторговли,минуяоптовыезвенья.Ранеесозданныерынкиразвиваются,увеличиваютбазухраненияипревращаютсявосновныецентрысистемыраспределенияпродовольствия. Наиболеекрупныеоптовыерынкимогутбытьтрансформированывтоварныебиржи,гдевозможнопроведениесделокнетолькосналичнымтоваром,ноизаключениефьючерсныхконтрактов,т.е.контрактовнапокупкуилипродажуопределенногоколичестватовараоговоренногокачестваприусловииегопоставкивбудущем.Вниманиетоварныхбирждолжнобытьнаправленонаосуществлениекотировокценистрахование(хеджирование)участниковторговотихрезкогоколебания. Необходимоихрациональноеразмещениепотерриторииреспубликивместахмаксимальнойконцентрацииспросаипредложения.Следуетотметить,чтонеобходимостьсозданияифункционированияоткрытойсистемысбытаживотноводческой,равнокакирастениеводческойпродукциивозникаетвтомслучае,когдапроизводителиимеютправосвободногораспоряжениярезультатамисвоейдеятельностиисамостоятельноговыбораканаловсбыта.Внастоящеевремяотносительнореализуемогосельскохозяйственнымипроизводителямискотаобъемыконтрактируемойвсчетпоставоквгосударственныепродовольственныефондыпродукциисоставляют80иболеепроцентовкпотенциальнымвозможностямпроизводства.Вусловияхнизкихзакупочныхценнаскотиневозможностиихзначительногоповышениясостороныгосударстваданнаясистеманестимулируетнаращиванияваловогоприростаживоймассыскотаиувеличенияобъемовреализации.Поэтомуцелесообразнымявляетсяснижениеобязательныхпоставокмясосырьягосударствудоуровня,гарантирующегоминимальнуюпотребностьнаселенияреспубликивмясеимясопродуктах,истимулированиесвободногоиоткрытогосбытапродукциичерезсистемуоптовыхрынковпоскладывающимсярыночнымценам,включаяпродвижениепродукциизапределыреспублики. Незначительноеколичествобелорусскойпродукциинарынкахроссийскихрегионовобъясняетсяотсутствиемразветвленнойтоваропроводящейсети.ПрисозданииторговыхдомовврегионахРоссиипредусматриваетсяобязательноеучастиевсоставеучредителейтоваропроизводителейсобеихсторон,атакжебанковидругихкредитно-финансовыхструктуристраховыхкомпаний.ЦелесообразноотработатьновыеподходывсфереторговлисРоссией.Однимизтакихподходовможетстатьсозданиекрупныхоптовыхрынковпопродажебелорусскойпродукцииврегионахиспользуявозможностибелорусскихземлячеств. Созданиеоптовыхрынковпозволитувеличитьобъемреализацииипоступлениевалютнойвыручкизасчетпостоянногоиболееширокогоприсутствияпродукциинароссийскомрынке.Этотакжедаствозможностьпостепенноисключитьпосредников,повыситьрентабельностьэкспорта,сократитьчислобартерныхопераций,организоватьдейственныймаркетинг.Оперативнореагироватьнаконъюнктурурынка.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |