Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенностисбытаотдельныхвидовсельскохозяйственнойпродукции.




Сельскохозяйственнаяпродукция,восновном,используетсявкачествесырьядляпроизводствапродуктовпитания.Поэтомубольшаяеёчастьреализуетсяоптомсельскохозяйственнымитоваропроизводителяминаперерабатывающиепредприятияивдальнейшемпоступаетвторговыеорганизации.Вместестем,отдельныепродукты,напримеряйца,картофель,овощиифрукты,потребителипокупаютпреимущественновне переработанномвиде.Этипродуктылучшевсегоподходятдляпрямогосбытаконечномупотребителю.

Сахарнуюсвеклуилизерновые,домашниехозяйства,безусловно,покупаютвпредварительнопереработанномвиде.Такимобразом,усельскоготоваропроизводителяестьвозможностьпрямогосбытапродукциизаготовительнымторговыморганизациямилижесбытачерезпосредников(предприятияперерабатывающейпромышленности).Заготовительныеторговыеорганизациивключаютсявпромежутокмеждупроизводствомсырьяиконечнымпотреблениемвтомслучае,еслидолжнывыполнятьсяспецифическиефункциипохранениюпродукцииилисохранениюееспециальныхкачеств.

Играютрольпредпочтенияистепеньцелесообразностизатратпотребителя.Кпримеру,прямойсбыткартофелявтечениевремениограничентем,чтопотребителихотелибыбыстреепереходитьнараннийкартофель,итем,чтоунихнетвозможностихранитькартофельпредыдущегоурожаявбольшомколичестве.Функциипохранениюкартофеляпринимаютнасебязаготовительныеорганизации.

Предпочтенияпотребителейимеютбольшоезначениеприсбытеэкологическичистойпродукции.Здесьособоезначениеимеетдовериепокупателя.Припрямомсбытеатмосферадовериясоздаетсялегче,чемпримассовойпродаже.

Следуетотметить,чтовсельскомхозяйствеподдействиемтехническогопрогрессавысвобождаетсярабочаясила.Есливсельскойместностинетвозможностидляорганизациинесельскохозяйственныхвидовдеятельности,товозрастаетзначениепрямогосбытапродукциисцельюсозданиядополнительныхисточниковдоходов.Приэтомпрямойсбытнеограничиваетсяпродажейсырыхпродуктов.Владельцыпредприятиястремятсясамиорганизоватьпереработкусырьяинапрямуюсбыватьготовуюпродукцию.

Прогрессведеткростугородскогонаселенияиснижениюролипрямогосбытавформированиидоходасельскогонаселения.Прямойсбытпозволяетполучитьдополнительныйдоходпроизводителямсельскохозяйственнойпродукции,какправило,тольковблизицентровеемассовогопотребления.

Обычноторговляипереработкавыигрываютконкурентнуюборьбуссельскохозяйственнымитоваропроизводителямизапрямойсбытпродукции.Техническийпрогресссильнеедействуетнаснижениезатратприпереработкеаграрнойпродукциивпищевойпромышленности,чемприеепереработкенасельскохозяйственныхпредприятиях.Применениеновыхтехнологийпереработкизернаилиохлажденияпродукциивсоответствиисостандартамисвязаносэксплуатациейбольшихпроизводственныхмощностей,которыенемогутприбыльноиспользоватьсянебольшимисельскохозяйственнымипредприятиями.

Прохождениеаграрныхпродуктовчерезстадиюоптовойторговлизависитвзначительнойстепениотпространственногоразделенияместпроизводства,розничнойторговлииотдифференциациипродуктов.Раньшемолочныезаводысбывалипродукциюнепосредственноврозничнуюторговлю,новозрастающаядифференциацияпродуктовпривелаквхождениювцепьреализациипредприятийоптовойторговли.Взависимостиотскладывающихсяусловийэтафункцияможетпереходитьикотдельныммолочнымзаводам,которыерасширяютпредложениенетолькопутемдиверсификациисобственногопроизводства,ноипутемсбытамолочныхпродуктов,которыепроизводятдругиезаводы.

УчёныеинститутасистемныхисследованийвАПКНАНБеларусиотмечают,чтоосновныминаправлениямиразвитиясбытовойдеятельностинарынкемолокаимолочнойпродукцииявляются:

расширениевзаимоотношенийпопоставкемолочнойпродукциииразвитиеторговлипопоставкепродукциидлительногохранениядр.;

реализацияцельномолочнойпродукциичерезсистемурайонныхигородскихмолокозаводовпосхемепрямыхдоговоровссельскимитоваропроизводителями,атакжечерезоптово-розничныерынки;

формированиесистемыорганизационно-экономическихрычагов,тесноувязывающейэкономическиеинтересыпоставщиковипотребителей,атакжепроцессыпроизводстваисбытапродукции;организациясистемысбытамолочнойпродукциисучетомсезонностиеепроизводства;

формированиеновыхканаловсбытамолочнойпродукциииразвитиесуществующих.

Развитиерынкамяснойпродукциииживогоскотасвязаносформированиемрыночныхотношений,которыеактивизировалибыработуагропромышленногопроизводства.Дляэтогонеобходимовзаимодействиевсехсоставляющихэлементоврынка.Нарядусэтимважноезначениепредставляет:

созданиерыночнойсистемысбытаиреализациипродукции,функционированиекоторойосновываетсянасвободномдвижениитоваров,конкуренциииценообразовании,учитывающемзаконыстоимости,спросаипредложения;

наличиеоткрытойсистемысбыта,включающейагробиржи,ярмарки,аукционы,оптовыебазыирынки,прямыепоставкивмагазины;

формированиеиразвитиекороткихмясныхцепочек,когдатоваропроизводительобходи:звенопереработки(берянасебяданнуюфункцию)ипоставляетмясонарынокиливрозничнуюсетьиобщепит;

обеспечениепреимуществамяснойпродукцииназарубежныхрынках,засчетповышенияееконкурентоспособности;

формированиеиорганизацияоптовыхрынковвкрупныхгородахиоптово-розничныхрынковвболеемелких.

Дальнейшегосовершенствованиятребуетсистемаэкономическихвзаимоотношениймеждупроизводителямисырьяизаготовителямискотаиптицы.Вмировойпрактикеглавнымканаломихсбытаявляетсяоптоваяторговля,основныефункциикоторойвыполняютмясоперерабатывающиепредприятия.ВБеларусирыночнаяструктурасбытаскотаформируетсянабазедействующихмясокомбинатов.Этонаправлениенеобходимосохранятьивперспективе.Приэтомвзаимоотношениямеждусельскимитоваропроизводителями,переработчикамииторговлейдолжныбытьпостроенытольконаосновеэкономическихинтересов.

Переработкаптицывосновномсконцентрировананаптицефабриках,имеющихвбольшинствесвоемцеха,обеспечивающиеглубокуюпереработку.Птицефабрикирасполагаютширокойсетьюфирменнойторговли,втомчислевыездной,атакжесоответствующейинфраструктурой,отвечающейрешениюглавнойзадачи-активномупродвижениюпродуктовптицеводствакпотребителю.Сложившаясясистемасбытапродуктовадекватнатребованиямрынкаиприемлеманаперспективу.

Дляреализацииплеменныхживотныхиптицывцеляхвоспроизводстваилидляповышениягенетическогопотенциалапродуктивногопоголовьянеобходимасоответствующаяинфраструктура,отвечающаятребованиямбиржевойиаукционнойторговли(крупнорогатыйскот,свиньи,лошадидлякрупнотоварногопроизводства)иливыездной,такназываемоймобильнойторговли(свиньииптицадлямелкотоварногопроизводстваилихозяйствнаселения).

Инфраструктурамясногорынкавнаиболеерациональнойформепредставляетсяввидеспециализированногомясногооптовогорынкаипрямыхсвязеймясокомбинатовспроизводителямисельскохозяйственнойпродукции.Неплохимвариантомвыступаетприобретениекомбинатамиакцийкрупныхживотноводческихкомплексовпопроизводствусвинины,участиесвоимисредствамивихмодернизацииирасширении.

Зернопосвоейвидовойструктуремногоассортиментныйпродукт,которыйдостаточнохорошотранспортируетсяисохраняетсвоикачестваприперевозкахнабольшиерасстояния.Продуктыпереработкизерна(мука,комбикорма)менеетранспортабельны,поэтомуихцелесообразновырабатыватьвместахпотребления.Почтиполовинаурожаязерновыхкультурневовлекаетсявсферутоварногообращения,аиспользуетсянакормскоту.Низкаятоварностьзернавомногомопределяетспецификуегодвиженияиограничиваеткругпотенциальныхканаловсбыта.

Обеспечениезерномдляпродовольственныхцелейцелесообразновближайшейперспективеосуществлятьчерезмеханизмзакупокдлярегиональныхнужд.Этоможносделатьпутемсозданияспециальногообъединениянарегиональномуровне,членыкоторых-крупныепроизводителизерна.Такиеобъединениядолжнырасполагатьдостаточнойматериально-техническойбазойдляхраненияитранспортировки,атакжеторгово-закупочнымиструктурами.Данныйтипоптовогопосредникаможеткакприобретатьправонатовар,такинеделатьэтого,аоказыватьуслугиподальнейшемупродвижениюзерназаопределеннуюоплату.Закупкизернанабиржах,какправило,удорожаютконечнуюпродукцию,посколькунанихработают,восновном,посредники,заинтересованныевегоудорожании.Темнеменеебиржаостаетсясамымраспространеннымканаломреализациитоварногозерна.Набиржах(неприобретаютправособственностинатовар)реализуетсядо30%продукциисельскогохозяйства.Развитиезерновыхтоварныхбиржкакканалареализациизерна,соднойстороны,являетсяфакторомдемонополизациирынкасбыта,асдругой-будетспособствоватьэкономическойинтеграции,восстановлениюхозяйственныхсвязей.Вобщейсложностипосредствомбиржевойторговлибудетреализовыватьсяосновнаячастьтоварногозерна.

Средиосновныхнаправленийсовершенствованиясистемысбытазернаможновыделитьрасширениеканаловсбытазернаипродуктовегопереработки.Причемрольоптовыхпосредниковприэтомнедолжназанижаться.Вусловияхреспубликивкачествепосредника,приобретающегоправособственностинатовар,могутвыступатьхлебоприемныепредприятия.Они,закупаязерноупроизводителейпослеакционирования,могутстановитьсявладельцамизерна,сохраняяприэтомзасобойидругиемногочисленныефункции.

Хлебоприемныепредприятиямогутвыступатькаквролирыночногоагентагосударства,такиотсвоегоимени.Вусловияхрезкихсезонныхколебанийпроизводстваинеустойчивостидоходовсельскохозяйственныхорганизацийониостаютсянадежнымипосредниками,черезкоторыхможноосуществлятьгосударственныепрограммыпутемсистемыквот,долгосрочныхконтрактов,залоговыхценидр.

Длясовершенствованиясистемысбытазернарекомендуетсясозданиеструктурдвухнаправлений.Первое–зерновыеассоциации,членамикоторыхявляютсякрупныепроизводителитоварногозерна.Ониимелибывозможностьхранитьисбыватьпродукциюнаосновеиспользованиянаиболеевыгоднойконъюнктурырыночныхцен.Второе-снабженческо-сбытовыекооперативысреднихимелкихпроизводителейпопродаженебольшихобъемовзерна.

Поставкинарыноккартофеляиплодоовощнойпродукциицелесообразноразграничитьподвумнаправлениям:первое-минимальныезакупкидлягарантированногообеспеченияспециальныхпотребителей(больниц,школит.д.),стабилизациярынкавслучаяхвозникновениянанемдефицита;второе-прямыесвязитоваропроизводителейсторговлей,организациясельскохозяйственнымипроизводителямисобственнойагрофирменнойторговли,атакжепродажачерезоптовыерынки.Исходяизэтогодолжнаформироватьсяинфраструктурарынка,гдеосновноевниманиееледуетуделятьорганизациипрямыхсвязейтоваропроизводителейсторговлей.

Низкаятоварностькартофелепродуктовограничиваеткругпотенциальныхканаловреализации.Наличноепотреблениеикормскотуидет70-80%производимогонаселениемкартофеля.Крометого,большаячастьпроизводимогокартофеляпотребляетсявнеобработанномвиде.Промышленнаяпереработкакартофеляразвитанедостаточноисоставляетменее2%общегообъемапроизводства.Практическиотсутствуетсовременнаяинфраструктурахранения,переработкиисбытапродукции.Поэтому,нанашвзгляд,основнаячастьпроизведенногокартофелядолжнапоставлятьсянапереработку,таккаквтакомвиде(чипсы,замороженныепродуктыит.д.)онаимеетнаибольшийспрос.Переработкадолжнасоставлятьвобщемобъемеоколо65-70%.Остальнуючастьцелесообразнореализовыватьпоканаламсобственнойсбытовойсети,насельскохозяйственныхярмарках,рынках.

Потенциалотраслинеможетбытьполностьюреализованнавнутреннемрынке,посколькупроизводствокартофеляпочтив3разапревышаетпотребность,однакорасширениерынкаприсложившейсясистемесбытакартофеляпрактическиневозможно.Обязательнымусловиемвыходанавнешнийрыноккартофелепродуктовявляетсякачествоиконкурентоспособностьпродукции,что,всвоюочередь,определяетсяинновационнымразвитиемотрасли.Кприоритетамсовершенствованиясистемыреализациипродукцииовощеводстваотносятся:совершенствованиегосударственногорегулированияпроизводстваисбытаовощнойпродукции;

организацияпрямыхсвязейсельскихтоваропроизводителейсторговлей,сетифирменныхикооперативныхмагазиноввкачестветорговогозвенаобъединенийпроизводителейэтойпродукции;

формированиеоптово-розничныхрынков,функционирующихпостоянно;функционированиекрупныхоптово-розничныхрынковвгородахипромышленныхцентрах,создаваемыхкакнаосновеплодовоовощныхоптовыхбаз,такипутемстроительствановыхснеобходимойинфраструктурой.

Учитываяспецификуплодово-ягодногоподкомплекса,можнопредложитьследующиенаправленияразвитиясистемысбыта:

совершенствованиесистемыэкономическихотношений,складывающихсявпроцессепроизводства,обращенияираспределенияплодовиягод,длякоторыххарактернасвободасубъектовввыборепокупателейипродавцов,определениицен,формированииииспользованииресурсов;

движениевсторонусвободнойзаготовкиподоговорнымценамизлишковфруктовиягодунаселения:

организацияпрямыхсвязейсельскихтоваропроизводителейсторговлей,сетифирменныхикооперативныхмагазинов;

функционированиекрупныхоптово-розничныхрынковвгородахипромышленныхцентрах,создаваемыхкакнаосновеимеющихсябазхранения,такипутемстроительствановых.необходимойинфраструктурой.

Инфраструктурарынкапищевыхпродуктов-сахара,растительногомаслаидругихможетосновыватьсянабазеоптовыхпродовольственныхрынковираспределительныхцентров,чтообеспечиваетбольшуюихоткрытость,сокращаетчислопосредникови,вконечномсчете,снижаетрозничныеценынаэтивидыпродовольствия.Приотсутствиитакойинфраструктурыцелесообразноформированиеспециализированныхобъединений(желательносдолейгосударственногокапитала),которыеобеспечилибыоптовыепоставкиэтойпродукциивкачествеконкурентовдругимкоммерческимструктурам.

Следуетпроводитьработупоповышениюзаинтересованностипроизводителейсырьяипереработчиковвувеличениипроизводстваконечногопродукта-сахараиповышенииегоэффективности,совершенствованиюценнасахарнуюсвеклуисвекловичныесемена,сахар,атакжеформинтеграциисвеклосеющиххозяйствисахарныхзаводов.Основныминаправлениямиреализациисахараявляются:оптоваяпродажапроизводителямиисахарнымизаводамиторгующиморганизациямрегиона;сделкинамежрегиональномуровне;закупкигосударствомвреспубликанскийирегиональныйпродовольственныефонды.Приэтомнаиболеерациональнойформоймогутбытьторгово-закупочныекооперативы,средиучастниковкоторыхбудетадминистрациярегиона,атакжесетьрозничныхпродуктовыхмагазиновиоптовыхбаз.

Нарынкелънопродукцииболееэффективнымявляетсясбытготовойпродукции,чтоподтверждаетсоотношениеценнаволокноиткани,котороевзависимостиотвидасоставляетот1:10до1:15.Тоннаволокна,реализуемаянаэкспорт,обеспечиваетвыручку1,0-1,2тыс.долл.Выработанныеизэтойтонны2400м2бытовыхтканейреализуютсядорожев3разаиболее(4,0-4,2,тыс.долл.).Продажальняныхизделий,привсехтрудностяхзавоеваниярынка,можетобеспечитьещебольшуювыгоду.

Рассматриваявцеломсистемуреализациисельскохозяйственнойпродукциииготовогопродовольствия,необходимоотметить,чтопродукция,котораянетребуетдополнительнойпереработкиипотребляетсясразу,должнареализовыватьсянапрямуюотпроизводителякпотребителю.Вследствиесущественнойограниченностисроковхранения,времятовародвиженияотпроизводствадоконечногопотреблениянеможетпревышатьвременисохранностипродукции.Однакопрямыесвязивыгодныиприемлемытогда,когдапроизводительсельскохозяйственнойпродукциинаходитсявнекоторойтерриториально-инфраструктурнойблизости.Невсетоваропроизводителиимеютбольшиевозможностидляиспользованияпрямыхсвязей.Вомногомэтообусловленокакнеобходимостьюи(или)целесообразностьюсозданиясобственнойторговойсети,такирасположениемвдостаточнойблизостиоткрупныхрынковсбыта.

Реализацияуказанныхвышенаправленийвразрезеотдельныхвидовсельскохозяйственнойпродукцииипродовольствиябудетспособствоватьсозданиюрыночнойсистемысбыта,сковывающейсянасвободномдвижениитоваров,конкуренцииимеханизмеценообразования,учитывающемзаконыстоимости,спросаипредложения.

Факторомиусловиемформированиясистемысбыта,соответствующейтенденциямразвитиямировогорынкапродовольствия,являетсяразвитиеинфраструктурыисоответствующихейорганизационныхформтовародвижения,обеспечивающихсозданиеконкурентнойсредывсфересбыта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...