Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формированиеифункционированиеоптовыхпродовольственныхрынков.




Вомногихстранахсразвитойрыночнойэкономикойпроблемапродовольственногоснабжениянаселенияотечественнымипродуктами,какправило,решаетсячерезрегулируемыегосударствомоптовыепродовольственныерынки.Такаясистемараспределенияпродовольствияимеетрядпреимуществнетолькодлясельскохозяйственныхпроизводителей,населениякрупныхгородовипромышленныхцентров,ноидлягосударствавцелом:

длянаселениякрупныхгородовипромышленныхцентровсоздаютсяусловиядлякруглогодичногоснабжениясвежими,высококачественнымипродуктамипитанияипонизкимценам;

длясельскохозяйственныхтоваропроизводителейиперерабатывающихпредприятийрешаетсяпроблемасбыта,создаютсядополнительныерабочиеместаиуменьшаетсяоттоксельскохозяйственногонаселения;

государстворешаетпроблемулегализацииоптовойторговлиидополнительногопоступлениясредстввгосударственныйбюджет.

Приэтомобеспечиваетсязащитаотечественныхтоваропроизводителейипродовольственногорынкастранывцелом.Предприятиярозничнойторговли,общественногопитанияидругиепотребители,приобретаянаоптовомрынкедесяткивидовпродовольствия,значительноэкономятвремяисредстваприпоискенеобходимыхтоваров.Врезультатепотребительполучаетболеедешевуюикачественнуюпродукцию,агосударстворешаетпроблемулегализацииоптовойторговлиидополнительногоиреальногопополнениябюджетовразныхуровней.

Существеннаярольвнаправленииупорядочениямежотраслевыхсвязейповсейтехнологическойцепочкедвиженияпродукциимясногоподкомплекса,атакжесозданияэкономическихстимуловвыращиванияскотаиповышенияконкурентоспособностипродукции,реализацииеенавнутреннемрынкеипродвижениязапределыреспубликиотводитсясозданиюсистемыоптовыхпродовольственныхрынковвРеспубликеБеларусь.Вотношениисбытаскотаиптицыихважнейшаяфункциянасовременномэтапезаключаетсяввозможностиопределенияреальногоспросанапродукцию,установлениирыночныхцениустранениисуществующихдиспропорциймеждупоследними.Главнаяцельформированияценнаоптовыхпродовольственныхрынках-обеспечениенеобходимогоуровнядоходностисельскохозяйственнымпроизводителям,стимулированиеростаобъемовиповышенияэффективностипроизводства,созданиеэкономическихусловийдлянаполнениярынкапродовольствиемидоступностиегодляосновноймассынаселения.

Концепцияформированиясистемыценообразованиянаоптовыхрынкахисходитизоздоровленияценовыхсоотношенийнаосновегосударственногорегулирования,преждевсего,длятого,чтобыослабитьзависимостьсельскохозяйственныхтоваропроизводителейотлокальныхмонополистовперерабатывающейпромышленностииторговлииповыситьконкурентоспособностьпредлагаемойнарынкепродукцииаграрногосектора.Оптовыйрынокестьосновнойрегуляториорганизаторпродовольственнойцепинаначальнойстадииформированиярыночныхотношений,посколькучерезнегопроходятвсеоперациикупли-продажи.

Действенностьтакогомеханизмаподтверждаетмироваяпрактика.Оптовыепродовольственныерынкисуществуютсегодняв34странах,восновномЕвропыиАмерики.Широкуюизвестностьприобрелирынки«Меркаса»(Испания),Рунжис(Франция).ДействуетВсемирныйсоюзоптовыхрынков,вкоторыйвключенаРоссия.ПервыйопытсозданияоптовогопродовольственногорынкасуществуетивБеларуси.С07.09.1996г.началосвоюпроизводственнуюдеятельностьзакрытоеакционерноеобщество«КомпанияМинскогооптовогорынка»,созданноепопоручениюСоветаМинистровсогласнодоговоренностимеждуПравительствомРеспубликеБеларусьиЕвропейскимбанкомреконструкциииразвития.

Практика,втожевремя,показывает,чтоэффективноефункционированиерынкаможетбытьдостигнутотолькоприсозданиисистемырынковоптовойторговлинационального,региональногоилокальногозначения.

Системаоптовыхпродовольственныхрынковпредставляетсобойсложныйорганизационно-техническийкомплекс,включающийрынкиоптовойторговлиразличныхуровней,системуправовогообеспеченияифункционирования,системуинформационногообеспечения,системубанковскихрасчетовистрахованиясделок,системуинженерногообслуживания,другиесоставляющиеееэлементы.

Поформамсобственностивозможносозданиекакгосударственныхрынков,включаямуниципальные,такиразличноготипакооперативных,акционерных,атакжечастных.Наначальномэтапецелесообразно,чтобывуставномфондеоптовыхрынковдолягосударственноголибомуниципальногокапиталавразличныхегоформахсоставляланеменее51%.Втакомслучаеустановлениеконтролянадрынкомиегоиспользованиеосуществляетсяврамкахобщегосударственныхинтересов.Государствовкачествеинструментоврегулированиядеятельностиоптовыхпродовольственныхрынковможетиспользовать:

а) созданиестабилизационногофондааграрнойпродукцииинаэтойосновепроведениепрямыхтоварныхинтервенцийдлярегулированияцен,складывающихсянарынке;

б) правовуюрегламентациюусловийторговли,вытекающуюизсоблюденияправасобственниковпродукции,ихсвободыреализациипо
любымценамилюбомупокупателю,исключенияадминистративного
принужденияиотказотпрямыхметодоввоздействия;

в) контролькачестваизащитапотребителей.

Учитываяограниченностьгосударственныхресурсовисредствнакапитальныевложения,оптовыерынкидолжнысоздаватьсяпреимущественнонаосноведействующихпредприятийоптовойторговли,материально-техническаябазакоторыхнаиболееблизкапосвоейструктурекпотребностямоптовыхрынков,спривлечениемсредствместныхбюджетов.Всоответствиисэтим,развитиесистемыоптовыхрынковдолжноноситьпреимущественнорегиональныйхарактеривыполнятьсяподруководствомместныхоргановвластиприорганизационном,научно-техническом,нормативно-правовомикосвенномфинансовом(черезсистемуналоговыхльгот,инвестиционныхпроектов,кредитованияидругихрычагов)участиигосударства.

Оптовыйрынокскотаобеспечиваетреализациювсехвидовскотоводческойпродукциииптицы.Взависимостиотспециализациирегионанаконкретномрынкепреобладаетопределенныйвидживотных.Зональныеоптовыерынкискота,нанашвзгляд,необходиморазмещатьврегионахснаибольшейконцентрациейпоголовьяиналичиемперерабатывающихмощностей,чтопозволяетобъективноопределятьценунаскотиптицуиустранятьмонопольноеположениерайонных(межрайонных)мясокомбинатов.

Продажаскотаосуществляетсясиспользованиемтерминальнойиаукционнойформторговли.Преимуществамиаукционнойпродажиявляютсявозможностьбыстрогосбытабольшойпартиитоварадляпродавцаиприобретениепродукциипоумереннымценамдляпокупателя.Даннаяформаприемлемадляосуществлениясделокпопродажеплеменногоскота,атакжетехнологическогомолодняка,чтоособенноважнопринарушенныхвнастоящеевремямежхозяйственныхсвязеймеждупредприятиями-поставщикамиипредприятиями,имеющимипреимуществавосуществленииконкретныхтехнологическихстадий(выращивание,откорм).

Основнойформойсовершенияоперацийисделокявляютсяоптовыепубличныеторги.Дляторговлиопределеннымвидомскотаможетвыделятьсяспециальныйдень.Регулярно(развнеделю)целесообразноиздаватьбюллетень,вкоторомосвещатьитогиторгов,прогнозыценнаскотнаближайшуюперспективу.Всоставеоптовыхмясныхрынковдолжныбытьприемныеизабойныепунктыскота,холодильныемощностидлявременногохранениямяса.Натакихрынкахможетреализовыватьсямясовтушахиполутушахдлянуждместногонаселения,населениягородовипоселковгородскоготипа.

Дляусловийреспубликицелесообразносозданиерынковскотанабазесуществующихкрупныхмясокомбинатов,ужеимеющихотдельныеэлементыинфраструктуры.Спецификамяснойпродукциии,особенноживогоскотапредполагаютсовершениесделок,вчастностинаэтапестановлениясистемы,среальнымтоваром,нонеобязательномналичииегонарынкевмоментпроведенияторгов.Поставкаскотапослезаключениясделкиосуществляетсявминимальнокороткийсроклибопооговариваемомуздесьжеграфикунепозже,чемдомоментаследующихторгов.Посуществу,предлагаетсякомбинированныйвариантоптово-биржевойторговли.

Экономическаяэффективностьотсозданияданнойструктурыможетбытьполученазасчетследующихфакторов:

•технических(облегчениеиускорениепроцессапоискапартнеров,упрощениевзаиморасчетовиплатежей,гарантированиекачествапродукции,обеспечениескладированияихранениятоваров);

•организационных(укреплениехозяйственныхсвязеймеждусубъектамимясногоподкомплекса;оптимизациятоваропотоковиценреализациипродукции,исключениеизлишнихзатратнатранспортныерасходы;повышениеуправляемостипроцессамипроизводства,хранения,переработкииреализациисельхозпродукции;возможностьпланированияассортиментаиобъемовсельскохозяйственногопроизводстваикоординацииэкспортно-импортныхпоставоксырьяипродовольствия,увеличениядоходовпроизводителейтоваров);

•социальных(улучшениеобеспечениянаселениякачественнымипродуктамипитания,апромышленности-сырьем;выравниваниеценнапродуктыпитаниязасчетобъективногоценообразования;повышениестабильностиагропроизводствазасчетзаключениядолговременныхдоговоровнапоставкипродукциииразвитиеконтрактнойформысбыта;повышениекультурыторговикачествауслуг).

Оптовыйпродовольственныйрынокнеявляетсясобственникомпродукции,иегодеятельностьориентировананаобслуживаниеучастниковрынка.Онвыступаетвкачествеюридическоголица,правовоеположениекоторогоопределяетсядействующимзаконодательством,учредительнымдоговором,уставомиправиламиторговли.Рядрешаемыхздесьзадачвключает:

предоставлениевсемпоставщикамсельскохозяйственнойпродукцииипродовольствиявозможностивыходанаконкурентный(немонополизированный)рынок;

обеспечениеобъективногоформированиярыночныхценнасельскохозяйственнуюпродукциюипродовольствиестенденциейкихснижению;

ускорениеиудешевлениепроцессапродвиженияпродовольствияисырья,взаиморасчетовиплатежей;

информационноеобеспечениесельскохозяйственныхтоваропроизводителейиторговыхструктуроспросеипредложенииповидампродукции;

повышениекачествапродукциинаосновепроводимыхэкспертизыисертификации.

Оптовыйрынокдолженявлятьсясамоокупаемойструктурой,доходкоторойнаправляется,восновном,напокрытиезатратиразвитиематериально-техническойбазы.Доходоптовогорынкапредполагаетсяполучатьзасчетарендныхплатежейнаправоторговли,платежейзапредоставляемыерынкомпроизводственные,консультативныеидругиеуслуги(транспортные,погрузочно-разгрузочныеработы,гостиничныеуслуги,анализкачества,утилизациянереализованнойпродукции).

Учредителямисозданияоптовогопродовольственногорынкамогутбытьместнаяадминистрация,областноеуправлениесельскогохозяйстваипродовольствия,сельскохозяйственныепредприятия,крестьянские(фермерские)хозяйства,объединенияличныхподсобныххозяйств,предприятияпищевойиперерабатывающейпромышленности,отделениябанка,агросевисныеслужбыипредприятия,потребкооперация,городскиерынки,предприятиярозничнойторговли,общественногопитания,другиеюридическиелица,заинтересованныевегофункционировании.Учредителиоптовогорынкаявляютсяегочленами.Основнымправовымдокументом,регулирующимдеятельностьрынка,являетсяУстав.ВысшийоргануправленияпредставленОбщимсобраниемучредителейилиакционеровоптовогорынка.

УправлениеоптовымпродовольственнымрынкомпредлагаетсяосуществлятьСоветомдиректоров,избираемымнаобщемсобранииакционеров.Советфункционируетвпределахкомпетенции,устанавливаемойобщимсобраниемакционеров,онженазначаетгенеральногодиректора,которыйвозглавляетадминистрациюрынкаиотвечаетзатекущиеделавсоответствииснаправлениямиобщейполитикиоптовогорынка.

Всозданииифункционированииоптовогорынкавозможныследующиеформыучастия:

финансированиеивладениеакциямивразмереинвестиций;

кредитованиеиполучениепреимущественногоправаарендыторговыхместнарынке;

арендаторговыхместнасуществующихрынкахдлясбытасвоейпродукции.

Нормативнымидокументами,регулирующимивнутреннийраспорядокимеханизмпринятиярешений,являютсяУставиправилаторговли.Отношениямеждуучастникамиторговнаоптовомрынкерегулируетсяспомощьюконтрактовназакупкусельскохозяйственногосырьяипродовольствия.Возможнатакжесвободнаяреализациябеззаключенияконтракта.

Существенноевлияниенажизнедеятельностьотдельновзятогооптовогопродовольственногорынкабудетоказыватьналичиеилиотсутствиесистемныхрешенийискоординированныхдействийвсехпродовольственныхрынковреспубликипорядувопросовобщегодлявсеххарактера.Всвязисэтимнеобходимосозданиеслужбыкоординациивзаимодействияоптовыхпродовольственныхрынков,решающейследующиезадачи:

понормативно-правовомуобеспечениюизащитеоптовыхрынков;

осуществлениюгосударственнойпродовольственнойполитикиприфункционированииоптовыхрынковпродовольствия;

товарномуиценовомумониторингу;

организациитиповогопроектированияиэкспертизыпроектов;

организацииобученияиаттестацииспециалистовдляработынатакихрынках;

участиювсозданиииэксплуатациимежрегиональных,региональныхилокальныхкомпьютерныхкоммутационныхсетей;

выявлениюпотенциальныхинвесторов,установлениюиразвитиюмеждународныхсвязей.

Мировойопытпоказывает,чтосозданиеоптовыхрынковестьпервыйинеобходимыйэтапперестройкиканаловтовародвижения.Дальнейшееихразвитиеидетвнаправленииуглубленияспециализациииукрупнения.Одновременноформируютсяканалыпрямыхпоставокпродовольствиявсистемурозничнойторговли,минуяоптовыезвенья.Ранеесозданныерынкиразвиваются,увеличиваютбазухраненияипревращаютсявосновныецентрысистемыраспределенияпродовольствия.

Наиболеекрупныеоптовыерынкимогутбытьтрансформированывтоварныебиржи,гдевозможнопроведениесделокнетолькосналичнымтоваром,ноизаключениефьючерсныхконтрактов,т.е.контрактовнапокупкуилипродажуопределенногоколичестватовараоговоренногокачестваприусловииегопоставкивбудущем.Вниманиетоварныхбирждолжнобытьнаправленонаосуществлениекотировокценистрахование(хеджирование)участниковторговотихрезкогоколебания.

Необходимоихрациональноеразмещениепотерриторииреспубликивместахмаксимальнойконцентрацииспросаипредложения.Следуетотметить,чтонеобходимостьсозданияифункционированияоткрытойсистемысбытаживотноводческой,равнокакирастениеводческойпродукциивозникаетвтомслучае,когдапроизводителиимеютправосвободногораспоряжениярезультатамисвоейдеятельностиисамостоятельноговыбораканаловсбыта.Внастоящеевремяотносительнореализуемогосельскохозяйственнымипроизводителямискотаобъемыконтрактируемойвсчетпоставоквгосударственныепродовольственныефондыпродукциисоставляют80иболеепроцентовкпотенциальнымвозможностямпроизводства.Вусловияхнизкихзакупочныхценнаскотиневозможностиихзначительногоповышениясостороныгосударстваданнаясистеманестимулируетнаращиванияваловогоприростаживоймассыскотаиувеличенияобъемовреализации.Поэтомуцелесообразнымявляетсяснижениеобязательныхпоставокмясосырьягосударствудоуровня,гарантирующегоминимальнуюпотребностьнаселенияреспубликивмясеимясопродуктах,истимулированиесвободногоиоткрытогосбытапродукциичерезсистемуоптовыхрынковпоскладывающимсярыночнымценам,включаяпродвижениепродукциизапределыреспублики.

Незначительноеколичествобелорусскойпродукциинарынкахроссийскихрегионовобъясняетсяотсутствиемразветвленнойтоваропроводящейсети.ПрисозданииторговыхдомовврегионахРоссиипредусматриваетсяобязательноеучастиевсоставеучредителейтоваропроизводителейсобеихсторон,атакжебанковидругихкредитно-финансовыхструктуристраховыхкомпаний.ЦелесообразноотработатьновыеподходывсфереторговлисРоссией.Однимизтакихподходовможетстатьсозданиекрупныхоптовыхрынковпопродажебелорусскойпродукцииврегионахиспользуявозможностибелорусскихземлячеств.

Созданиеоптовыхрынковпозволитувеличитьобъемреализацииипоступлениевалютнойвыручкизасчетпостоянногоиболееширокогоприсутствияпродукциинароссийскомрынке.Этотакжедаствозможностьпостепенноисключитьпосредников,повыситьрентабельностьэкспорта,сократитьчислобартерныхопераций,организоватьдейственныймаркетинг.Оперативнореагироватьнаконъюнктурурынка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...