Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Каналыреализациисельскохозяйственнойпродукцииипродовольствия.
Формированиерыночнойсистемыпродвиженияпродукциисвязано,преждевсего,свыборомнаиболееэффективныхканаловеереализации,определениемпотенциальныхпокупателей,возрастанием(илистабилизацией)объемовсбыта,снижениемиздержекиповышениемконкурентоспособноститоваровнавнутреннемивнешнемрынкахивсеэтоприобязательномусловииобеспеченияпродовольственнойбезопасностиреспублики. Каналреализации-этовозможноесочетаниезвеньевипредприятий,черезкоторыеможетосуществлятьсядоставкатовараотпроизводителядопоследнегозвеначерезсетьразличныхсбытовыхпредприятий.Приэтом,какбылоотмеченовыше,каналыбываютпрямымиикосвенными. Каналсбыта–логистическаяцепьсистемновзаимосвязанных,функциональноспециализированныхиадресноориентированныхсбытовыхорганизаций(иотдельныхлюдей),последовательноосуществляющихвесьпроцесссбытовойдеятельностиотпроизводителякпотребителю. Сбытовыефункции,выполняемыеканаламисбыта,включаютраспределение,доставку,хранение(складирование),предпродажнуюподготовкуиобслуживание,продажу,послепродажноеобслуживание,атакжефункцииинформационногоиправового(юридического)содержания,необходимыедляформированияхозяйственныхсвязейиделовыхотношенийссубъектамисбытовойдеятельностиив,конечномитоге,спокупателями(потребителями). Каналсбытаможнотрактоватькакпуть(маршрут)движениятовара(ценности)отпроизводителякпотребителю,врезультатеобуславливаетсявозникновениесоответствующихпотоковмеждусубъектамисбытовойдеятельности. Основныепараметры,характеризующиелогистическийпоток,свойственныиканалусбыта:начальныйиконечныйпункты;траектория,длиннаиширина;промежуточныепункты(субъекты,посредники);возможные(предполагаемые,допустимые)скоростьивремядвижения;интенсивностьдвижения. Длинаканаласбытаопределяетсячисломуровнейсубъектов(посредников)сбытовойдеятельностивовсейсбытовойцепимеждупроизводителемипокупателями(потребителями).Ширинаканалаопределяетсячисломсубъектов(посредников)сбытовойдеятельностинаотдельномуровне(этапе)сбытовойцепи. Структураотдельногоканаласбытаивсейсбытовойсетивцеломобусловливает,соднойстороны,интеграциюфункциональнойдеятельностивсехеёсубъектов,сдругой–конкуренциюмеждуними.Единствоэтихдвухпротивоположныхсилитенденцийобеспечивает,ковсемупрочему,вариантностьигибкостьсбытовойсистемыпроизводственногопредприятия,определяющихэффективностьеёфункционированияиразвитиякаклогистическойсистемы. Выбортипаканаласбыта–прямогоиликосвенного–определяется,какивыборвсейсбытовойсистемывцелом,факторамирынкаипокупателей(потребителей),факторамитовараисамогопредприятия,атакжефакторамиконкурентнойсреды. Важнейшейчастьюпредпринимательскойдеятельностисельскохозяйственныхорганизацийразличныхорганизационно-правовыхформдолжныстатьпоискивыборнаиболееэффективныхканаловреализациипродукции.Сутьвтом,чтобынетолькопроизвестинужныепотребителюпродукты,ноивыгодноихпродать,авзаменприобрестинеобходимыесредствапроизводстваиматериальныересурсы. Внастоящеевремясложилисьследующиенаиболеекрупныеканалыреализациитоварнойс.-х.продукции: - реализацияпродукциидляудовлетворенияреспубликанскихгосударственныхнужд(черезэлеваторы,хлебоприёмныепункты,заготовительныеорганизации); - черезразличныерыночныеструктуры(товарныебиржи,оптовыеярмарки,выставки-продажи,аукционы); - другимпредприятиямиорганизациям,вт.ч.с.-х.(врамкахмежхозяйственнойкооперации); - потребительскойкооперации; - нагородском(местном сельскохозяйственном)рынке; - работникамхозяйства; -черезфирменнуюторговлю. Припродажепродукциигосударствуоновыступаетпоотношениюксельскохозяйственнымтоваропроизводителямгарантированнымоптовымпокупателемипринимаетотнихпродукциюпогарантированнымценам.ОбъемфондасельскохозяйственнойпродукцииопределяетсяПравительствомРеспубликиБеларусьиформируетсязасчетзакупокнаконтрактнойосновевзонахтоварногопроизводстванатерриторииРеспубликиБеларусь,апринеобходимостиизаеепределами.Объемырегиональныхфондовопределяютсясоответствующимиорганамиисполнительнойвласти.Ониформируютсязасчетзакупокпродукциинаконтрактнойосновеуеепроизводителейкаквадминистративныхграницахрегиона,такизаихпределами.Заказыназакупкуипоставкупродукциидлягосударственныхнуждформируютсяиразмещаютсявсельскохозяйственныхорганизацияхпутемзаключениягосударственныхконтрактов. Предметомдоговорныхотношенийявляютсяусловияпоставкипродукции,ееобъем,ассортимент,параметрыкачества,срокипоставки,экономическиенормативы,стимулыисанкции.Вгосударственномконтрактесодержатсядейственныеэкономическиестимулы,побуждающиесельскохозяйственныхтоваропроизводителейвступатьвконтрактационныеотношениясзаказчиком.Кихчислуотносятся:системацен,обеспечениегарантированногосбытапродукции,ееприемканепосредственновместахпроизводстваспоследующимцентрализованнымвывозомтранспортомзаготовителей,содействиевтехническомпереоснащенииперерабатывающихцеховиподсобныхпроизводствит.д.ВцеляхэкономическогостимулированияпоставщиковсельскохозяйственнойпродукциидлягосударственныхнуждвсоответствиисзаконодательствомРеспубликиБеларусьиммогутпредоставлятьсяльготыпоналогунаприбыль,целевыедотацииисубсидии,атакжеассигнованияизгосударственногобюджета,необходимыедляобеспеченияприростаобъемовпоставокпродукциидлягосударственныхнужд.Виды,размерыипорядокпредоставленияэкономическихидругихльготустанавливаютсяорганамизаконодательнойиисполнительнойвластипопредставлениюсоответствующихоргановгосударственногоуправления. Привыбореконкретнойсельскохозяйственнойорганизациейвозможныхинаиболееперспективныхканаловреализациисельскохозяйственнойпродукциидолжныбытьучтеныследующиеорганизационныефакторы:возможныйобъемреализации,качествопродукции,спроснанееистепеньегоудовлетворениянарынке,складывающаясянарынкеценаизатратынареализацию.Учитываюттакженаличиеусельскохозяйственноготоваропроизводителяхранилищ,холодильников,перерабатывающихцехов,расширяющихвозможностиреализациипродукциивсвежемипереработанномвиде.Дляэкономическойоценкиразличныхканаловреализациипродукциисельскохозяйственнымитоваропроизводителямианализируютсятакиепоказатели(врасчетена1тпродукции):ценареализации,руб.;себестоимость,руб.:производственная;полная;прибыль(убыток)руб.;уровеньрентабельности(убыточности),%.Методикавыбораканаласбытаиоценкиегоэкономическойэффективностибудетописананиже. Можнопрогнозировать,чтопомереосвоениярыночныхотношенийвсебольшаячастьтоварнойсельскохозяйственнойпродукциипродовольственногоипроизводственно-техническогоназначения,включаятучасть,котораявнастоящеевремяреализуетсядлягосударственныхнуждпоконтрактам,будетпродаватьсячерезрыночныеструктуры.НаиболееважнымиизнихстануттоварныебиржиАПК:здесьсельскохозяйственныетоваропроизводителисмогутосуществлятьсделкисбольшимипартиямитовараиодновременнозаключатьконтрактынапокупкунеобходимыхсредствпроизводства.Перспективнымивэтойсвязиявляютсямежреспубликанские,межрегиональныеирегиональныекруглогодичныебиржипореализациизернаипродуктовегопереработки,сахара,картофеляиплодоовощнойпродукции.Кчислуперспективныхканаловреализациисельскохозяйственнойпродукцииотносятсяместныеоптовыерынки,втомчислеоптовыеярмарки,аукционы,выставки-продажи.Цельюучастиятоваропроизводителейвтакихрынкахявляетсянетолькопродажаилиприобретениетовара,ноиизучениеспросанатовары,которыеонипроизводят.Крупнымканаломреализациисельскохозяйственнойпродукцииостанетсянаобозримуюперспективувзаимнаяпоставкапродукциисельскохозяйственнымиорганизациями.Например,скотоводческиеорганизации-репродукторыпоставляютвспециализированныесельскохозяйственныеорганизациинанаправленноедоращиваниеилиоткормтелочекибычков;всвоюочередь,последниевыращиваютремонтныймолоднякивозвращаюторганизациям-репродукторамнетелейопределеннойстадиистельностииликоров-первотелокопределеннойстадиилактации.Такаявзаимнаяпоставкаможетотноситьсяикпродукциирастениеводства(семена,корма,сырьедляпереработки).Экономическиеотношениямеждусельскохозяйственнымиорганизациямиповзаимнойпоставкепродукцииосуществляютсянадоговорнойоснове.Договорамипредусматриваютсяобъемисрокипоставки,качественныепоказателипродукции,порядокрасчетов,санкциизанарушениедоговорныхобязательств.Ещеодинважныйканалреализациисельскохозяйственнойпродукции–комиссионнаяторговлячерезпотребительскуюкооперацию.Потребительскаякооперацияпокупаетусельскохозяйственныхорганизаций,вкрестьянских(фермерских)хозяйствахивхозяйствахнаселениякартофель,овощи,фрукты,мясо,молоко,яйцаидругуюпродукциюииспользуетеепреимущественнодляснабженияместногонаселения.Одновременноона(впределахсвоихвозможностей)организуетвстречнуюпродажуфермераминаселениюкомбикормов,удобренийидругихтоваровпроизводственногоикультурно-бытовогоназначения.Широкоераспространениеполучилареализацияпродукциисельскохозяйственнымиорганизациямипопрямымдоговораморганизациямторговлииобщественногопитания.Этотканалпозволяетликвидироватьперевалочныеоперации,ускоритьдоставкупотребителямсвежейпродукции,снизитьеепотерипритранспортировкеивторговойсети,лучшесохранитькачество.Врезультатепродукцияобходитсяпотребителямдешевле,чемпридоставкевмагазиныиворганизацииобщественногопитаниячерезгородскиебазыснабжения.Однакоэтотканалреализацииувеличиваеттранспортныерасходысельскохозяйственныхтоваропроизводителей,посколькумагазиныиорганизацииобщественногопитанияодновременноберуттольконебольшиепартиипродукции.Крометого,понекоторымвидампродукции(молокоидр.)обязательнымусловиемреализациипопрямымсвязямявляетсяпромышленнаяпереработка.Здесьтакжезначительноусложняетсяреализацияпродукции,таккаксельскохозяйственныеорганизацииодновременновзаимодействуютсбольшимчисломпокупателей.Достаточнокрупнымканаломсбытасельскохозяйственнойпродукцииявляетсяторговлянапродовольственныхрынках.Особенностьюэтогоканалаявляетсято,чтоонвыводитпроизводителяпродукциинанепосредственныйконтактспотребителем,чтопозволяетлучшеизучитьпотребительскийспрос.Реализациячастипродукциивпределахсельскохозяйственныхорганизацийнаобщественноепитаниеидляпродажиработникам(втомчислевсчетоплатытруда)–постоянныйканалсбыта.Объемыреализациипоэтомуканалузависятотконкретныхусловийсельскохозяйственнойорганизации(уровняразвитиясетиобщественногопитания,возможностейиуровняразвитияхозяйствнаселенияидр.)Обычновэтихслучаяхсельскохозяйственныеорганизациинеставятцелейполучениявысокихприбылейиреализуютпродукциюпоценам,близкимксебестоимости(продукция,проданнаянаобщественноепитание,вдетскиедошкольныеучреждения,дотируетсягосударством).Данныйканалвбольшейстепениимеетсоциальноезначениеипреследуетосновнуюцельзакрепитьиудержатьрабочуюсилувсельскохозяйственнойорганизации.Нарядусгосударственнойторгово-заготовительнойсистемойипотребительскойкооперациейвзакупкахпродукцииусельскохозяйственныхорганизацийиособенновкрестьянских(фермерских)хозяйствахучаствуюткооперативныеичастныекоммерческиеорганизации,атакжелица,ведущиеиндивидуальнуюторгово-закупочнуюдеятельность.Этопозволяетулучшитьместноеснабжение,создатьирасширитьконкуренцию.
Стратегияорганизациисбыта. Исходяизстепениразвитостирынкасуществуютчетырепринципиальныхподходаворганизациидеятельностипредприятияисистемысбыта. 1. Первый.Предопределяетсяналичиемдефицитанарынкепроизводимойпродукции.Вданнойситуации,когдаспросопережаетпредложение,предприниматель-производительлегкореализуетвесьпроизведенныйтовар.Прибыльностьпредприятияповышаетсязасчетсниженияиздержекпроизводстваиповышенияегоэффективности.Системасбытавэтихусловияхпредставляетсобойслужбуэкспедиции,обеспечивающуюдоставкуиреализациюпродукциинарынке. 2. Второй.Еслипотребительскийспросуравниваетсяспредложением,товозникаютпредпосылкидлявторогоподхода.Принципиальнойособенностьювторогоподходаявляетсяповышениетребованийккачествупроизводимойпродукции,таккакприналичиивыборапотребительпредъявляеттребованияпреждевсегоккачествутовара.Врамкахэтогоподходасущественнымэлементомсистемысбытастановитсяналичиезвена,обеспечивающегообратнуюсвязьспотребителем.Этопозволяетотслеживатьреакциюпотребителянакачествопродукцииивноситькоррекциювпроизводственныйпроцесс.Наэтомэтапепоявляетсяразделениекачестванатехнологическоеипотребительское.Технологическоекачествохарактеризуетсоответствиепроизведеннойпродукцииустановленнымизафиксированнымтехнологическимнормам.Потребительскоекачествоопределяетсястепеньюсоответствиятоварапопотребительскимтребованиям. 3. Третий.Врыночнойситуации,когдапредложениепревышаетспросиуровенькачествавысокумногихпроизводителей,выживаниепредприятиявозможнозасчетинтенсификацииирационализациисбыта(интенсификациякоммерческихусилий).Деятельностьсистемысбытадолжнабытьусложненавыполнениеммероприятийпопродвижениютовара,вкоторыевходят,соднойстороны,разработкаиреализациярекламнойкампании(прямаяикосвеннаярек-лама,разработкаупаковки,проведениепрезентацийит.д.).Сдругойстороны,разработкаподходовкпоискуклиентаиработесним,атакжеорганизациядеятельностиагентовпореализации,непосредственноищущихклиентовимотивирующихнаприобретениепродукциипредприятия.Такимобразом,структурасистемысбытаусложняетсяивключаетвсебянетолькоэкспедицию,поигруппуменеджеровпосбыту(торговыхагентов),апозднееиподразделениепоразработкеиорганизациимероприятийпопродвижениютовара. Логикастановлениясистемысбытатакова:затрудненияслужбыэкспедиции,связанныеснеобходимостьюсамостоятельногопоискаклиентов,чтоможетбытьвызванозатовариваниемиснижениемобъемовпроизводства,приводяткпоявлениюторговыхменеджеровкаксервисногозвена.Дляповышенияэффективностиработыменеджеровиустранениястихийностивихработеобразуетсязвено,разрабатывающеенаосновестратегиипредприятиясистемумерпопродвижениютовара,втомчислеинормыработыменеджеров. 4.Четвертый.Обострениеконкурентнойборьбы,выражающейсявинтенсификациикоммерческихусилиймногихпроизводителей,приводиткпоявлениюмаркетинговогоподхода.Особенностьюэтогоподходаявляетсяизучениеспроса,анализипрогнозированиетенденцийразвитиярыночнойситуациивцелом,внесениекоррекциииразвитиепроизводстванаосновеанализа.Крометогоанализпозволяетпостроитьстратегиюразвитияпредприятияврыночныхусловиях. Системапродвижениятоваровпредполагаетиспользованиестратегии,охватывающейкаквыборэкономическиэффективныхканаловпродвиженияпродукции,такинепосредственноееераспределение.Критериемэффективностиформраспределенияиметодовсбытаявляются:скоростьтовародвижения,уровеньиздержекобращенияиобъемареализациипродукции. Следуетвыделитьдвеосновныепредпосылкиуспешныхстратегийсбыта. Во-первых,сбытовыестратегиипокаждойтоварнойгруппе(позиции)должнысоответствоватьфазееежизненногоциклаицеляморганизации.Во-вторых,стратегиидолжнысоответствоватьреальномуположениюорганизациинарынке. Жизненнымциклом(ЖЦ)товарапринятоназыватьявлениепериодическогоколебанияобъемовпродажииприбыльностиотегореализации(фазамижизненногоциклаявляются:«зарождение»,«быстрыйрост»,«замедленныйрост»,«насыщение»,«спад»). Сбытоваястратегияпредставляетсяследующимиключевымисоставляющими:стратегиейуправления,стратегиейохватаистратегиейпроникновения(продвижения)–коммуникационнойстратегией.Содержаниесоставляющихсбытовойстратегиираскрытовтаблице4.3.Этасовокупностьключевыхстратегийхарактеризует,посути,стратегиюсбытакакстратегиювзаимодействиядвухключевыхпотоков:материального(товарного)иинформационного–вобщейлогистическойсистемесбытовойдеятельности.Организационныерешения,обусловливающиевозможностьуказанныхподходовиихконкретныекомбинации,обеспечиваютсясоответствующимивариантамиорганизациисбытовойсистемыиструктурыканаловсбыта.
Таблица4.3Составляющиесбытовойстратегии
Стратегияохватаопределяет(и,всвоюочередь,определяетсяим)выборструктурысбытовойсети,структурыипараметров(длиныиширины)каналовсбыта,а,следовательно,ивыборхарактераиразмахасбыта.Поэтомукритериювыделяютсяследующиесбытовыестратегии:интенсивная(интенсивныйсбыт),избирательная(избирательный,иливыборочныйсбыт)иисключительная(исключительный,илиэксклюзивныйсбыт)стратегии. Интенсивныйсбытпредусматриваетраспределениеиреализациютоваровпосредствомразветвлённойсбытовойсетинаосновепротяженныхиширокихканалов.Избирательныйсбытпредусматриваетраспределениеиреализациютоваровпосредствомсбытовойсетиограниченногоразмаханаосновеспециализированныхинаправленныхканалов.Исключительныйсбытпредусматриваетреализациютоваровчерезотдельныхнаделён-ныхисключительнымиправамисбытовыхпосредников. Содержаниеихарактеристикастратегийинтенсивногоиизбирательногосбытаотраженывтабл.4.4. Избирательнаястратегияохватарынкаиногдаоказываетсявынужденной.Последнееобстоятельствообусловливаетсяследующимипричинами: возможнымотказомторговыхпосредниковотвключениянедостаточноширокоизвестноготоваравсвойассортиментбезгарантийизбирательности; возможнымотказомторговыхпосредниковотреализациидостаточноширокогоассортиментатовароввсилувозможнойнерентабельностиподобнойдеятельностибезгарантийизбирательности; потребностьюспециальногопрофессиональногообученияпосредниковпред-ипослепродажномуобслуживанию.
Таблица4.4Стратегииинтенсивногоиизбирательногосбыта
Исключительныйсбытобеспечиваетдифференцированнуюнаправленностьсбытаиегомаксимальнуюточность.Стратегияисключительногоохватарынкаприменимавслучаедифференциациипроизводителемсвоеготоварапопотребительскимсвойствам,качеству,престижности,пред-ипослепродажномуобслуживаниюит.д.Всегонесколькоотдельных(один)посредниковнаделяютсяправомсбытаопределённоготовара,маркинаопределённыхрынках.Этому,какправило,сопутствуетобязательствонепродаватьконкурирующиетовары,маркитойжекатегории.Даннуюстратегиюохватаотличаетболееэффективноеуправлениесбытом. Посколькуисключительныйсбытпредставляетсобойкрайнийслучайизбирательногосбыта,тоемусвойственнывседостоинстваинедостаткипоследнего,новболееопределённойстепени. Выбортойилиинойстратегиисбытаконкретноготовараопределяетсяфакторамисамоготовара,целямипредприятияиегоконкурентнойпозициейнарынке(вотрасли).Принципиальнаязависимостьвыборастратегииохватарынкаоттипатоварапредставленавтаблице4.5.
Таблица4.5Выборстратегииохватавзависимостиоттипатовара
Стратегияпронuкновенuя(продвuженuя)–коммуникационнаястратегияопределяетвыборобъектакоммуникационноговоздействияпроизводственногопредприятия.Всоответствиисчемразличаютстратегиипроталкивания,вытягивания,характеристикакоторыхпредставленавтаблице4.6. Обепредставленныекоммуникационныестратегиидополняютдругдругаинапрактикеиспользуютсяпроизводителямисовместнокаккомбинированнаястратегия,предполагающаяопределённоераспределениевоздействийпокоммуникацииипродвижениютоварамеждусубъектамисбытовойсети:потребителямиипосредниками.Соотношениедвухосновныхтенденций:ростапосредническихиздержек(вчастности,издержекнаторговыйперсонал)иотносительноеснижениеудельныхкоммуникационныхиздержексоздаётпредпосылкивпользупредпочтениястратегиивытягивания.
Таблица4.6Стратегиипроникновения
Системапрямогосбытахарактернадлятоваровпроизводственногоназначенияиобусловленаспецификойэтихтоваровисоответствующихрынков,рассмотренныхвыше.Однакоразвитиесредствкоммуникацииделаетвозможнымиэффективнымраспространениеэтогометодасбытаинапотребительскиетовары.Болеетого,этическийфактор,этическаясоставляющаявзаимоотношенийсубъектов(производителяипотребителей)коммерческойдеятельностиобусловливаетдальнейшееразвитие,своегородамодификациюсистемыпрямогосбыта–системупрямогосбытаотношений. Стратегиясбытавключаетвсебявыбор: · целей(краткосрочныхидолгосрочных); · покупателяилиихгруппы; · горизонтапокупателейирынка(горизонтпокупателей-этопервоезвеносбыта,накотороепереходитправособственностипапродукцию,агоризонтрынка-этоокончательныйпользователь); · мерпозаполнениюрынка(количестворозничныхторговцев); · формыорганизации(соглашениясостальнымисубъектамиканаласбыта). Целисбытовойдеятельностиопределяютсятоваропроизводителямиизависятотконкретныхначальныхусловий,например,завоеваниекакможнобольшейдолирынка(иногдадажезасчетснижениячастиприбыли),максимизацияприбылиит.д. Всистемесбытасельскохозяйственнойпродукциивозможнывсевариантывзаимодействияспотребителями.Взависимостиотконкретныхусловийтоваропроизводительдолженопределятьканалысбытапродукциииорганизовыватьнадоговорнойосновееепродажу. Такимобразом,предприятияАПКвсовременныхусловияххозяйствованиянуждаютсявсозданииспециализированныхслужбпосбытупродукции.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 355. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |