Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Видысбытовыхструктуриконтрагентырынка.




Трансформациягосударственногоаграрногосекторатребуетприведениясистемыхозяйствованиявсоответствиесновымиусловиямиинеобходимостьюпреобразованиясуществующегоукладаинституциональнойструктурыпродвиженияпродукции,посколькусуществовавшиесвязиизависимостивсбытовыхканалахоказалисьфункционирующимиивнекоторыхслучаяхразрушенными.Особенноглубокойэрозииподверглосьзвенооптовойторговли.

Подоптовымрынкомваграрномсекторевширокомсмыследанногопонятияподразумеваетсяступеньсбыта,накоторойоптовики,будучиторговымипосредниками,покупаютпродуктынепосредственноотсельскохозяйственныхпроизводителей,переработчиков,другихоптовиков-ипродаютеерозничнойсети,прочимоптовикамилипереработчикам,ноещенеконечнымпотребителямилирозничнымпокупателям,хотявотдельныхслучаях,кпримеру,мелкооптоваяторговля,этовозможно.Ваграрномсекторевыделяютсяоптовыйрыноксырьяиоптовыйрынокпродовольствия,илирынокпереработаннойиготовойкупотреблениюпродукции.

Наоптовомрынкепомимооптовиков,принимающихнасебявходесделокправособственности,т.е.покупающихипродающихнасобственныйрисквзаменнадоход(маржу),которыйдлянихявляетсяоплатойзауслугипопродвижениютовара,действуютидругиесубъекты,такиекак:

торговыеагенты(брокеры,комиссионеры,дистрибьюторы,переработчики),которыетакжемогутвыступатьвкачествеоптовиков;

вспомогательныесубъекты(рыночныеинституты),которыеупрощаютпродвижениетовара,денегиинформации,оказываютсодействиевклассификацииистандартизациипродукции,устанавливаютпринципытоварногообращенияирыночнойигры.Кданнойгруппеотносятсясбытовыекооперативы,товарныебиржи,собственнооптовыерынки,другиеторгово-сбытовыеорганизации,аукционы,ярмарки,международныевыставки-продажиит.д.

Высокиезатратынапоискпартнеранарынкевозникаютвтомслучае,есликаждыйпотенциальныйпродавецтовараищетпотенциальногопокупателя.Сбытовыеорганизациипозволяютуменьшитьэтизатраты.

Нарынкеаграрныхпродуктовразличаютследующиесбытовыеорганизации.

Товарныебиржи.Натоварныхбиржахобмениваютаграрныепродукты,которыепередзаключениемдоговораопокупкенепредставляютсявнатуральнойформе,апродаютсяпообразцамистандартам.Благодаряточномуописаниюонирассматриваютсякакгомогенные(тоестьоднородныеипредставительные).Согласнодоговорусвойстватоваровзаранееизвестныпартнерампорынку.Натоварныхбиржахпродаюттолькотакиеаграрныепродукты,которыемогутбытьстандартизированы.Вчастности,этозерновые,бобысои,сахар,хлопок,кофе,чайидр.

Присрочныхсделкахторговляосуществляетсяпоконтрактам.Продавцамипокупателямчерезтоварнуюбиржупредлагаютзаключатьдоговоры,которыесодержатобязательствапопоставкелибопоприемкепродукциивбудущем.Внихфиксируетсяобъемпоставокнамоментзаключениядоговора,атакжецены,которыедолжнывыплачиватьсявпроцессееговыполнения.

Аукционы,оптовыеинедельныерынки.Этисбытовыеорганизациипродаютаграрныепродукты,качествокоторых,какправило,неможетбытьстандартизировано,поэтомупокупателюнеобходимосмотрпродукта.

Нааукционахторгуютпреимущественнотоварами,каждыйизкоторыхиндивидуальнооценивается,напримерпороднымскотом,скаковымилошадьмиилипушниной.Этомогутбытьтакжескоропортящиесяпродукты:плоды,овощи,рыба.

Оптовыерынкипредставляютсобойторговыеорганизациивцентрахпотребления(оптовыерынкираспределения)иливцентрахпроизводства(оптовыерынкипроизводителя).Наоптовыхрынкахпродаютмясо,плодыиовощи,яйца,цветы,рыбуидр.

Различныеторговыеагентынаэтапеоптовойторговливыполняютопределенныефункции.

Дилер–торговыйпосредник,специализирующийсянакупле-продажетоваровилипродукции(сырья),которыйполучает,ихкакправилонапрямуюотпроизводителя.Приобретаетпродукциюподоговорупоставкиистановитсяеёсобственникомпослеполнойоплатыпоставки,действуетотсвоегоимениизасвойсчёт.

Дистрибьютор–этоторговыйпосредник,осуществляющийоптовыезакупкипродукцииукрупныхпроизводителейиеесбытпотребителям.Чащевсего,онобеспечиваетхранениетовараегоподготовкукнепосредственномуиспользованиюипотреблению.Вролидистрибьютораможетвыступатьипотребитель,которомупредоставленыисключительныеилипреимущественныеправапокупатьиперепродаватьопределенныетоварыилиуслугиврамкахоговореннойтерриторииилирынка.Неявляетсясобственникомпродукцииипредставляетпроизводителянаопределённойтерриториивтеченииопределённогосрока.Другимисловамидистрибьютор-независимыйотпроизводителяоптовыйпосредник,которыйосуществляетпродажуотсвоегоилизасвойсчетидействуетнаоснованииспециальногодоговора,заключенногоспроизводителем.Вэтомдоговореоговариваютсяминимальныйобъемпродаж,размериусловиятоварногокредита,размерторговойнаценкидистрибьютора,планыохватдилерскойсети,территория,которуюонобслуживаетт.д.

Основнаяфункциядистрибьютора-непрямыепродажиконечнымпотребителям,аразвитиеиподдержкадилерскойсети.Дляэтогодистрибьютораккумулируетнасвоихскладахбольшиепартиитоваров,которыеонзакупаетуразныхпроизводителей,азатемперераспределяетэтитовары,ноужеболеемелкимипартиямивнеобходимомассортименте,ориентируясьнаиндивидуальныепотребностикаждогодилера.Естественно,чтоонпродаетэтитоварыпоболеевысокимценам,чемотпускныеценыпроизводителя.

Дляосуществлениясвоейфункциидистрибьюторобязансоответствоватьтребованиямпроизводителя,вчастности,иметь:

-Современныескладыдляхранениятовара;

-Собственнуюраспределительнуюсеть;

-Финансовыевозможностидлякредитованиядилерскойсети;

-Квалифицированныйперсоналит.д.

Вобменнаразвитиеиподдержаниедилерскойсетипроизводительобеспечиваетдистрибьюторарекламнойподдержкой,проводитобучениеиконсультацииторговогоперсонала,поставляетвспомогательноетехническоеиторговоеоборудование,организуетсервисноеигарантийноеобслуживание.

Основнойкритерийвыборадистрибьютора–наличиеунегодилерскойсети,ориентированнойнаработусцелевойаудиторией,котораясоответствуетпозиционированиюпоставляемоготовара.

Чтобынаращиватьобъемыоптовыхпродаждистрибьютордолженсоздатьдилерскуюсеть,накоторуюонможетопираться.

Основноеотличиедилераотдистрибьютора–этоработанепосредственносконечнымпотребителем.Вкоротком–сбытовомканаледилерзакупаеттоварынепосредственноупроизводителя.Поэтомуприопределениицелесообразностиработыименностемилидругимдилером,производительидистрибьютордолжныучитывать,преждевсего,имеетлидилервыходнацелевуюаудиториюконечныхпотребителей,длякоторыхпредназначентовар.

Впоследнеевремярольдилеровприорганизациитоваропродвижениязаметновыросла.Вбольшинствеслучаевониявляютсяпоследнимзвеноммеждупроизводителемиконечнымпотребителем,откоторойзависитэффективностьвсегопроцессатоваропродвижения.Какправило,производителинеимеютвозможностисамостоятельноконтактироватьсконечнымипотребителями,азначит,онивсебольшевисятотнастроенностидилеровзаниматьсяреализациейихтовара,дилеры,осознаваясвоюзначимость,начинаютдиктоватьсвоиусловияивбольшинствеслучаевпроизводителивынужденысоглашатьсясними.

Дистрибьюторовидилеровклассифицируютдлятого,чтобывыяснить,какиефункциивозлагаютсянанихвзависимостиотихстатуса.

Собственныйдистрибьютор–дистрибутивнаякомпания,принадлежащаяодномувладельцу.Впервуюочередь,оназанимаетсядистрибуциейтоварапроизводителя-владельцакомпании.Однакоподобноезачастуюобусловленоограниченностьюассортиментатоваров,которыйпривлекаетдилеров.

Эксклюзивныйдистрибьютор–посредник,работающийнаусловияхэксклюзивногодоговорадистрибуции.Предоставляяэксклюзив,производитель(экспортер)искусственноограничиваетколичествопосредников,ноприэтомтребованияквыбраннымпосредникамявляютсяболеевысокими.Взаментого,чтоэксклюзивныйдистрибьюторединоличнопользуетсявсемпотенциалом,которыйпредоставляетсяемурынком,производительоставляетзасобойправотребоватьотнеговыполнениярядадовольножесткихусловий,предусмотренныхвдоговоредистрибуции.Эксклюзивпредоставляетсяпроизводителемкакнаопределеннуютерриторию,такнагруппутоваровилигруппуклиентов.

Официальныйдистрибьютор–посредник,работающийнаусловияхдоговора,согласнокоторомудистрибьюторуполагаетсявыполнениеусловийпоставщикаприорганизациисбытатоваров.Вобменнаэто,дистрибьютору,кромевознагражденияввидескидок,которыезависятотзакупаемоготовара,предоставляетсяфиксированноевознаграждениезавыполнениеусловийдоговора.

Независимыйдистрибьютор–оптовыйпокупатель,необремененобязательствамипередпродавцом.Этотпосредникполучаетскидкуотобъематовара,которыйзакупается,неберянасебяобязательствпоусловиямраспространенияпродукциипоставщика(периодичностьзакупок,минимальныепартии,выполнениерекомендацийпопродвижению,соблюдениетерриториальныхограниченийит.д.).

Компании,заинтересованныеворганизацииэффективнойдистрибуции,раноилипоздноначинаютизбавлятьсяотнезависимыхдистрибьюторов.

Восновусегментациидилероввозложеныдругиепараметры.Онимогутделитьсяна:

-Универсальные–широкийспектртоваров(потипусупермаркет)

-Комбинированные–ограниченноеколичествородственныхтоварныхгрупп:

-Специализированные–впределахтоварнойгруппы;

-Узкоспециализированные-однатоварнаяподгруппа.

Например,дистрибьюторпиваможетработатьсоследующимитипамидилеров:

-Универсальным(супермаркет),когдареализуютсянетолькопродуктпитания,ноибытоваяхимия,посудаимногоедругое;

-Комбинированным(магазинтипа"Продукты"),когдареализуетсятолькопродовольственнаягруппатоваров;

-Специализированным(магазины,специализирующиеся,преждевсего,нареализациислабоалкогольнойпродукции);

-Узкоспециализированным(разнообразныепивныепавильоны).

Взависимостиотпринадлежностиксети,различаютодиночныхдилеровивходящихвторговуюсеть.

Процессформированияканаловпродвижениятоваров,какправило,связанныйспоискомлучшихпартнеров,спомощьюкоторыхбудетосуществлятьсяпродвижениетоваровкконечномупотребителю(дистрибуция).Оптимизацияэтогопроцессапредусматриваеткачественныйсоставучастников,которымиявляютсяпоставщики,дистрибьюторыидилеры.

Характеристикиидеальногопоставщикаможносформулироватьследующимобразом.Он:

-Даетвозможностьдилерамидистрибьюторамзарабатыватьстовара;

-Заботитсяосвоевременностипоставок;

-Предоставляетмаркетинговуюподдержку;

-Оказываетпомощьдилерамидистрибьюторамввидесовместнойразработкипрограммпопродвижениютоваров,борьбысконкурентаминарегиональныхрынках;совместноснимипланируетпродажииформируетзаказ;

-Привлекаетдилеровидистрибьюторовкучастиювкорпоративнойжизниголовногопредприятия(создаетощущениепричастности);

-Обучаетдилеровидистрибьюторов;

-Разрабатываетинтересныебонусныепрограммы;

-Уделяетвниманиенематериальнымпоощрением(награждаетдипломами,званиями,посылаетпохвальныелистыит.п.).

Характеристикиидеальногодилераследующие:

-Имеетторговыеплощадивсобственностиилиподоговорудолгосрочнойаренды

(лизингаидр.);

-Распоряжаетсяторговойплощадьюнеменее200кв.м,вт.ч.предоставляетподторговлюпродукциейданногопроизводителя(поставщика)площадьразмеромнеменее100кв.м;

-Торговыеплощадирасположенывспециализированныхсалонах(отделах),вкрупныхторговыхцентрахсопределеннойспециализацией,атакжеиспользуютсяскладыторговыхбаз,площадимелкооптовыхскладов;

-Имеетсервиснуюслужбу,котораяосуществляетдоставкупродукцииназаказконечныхпотребителей;

-Реализуетпрограммымерчендайзинга,рекламныхимаркетинговыхмероприятийотпроизводителя;

-Участвуетврекламныхкомпанияхдляпродвиженияфирменногостиляитоварноймаркиголовногопредприятия;

-Поддерживаетценовуюполитикупроизводителя.

Идеальныйдистрибьюторимеетследующиекачества:

-Четковыполняетгарантийныеобязательства,предусмотренныевстандартах,договорахит.п.;

-Честный;одинизпризнаковнечестности-неадекватнаяценатой,чтоуказана

впрейскурантахипрайс-листахдистрибьютора(т.е.когдапозиции

выставленыпооднойцене,апризаказе-онаоказываетсядр.);

-Работаетпрозрачно,стабильно,надежно.

-Реализуетоднуизсвоихглавныхфункций-логистику;былобыхорошо,еслибыонивместесдилеромсовместнозанималисьпланированиемпродаж,чтопомоглобыснизитьстоимостьлогистикиипредоставилодистрибьюторузначительноеконкурентноепреимущество(ксожалению,такаяпрактиканаданныймоментприменяетсяредко);

-Обеспечиваеттехническуюподдержку,впервуюочередь,проводитобучениеспециалистовитехническиеконсультации;

-Рекламируетдилеров;

-Выполняетусловиядистрибутивногодоговора;

-Быстроподстраиваетсяподрыночныеусловия.

-Поставщик,выбираядистрибьютора,оцениваетвеличинуохваченнойимдилерскойсетииспособностьразвиватьиподдерживатьэтусеть.Идеальныйдистрибьюторанализируетрынок,чтобыудачновыбратьпродукт,дилераипоставщика.Такимобразом,цепочка"производитель-дистрибьютор-дилер"продвигаетсовместнопродуктнарынок,приэтомкаждыйимеетсвоиопределенныефункциииобязанности.

Комиссионер-посредниквторговыхсделкахзаопределенноевознаграждение(комиссию),котеявляетсясобственникомпродукциикоторая,чащевсего,пропорциональнасуммесделки)торговыепоручения.

Торговыйагент–торговыйпосредник,выступающийвкачествепредставителяпринципала(физическогоилиюридическоголица,отименикоторогодействует)сцельюзаключенияторговойсделки.Неприобретаетправособственностинатовар,алишьведётторговыепереговоры.Действуетотименипродавцов.Засвоиуслугиполучаетвознаграждениеввидеокладаи(или)процентаотсуммсделок.

Брокер–посредник,организующийконтактпродавцаипокупателяпризаключениикоммерческихсделок,ноличноненесущийответственностизаихвыполнение.Неявляетсясобственникомпродукции.Запосредничествополучаетопределённыйпроцент.Другимисловамиброкервыступаетвкачестветорговогопосредника,которыйнеявляетсясамостоятельнойсторонойвсделкекупли-продажи,атолькообеспечиваетустановлениеконтактамеждувозможнымипродавцомипокупателем,действуетпаосноверазовыхпорученийистроговпределахинструкцийсвоихклиентов.Зауслугиброкерыполучаютвознаграждениеввидепроцентаотстоимостисделки,Основнымпреимуществомброкерскихуслугявляетсявозможностьконфиденциальности,приведениипереговоровброкерможетераскрыватьотименикакогопредприятияилилицаонвыступает.

Оптовик-купец–закупаеттовароптомсцельюегодальнейшейреализации.Какидилерзакупаетпродукциюподоговорупоставкиистановитсяеёсобственником.Действуетотсвоегоимениизасвойсчёт.

Сельскохозяйственнаябиржа,атакжеоптовыйпродовольственныйрынокпредставляютсобойместо,гдепроисходиторганизованныйторговыйобменмеждупокупателямиипродавцамисельскохозяйственнойпродукцииипродовольствиякрупнымипартиями.Труднооднозначнооценить,являетсяликонкретноепредприятиебиржейилижеоптовымрынком,посколькудлябольшинстваоптовыхрынковприсущепараллельноепроведениеторговыхсделок,характерныхдлятоварныхбирж.Сточкизренияпрактики,всечаше,функционирующиебиржиизменяютсвойстатусвнаправлении,характерномдляоптовогорынка.Различиемеждутоварнымибиржамииоптовымирынкамиприведеновтаблице4.9.

Товарнаябиржапредставляетсобойместо(илиформальныйрынок),накоторомосуществляетсяторговля:

встрогоопределенноевремя;

товарами,унифицированнымикакотносительноколичества,такиотносительнокачества,производнымиотнихтоварамиилисопутствующимипервым;

товарами,невыступающимифизическивместеторговли;

наосноветочноопределенныхметодовипринципов;

согласнопубличнофиксируемымценамнатоварыисуществующемуправу,гарантирующемуравныйдоступвсемучастникамторговкинформации;

участникиторговогообменаявляютсяфизическимилицамиилиосуществляютконтактымеждусобойпосредствомкомпьютеров.

Товарныебиржифункционируютпопринципубесприбыльности(дайforprofit),чтообеспечиваетихучастникамнизкиезатратыпоучастиювторговле,атакжеформированиецены,необремененнойдополнительныминаценками.

 

Таблица4.9Различиямеждутоварнымибиржамииоптовымирынками

 

  Товарнаябиржа Оптовыйрынок
Правоваяформа Объединениеторговцев,акционерныеобщества Объединениеторговцев,акционерныеобщества,государственныеинституты
Инфраструктура Торговыезалы,средствателекоммуникационнойиинформационнойсвязи Торговыеплощади,холодильныепомещения,склады,приспособлениядлясортировки,упаковкиипроведенияпогрузочно-разгрузочныхработ
Способ проведениясделок Осуществлениесделокприотсутствиифизическоготоваравместеивовремяторгов.Публичноеформированиецен Предложениеналичноготовара,непосредственныепереговоры(торги)междупродавцомипокупателем,аукционы
Цельзаключения торговыхсделок СпекуляциявцеляхполучениядоходовбезреальнойпоставкитовараГарантирование(страхование)ценприбудущихпоставках(рынкитерминальные)Физическиепоставкитовара(рынкиреальные) Реальноеснабжениесельскохозяйственнымсырьемипродовольствиемрозничнойторговлиипредприятийобщественногопитания
Правовое регулирование Законодательствогосударства,атакжеуставдеятельности,внутренниеправилаторговлиизаключениясделок Законодательствогосударства,внутренниеправилапользованиятехническойинфраструктуройрынка
Участники Маклеры Производителиилиобъединения(ассоциации)производителей,розничныепредприятияипотребители

 

Оптовыерынки,илицентрыоптовойторговли-рыночныеинституты,становящиесяоченьсовременнойформойнеформализованногорынка:

имеющиеправовуюсамостоятельность;

являющиесяакционернымиобществамиилиобществамиограниченнойответственностью,которыевсвоейдеятельности-всоответствиисторговымкодексом-ориентированынаприбыль;

располагающиетехническойинфраструктурой,необходимойдляхраненияиторговлисельскохозяйственнойпродукциейипродовольствием;

функционирующиепостоянноибеспрерывно;

имеющиеуставсделокиторговли;

имеющиеисистемуустановлениярыночныхценнапродовольствие.

Всепосредникивынужденыдействоватьвусловияхнеопределенности,испециализируютсянатом,чтоберутнасебяриск.Нередкоонипытаютсязаработатьприбыльнакратковременныхколебанияхцен.Внастоящеевремяболееполовиныобъематоварногообменанарынкеосуществляетсячерезторговыхпосредников.

Значениепосредническихструктурнарынкахотдельныхпродуктовсущественноварьирует.Книмотносятсяииндивидуальныепосредники,занимающиесямелкооптовойторговлейпродовольствием,инеорганизованныепосредники.Последниенасвоемтранспортеобъезжаютподворья,закупаютпродукциюипоставляютсравнительнокрупныепартиинапереработкуилирынок.Помимомелкихпосредников,ужесформировалиськомпании,которыеприобрелиизвестностьнарынкезерна,сахара,масларастительного,комбикормов.Многиеизкомпанийсовмещаютпосредническуюдеятельностьспроизводственной.Они,какправило,имеютмощностипохранениюипереработкепродукции.

Врядеслучаевчастныепосредническиеструктурымонополизировалипоставкуотдельныхвидовпродовольствия(цитрусовые,чай,кофе,рыба).

Нарынкепродовольственныхтоваровпостепеннопроисходитмодификацияторговли,создаютсяновыеееформы:цепочкимагазинов,объединения,торговыекомплексыидома,происходитслияниеторговлиспереработкой.

Наотдельныхпродуктовыхрынкахпродвижениепродукциикпотребителюимеетсвоюспецифику,обусловленнуюдействиемсовокупноститехнологическихиэкономическихфакторов.Так,основнымипоставщикамизернаявляютсякрупныесельскохозяйственныепредприятия,доляфермеровнезначительна.Поэтомуглавнуюрольнапервичномзерновомрынкеиграютзаготовительныеорганизации(хлебоприемныепункты,элеваторы)ичастныепосредники.

Врынкезернавозникаетальтернативнаякрупнымперерабатывающимпредприятияммини-переработказерна,мукиикрупы(мельницы,мини-пекарни,цехаповыработкемакаронныхизделий)непосредственновхозяйствах.

Спецификарынкамолокатакова:

напервичномрынкегораздобольшерыночныхагентов(сельскохозяйственныепредприятия,крестьяне,фермерыидругиечастныепредприниматели);

короткийсрокхраненияпервичнойпродукции(молока),универсальныйхарактерееиспользования(всвежемвиде,послепервичнойпереработки,выработкиразнообразныхмолокопродуктовивторичнойпродукции);

повсеместныйхарактерпроизводства,переработкииреализациимолочнойпродукциииприоритетыместныхрынков.

Вотличиеотрынказерна,нарынкемолокапрактическиисчезлопосредническоезаготовительноезвено(молокосборныепункты).Функциисбораитранспортировкимолокаотнаселениявыполняютсельскохозяйственныепредприятия,расширяютсяегопрямыепоставкинапереработкуфермерскимихозяйствами.Крометого,вмолочномподкомплексерастетудельныйвесреализациисвежегомолокаконечномупотребителю.

Получаетраспространениеимини-переработка,ноеезначениеневелико.Частьмолочнойпродукциипоставляетсянапереработкунадавальческихначалахиреализуетсясамимисельскохозяйственнымипроизводителями.Оптовоезвенорынкаготовойпродукциирезкосократилось,онанапрямуюпоступаетнапотребительскийрынок.Исключениесоставляютсухоемолокоимолочныеконсервы.

Зарубежныйопытпоказывает,чтоименнонарынкепродовольственныхтоваровприсутствиеоптовогоспециализированногопосредническогозвенаявляетсяэкономическиобоснованным,таккакпозволяетдостичьэкономиизасчетконцентрацииоптовыхпоставщиковводномместеистабилизациицен.

Внастоящеевремянарынкепродовольственногосырьяформированыдвауровняпосредников:

мелкиечастныепосредники,которыезакупаютпродукциюнепосредственноупроизводителей;

крупныепосредники,которыенередкоблокируютдоступксырьюпокупателямиздругихрегионов,вынужденнымпользоватьсятолькоихуслугами.

Нарынкепродовольственныхтовароввсебольшеповышаетсязначениеоптовыхпосредников,которымприходитсяискатьновыхпоставщиковипокупателей,атакжепокупатьпродукциюпоимпорту,гдеихудельныйвесдостаточновелик.

ПредприятияАПКмогутреализоватьсвоюпродукциюсвозможнобольшимколичествомпосредников,сограниченнымихчисломилисамостоятельно.Сэкономическойточкизрениявыборколичествапосредниковиихвидовогосоставаопределяетсяисходяизстратегическихцелейпредприятияиопределённыхкритериевэффективности(максимумваловогодохода,минимумиздержекобращения,максимумприбылиит.д.).

 

Видыторговыхсделок.

Сделкиявляютсянаиболеераспространеннымиоснованиямивозникновениягражданскихправоотношений,посредствомкоторыхучастникиэкономическогооборотареализуютсвоюгражданскуюправоспособность.

Сделкойпризнаютсядействиягражданиюридическихлиц,направленныенаустановление,изменениеилипрекращениегражданскихправиобязанностей.

Наосноведанногоопределенияможновыделитьследующиепризнаки,характеризующиесделки:

1.сделкиоснованынаволеихучастников.Воляявляетсясубъективнымэлементомсделкиипредставляетсобойжелание,намерениелицапородитьопределенныеюридическиеправаиобязанности.Этимпризнакомсделкиотличаютсяотсобытий;

2.сделка–этодействие.Действиеявляетсявнешнимвыражениемволилицаисеобъективнымэлементом.Действие,направленноенареализациюволилица,вюридическойлитературетакженазываютволеизъявлением;

3.сделкапредставляетсобойединствосубъективногоиобъективногоэлементов.Есливолеизъявлениенесоответствуетсамойвнутреннейволеучастникасделки,напримерсовершениесделкиполвлияниемнасилия,обмана,этовлечетзасобойпризнаниееенедействительной;

4.сделка–этоправомерныйповеденческийакт.Этотпризнакпозволяетотграничитьсделкиотнеправомерныхдействий(деликтов);

5.специальнаянаправленностьсделокнасозданиегражданскихправиобязанностей,достижениеопределенногоправовогорезультата.Этимпризнакомсделкаотличаетсяотюридическихпоступков;

6.сделкапорождаетгражданскиеправоотношения.Соответственно,можноговоритьотом,чтосделкаявляетсяюридическимфактом.

Действиявформесделокмногообразны,ониопосредствуютэкономическиесвязипроизводства,обменаипотребления,отражаютпереходматериальныхблаготпроизводителейкпотребителям(договорыэнергоснабжения,поставкиидр.),предоставляютвозможностьодностороннимидействиямираспорядитьсяимуществомнаслучайсмерти(завещание).

Сделкиклассифицируютпоразличнымоснованиям:

1.Видысделоквзависимостиотколичествучаствующихвсделкесторон:односторонние,двусторонниеимногосторонниесделки.

Восновуданнойклассификацииположенаинформацияоколичествелиц,выражениеволикоторыхнеобходимоидостаточнодлясовершениясделки.

Одностороннейсделкойпризнаетсясделка,длясовершениякоторойдостаточновыраженияволиоднойстороны(например,совершениезавещания,отказотправасобственностинаимущество,отказотпринятиянаследства,выдачадоверенности,объявлениепубличногоконкурса).Такогородадействиянетребуютчьего-либосогласиялибоодобрения.

Кодностороннимсделкамприменяютсяобщиеположенияобобязательствахиодоговорахпостольку,посколькуэтонепротиворечитзакону,одностороннемухарактеруисуществусделки.

Длязаключениябольшинствасделокнеобходимовыражениеволидвухсторон(двусторонниесделки)либотрехиболеесторон(многосторонниесделки);такиесделкитакжеименуются.

2.Видысделоквзависимостиотзначенияоснованиясделкидляеедействительности:каузальныеиабстрактныесделки.

Любаясделкаимеетправовуюцель,кдостижениюкоторойстремятсясубъекты.Изкаузальнойсделкивидно,какуюцельонапреследует.Действительностькаузальнойсделкиставитсявзависимостьотеецели.Причемцельдолжнаобладатьдвумяпризнаками:бытьзаконнойидостижимой.Несоблюдениеэтихусловийвлечетнедействительностьсделки.

Изобщегоправилаонеобходимостиналичияоснованиядлядействительностисделкисуществуютустановленныезакономисключения,когдаоснованиесделкиявляетсяюридическибезразличным.Такиесделкиименуютабстрактными.

Длядействительностиабстрактныхсделокнеобходимоуказаниенаихабстрактныйхарактервзаконе.Так,абстрактнойсделкойявляетсявексель.Выдаваемыйвкачествеплатызаконкретныетоварыилиуслугивексельпредставляетсобойнеобусловленноеникакимвстречнымпредоставлениемобщееобещаниевыплатитьопределеннуюденежнуюсумму.Надлежащеоформленныйвексельсохраняетдействительностьнезависимоотоснованияеговыдачи,втомчислевслучаях,когдаодинилинесколькоиндоссаментовбудутпризнаныподложными.

Однотипнуюприродуимеетидругаяценнаябумага–чек.Абстрактнойпризнаетсятакжебанковскаягарантия,посколькуонанезависитотосновногообязательства,вотношениикоторогогарантиябылапредоставлена;

3.Видысделокповлияниюсроковнанаступлениеправовыхпоследствийпосделке:срочныеибессрочные.

Вбессрочныхсделкахнеопределяетсянимоментеевступлениявдействие,нимоментеепрекращения.Такаясделканемедленновступаетвсилу.Сделки,вкоторыхопределенлибомоментвступлениясделкивдействие,либомоментеепрекращения,либообауказанныхмомента,называютсрочными.

Срок,которыйстороныопределиликакмоментвозникновенияправиобязанностейпосделке,называютотлагательным(например,завещаниеявляетсясделкой,совершеннойподотлагательнымсроком,таккакпорождаетправаиобязанностилишьпослеоткрытиянаследства.Еслисделкавступаетвсилунемедленно,астороныобусловилисрок,когдасделкадолжнапрекратиться,такойсрокназываетсяотме-нительным.

Допускаетсяодновременноеупоминаниевдоговореиотлагательного,иотменительногосроков.

Особенностьсрочныхсделокзаключаетсявтом,чтонаступлениесрокаобязательнодолжнопроизойти.

Внекоторыхслучаяхстороныпредусматриваютвозникновениеправиобязанностейпосделкевзависимостиотнаступленияилиненаступлениякаких-либособытий,относительнокоторыхнеизвестнонаступятониилинет.Такогородасделкиназываютусловными.

Какисроки,условиябываютотлагательнымииотменительными.Сделкасчитаетсясовершеннойподотлагательнымусловием,еслистороныпоставиливозникновениеправиобязанностейвзависимостьотнаступленияусловия.Праваиобязанностисторонвсделкесотлагательнымусловиемвозникаютнесмоментаеесовершения,асмоментанаступленияусловия(например,обязанностьстраховойкомпаниивыплатитьстраховоевозмещениевозникаетлишьвслучаенаступлениястраховогослучая.

Вместестемвпериодсмоментазаключениясделкидонаступленияотлагательногоусловияправовыеотношениямеждусторонамисделкинеисчезают,посколькувэтотпериоднедопускаетсяпроизвольноеотступлениеотсоглашенияисовершениеусловнообязаннымлицомдействий,создающихневозможностьнаступленияусловия.

Всделках,совершенныхподотменительнымусловием,праваиобязанностисторонвозникаютсмоментасовершениясделкиипрекращаютсяснаступлениемусловия.

Кромевышеперечисленныхвидоввыделяюттакжевотдельныегруппыбиржевыеифидуциарныесделки.

Фидуциарныесделки(отлат.fidueia-доверие)–сделки,которыеимеютдоверительныйхарактер.Так,поручение,передачаимуществавдоверительноеуправлениесвязанысналичиемтакназываемыхлично-доверительныхотношенийсторон.

Утратадоверительногохарактеравзаимоотношенийсторонможетпривестикпрекращениюотношенийводностороннемпорядке.Так,поверенныйидоверительвдоговорепоручениявправевлюбоевремяотказатьсяотдоговора.Крометого,пообязательствамизтакихсделокобычнонеможетпроисходитьправопреемство,исмертьлюбойизсторонпрекращаетдействиесделки.

Биржевыесделкивыделяютсявотдельнуюгруппувсвязисихспецификой.Основнымиособенностямибиржевыхсделокявляютсясубъектныйсостав(заключаютсятольколицами,допущеннымикторгамнабирже),местозаключения(товарнаяилифондоваябиржа),предмет(биржевойтовар)ирегистрация.

Биржевойсделкойпризнаетсязарегистрированныйбиржейдоговор(соглашение),заключаемыйучастникамибиржевойторговливотношениибиржевоготоваравходебиржевыхторгов.Сделки,совершенныенабирже,нонесоответствующиеуказаннымтребованиям,неявляютсябиржевыми.

Сделки,заключаемыенабиржахиоптовыхрынкахподразделяютсяследующимобразом.

1.Сделкиреальные,цельюкоторыхявляетсяфактическоеперенесениеправасобственностинатоваротпродавцакпокупателювзаменнасоответствующийденежныйэквивалент.Продавецобязандоставитьтоварпокупателюкназначенномуместу.Сделкиреальныеможно,всвоюочередь,подразделитьнасделкинемедленныеисделкисотсроченнымтерминомисполнения.

-сделкинемедленныеилисрочные(наличные-cash-spot)гарантируютнепосредственнуюибезотлагательнуюпередачутоварапокупателювместе,согласованноммеждусторонами,содновременнойоплатойзатоварпродавцу,передачасобственностипроисходитврезультатевручениясоответствующегодокумента(варранта),дающегоправораспоряженияэтимтоваром.Варрант-свидетельство,выдаваемоевладельцуополучениинахранениетоваровсобозначениемвеса,количествамест,качестваиколичестватоваров;

-сделкисотсроченнойдоставкой(forward)-реальныесрочныесделки,поставкатовара,егополучение,атакжеоплата,наступаютпозже,воговоренныйсторонамисрок.Форвард-формасрочныхрасчетовпроизводимыхнеболеечемчерездварабочихдняпослезаключениясделки.Обычнофорвардныесделкизаключаютсябанками,торгово-промышленнымифирмамисцельюизбежатьвозможныхубытковотколебания,измененияцен,курсоввалют.

2.Сделкинереальные.Ихосновополагающейцельюявляетсянеэффективнаяпоставкаипередвижениетовара,астрахованиеотпотерь,возникающихвследствиеценовыхколебанийнарынке.Онимогутзаключатьсятакжесцельюпроведенияоперацийдляполученияфинансовойвыгоды.Этоттипсделокхарактерентолькодляформальныхрынков,которымиявляютсятоварныебиржи.

Различают:-сделкисрочные(будущие-futurus),которыемогутбытьреализованыикаксделкисотсроченнойдоставкой(forward),ноотличаютсяотпоследнихтем,чтосточкизренияихзаключениянаформальномрынкесуществуетвозможностьрасчетоводнойизсторон,участвующихвторговомобменечереззаключениесделкиобратной(тоестьзаключениесделкипокупкипослепредварительнойпродажиилисделкипродажипослепокупки).Такаяпроцедураимеетсвоейцельюстрахованиеотпотерь,возникающихвследствиеневыгодныхизмененийцентоваровнареальномрынке(снижениерисков,связанныхсконъюнктурнымиколебаниямицеп),илианнулированиеобязательствподоставкетоварапродавцомилиполучениетоварапокупателем.

-сделкиопционные-приобретениеилиотвержениеправанакуплюилипродажуопределенногоколичестватоварапоустановленнойранеецене.Опцион-(optio-выбор,желание)-1)правовыбораизопределенныхвариантов,предоставленноеучастникудоговора.ВовнешнеторговыхсделкахпредусматриваетсяОпродавцавотношениикачествапоставляемоготовара,размеровпартий,сроковпоставки,атакжеОпокупателявотношенииспособовплатежа,местпоставкипродукции;2)контракт,предоставляющийправопокупатьилипродаватьконкретныйтоварпоустановленнойценевтечениеопределенноговремени.

Рассматриваявтеоретическомпланенаправленияформированиярыночныхструктурвпродовольственномкомплексе,можнопредположить,чтовреспубликевсреднесрочнойперспективепроцессыформированияновыхрыночныхструктурпродолжатся;повыситсяудельныйвеснетрадиционныхидиверсифицированныхканаловдвиженияпродукции;возрастетрольчастныхпосредниковнавсехпродовольственныхрынках;увеличитсячислоторговыхпосредников.

Усилитсяпроцессмежрегиональнойпродовольственнойинтеграции,большуюрольбудутигратьмежрегиональныеоптовыерынки;снизитсязначениетакихотношениймеждуконтрагентами,какбартер.Постепенноуменьшитсяпродуктоваядифференциациянапервичныхрынках,тоестьдолямини-переработки,особенновмясномсегменте,сократится.

Усилятсяпроцессыформированиясовременныхформторговлинаконечномпотребительскомрынке(цепочкимагазинов,объединенияит.п.).Возникнутоптовыерынки,вотдельныхслучаяхпабазетрадиционныхоптовыхпредприятий.Соответственнобудутформироватьсяотраслевыеассоциациирыночныхагентов,защищающиеинтересысвоейгруппы.ПриэтомуместнопомнитьпредупреждениеА.В.Чаянова,которыйуказывал,чтокизменениюрыночныхструктурнеобходимоотноситьсяоченьосторожно,учитываяпроизводственныеиэкономическиеусловия,ичтовместоранеесуществовавшеготорговогоаппаратадолженбытьсоздандругой,надругихпринципах,носполнойсогласованностьюдействийповсейцепи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...