Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенностисбытаотдельныхвидовсельскохозяйственнойпродукции.
Сельскохозяйственнаяпродукция,восновном,используетсявкачествесырьядляпроизводствапродуктовпитания.Поэтомубольшаяеёчастьреализуетсяоптомсельскохозяйственнымитоваропроизводителяминаперерабатывающиепредприятияивдальнейшемпоступаетвторговыеорганизации.Вместестем,отдельныепродукты,напримеряйца,картофель,овощиифрукты,потребителипокупаютпреимущественновне переработанномвиде.Этипродуктылучшевсегоподходятдляпрямогосбытаконечномупотребителю. Сахарнуюсвеклуилизерновые,домашниехозяйства,безусловно,покупаютвпредварительнопереработанномвиде.Такимобразом,усельскоготоваропроизводителяестьвозможностьпрямогосбытапродукциизаготовительнымторговыморганизациямилижесбытачерезпосредников(предприятияперерабатывающейпромышленности).Заготовительныеторговыеорганизациивключаютсявпромежутокмеждупроизводствомсырьяиконечнымпотреблениемвтомслучае,еслидолжнывыполнятьсяспецифическиефункциипохранениюпродукцииилисохранениюееспециальныхкачеств. Играютрольпредпочтенияистепеньцелесообразностизатратпотребителя.Кпримеру,прямойсбыткартофелявтечениевремениограничентем,чтопотребителихотелибыбыстреепереходитьнараннийкартофель,итем,чтоунихнетвозможностихранитькартофельпредыдущегоурожаявбольшомколичестве.Функциипохранениюкартофеляпринимаютнасебязаготовительныеорганизации. Предпочтенияпотребителейимеютбольшоезначениеприсбытеэкологическичистойпродукции.Здесьособоезначениеимеетдовериепокупателя.Припрямомсбытеатмосферадовериясоздаетсялегче,чемпримассовойпродаже. Следуетотметить,чтовсельскомхозяйствеподдействиемтехническогопрогрессавысвобождаетсярабочаясила.Есливсельскойместностинетвозможностидляорганизациинесельскохозяйственныхвидовдеятельности,товозрастаетзначениепрямогосбытапродукциисцельюсозданиядополнительныхисточниковдоходов.Приэтомпрямойсбытнеограничиваетсяпродажейсырыхпродуктов.Владельцыпредприятиястремятсясамиорганизоватьпереработкусырьяинапрямуюсбыватьготовуюпродукцию. Прогрессведеткростугородскогонаселенияиснижениюролипрямогосбытавформированиидоходасельскогонаселения.Прямойсбытпозволяетполучитьдополнительныйдоходпроизводителямсельскохозяйственнойпродукции,какправило,тольковблизицентровеемассовогопотребления. Обычноторговляипереработкавыигрываютконкурентнуюборьбуссельскохозяйственнымитоваропроизводителямизапрямойсбытпродукции.Техническийпрогресссильнеедействуетнаснижениезатратприпереработкеаграрнойпродукциивпищевойпромышленности,чемприеепереработкенасельскохозяйственныхпредприятиях.Применениеновыхтехнологийпереработкизернаилиохлажденияпродукциивсоответствиисостандартамисвязаносэксплуатациейбольшихпроизводственныхмощностей,которыенемогутприбыльноиспользоватьсянебольшимисельскохозяйственнымипредприятиями. Прохождениеаграрныхпродуктовчерезстадиюоптовойторговлизависитвзначительнойстепениотпространственногоразделенияместпроизводства,розничнойторговлииотдифференциациипродуктов.Раньшемолочныезаводысбывалипродукциюнепосредственноврозничнуюторговлю,новозрастающаядифференциацияпродуктовпривелаквхождениювцепьреализациипредприятийоптовойторговли.Взависимостиотскладывающихсяусловийэтафункцияможетпереходитьикотдельныммолочнымзаводам,которыерасширяютпредложениенетолькопутемдиверсификациисобственногопроизводства,ноипутемсбытамолочныхпродуктов,которыепроизводятдругиезаводы. УчёныеинститутасистемныхисследованийвАПКНАНБеларусиотмечают,чтоосновныминаправлениямиразвитиясбытовойдеятельностинарынкемолокаимолочнойпродукцииявляются: расширениевзаимоотношенийпопоставкемолочнойпродукциииразвитиеторговлипопоставкепродукциидлительногохранениядр.; реализацияцельномолочнойпродукциичерезсистемурайонныхигородскихмолокозаводовпосхемепрямыхдоговоровссельскимитоваропроизводителями,атакжечерезоптово-розничныерынки; формированиесистемыорганизационно-экономическихрычагов,тесноувязывающейэкономическиеинтересыпоставщиковипотребителей,атакжепроцессыпроизводстваисбытапродукции;организациясистемысбытамолочнойпродукциисучетомсезонностиеепроизводства; формированиеновыхканаловсбытамолочнойпродукциииразвитиесуществующих. Развитиерынкамяснойпродукциииживогоскотасвязаносформированиемрыночныхотношений,которыеактивизировалибыработуагропромышленногопроизводства.Дляэтогонеобходимовзаимодействиевсехсоставляющихэлементоврынка.Нарядусэтимважноезначениепредставляет: созданиерыночнойсистемысбытаиреализациипродукции,функционированиекоторойосновываетсянасвободномдвижениитоваров,конкуренциииценообразовании,учитывающемзаконыстоимости,спросаипредложения; наличиеоткрытойсистемысбыта,включающейагробиржи,ярмарки,аукционы,оптовыебазыирынки,прямыепоставкивмагазины; формированиеиразвитиекороткихмясныхцепочек,когдатоваропроизводительобходи:звенопереработки(берянасебяданнуюфункцию)ипоставляетмясонарынокиливрозничнуюсетьиобщепит; обеспечениепреимуществамяснойпродукцииназарубежныхрынках,засчетповышенияееконкурентоспособности; формированиеиорганизацияоптовыхрынковвкрупныхгородахиоптово-розничныхрынковвболеемелких. Дальнейшегосовершенствованиятребуетсистемаэкономическихвзаимоотношениймеждупроизводителямисырьяизаготовителямискотаиптицы.Вмировойпрактикеглавнымканаломихсбытаявляетсяоптоваяторговля,основныефункциикоторойвыполняютмясоперерабатывающиепредприятия.ВБеларусирыночнаяструктурасбытаскотаформируетсянабазедействующихмясокомбинатов.Этонаправлениенеобходимосохранятьивперспективе.Приэтомвзаимоотношениямеждусельскимитоваропроизводителями,переработчикамииторговлейдолжныбытьпостроенытольконаосновеэкономическихинтересов. Переработкаптицывосновномсконцентрировананаптицефабриках,имеющихвбольшинствесвоемцеха,обеспечивающиеглубокуюпереработку.Птицефабрикирасполагаютширокойсетьюфирменнойторговли,втомчислевыездной,атакжесоответствующейинфраструктурой,отвечающейрешениюглавнойзадачи-активномупродвижениюпродуктовптицеводствакпотребителю.Сложившаясясистемасбытапродуктовадекватнатребованиямрынкаиприемлеманаперспективу. Дляреализацииплеменныхживотныхиптицывцеляхвоспроизводстваилидляповышениягенетическогопотенциалапродуктивногопоголовьянеобходимасоответствующаяинфраструктура,отвечающаятребованиямбиржевойиаукционнойторговли(крупнорогатыйскот,свиньи,лошадидлякрупнотоварногопроизводства)иливыездной,такназываемоймобильнойторговли(свиньииптицадлямелкотоварногопроизводстваилихозяйствнаселения). Инфраструктурамясногорынкавнаиболеерациональнойформепредставляетсяввидеспециализированногомясногооптовогорынкаипрямыхсвязеймясокомбинатовспроизводителямисельскохозяйственнойпродукции.Неплохимвариантомвыступаетприобретениекомбинатамиакцийкрупныхживотноводческихкомплексовпопроизводствусвинины,участиесвоимисредствамивихмодернизацииирасширении. Зернопосвоейвидовойструктуремногоассортиментныйпродукт,которыйдостаточнохорошотранспортируетсяисохраняетсвоикачестваприперевозкахнабольшиерасстояния.Продуктыпереработкизерна(мука,комбикорма)менеетранспортабельны,поэтомуихцелесообразновырабатыватьвместахпотребления.Почтиполовинаурожаязерновыхкультурневовлекаетсявсферутоварногообращения,аиспользуетсянакормскоту.Низкаятоварностьзернавомногомопределяетспецификуегодвиженияиограничиваеткругпотенциальныхканаловсбыта. Обеспечениезерномдляпродовольственныхцелейцелесообразновближайшейперспективеосуществлятьчерезмеханизмзакупокдлярегиональныхнужд.Этоможносделатьпутемсозданияспециальногообъединениянарегиональномуровне,членыкоторых-крупныепроизводителизерна.Такиеобъединениядолжнырасполагатьдостаточнойматериально-техническойбазойдляхраненияитранспортировки,атакжеторгово-закупочнымиструктурами.Данныйтипоптовогопосредникаможеткакприобретатьправонатовар,такинеделатьэтого,аоказыватьуслугиподальнейшемупродвижениюзерназаопределеннуюоплату.Закупкизернанабиржах,какправило,удорожаютконечнуюпродукцию,посколькунанихработают,восновном,посредники,заинтересованныевегоудорожании.Темнеменеебиржаостаетсясамымраспространеннымканаломреализациитоварногозерна.Набиржах(неприобретаютправособственностинатовар)реализуетсядо30%продукциисельскогохозяйства.Развитиезерновыхтоварныхбиржкакканалареализациизерна,соднойстороны,являетсяфакторомдемонополизациирынкасбыта,асдругой-будетспособствоватьэкономическойинтеграции,восстановлениюхозяйственныхсвязей.Вобщейсложностипосредствомбиржевойторговлибудетреализовыватьсяосновнаячастьтоварногозерна. Средиосновныхнаправленийсовершенствованиясистемысбытазернаможновыделитьрасширениеканаловсбытазернаипродуктовегопереработки.Причемрольоптовыхпосредниковприэтомнедолжназанижаться.Вусловияхреспубликивкачествепосредника,приобретающегоправособственностинатовар,могутвыступатьхлебоприемныепредприятия.Они,закупаязерноупроизводителейпослеакционирования,могутстановитьсявладельцамизерна,сохраняяприэтомзасобойидругиемногочисленныефункции. Хлебоприемныепредприятиямогутвыступатькаквролирыночногоагентагосударства,такиотсвоегоимени.Вусловияхрезкихсезонныхколебанийпроизводстваинеустойчивостидоходовсельскохозяйственныхорганизацийониостаютсянадежнымипосредниками,черезкоторыхможноосуществлятьгосударственныепрограммыпутемсистемыквот,долгосрочныхконтрактов,залоговыхценидр. Длясовершенствованиясистемысбытазернарекомендуетсясозданиеструктурдвухнаправлений.Первое–зерновыеассоциации,членамикоторыхявляютсякрупныепроизводителитоварногозерна.Ониимелибывозможностьхранитьисбыватьпродукциюнаосновеиспользованиянаиболеевыгоднойконъюнктурырыночныхцен.Второе-снабженческо-сбытовыекооперативысреднихимелкихпроизводителейпопродаженебольшихобъемовзерна. Поставкинарыноккартофеляиплодоовощнойпродукциицелесообразноразграничитьподвумнаправлениям:первое-минимальныезакупкидлягарантированногообеспеченияспециальныхпотребителей(больниц,школит.д.),стабилизациярынкавслучаяхвозникновениянанемдефицита;второе-прямыесвязитоваропроизводителейсторговлей,организациясельскохозяйственнымипроизводителямисобственнойагрофирменнойторговли,атакжепродажачерезоптовыерынки.Исходяизэтогодолжнаформироватьсяинфраструктурарынка,гдеосновноевниманиееледуетуделятьорганизациипрямыхсвязейтоваропроизводителейсторговлей. Низкаятоварностькартофелепродуктовограничиваеткругпотенциальныхканаловреализации.Наличноепотреблениеикормскотуидет70-80%производимогонаселениемкартофеля.Крометого,большаячастьпроизводимогокартофеляпотребляетсявнеобработанномвиде.Промышленнаяпереработкакартофеляразвитанедостаточноисоставляетменее2%общегообъемапроизводства.Практическиотсутствуетсовременнаяинфраструктурахранения,переработкиисбытапродукции.Поэтому,нанашвзгляд,основнаячастьпроизведенногокартофелядолжнапоставлятьсянапереработку,таккаквтакомвиде(чипсы,замороженныепродуктыит.д.)онаимеетнаибольшийспрос.Переработкадолжнасоставлятьвобщемобъемеоколо65-70%.Остальнуючастьцелесообразнореализовыватьпоканаламсобственнойсбытовойсети,насельскохозяйственныхярмарках,рынках. Потенциалотраслинеможетбытьполностьюреализованнавнутреннемрынке,посколькупроизводствокартофеляпочтив3разапревышаетпотребность,однакорасширениерынкаприсложившейсясистемесбытакартофеляпрактическиневозможно.Обязательнымусловиемвыходанавнешнийрыноккартофелепродуктовявляетсякачествоиконкурентоспособностьпродукции,что,всвоюочередь,определяетсяинновационнымразвитиемотрасли.Кприоритетамсовершенствованиясистемыреализациипродукцииовощеводстваотносятся:совершенствованиегосударственногорегулированияпроизводстваисбытаовощнойпродукции; организацияпрямыхсвязейсельскихтоваропроизводителейсторговлей,сетифирменныхикооперативныхмагазиноввкачестветорговогозвенаобъединенийпроизводителейэтойпродукции; формированиеоптово-розничныхрынков,функционирующихпостоянно;функционированиекрупныхоптово-розничныхрынковвгородахипромышленныхцентрах,создаваемыхкакнаосновеплодовоовощныхоптовыхбаз,такипутемстроительствановыхснеобходимойинфраструктурой. Учитываяспецификуплодово-ягодногоподкомплекса,можнопредложитьследующиенаправленияразвитиясистемысбыта: совершенствованиесистемыэкономическихотношений,складывающихсявпроцессепроизводства,обращенияираспределенияплодовиягод,длякоторыххарактернасвободасубъектовввыборепокупателейипродавцов,определениицен,формированииииспользованииресурсов; движениевсторонусвободнойзаготовкиподоговорнымценамизлишковфруктовиягодунаселения: организацияпрямыхсвязейсельскихтоваропроизводителейсторговлей,сетифирменныхикооперативныхмагазинов; функционированиекрупныхоптово-розничныхрынковвгородахипромышленныхцентрах,создаваемыхкакнаосновеимеющихсябазхранения,такипутемстроительствановых.необходимойинфраструктурой. Инфраструктурарынкапищевыхпродуктов-сахара,растительногомаслаидругихможетосновыватьсянабазеоптовыхпродовольственныхрынковираспределительныхцентров,чтообеспечиваетбольшуюихоткрытость,сокращаетчислопосредникови,вконечномсчете,снижаетрозничныеценынаэтивидыпродовольствия.Приотсутствиитакойинфраструктурыцелесообразноформированиеспециализированныхобъединений(желательносдолейгосударственногокапитала),которыеобеспечилибыоптовыепоставкиэтойпродукциивкачествеконкурентовдругимкоммерческимструктурам. Следуетпроводитьработупоповышениюзаинтересованностипроизводителейсырьяипереработчиковвувеличениипроизводстваконечногопродукта-сахараиповышенииегоэффективности,совершенствованиюценнасахарнуюсвеклуисвекловичныесемена,сахар,атакжеформинтеграциисвеклосеющиххозяйствисахарныхзаводов.Основныминаправлениямиреализациисахараявляются:оптоваяпродажапроизводителямиисахарнымизаводамиторгующиморганизациямрегиона;сделкинамежрегиональномуровне;закупкигосударствомвреспубликанскийирегиональныйпродовольственныефонды.Приэтомнаиболеерациональнойформоймогутбытьторгово-закупочныекооперативы,средиучастниковкоторыхбудетадминистрациярегиона,атакжесетьрозничныхпродуктовыхмагазиновиоптовыхбаз. Нарынкелънопродукцииболееэффективнымявляетсясбытготовойпродукции,чтоподтверждаетсоотношениеценнаволокноиткани,котороевзависимостиотвидасоставляетот1:10до1:15.Тоннаволокна,реализуемаянаэкспорт,обеспечиваетвыручку1,0-1,2тыс.долл.Выработанныеизэтойтонны2400м2бытовыхтканейреализуютсядорожев3разаиболее(4,0-4,2,тыс.долл.).Продажальняныхизделий,привсехтрудностяхзавоеваниярынка,можетобеспечитьещебольшуювыгоду. Рассматриваявцеломсистемуреализациисельскохозяйственнойпродукциииготовогопродовольствия,необходимоотметить,чтопродукция,котораянетребуетдополнительнойпереработкиипотребляетсясразу,должнареализовыватьсянапрямуюотпроизводителякпотребителю.Вследствиесущественнойограниченностисроковхранения,времятовародвиженияотпроизводствадоконечногопотреблениянеможетпревышатьвременисохранностипродукции.Однакопрямыесвязивыгодныиприемлемытогда,когдапроизводительсельскохозяйственнойпродукциинаходитсявнекоторойтерриториально-инфраструктурнойблизости.Невсетоваропроизводителиимеютбольшиевозможностидляиспользованияпрямыхсвязей.Вомногомэтообусловленокакнеобходимостьюи(или)целесообразностьюсозданиясобственнойторговойсети,такирасположениемвдостаточнойблизостиоткрупныхрынковсбыта. Реализацияуказанныхвышенаправленийвразрезеотдельныхвидовсельскохозяйственнойпродукцииипродовольствиябудетспособствоватьсозданиюрыночнойсистемысбыта,сковывающейсянасвободномдвижениитоваров,конкуренцииимеханизмеценообразования,учитывающемзаконыстоимости,спросаипредложения. Факторомиусловиемформированиясистемысбыта,соответствующейтенденциямразвитиямировогорынкапродовольствия,являетсяразвитиеинфраструктурыисоответствующихейорганизационныхформтовародвижения,обеспечивающихсозданиеконкурентнойсредывсфересбыта.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 367. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |