Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Видысбытовыхструктуриконтрагентырынка.
Трансформациягосударственногоаграрногосекторатребуетприведениясистемыхозяйствованиявсоответствиесновымиусловиямиинеобходимостьюпреобразованиясуществующегоукладаинституциональнойструктурыпродвиженияпродукции,посколькусуществовавшиесвязиизависимостивсбытовыхканалахоказалисьфункционирующимиивнекоторыхслучаяхразрушенными.Особенноглубокойэрозииподверглосьзвенооптовойторговли. Подоптовымрынкомваграрномсекторевширокомсмыследанногопонятияподразумеваетсяступеньсбыта,накоторойоптовики,будучиторговымипосредниками,покупаютпродуктынепосредственноотсельскохозяйственныхпроизводителей,переработчиков,другихоптовиков-ипродаютеерозничнойсети,прочимоптовикамилипереработчикам,ноещенеконечнымпотребителямилирозничнымпокупателям,хотявотдельныхслучаях,кпримеру,мелкооптоваяторговля,этовозможно.Ваграрномсекторевыделяютсяоптовыйрыноксырьяиоптовыйрынокпродовольствия,илирынокпереработаннойиготовойкупотреблениюпродукции. Наоптовомрынкепомимооптовиков,принимающихнасебявходесделокправособственности,т.е.покупающихипродающихнасобственныйрисквзаменнадоход(маржу),которыйдлянихявляетсяоплатойзауслугипопродвижениютовара,действуютидругиесубъекты,такиекак: торговыеагенты(брокеры,комиссионеры,дистрибьюторы,переработчики),которыетакжемогутвыступатьвкачествеоптовиков; вспомогательныесубъекты(рыночныеинституты),которыеупрощаютпродвижениетовара,денегиинформации,оказываютсодействиевклассификацииистандартизациипродукции,устанавливаютпринципытоварногообращенияирыночнойигры.Кданнойгруппеотносятсясбытовыекооперативы,товарныебиржи,собственнооптовыерынки,другиеторгово-сбытовыеорганизации,аукционы,ярмарки,международныевыставки-продажиит.д. Высокиезатратынапоискпартнеранарынкевозникаютвтомслучае,есликаждыйпотенциальныйпродавецтовараищетпотенциальногопокупателя.Сбытовыеорганизациипозволяютуменьшитьэтизатраты. Нарынкеаграрныхпродуктовразличаютследующиесбытовыеорганизации. Товарныебиржи.Натоварныхбиржахобмениваютаграрныепродукты,которыепередзаключениемдоговораопокупкенепредставляютсявнатуральнойформе,апродаютсяпообразцамистандартам.Благодаряточномуописаниюонирассматриваютсякакгомогенные(тоестьоднородныеипредставительные).Согласнодоговорусвойстватоваровзаранееизвестныпартнерампорынку.Натоварныхбиржахпродаюттолькотакиеаграрныепродукты,которыемогутбытьстандартизированы.Вчастности,этозерновые,бобысои,сахар,хлопок,кофе,чайидр. Присрочныхсделкахторговляосуществляетсяпоконтрактам.Продавцамипокупателямчерезтоварнуюбиржупредлагаютзаключатьдоговоры,которыесодержатобязательствапопоставкелибопоприемкепродукциивбудущем.Внихфиксируетсяобъемпоставокнамоментзаключениядоговора,атакжецены,которыедолжнывыплачиватьсявпроцессееговыполнения. Аукционы,оптовыеинедельныерынки.Этисбытовыеорганизациипродаютаграрныепродукты,качествокоторых,какправило,неможетбытьстандартизировано,поэтомупокупателюнеобходимосмотрпродукта. Нааукционахторгуютпреимущественнотоварами,каждыйизкоторыхиндивидуальнооценивается,напримерпороднымскотом,скаковымилошадьмиилипушниной.Этомогутбытьтакжескоропортящиесяпродукты:плоды,овощи,рыба. Оптовыерынкипредставляютсобойторговыеорганизациивцентрахпотребления(оптовыерынкираспределения)иливцентрахпроизводства(оптовыерынкипроизводителя).Наоптовыхрынкахпродаютмясо,плодыиовощи,яйца,цветы,рыбуидр. Различныеторговыеагентынаэтапеоптовойторговливыполняютопределенныефункции. Дилер–торговыйпосредник,специализирующийсянакупле-продажетоваровилипродукции(сырья),которыйполучает,ихкакправилонапрямуюотпроизводителя.Приобретаетпродукциюподоговорупоставкиистановитсяеёсобственникомпослеполнойоплатыпоставки,действуетотсвоегоимениизасвойсчёт. Дистрибьютор–этоторговыйпосредник,осуществляющийоптовыезакупкипродукцииукрупныхпроизводителейиеесбытпотребителям.Чащевсего,онобеспечиваетхранениетовараегоподготовкукнепосредственномуиспользованиюипотреблению.Вролидистрибьютораможетвыступатьипотребитель,которомупредоставленыисключительныеилипреимущественныеправапокупатьиперепродаватьопределенныетоварыилиуслугиврамкахоговореннойтерриторииилирынка.Неявляетсясобственникомпродукцииипредставляетпроизводителянаопределённойтерриториивтеченииопределённогосрока.Другимисловамидистрибьютор-независимыйотпроизводителяоптовыйпосредник,которыйосуществляетпродажуотсвоегоилизасвойсчетидействуетнаоснованииспециальногодоговора,заключенногоспроизводителем.Вэтомдоговореоговариваютсяминимальныйобъемпродаж,размериусловиятоварногокредита,размерторговойнаценкидистрибьютора,планыохватдилерскойсети,территория,которуюонобслуживаетт.д. Основнаяфункциядистрибьютора-непрямыепродажиконечнымпотребителям,аразвитиеиподдержкадилерскойсети.Дляэтогодистрибьютораккумулируетнасвоихскладахбольшиепартиитоваров,которыеонзакупаетуразныхпроизводителей,азатемперераспределяетэтитовары,ноужеболеемелкимипартиямивнеобходимомассортименте,ориентируясьнаиндивидуальныепотребностикаждогодилера.Естественно,чтоонпродаетэтитоварыпоболеевысокимценам,чемотпускныеценыпроизводителя. Дляосуществлениясвоейфункциидистрибьюторобязансоответствоватьтребованиямпроизводителя,вчастности,иметь: -Современныескладыдляхранениятовара; -Собственнуюраспределительнуюсеть; -Финансовыевозможностидлякредитованиядилерскойсети; -Квалифицированныйперсоналит.д. Вобменнаразвитиеиподдержаниедилерскойсетипроизводительобеспечиваетдистрибьюторарекламнойподдержкой,проводитобучениеиконсультацииторговогоперсонала,поставляетвспомогательноетехническоеиторговоеоборудование,организуетсервисноеигарантийноеобслуживание. Основнойкритерийвыборадистрибьютора–наличиеунегодилерскойсети,ориентированнойнаработусцелевойаудиторией,котораясоответствуетпозиционированиюпоставляемоготовара. Чтобынаращиватьобъемыоптовыхпродаждистрибьютордолженсоздатьдилерскуюсеть,накоторуюонможетопираться. Основноеотличиедилераотдистрибьютора–этоработанепосредственносконечнымпотребителем.Вкоротком–сбытовомканаледилерзакупаеттоварынепосредственноупроизводителя.Поэтомуприопределениицелесообразностиработыименностемилидругимдилером,производительидистрибьютордолжныучитывать,преждевсего,имеетлидилервыходнацелевуюаудиториюконечныхпотребителей,длякоторыхпредназначентовар. Впоследнеевремярольдилеровприорганизациитоваропродвижениязаметновыросла.Вбольшинствеслучаевониявляютсяпоследнимзвеноммеждупроизводителемиконечнымпотребителем,откоторойзависитэффективностьвсегопроцессатоваропродвижения.Какправило,производителинеимеютвозможностисамостоятельноконтактироватьсконечнымипотребителями,азначит,онивсебольшевисятотнастроенностидилеровзаниматьсяреализациейихтовара,дилеры,осознаваясвоюзначимость,начинаютдиктоватьсвоиусловияивбольшинствеслучаевпроизводителивынужденысоглашатьсясними. Дистрибьюторовидилеровклассифицируютдлятого,чтобывыяснить,какиефункциивозлагаютсянанихвзависимостиотихстатуса. Собственныйдистрибьютор–дистрибутивнаякомпания,принадлежащаяодномувладельцу.Впервуюочередь,оназанимаетсядистрибуциейтоварапроизводителя-владельцакомпании.Однакоподобноезачастуюобусловленоограниченностьюассортиментатоваров,которыйпривлекаетдилеров. Эксклюзивныйдистрибьютор–посредник,работающийнаусловияхэксклюзивногодоговорадистрибуции.Предоставляяэксклюзив,производитель(экспортер)искусственноограничиваетколичествопосредников,ноприэтомтребованияквыбраннымпосредникамявляютсяболеевысокими.Взаментого,чтоэксклюзивныйдистрибьюторединоличнопользуетсявсемпотенциалом,которыйпредоставляетсяемурынком,производительоставляетзасобойправотребоватьотнеговыполнениярядадовольножесткихусловий,предусмотренныхвдоговоредистрибуции.Эксклюзивпредоставляетсяпроизводителемкакнаопределеннуютерриторию,такнагруппутоваровилигруппуклиентов. Официальныйдистрибьютор–посредник,работающийнаусловияхдоговора,согласнокоторомудистрибьюторуполагаетсявыполнениеусловийпоставщикаприорганизациисбытатоваров.Вобменнаэто,дистрибьютору,кромевознагражденияввидескидок,которыезависятотзакупаемоготовара,предоставляетсяфиксированноевознаграждениезавыполнениеусловийдоговора. Независимыйдистрибьютор–оптовыйпокупатель,необремененобязательствамипередпродавцом.Этотпосредникполучаетскидкуотобъематовара,которыйзакупается,неберянасебяобязательствпоусловиямраспространенияпродукциипоставщика(периодичностьзакупок,минимальныепартии,выполнениерекомендацийпопродвижению,соблюдениетерриториальныхограниченийит.д.). Компании,заинтересованныеворганизацииэффективнойдистрибуции,раноилипоздноначинаютизбавлятьсяотнезависимыхдистрибьюторов. Восновусегментациидилероввозложеныдругиепараметры.Онимогутделитьсяна: -Универсальные–широкийспектртоваров(потипусупермаркет) -Комбинированные–ограниченноеколичествородственныхтоварныхгрупп: -Специализированные–впределахтоварнойгруппы; -Узкоспециализированные-однатоварнаяподгруппа. Например,дистрибьюторпиваможетработатьсоследующимитипамидилеров: -Универсальным(супермаркет),когдареализуютсянетолькопродуктпитания,ноибытоваяхимия,посудаимногоедругое; -Комбинированным(магазинтипа"Продукты"),когдареализуетсятолькопродовольственнаягруппатоваров; -Специализированным(магазины,специализирующиеся,преждевсего,нареализациислабоалкогольнойпродукции); -Узкоспециализированным(разнообразныепивныепавильоны). Взависимостиотпринадлежностиксети,различаютодиночныхдилеровивходящихвторговуюсеть. Процессформированияканаловпродвижениятоваров,какправило,связанныйспоискомлучшихпартнеров,спомощьюкоторыхбудетосуществлятьсяпродвижениетоваровкконечномупотребителю(дистрибуция).Оптимизацияэтогопроцессапредусматриваеткачественныйсоставучастников,которымиявляютсяпоставщики,дистрибьюторыидилеры. Характеристикиидеальногопоставщикаможносформулироватьследующимобразом.Он: -Даетвозможностьдилерамидистрибьюторамзарабатыватьстовара; -Заботитсяосвоевременностипоставок; -Предоставляетмаркетинговуюподдержку; -Оказываетпомощьдилерамидистрибьюторамввидесовместнойразработкипрограммпопродвижениютоваров,борьбысконкурентаминарегиональныхрынках;совместноснимипланируетпродажииформируетзаказ; -Привлекаетдилеровидистрибьюторовкучастиювкорпоративнойжизниголовногопредприятия(создаетощущениепричастности); -Обучаетдилеровидистрибьюторов; -Разрабатываетинтересныебонусныепрограммы; -Уделяетвниманиенематериальнымпоощрением(награждаетдипломами,званиями,посылаетпохвальныелистыит.п.). Характеристикиидеальногодилераследующие: -Имеетторговыеплощадивсобственностиилиподоговорудолгосрочнойаренды (лизингаидр.); -Распоряжаетсяторговойплощадьюнеменее200кв.м,вт.ч.предоставляетподторговлюпродукциейданногопроизводителя(поставщика)площадьразмеромнеменее100кв.м; -Торговыеплощадирасположенывспециализированныхсалонах(отделах),вкрупныхторговыхцентрахсопределеннойспециализацией,атакжеиспользуютсяскладыторговыхбаз,площадимелкооптовыхскладов; -Имеетсервиснуюслужбу,котораяосуществляетдоставкупродукцииназаказконечныхпотребителей; -Реализуетпрограммымерчендайзинга,рекламныхимаркетинговыхмероприятийотпроизводителя; -Участвуетврекламныхкомпанияхдляпродвиженияфирменногостиляитоварноймаркиголовногопредприятия; -Поддерживаетценовуюполитикупроизводителя. Идеальныйдистрибьюторимеетследующиекачества: -Четковыполняетгарантийныеобязательства,предусмотренныевстандартах,договорахит.п.; -Честный;одинизпризнаковнечестности-неадекватнаяценатой,чтоуказана впрейскурантахипрайс-листахдистрибьютора(т.е.когдапозиции выставленыпооднойцене,апризаказе-онаоказываетсядр.); -Работаетпрозрачно,стабильно,надежно. -Реализуетоднуизсвоихглавныхфункций-логистику;былобыхорошо,еслибыонивместесдилеромсовместнозанималисьпланированиемпродаж,чтопомоглобыснизитьстоимостьлогистикиипредоставилодистрибьюторузначительноеконкурентноепреимущество(ксожалению,такаяпрактиканаданныймоментприменяетсяредко); -Обеспечиваеттехническуюподдержку,впервуюочередь,проводитобучениеспециалистовитехническиеконсультации; -Рекламируетдилеров; -Выполняетусловиядистрибутивногодоговора; -Быстроподстраиваетсяподрыночныеусловия. -Поставщик,выбираядистрибьютора,оцениваетвеличинуохваченнойимдилерскойсетииспособностьразвиватьиподдерживатьэтусеть.Идеальныйдистрибьюторанализируетрынок,чтобыудачновыбратьпродукт,дилераипоставщика.Такимобразом,цепочка"производитель-дистрибьютор-дилер"продвигаетсовместнопродуктнарынок,приэтомкаждыйимеетсвоиопределенныефункциииобязанности. Комиссионер-посредниквторговыхсделкахзаопределенноевознаграждение(комиссию),котеявляетсясобственникомпродукциикоторая,чащевсего,пропорциональнасуммесделки)торговыепоручения. Торговыйагент–торговыйпосредник,выступающийвкачествепредставителяпринципала(физическогоилиюридическоголица,отименикоторогодействует)сцельюзаключенияторговойсделки.Неприобретаетправособственностинатовар,алишьведётторговыепереговоры.Действуетотименипродавцов.Засвоиуслугиполучаетвознаграждениеввидеокладаи(или)процентаотсуммсделок. Брокер–посредник,организующийконтактпродавцаипокупателяпризаключениикоммерческихсделок,ноличноненесущийответственностизаихвыполнение.Неявляетсясобственникомпродукции.Запосредничествополучаетопределённыйпроцент.Другимисловамиброкервыступаетвкачестветорговогопосредника,которыйнеявляетсясамостоятельнойсторонойвсделкекупли-продажи,атолькообеспечиваетустановлениеконтактамеждувозможнымипродавцомипокупателем,действуетпаосноверазовыхпорученийистроговпределахинструкцийсвоихклиентов.Зауслугиброкерыполучаютвознаграждениеввидепроцентаотстоимостисделки,Основнымпреимуществомброкерскихуслугявляетсявозможностьконфиденциальности,приведениипереговоровброкерможетераскрыватьотименикакогопредприятияилилицаонвыступает. Оптовик-купец–закупаеттовароптомсцельюегодальнейшейреализации.Какидилерзакупаетпродукциюподоговорупоставкиистановитсяеёсобственником.Действуетотсвоегоимениизасвойсчёт. Сельскохозяйственнаябиржа,атакжеоптовыйпродовольственныйрынокпредставляютсобойместо,гдепроисходиторганизованныйторговыйобменмеждупокупателямиипродавцамисельскохозяйственнойпродукцииипродовольствиякрупнымипартиями.Труднооднозначнооценить,являетсяликонкретноепредприятиебиржейилижеоптовымрынком,посколькудлябольшинстваоптовыхрынковприсущепараллельноепроведениеторговыхсделок,характерныхдлятоварныхбирж.Сточкизренияпрактики,всечаше,функционирующиебиржиизменяютсвойстатусвнаправлении,характерномдляоптовогорынка.Различиемеждутоварнымибиржамииоптовымирынкамиприведеновтаблице4.9. Товарнаябиржапредставляетсобойместо(илиформальныйрынок),накоторомосуществляетсяторговля: встрогоопределенноевремя; товарами,унифицированнымикакотносительноколичества,такиотносительнокачества,производнымиотнихтоварамиилисопутствующимипервым; товарами,невыступающимифизическивместеторговли; наосноветочноопределенныхметодовипринципов; согласнопубличнофиксируемымценамнатоварыисуществующемуправу,гарантирующемуравныйдоступвсемучастникамторговкинформации; участникиторговогообменаявляютсяфизическимилицамиилиосуществляютконтактымеждусобойпосредствомкомпьютеров. Товарныебиржифункционируютпопринципубесприбыльности(дайforprofit),чтообеспечиваетихучастникамнизкиезатратыпоучастиювторговле,атакжеформированиецены,необремененнойдополнительныминаценками.
Таблица4.9Различиямеждутоварнымибиржамииоптовымирынками
Оптовыерынки,илицентрыоптовойторговли-рыночныеинституты,становящиесяоченьсовременнойформойнеформализованногорынка: имеющиеправовуюсамостоятельность; являющиесяакционернымиобществамиилиобществамиограниченнойответственностью,которыевсвоейдеятельности-всоответствиисторговымкодексом-ориентированынаприбыль; располагающиетехническойинфраструктурой,необходимойдляхраненияиторговлисельскохозяйственнойпродукциейипродовольствием; функционирующиепостоянноибеспрерывно; имеющиеуставсделокиторговли; имеющиеисистемуустановлениярыночныхценнапродовольствие. Всепосредникивынужденыдействоватьвусловияхнеопределенности,испециализируютсянатом,чтоберутнасебяриск.Нередкоонипытаютсязаработатьприбыльнакратковременныхколебанияхцен.Внастоящеевремяболееполовиныобъематоварногообменанарынкеосуществляетсячерезторговыхпосредников. Значениепосредническихструктурнарынкахотдельныхпродуктовсущественноварьирует.Книмотносятсяииндивидуальныепосредники,занимающиесямелкооптовойторговлейпродовольствием,инеорганизованныепосредники.Последниенасвоемтранспортеобъезжаютподворья,закупаютпродукциюипоставляютсравнительнокрупныепартиинапереработкуилирынок.Помимомелкихпосредников,ужесформировалиськомпании,которыеприобрелиизвестностьнарынкезерна,сахара,масларастительного,комбикормов.Многиеизкомпанийсовмещаютпосредническуюдеятельностьспроизводственной.Они,какправило,имеютмощностипохранениюипереработкепродукции. Врядеслучаевчастныепосредническиеструктурымонополизировалипоставкуотдельныхвидовпродовольствия(цитрусовые,чай,кофе,рыба). Нарынкепродовольственныхтоваровпостепеннопроисходитмодификацияторговли,создаютсяновыеееформы:цепочкимагазинов,объединения,торговыекомплексыидома,происходитслияниеторговлиспереработкой. Наотдельныхпродуктовыхрынкахпродвижениепродукциикпотребителюимеетсвоюспецифику,обусловленнуюдействиемсовокупноститехнологическихиэкономическихфакторов.Так,основнымипоставщикамизернаявляютсякрупныесельскохозяйственныепредприятия,доляфермеровнезначительна.Поэтомуглавнуюрольнапервичномзерновомрынкеиграютзаготовительныеорганизации(хлебоприемныепункты,элеваторы)ичастныепосредники. Врынкезернавозникаетальтернативнаякрупнымперерабатывающимпредприятияммини-переработказерна,мукиикрупы(мельницы,мини-пекарни,цехаповыработкемакаронныхизделий)непосредственновхозяйствах. Спецификарынкамолокатакова: напервичномрынкегораздобольшерыночныхагентов(сельскохозяйственныепредприятия,крестьяне,фермерыидругиечастныепредприниматели); короткийсрокхраненияпервичнойпродукции(молока),универсальныйхарактерееиспользования(всвежемвиде,послепервичнойпереработки,выработкиразнообразныхмолокопродуктовивторичнойпродукции); повсеместныйхарактерпроизводства,переработкииреализациимолочнойпродукциииприоритетыместныхрынков. Вотличиеотрынказерна,нарынкемолокапрактическиисчезлопосредническоезаготовительноезвено(молокосборныепункты).Функциисбораитранспортировкимолокаотнаселениявыполняютсельскохозяйственныепредприятия,расширяютсяегопрямыепоставкинапереработкуфермерскимихозяйствами.Крометого,вмолочномподкомплексерастетудельныйвесреализациисвежегомолокаконечномупотребителю. Получаетраспространениеимини-переработка,ноеезначениеневелико.Частьмолочнойпродукциипоставляетсянапереработкунадавальческихначалахиреализуетсясамимисельскохозяйственнымипроизводителями.Оптовоезвенорынкаготовойпродукциирезкосократилось,онанапрямуюпоступаетнапотребительскийрынок.Исключениесоставляютсухоемолокоимолочныеконсервы. Зарубежныйопытпоказывает,чтоименнонарынкепродовольственныхтоваровприсутствиеоптовогоспециализированногопосредническогозвенаявляетсяэкономическиобоснованным,таккакпозволяетдостичьэкономиизасчетконцентрацииоптовыхпоставщиковводномместеистабилизациицен. Внастоящеевремянарынкепродовольственногосырьяформированыдвауровняпосредников: мелкиечастныепосредники,которыезакупаютпродукциюнепосредственноупроизводителей; крупныепосредники,которыенередкоблокируютдоступксырьюпокупателямиздругихрегионов,вынужденнымпользоватьсятолькоихуслугами. Нарынкепродовольственныхтовароввсебольшеповышаетсязначениеоптовыхпосредников,которымприходитсяискатьновыхпоставщиковипокупателей,атакжепокупатьпродукциюпоимпорту,гдеихудельныйвесдостаточновелик. ПредприятияАПКмогутреализоватьсвоюпродукциюсвозможнобольшимколичествомпосредников,сограниченнымихчисломилисамостоятельно.Сэкономическойточкизрениявыборколичествапосредниковиихвидовогосоставаопределяетсяисходяизстратегическихцелейпредприятияиопределённыхкритериевэффективности(максимумваловогодохода,минимумиздержекобращения,максимумприбылиит.д.).
Видыторговыхсделок. Сделкиявляютсянаиболеераспространеннымиоснованиямивозникновениягражданскихправоотношений,посредствомкоторыхучастникиэкономическогооборотареализуютсвоюгражданскуюправоспособность. Сделкойпризнаютсядействиягражданиюридическихлиц,направленныенаустановление,изменениеилипрекращениегражданскихправиобязанностей. Наосноведанногоопределенияможновыделитьследующиепризнаки,характеризующиесделки: 1.сделкиоснованынаволеихучастников.Воляявляетсясубъективнымэлементомсделкиипредставляетсобойжелание,намерениелицапородитьопределенныеюридическиеправаиобязанности.Этимпризнакомсделкиотличаютсяотсобытий; 2.сделка–этодействие.Действиеявляетсявнешнимвыражениемволилицаисеобъективнымэлементом.Действие,направленноенареализациюволилица,вюридическойлитературетакженазываютволеизъявлением; 3.сделкапредставляетсобойединствосубъективногоиобъективногоэлементов.Есливолеизъявлениенесоответствуетсамойвнутреннейволеучастникасделки,напримерсовершениесделкиполвлияниемнасилия,обмана,этовлечетзасобойпризнаниееенедействительной; 4.сделка–этоправомерныйповеденческийакт.Этотпризнакпозволяетотграничитьсделкиотнеправомерныхдействий(деликтов); 5.специальнаянаправленностьсделокнасозданиегражданскихправиобязанностей,достижениеопределенногоправовогорезультата.Этимпризнакомсделкаотличаетсяотюридическихпоступков; 6.сделкапорождаетгражданскиеправоотношения.Соответственно,можноговоритьотом,чтосделкаявляетсяюридическимфактом. Действиявформесделокмногообразны,ониопосредствуютэкономическиесвязипроизводства,обменаипотребления,отражаютпереходматериальныхблаготпроизводителейкпотребителям(договорыэнергоснабжения,поставкиидр.),предоставляютвозможностьодностороннимидействиямираспорядитьсяимуществомнаслучайсмерти(завещание). Сделкиклассифицируютпоразличнымоснованиям: 1.Видысделоквзависимостиотколичествучаствующихвсделкесторон:односторонние,двусторонниеимногосторонниесделки. Восновуданнойклассификацииположенаинформацияоколичествелиц,выражениеволикоторыхнеобходимоидостаточнодлясовершениясделки. Одностороннейсделкойпризнаетсясделка,длясовершениякоторойдостаточновыраженияволиоднойстороны(например,совершениезавещания,отказотправасобственностинаимущество,отказотпринятиянаследства,выдачадоверенности,объявлениепубличногоконкурса).Такогородадействиянетребуютчьего-либосогласиялибоодобрения. Кодностороннимсделкамприменяютсяобщиеположенияобобязательствахиодоговорахпостольку,посколькуэтонепротиворечитзакону,одностороннемухарактеруисуществусделки. Длязаключениябольшинствасделокнеобходимовыражениеволидвухсторон(двусторонниесделки)либотрехиболеесторон(многосторонниесделки);такиесделкитакжеименуются. 2.Видысделоквзависимостиотзначенияоснованиясделкидляеедействительности:каузальныеиабстрактныесделки. Любаясделкаимеетправовуюцель,кдостижениюкоторойстремятсясубъекты.Изкаузальнойсделкивидно,какуюцельонапреследует.Действительностькаузальнойсделкиставитсявзависимостьотеецели.Причемцельдолжнаобладатьдвумяпризнаками:бытьзаконнойидостижимой.Несоблюдениеэтихусловийвлечетнедействительностьсделки. Изобщегоправилаонеобходимостиналичияоснованиядлядействительностисделкисуществуютустановленныезакономисключения,когдаоснованиесделкиявляетсяюридическибезразличным.Такиесделкиименуютабстрактными. Длядействительностиабстрактныхсделокнеобходимоуказаниенаихабстрактныйхарактервзаконе.Так,абстрактнойсделкойявляетсявексель.Выдаваемыйвкачествеплатызаконкретныетоварыилиуслугивексельпредставляетсобойнеобусловленноеникакимвстречнымпредоставлениемобщееобещаниевыплатитьопределеннуюденежнуюсумму.Надлежащеоформленныйвексельсохраняетдействительностьнезависимоотоснованияеговыдачи,втомчислевслучаях,когдаодинилинесколькоиндоссаментовбудутпризнаныподложными. Однотипнуюприродуимеетидругаяценнаябумага–чек.Абстрактнойпризнаетсятакжебанковскаягарантия,посколькуонанезависитотосновногообязательства,вотношениикоторогогарантиябылапредоставлена; 3.Видысделокповлияниюсроковнанаступлениеправовыхпоследствийпосделке:срочныеибессрочные. Вбессрочныхсделкахнеопределяетсянимоментеевступлениявдействие,нимоментеепрекращения.Такаясделканемедленновступаетвсилу.Сделки,вкоторыхопределенлибомоментвступлениясделкивдействие,либомоментеепрекращения,либообауказанныхмомента,называютсрочными. Срок,которыйстороныопределиликакмоментвозникновенияправиобязанностейпосделке,называютотлагательным(например,завещаниеявляетсясделкой,совершеннойподотлагательнымсроком,таккакпорождаетправаиобязанностилишьпослеоткрытиянаследства.Еслисделкавступаетвсилунемедленно,астороныобусловилисрок,когдасделкадолжнапрекратиться,такойсрокназываетсяотме-нительным. Допускаетсяодновременноеупоминаниевдоговореиотлагательного,иотменительногосроков. Особенностьсрочныхсделокзаключаетсявтом,чтонаступлениесрокаобязательнодолжнопроизойти. Внекоторыхслучаяхстороныпредусматриваютвозникновениеправиобязанностейпосделкевзависимостиотнаступленияилиненаступлениякаких-либособытий,относительнокоторыхнеизвестнонаступятониилинет.Такогородасделкиназываютусловными. Какисроки,условиябываютотлагательнымииотменительными.Сделкасчитаетсясовершеннойподотлагательнымусловием,еслистороныпоставиливозникновениеправиобязанностейвзависимостьотнаступленияусловия.Праваиобязанностисторонвсделкесотлагательнымусловиемвозникаютнесмоментаеесовершения,асмоментанаступленияусловия(например,обязанностьстраховойкомпаниивыплатитьстраховоевозмещениевозникаетлишьвслучаенаступлениястраховогослучая. Вместестемвпериодсмоментазаключениясделкидонаступленияотлагательногоусловияправовыеотношениямеждусторонамисделкинеисчезают,посколькувэтотпериоднедопускаетсяпроизвольноеотступлениеотсоглашенияисовершениеусловнообязаннымлицомдействий,создающихневозможностьнаступленияусловия. Всделках,совершенныхподотменительнымусловием,праваиобязанностисторонвозникаютсмоментасовершениясделкиипрекращаютсяснаступлениемусловия. Кромевышеперечисленныхвидоввыделяюттакжевотдельныегруппыбиржевыеифидуциарныесделки. Фидуциарныесделки(отлат.fidueia-доверие)–сделки,которыеимеютдоверительныйхарактер.Так,поручение,передачаимуществавдоверительноеуправлениесвязанысналичиемтакназываемыхлично-доверительныхотношенийсторон. Утратадоверительногохарактеравзаимоотношенийсторонможетпривестикпрекращениюотношенийводностороннемпорядке.Так,поверенныйидоверительвдоговорепоручениявправевлюбоевремяотказатьсяотдоговора.Крометого,пообязательствамизтакихсделокобычнонеможетпроисходитьправопреемство,исмертьлюбойизсторонпрекращаетдействиесделки. Биржевыесделкивыделяютсявотдельнуюгруппувсвязисихспецификой.Основнымиособенностямибиржевыхсделокявляютсясубъектныйсостав(заключаютсятольколицами,допущеннымикторгамнабирже),местозаключения(товарнаяилифондоваябиржа),предмет(биржевойтовар)ирегистрация. Биржевойсделкойпризнаетсязарегистрированныйбиржейдоговор(соглашение),заключаемыйучастникамибиржевойторговливотношениибиржевоготоваравходебиржевыхторгов.Сделки,совершенныенабирже,нонесоответствующиеуказаннымтребованиям,неявляютсябиржевыми. Сделки,заключаемыенабиржахиоптовыхрынкахподразделяютсяследующимобразом. 1.Сделкиреальные,цельюкоторыхявляетсяфактическоеперенесениеправасобственностинатоваротпродавцакпокупателювзаменнасоответствующийденежныйэквивалент.Продавецобязандоставитьтоварпокупателюкназначенномуместу.Сделкиреальныеможно,всвоюочередь,подразделитьнасделкинемедленныеисделкисотсроченнымтерминомисполнения. -сделкинемедленныеилисрочные(наличные-cash-spot)гарантируютнепосредственнуюибезотлагательнуюпередачутоварапокупателювместе,согласованноммеждусторонами,содновременнойоплатойзатоварпродавцу,передачасобственностипроисходитврезультатевручениясоответствующегодокумента(варранта),дающегоправораспоряженияэтимтоваром.Варрант-свидетельство,выдаваемоевладельцуополучениинахранениетоваровсобозначениемвеса,количествамест,качестваиколичестватоваров; -сделкисотсроченнойдоставкой(forward)-реальныесрочныесделки,поставкатовара,егополучение,атакжеоплата,наступаютпозже,воговоренныйсторонамисрок.Форвард-формасрочныхрасчетовпроизводимыхнеболеечемчерездварабочихдняпослезаключениясделки.Обычнофорвардныесделкизаключаютсябанками,торгово-промышленнымифирмамисцельюизбежатьвозможныхубытковотколебания,измененияцен,курсоввалют. 2.Сделкинереальные.Ихосновополагающейцельюявляетсянеэффективнаяпоставкаипередвижениетовара,астрахованиеотпотерь,возникающихвследствиеценовыхколебанийнарынке.Онимогутзаключатьсятакжесцельюпроведенияоперацийдляполученияфинансовойвыгоды.Этоттипсделокхарактерентолькодляформальныхрынков,которымиявляютсятоварныебиржи. Различают:-сделкисрочные(будущие-futurus),которыемогутбытьреализованыикаксделкисотсроченнойдоставкой(forward),ноотличаютсяотпоследнихтем,чтосточкизренияихзаключениянаформальномрынкесуществуетвозможностьрасчетоводнойизсторон,участвующихвторговомобменечереззаключениесделкиобратной(тоестьзаключениесделкипокупкипослепредварительнойпродажиилисделкипродажипослепокупки).Такаяпроцедураимеетсвоейцельюстрахованиеотпотерь,возникающихвследствиеневыгодныхизмененийцентоваровнареальномрынке(снижениерисков,связанныхсконъюнктурнымиколебаниямицеп),илианнулированиеобязательствподоставкетоварапродавцомилиполучениетоварапокупателем. -сделкиопционные-приобретениеилиотвержениеправанакуплюилипродажуопределенногоколичестватоварапоустановленнойранеецене.Опцион-(optio-выбор,желание)-1)правовыбораизопределенныхвариантов,предоставленноеучастникудоговора.ВовнешнеторговыхсделкахпредусматриваетсяОпродавцавотношениикачествапоставляемоготовара,размеровпартий,сроковпоставки,атакжеОпокупателявотношенииспособовплатежа,местпоставкипродукции;2)контракт,предоставляющийправопокупатьилипродаватьконкретныйтоварпоустановленнойценевтечениеопределенноговремени. Рассматриваявтеоретическомпланенаправленияформированиярыночныхструктурвпродовольственномкомплексе,можнопредположить,чтовреспубликевсреднесрочнойперспективепроцессыформированияновыхрыночныхструктурпродолжатся;повыситсяудельныйвеснетрадиционныхидиверсифицированныхканаловдвиженияпродукции;возрастетрольчастныхпосредниковнавсехпродовольственныхрынках;увеличитсячислоторговыхпосредников. Усилитсяпроцессмежрегиональнойпродовольственнойинтеграции,большуюрольбудутигратьмежрегиональныеоптовыерынки;снизитсязначениетакихотношениймеждуконтрагентами,какбартер.Постепенноуменьшитсяпродуктоваядифференциациянапервичныхрынках,тоестьдолямини-переработки,особенновмясномсегменте,сократится. Усилятсяпроцессыформированиясовременныхформторговлинаконечномпотребительскомрынке(цепочкимагазинов,объединенияит.п.).Возникнутоптовыерынки,вотдельныхслучаяхпабазетрадиционныхоптовыхпредприятий.Соответственнобудутформироватьсяотраслевыеассоциациирыночныхагентов,защищающиеинтересысвоейгруппы.ПриэтомуместнопомнитьпредупреждениеА.В.Чаянова,которыйуказывал,чтокизменениюрыночныхструктурнеобходимоотноситьсяоченьосторожно,учитываяпроизводственныеиэкономическиеусловия,ичтовместоранеесуществовавшеготорговогоаппаратадолженбытьсоздандругой,надругихпринципах,носполнойсогласованностьюдействийповсейцепи.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 358. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |