Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущностьиособенностисистемысбытасельскохозяйственнойпродукцииипродовольствиявсовременныхусловиях.




Сбытоваядеятельностьпредставляеткомплекспроцедурпродвиженияготовойпродукциинарынок(формированиеспроса,получениеиобработказаказов,комплектацияиподготовкапродукциикотправкепокупателям,отгрузкапродукциинатранспортноесредство,транспортировкакместупродажиилиназначения)иорганизациюрасчётовзанеё(установлениеусловийиосуществлениерасчётовспокупателямизаотгруженнуюпродукцию).

Другимисловамисбытоваядеятельность(сбыт)представляетсясовокупностьювсейфункциональнойдеятельности,осуществляемойпослезавершенияпроизводственнойстадии(поокончанииизготовленияпродукции)вплотьдонепосредственнойпродажитоварапокупателю,доставкиегопотребителюипослепродажногообслуживания.Такоепредставлениесбытаобусловливаетеготрактовкуспозицийсистемногоикомплексногоподходоввширокомсмысле,вотличиеотузкойтрактовкисбытакакнепосредственнопродажитовара.Логистическийподходкорганизациифункциональнойдеятельностипроизводственногопредприятияобусловливаетследующиеопределенияцели,предмета,субъектовиобъектов,характераисодержаниясбыта,представленныевтаблице.

 

Таблица4.1.Основныепонятиясбыта

Понятие Содержание
Цельсбыта доведениедоконкретныхпотребителейконкретноготоваратребуемыхпотребительскихсвойстввнеобходимомколичестве,вточное,вопределённомместе,сдопустимыми(минимальными)затратами
Предметсбыта продукция,услугипроизводственногопредприятия(товар,ценность)
Субъектысбыта производственноепредприятиеипосредническиесбытовые(торговые)организации
Объектысбыта покупатели(потребители)товарапредприятия
Характерсбыта адресный,определяемыйегоцельюинаправленностьювсейдеятельностипроизводственногопредприятия,производнойотпотребления,наконкретныхпотребителейеготовара(ценности)

 

 

Сбытсельскохозяйственнойпродукцииипродовольствияпредставляетсобойсистемуотношенийпоформированиюинаправлениюпотокасельскохозяйственногосырья,полуфабрикатовипродуктовпитанияотпроизводителякпотребителю.Сбытначинаетсятогда,когдапродукцияготовакпродажеилипоставке,азаканчивается,когдаконечныйпотребительеёполучает.Всилутогочтотоваропроизводителиипотребителинаходятсянарасстоянии,впространствеивовремени,асельскохозяйственнаяпродукцияпроходитнесколькопроизводственныхстадий,системасбытаваграрномсектореэкономикиимеетсложныймногозвенныйхарактер.

СистемасбытасельскохозяйственнойпродукцииявляетсясоставнойчастьюсистемымаркетингаАПК.Последняявключаетвсебямаркетинговуюинфраструктуру,системумаркетинговыхисследований,атакжесистемууправлениямаркетингом.Маркетинговаяинфраструктура–этосистемасбыта,отрасли,ееобеспечивающие,исистемамаркетинговыхкоммуникаций.

Системусбытаможнорассматриватьнаразныхуровнях:товаропроизводителя(микроуровень),регионаилиотрасли,аграрногосекторанародногохозяйства.

Анализсистемысбытапозволяетвыделитьследующиеосновныееефункции:обмена,физические,обеспечивающие.

Кфункцииобменаотносятсязакупкиипродажи;кфизическим–хранение,транспортировка,подработкаипереработкапродукции;кобеспечивающим–стандартизация,финансирование,допущениериска,прогнозсбыта.

Содержаниекоммерческойдеятельностипроизводственногопредприятияпосбытуопределяетсясовокупнымсодержаниемвсехвзаимосвязанныхпоследовательныхицеленаправленныхфункциональныхдействийпораспределению,доведениюиреализациитовара(ценности)покупателям(потребителям).

Коммерческаядеятельностьпроизводственногопредприятияпосбытупредполагаетосуществлениеследующих(групп)функций,представленныхвтаблице.

 

Таблица4.2.Основныепонятиясбыта

Рольфункций

Характерфункций

Коммерческие Технологические
Основные Продажа Аренда Хранение-складирование: -разгрузка,погрузка -внутреннееперемещение -непосредственнохранение -сортировка,маркировка -комплектация,группировка -упаковка,затариваниеидр. Распределение-доставка: -формированиеихранениезапасов -формированиепотоковитовародвижение: -формированиеиподготовкапартийпоставок -отправка(отгрузка,транспортировка)идр.
Вспомогательные Маркетинг: -исследование,анализиформированиеспроса -коммуникационноепродвижение: -реклама -связисобщественностью -личноепродвижение -стимулированиесбыта(продаж) Юридическиефункции: -обоснование,оформление -сопровождение,защитаидр. Обслуживание: -предпродажныеподготовкаиобслуживание -послепродажноеобслуживание
Обеспечивающие

Материально-техническое,информационное,финансовое,кедровоеобеспечение

 

Осуществлениеосновныхкоммерческихфункцийозначаетпризнаниеиреализациюэкономическогосодержания(стоимостиипотребительнойстоимости)предметасбыта(товара,марки)исопровождаетсяизменениемформыегостоимости(стоварнойнаденежную)исоответствующейпередачейправомочий(полнойиличастичной)собственностинапредмет.

Маркетинговыефункциикоммерческогохарактеразаключаютсявопределении,изучениииформированиипотребительскойреакциинаэкономическоесодержаниепредметасбыта.Юридическиефункциивключаютподготовительные,процессуальные,атакжефункциидокументальногооформления;сопроводительныеизащитныефункции,связанные,соответственно,сподготовкойиведениемделовыхпереговоров,заключениемиюридическимоформлениемсделок(договоров,контрактов),надзоромиконтролемзаихисполнением,ихправовойзащитойидр.

Распределениевширокомсмыслеподразумеваетпроектированиеиорганизациюсбытовойсети–сетиканаловсбыта,обусловливающуюадреснуюнаправленностьфункциональнойдеятельностипроизводственногопредприятияпосбыту.

Функциихранения-складированиямогутосуществлятьсяисамимпроизводственнымпредприятием,какпозавершениистадиипроизводства,такивпоследующемпроцессесбытовойдеятельности(распределения-доставки)непосредственновканалахсбытаиобразующимиихсоответствующимипосредническимиорганизациямииструктурами.

Транспортировкаявляетсяосновнымспособомдоставкиипредполагаетдоставкутоварапосредствомопределённыхвидовтранспорта.

Функциямиуправлениясбытовойдеятельностьюпроизводственногопредприятияявляютсятакназываемыеспециальныефункцииуправления(планирование,организация,учёт,контрольирегулирование)отдельнымисбытовымифункциями.

ФункциикооперативногосбытакрестьянскиххозяйстввсвоевремябылиподробнорассмотреныА.В.Чаяновым.Егоклассификациявключает:приемтовара;экспертизуиоценку;залогивыдачуссуд;сортировку;обработку,упаковку;формированиеторговыхпартий;калькуляциюпродажныхцен;хранение;кооперативныйсбыт,соединенныйспереработкой;предложениетоварапокупателям;заключениесделок;расчетспокупателями;расчетскрестьянами;ревизионную,инструкторскуюиагрономическуюработувкооперациипосбытуит.д.

Организационно-управленческийанализпозволяетописатьфункцииагентов,организаций,предпринимательскихструктур,осуществляющихсбыт.Выделяютследующихпосредников,выполняющихфункциисбытасельскохозяйственныхтоваропроизводителей.

1.Торговыепосредники:розничныеиоптовыеторговцы.

2.Агентскиепосредники:брокеры,комиссионеры.

3.Биржевыепосредники.

4.Переработчикииизготовители.

5.Обеспечивающиеорганизации(торговыеассоциации,биржиит.д.).

Эффективностьсбытасельскохозяйственнойпродукцииопределяет,насколькосельскоехозяйствоинтегрировановобщественноеразделениетруда.Припрочихравныхусловияхоторганизациисбытовогосекторатакжезависит,какиеценыпроизводителяипотребителяформируютсяприданномпредложениииданномспросенааграрныетовары.Вразвитыхстранахсферасбытапродовольственнойпродукциисильноразвитаирегулируетсязаконамирынка.

Сельскохозяйственныйрынок–этоместосбытасельскохозяйственныхтоваровиуслугпредприятия.Онобъединяетреальныхипотенциальныхпотребителей,предлагаемыепредприятиямитоварыиуслуги.Ростуэффективностивсельскомхозяйствеивсфересбытааграрныхпродуктовмогутсодействоватьгосударственныемероприятияпорегулированиюсельскохозяйственныхрынков.

Развитиеспециализацииивнедрениеновыхтехнологийпроизводстваприводяткнесколькимтенденциямвсбытепродукции:

-возрастаетпотребностьвтранспортировке,хранениииглубокойпереработке;расходыпосбытусоставляютвсебольшуючастьконечнойпродажнойценыпродукта;

-концентрацияпроизводстваведет,соднойстороны,кувеличениюегообъемов(количествапродукции)икснижениюценызаединицупроизведеннойпродукции,асдругой-котдалениюпроизводстваотместпотребления,чтоувеличиваетрасходысвязанныесосбытом;

-усиливаетсявредноевоздействиенаприродуиокружающуюсреду.

Становлениерыночныхотношенийвызвалонеобходимостьсозданиярыночнойинфраструктуры,базирующейсянамногообразииформсбытовыхструктур,развитииконкуренцииикоммерческихотношений.Современныйсбытхарактеризуетсяпоявлениемновыхрыночныхканалов.

Нааграрномрынкеможновыделитьтриосновныеформыреализациисельскохозяйственнойпродукции:продажапродукциинаосновепрямыхдоговоров,торговлячерезпосредниковипрямойсбытчерезсобственнуюторговуюсеть.Каждаяизнихимеетсвоидостоинства,сравнительныйанализкоторыхпозволяетвыбратьоптимальныйкапалреализациивзависимостиотвидаиназначенияпродукции,сложившейсяситуациинарынке,воздействияэлементоввнутреннейивнешнейсредымаркетинговойдеятельности.

Организациясбытовойсетипредприятийзависитоттрехосновныхфакторов:типапродукта,характерапотребителяигеографическойпротяженностирынка.Всоответствиисэтимифакторамиразличаюттриосновныхтипасбытовойсети:порегионам;повидампродукции:потипупотребителя.Приорганизациисбытапорегионамформируютсярегиональныесбытовыеподразделения;присбытепопродуктамотдельныеподразделенияспециализируютсянаодномилинесколькихвидахпродукции;присбытепотипупотребителякаждоеподразделениезакрепляетсязаоднимилинесколькимизаказчиками.

Существуютдваосновныхтипаканаловтовародвижения-прямыеикосвенные.

Прямыесвязанысперемещениемпродукцииотпроизводителякпотребителюбезиспользованиянезависимыхпосредников.Этоттипсельскохозяйственноепредприятиеиспользуетнапрямуючерезсвоиторговыеточки.Ведущаярольвсистемесбытасельхозпродукциидолжнапринадлежатьпрямымсвязяммеждутоваропроизводителямиипотребителями,развитиекоторыхтребуетпостоянныхделовыхконтактовмеждупартнерами.

Косвенныесвязанысперемещениемпродукцииотпроизводителякнезависимомуучастникутовародвижения,азатем-кпотребителю.Участиевсбытеипродвижениипродукциипринимаютпосредники-оптовики,закупщикиит.д.

Перваяформасбытаимеетместонатоварномрынкепредприятий.Этотканалхарактерендляреализациипродукциинарынке,детскимилечебнымучреждениям,работникамсельскохозяйственныхорганизаций,атакжекакпредложениепроизводителямипродуктовземледелиянаселениювпорядке«самоуборки».

Восновномпрямойканалраспределенияпредусматриваетреализациюмелкихпартий,чтодорогоинерационально.Онможетбытьвыгоднымприопределенныхусловиях,важнейшиеизкоторыхследующие:

количествопродаваемоготоварадостаточнодлятого,чтобыокупитьзатратыпапрямойсбыт;

покупателейнемногоионирасположенынаотносительнонебольшойтерритории(имеетместоконцентрациярынкапотребителей);

товартребуетвысокоспециализированногосервиса;

объемкаждойпоставляемойпартиидостаточендлязаполненияконтейнераиливагона(отгрузкаосуществляетсябездорогостоящейперепилкинаскладах);

имеетсядостаточнаясетьсобственныхскладовнарынках,гдепроводятсясделкикупли-продажи;

товарявляетсяузкоспециализированнымпоназначениюи(или)производитсяпотехническимусловиямпокупателя(этотребуеттесныхконтактовдляустранениянедостатков);

рыноквертикален,т.е.товариспользуетсяхотяивнесколькихотраслях,нонемногимипотребителямивкаждой;

ценачастоколеблется(надовноситьизменениявценовуюполитикуибезсогласованияспосредниками);

продажнаяценазначительновышесебестоимости,чтооправдываетрасходыпопрямомусбыту.

Втораяформасбытавводитзвенорозничноготорговца.Вегозадачивходитсодержаниетоварногозапасанаскладеиосуществлениепродажнойдеятельности.Данныйканалтакжепредусматриваетреализациюмалыхпартийтоварапроизводителемвгосударственнуюторговуюсеть,атакжечерезсвоифирменныемагазины.Потребительпреждечемкупиттоварможетознакомитьсяснимвмагазине.

Использованиеуслугагентацелесообразно,если:

производительнедостаточносиленвфинансовомотношении;

осуществляетсявыходнаплохоизученныйрынок;

послепродажныйсервистоваранезначителенпообъемуисложности;

товарможноотгрузитьпокупателюбезпродажногосервиса;

рыноквертикален;

количествосегментовневелико.

Каналсбытавключаетдвухпосредников.Напотребительскихрынкахтакимипосредникамиобычностановятсяоптовыйирозничныйторговец.ДляАПКэтотуровеньболеевсегохарактерен,таккакреализацияпродукциипроисходитизсельскохозяйственногопредприятиянаперерабатывающиезаводыилиоптово-закупочныебазыихолодильники,затемтоварыпоступаютвторговуюсетьикконечномупотребителю.Оптовыеторговцы,вцеляхупрощенияфункциизакупокпродукции,производятскладскойзапастоваров,предлагаютуслугипоеготранспортировке.Черезоптовоезвено,котороеимеетделосрозничнымимагазинами,продаютсвоюпродукциюпочтивсеперерабатывающиепредприятияАПК.

Использованиеуслугоптовикацелесообразно,если:

рынокгоризонтален(многопотребителейвкаждомсектореэкономики)итребуетсозданиямощнойсбытовойсети,асредствдляееорганизациинедостаточно;

рынокразбросангеографически,поэтомунипрямыеконтакты,ниработаагентанеявляютсярентабельными;

необходимысрочныепоставкинебольшихпартийтовара(многочисленныескладыкрупногооптовикаболееэффективносправляетсясэтойработой);

различиямеждупродажнойценойисебестоимостьюневелики,поэтомусодержаниесобственнойсбытовойсетинерентабельно;

поставкакрупныхпартийтоваранебольшомучислуоптовиковможетпривестикэкономиинатранспортныхрасходах.

Каналсбытавключаеттрехпосредников,чтообычноприменяетсявслучаях,когдамеждуоптовымзвеномирозничнымторговцемстоитмелкийоптовикиликогдапроизводительучаствуетвэкспортно-импортныхоперацияхифункциюэкспортаилиимпортаберетнасебяспециальныйпосредник.

Черезпосредниковвыходятнарынокподавляющеебольшинствопроизводителейтоварнойпродукции,которымцелесообразнеевкладыватьсвободныефинансовыесредстванепосредственноврасширениеимодернизациюпроизводства,созданиеновыхтоваров,нежелиосуществлятьпрямыерыночныеоперации.Использованиепосредниковопределяетсяширокимрассредоточениемихпорынку,обеспечениемдоступноститоварадляпотребителя,болеетеснымиконтактамисним.Приэтомпроизводительпередаетпосредникузаопределеннуюплатучастьфункций(стимулированиесбыта,доработкатоварадотребованийпокупателя,согласованиецен,транспортировка,складированиеит.д.).Дляруководствапредприятиянаиболеесложнойиважнойзадачейявляетсявыборканалараспределенияпроизведеннойпродукции.ВыбранныепредприятиемканалысамымнепосредственнымобразомвлияютнаВсеостальныерешениявсбытовойдеятельности:политикуцен,выборпосредников,подготовкукадров,наусловияисрокидоговоровсавтотранспортнымиидругимисмежнымиорганизациями.Сэтойточкизренияцелесообразноразработатьматематическиемоделидвижениятоваров,региональныесхемыуправленияснабжениемисбытом.

Всовершенствованииформреализациипродукциисельскогохозяйствамаркетингуделяетособуюрольоптовойторговле.Оптовыерынкиявляютсякрупнымиисточникамиснабженияпродовольствиемрозничнойторговойсетиипредприятийобщественногопитаниябольшихгородов,анааукционахсельхозпродукциивосновномпредприятиямперерабатывающейпромышленности(живойскот,овощиифрукты),атакжерозничнойторговли.Оптовыепосредническиепредприятияосуществляютзакупкипродукцииупроизводителейиреализуютеепотребителю,заисключениемпотребителя,приобретающегопродуктыдляличного,непроизводственногоиспользования.

Существуетиинойпутьпродвижениятоваров,позволяющийсущественноувеличитьобъемпродажотечественногопродовольствияирешитьвопросыпозащитемалообеспеченныхслоевнаселения.Снабжениеэтойкатегориипотребителейосновнымипродуктамипитания,входящимивминимальнуюпотребительскуюкорзину,-мукой,сахаром,крупами,макароннымиизделиями,растительныммасломидругимитоварами,нетребующимиспециальныхусловийдляхрапенияиреализации,предлагаетсяорганизоватьтакимобразом,чтобытоварпо«льготным»ценамдостигалих,минуясуществующуютоваропроводящуюсеть.Использованиесхемы,сокращающейпутьтоваракпотребителю,позволяетсущественноснизитьиздержкиобращенияиудешевитьтоварна20-30%,что,вконечномитоге,способствуеткакповышениюуровняпотребления,такиэкономиисредствдляприобретениянепродовольственныхтоваровисбережений.Осуществитьуказанныенамеренияможноприналичиисистемы,вкоторойпоступлениетоваровосуществляетсякрупнымоптом;издержкиобращения-минимизированыиреализациягарантируется.

Такимобразом,врамкахпродовольственногокомплексастранывпроцессепродвижениясельскохозяйственнойпродукциивзаимодействуютследующиегруппысубъектов:

субъектысельскогохозяйства,формирующиересурсыпродуктовпитания(сельскохозяйственныеорганизации,ЛПХ,фермеры);

субъектыперерабатывающей(обрабатывающей)промышленностиформирующиепредложениепродовольственныхтоваров;

субъектыпроизводственнойинфраструктуры,выполняющиефункциипотранспортировке,заготовкам,хранениюпродовольствия,тарномуобеспечению,атакжерозничнойреализациипродукцииконечномупотребителю.

Системасбытасельскохозяйственнойпродукцииивырабатываемыхизнеепотребительскихтоваров,преждевсегопродовольственных,включаетподсистемы,каждаяизкоторых(втомчислевзависимостиотвидапродукции)характеризуетсяразнообразиеморганизационно-технологическихформ:

оптовыепоставкисельскохозяйственногосырьяпромежуточнымпотребителям(предприятияперерабатывающейпромышленности,заготовительныепредприятияилиоптовыепосредники);

оптовыйсбытпродовольственныхтоваровилисельскохозяйственныхпродуктов,потребляемыхвсвежемвиде,врозничнуюсеть;

розничнаяпродажаготовыхпродуктовконечнымпотребителям;общественноепитание.

Следуетотметить,чтосистематовародвиженияскладываетсявзависимостиотконкретныхусловийдеятельностипроизводителя.Так,еслипредприятиевновьорганизовано,тоцелесообразновоспользоватьсяуслугамиужесуществующихпосредников.Привнедрениинамелкийрыноксистемутовародвижениярациональноорганизоватьнепосредственносамомуизготовителю,анакрупный-действоватьчерезоптовиков,тоестьиспользоватьдвух-,трёхуровневыйканал.

Систематовародвижениядолжнаобеспечиватьвыполнениеследующихфункций:

выборместахраненияготовойпродукциииорганизациясистемыскладирования;

обеспечениедостаточногоуровнязапасов;

выполнениесроковзаказаигарантийпоготовностипринятьобратнодоставленныйтовар,есливнемобнаружендефект,изаменитьеговкратчайшийсрокдоброкачественным(вдругихслучаяхпринятьобратнотоварбезвыясненияпричинотказа);

обеспечениеразличнойпартионностиотгрузкипожеланиюпокупателейсорганизациейвысокогоуровняслужбысервиса;

организацияупаковкивсоответствиистребованиямитранспортныхслужб;

выборспособовимаршрутовтранспортировкитоваровдоместпродажи;

выбориорганизацияспособовиместпродажи.Процесстовародвижениязавершаетсяпередачейтовараотпроизводителявсобственностьпокупателя.

Всеэтифункциипланируютсяиреализуютсякакнеотъемлемыечастиобщегокомплексасистемытовародвижения.Онивзаимосвязаныивзаимообусловлены,отсутствиелюбойизнихприведеткразрывуцепочкираспределения,снизитэффективностьвсейкоммерческойдеятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...