Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущностьиособенностисистемысбытасельскохозяйственнойпродукцииипродовольствиявсовременныхусловиях.
Сбытоваядеятельностьпредставляеткомплекспроцедурпродвиженияготовойпродукциинарынок(формированиеспроса,получениеиобработказаказов,комплектацияиподготовкапродукциикотправкепокупателям,отгрузкапродукциинатранспортноесредство,транспортировкакместупродажиилиназначения)иорганизациюрасчётовзанеё(установлениеусловийиосуществлениерасчётовспокупателямизаотгруженнуюпродукцию). Другимисловамисбытоваядеятельность(сбыт)представляетсясовокупностьювсейфункциональнойдеятельности,осуществляемойпослезавершенияпроизводственнойстадии(поокончанииизготовленияпродукции)вплотьдонепосредственнойпродажитоварапокупателю,доставкиегопотребителюипослепродажногообслуживания.Такоепредставлениесбытаобусловливаетеготрактовкуспозицийсистемногоикомплексногоподходоввширокомсмысле,вотличиеотузкойтрактовкисбытакакнепосредственнопродажитовара.Логистическийподходкорганизациифункциональнойдеятельностипроизводственногопредприятияобусловливаетследующиеопределенияцели,предмета,субъектовиобъектов,характераисодержаниясбыта,представленныевтаблице.
Таблица4.1.Основныепонятиясбыта
Сбытсельскохозяйственнойпродукцииипродовольствияпредставляетсобойсистемуотношенийпоформированиюинаправлениюпотокасельскохозяйственногосырья,полуфабрикатовипродуктовпитанияотпроизводителякпотребителю.Сбытначинаетсятогда,когдапродукцияготовакпродажеилипоставке,азаканчивается,когдаконечныйпотребительеёполучает.Всилутогочтотоваропроизводителиипотребителинаходятсянарасстоянии,впространствеивовремени,асельскохозяйственнаяпродукцияпроходитнесколькопроизводственныхстадий,системасбытаваграрномсектореэкономикиимеетсложныймногозвенныйхарактер. СистемасбытасельскохозяйственнойпродукцииявляетсясоставнойчастьюсистемымаркетингаАПК.Последняявключаетвсебямаркетинговуюинфраструктуру,системумаркетинговыхисследований,атакжесистемууправлениямаркетингом.Маркетинговаяинфраструктура–этосистемасбыта,отрасли,ееобеспечивающие,исистемамаркетинговыхкоммуникаций. Системусбытаможнорассматриватьнаразныхуровнях:товаропроизводителя(микроуровень),регионаилиотрасли,аграрногосекторанародногохозяйства. Анализсистемысбытапозволяетвыделитьследующиеосновныееефункции:обмена,физические,обеспечивающие. Кфункцииобменаотносятсязакупкиипродажи;кфизическим–хранение,транспортировка,подработкаипереработкапродукции;кобеспечивающим–стандартизация,финансирование,допущениериска,прогнозсбыта. Содержаниекоммерческойдеятельностипроизводственногопредприятияпосбытуопределяетсясовокупнымсодержаниемвсехвзаимосвязанныхпоследовательныхицеленаправленныхфункциональныхдействийпораспределению,доведениюиреализациитовара(ценности)покупателям(потребителям). Коммерческаядеятельностьпроизводственногопредприятияпосбытупредполагаетосуществлениеследующих(групп)функций,представленныхвтаблице.
Таблица4.2.Основныепонятиясбыта
Осуществлениеосновныхкоммерческихфункцийозначаетпризнаниеиреализациюэкономическогосодержания(стоимостиипотребительнойстоимости)предметасбыта(товара,марки)исопровождаетсяизменениемформыегостоимости(стоварнойнаденежную)исоответствующейпередачейправомочий(полнойиличастичной)собственностинапредмет. Маркетинговыефункциикоммерческогохарактеразаключаютсявопределении,изучениииформированиипотребительскойреакциинаэкономическоесодержаниепредметасбыта.Юридическиефункциивключаютподготовительные,процессуальные,атакжефункциидокументальногооформления;сопроводительныеизащитныефункции,связанные,соответственно,сподготовкойиведениемделовыхпереговоров,заключениемиюридическимоформлениемсделок(договоров,контрактов),надзоромиконтролемзаихисполнением,ихправовойзащитойидр. Распределениевширокомсмыслеподразумеваетпроектированиеиорганизациюсбытовойсети–сетиканаловсбыта,обусловливающуюадреснуюнаправленностьфункциональнойдеятельностипроизводственногопредприятияпосбыту. Функциихранения-складированиямогутосуществлятьсяисамимпроизводственнымпредприятием,какпозавершениистадиипроизводства,такивпоследующемпроцессесбытовойдеятельности(распределения-доставки)непосредственновканалахсбытаиобразующимиихсоответствующимипосредническимиорганизациямииструктурами. Транспортировкаявляетсяосновнымспособомдоставкиипредполагаетдоставкутоварапосредствомопределённыхвидовтранспорта. Функциямиуправлениясбытовойдеятельностьюпроизводственногопредприятияявляютсятакназываемыеспециальныефункцииуправления(планирование,организация,учёт,контрольирегулирование)отдельнымисбытовымифункциями. ФункциикооперативногосбытакрестьянскиххозяйстввсвоевремябылиподробнорассмотреныА.В.Чаяновым.Егоклассификациявключает:приемтовара;экспертизуиоценку;залогивыдачуссуд;сортировку;обработку,упаковку;формированиеторговыхпартий;калькуляциюпродажныхцен;хранение;кооперативныйсбыт,соединенныйспереработкой;предложениетоварапокупателям;заключениесделок;расчетспокупателями;расчетскрестьянами;ревизионную,инструкторскуюиагрономическуюработувкооперациипосбытуит.д. Организационно-управленческийанализпозволяетописатьфункцииагентов,организаций,предпринимательскихструктур,осуществляющихсбыт.Выделяютследующихпосредников,выполняющихфункциисбытасельскохозяйственныхтоваропроизводителей. 1.Торговыепосредники:розничныеиоптовыеторговцы. 2.Агентскиепосредники:брокеры,комиссионеры. 3.Биржевыепосредники. 4.Переработчикииизготовители. 5.Обеспечивающиеорганизации(торговыеассоциации,биржиит.д.). Эффективностьсбытасельскохозяйственнойпродукцииопределяет,насколькосельскоехозяйствоинтегрировановобщественноеразделениетруда.Припрочихравныхусловияхоторганизациисбытовогосекторатакжезависит,какиеценыпроизводителяипотребителяформируютсяприданномпредложениииданномспросенааграрныетовары.Вразвитыхстранахсферасбытапродовольственнойпродукциисильноразвитаирегулируетсязаконамирынка. Сельскохозяйственныйрынок–этоместосбытасельскохозяйственныхтоваровиуслугпредприятия.Онобъединяетреальныхипотенциальныхпотребителей,предлагаемыепредприятиямитоварыиуслуги.Ростуэффективностивсельскомхозяйствеивсфересбытааграрныхпродуктовмогутсодействоватьгосударственныемероприятияпорегулированиюсельскохозяйственныхрынков. Развитиеспециализацииивнедрениеновыхтехнологийпроизводстваприводяткнесколькимтенденциямвсбытепродукции: -возрастаетпотребностьвтранспортировке,хранениииглубокойпереработке;расходыпосбытусоставляютвсебольшуючастьконечнойпродажнойценыпродукта; -концентрацияпроизводстваведет,соднойстороны,кувеличениюегообъемов(количествапродукции)икснижениюценызаединицупроизведеннойпродукции,асдругой-котдалениюпроизводстваотместпотребления,чтоувеличиваетрасходысвязанныесосбытом; -усиливаетсявредноевоздействиенаприродуиокружающуюсреду. Становлениерыночныхотношенийвызвалонеобходимостьсозданиярыночнойинфраструктуры,базирующейсянамногообразииформсбытовыхструктур,развитииконкуренцииикоммерческихотношений.Современныйсбытхарактеризуетсяпоявлениемновыхрыночныхканалов. Нааграрномрынкеможновыделитьтриосновныеформыреализациисельскохозяйственнойпродукции:продажапродукциинаосновепрямыхдоговоров,торговлячерезпосредниковипрямойсбытчерезсобственнуюторговуюсеть.Каждаяизнихимеетсвоидостоинства,сравнительныйанализкоторыхпозволяетвыбратьоптимальныйкапалреализациивзависимостиотвидаиназначенияпродукции,сложившейсяситуациинарынке,воздействияэлементоввнутреннейивнешнейсредымаркетинговойдеятельности. Организациясбытовойсетипредприятийзависитоттрехосновныхфакторов:типапродукта,характерапотребителяигеографическойпротяженностирынка.Всоответствиисэтимифакторамиразличаюттриосновныхтипасбытовойсети:порегионам;повидампродукции:потипупотребителя.Приорганизациисбытапорегионамформируютсярегиональныесбытовыеподразделения;присбытепопродуктамотдельныеподразделенияспециализируютсянаодномилинесколькихвидахпродукции;присбытепотипупотребителякаждоеподразделениезакрепляетсязаоднимилинесколькимизаказчиками. Существуютдваосновныхтипаканаловтовародвижения-прямыеикосвенные. Прямыесвязанысперемещениемпродукцииотпроизводителякпотребителюбезиспользованиянезависимыхпосредников.Этоттипсельскохозяйственноепредприятиеиспользуетнапрямуючерезсвоиторговыеточки.Ведущаярольвсистемесбытасельхозпродукциидолжнапринадлежатьпрямымсвязяммеждутоваропроизводителямиипотребителями,развитиекоторыхтребуетпостоянныхделовыхконтактовмеждупартнерами. Косвенныесвязанысперемещениемпродукцииотпроизводителякнезависимомуучастникутовародвижения,азатем-кпотребителю.Участиевсбытеипродвижениипродукциипринимаютпосредники-оптовики,закупщикиит.д. Перваяформасбытаимеетместонатоварномрынкепредприятий.Этотканалхарактерендляреализациипродукциинарынке,детскимилечебнымучреждениям,работникамсельскохозяйственныхорганизаций,атакжекакпредложениепроизводителямипродуктовземледелиянаселениювпорядке«самоуборки». Восновномпрямойканалраспределенияпредусматриваетреализациюмелкихпартий,чтодорогоинерационально.Онможетбытьвыгоднымприопределенныхусловиях,важнейшиеизкоторыхследующие: количествопродаваемоготоварадостаточнодлятого,чтобыокупитьзатратыпапрямойсбыт; покупателейнемногоионирасположенынаотносительнонебольшойтерритории(имеетместоконцентрациярынкапотребителей); товартребуетвысокоспециализированногосервиса; объемкаждойпоставляемойпартиидостаточендлязаполненияконтейнераиливагона(отгрузкаосуществляетсябездорогостоящейперепилкинаскладах); имеетсядостаточнаясетьсобственныхскладовнарынках,гдепроводятсясделкикупли-продажи; товарявляетсяузкоспециализированнымпоназначениюи(или)производитсяпотехническимусловиямпокупателя(этотребуеттесныхконтактовдляустранениянедостатков); рыноквертикален,т.е.товариспользуетсяхотяивнесколькихотраслях,нонемногимипотребителямивкаждой; ценачастоколеблется(надовноситьизменениявценовуюполитикуибезсогласованияспосредниками); продажнаяценазначительновышесебестоимости,чтооправдываетрасходыпопрямомусбыту. Втораяформасбытавводитзвенорозничноготорговца.Вегозадачивходитсодержаниетоварногозапасанаскладеиосуществлениепродажнойдеятельности.Данныйканалтакжепредусматриваетреализациюмалыхпартийтоварапроизводителемвгосударственнуюторговуюсеть,атакжечерезсвоифирменныемагазины.Потребительпреждечемкупиттоварможетознакомитьсяснимвмагазине. Использованиеуслугагентацелесообразно,если: производительнедостаточносиленвфинансовомотношении; осуществляетсявыходнаплохоизученныйрынок; послепродажныйсервистоваранезначителенпообъемуисложности; товарможноотгрузитьпокупателюбезпродажногосервиса; рыноквертикален; количествосегментовневелико. Каналсбытавключаетдвухпосредников.Напотребительскихрынкахтакимипосредникамиобычностановятсяоптовыйирозничныйторговец.ДляАПКэтотуровеньболеевсегохарактерен,таккакреализацияпродукциипроисходитизсельскохозяйственногопредприятиянаперерабатывающиезаводыилиоптово-закупочныебазыихолодильники,затемтоварыпоступаютвторговуюсетьикконечномупотребителю.Оптовыеторговцы,вцеляхупрощенияфункциизакупокпродукции,производятскладскойзапастоваров,предлагаютуслугипоеготранспортировке.Черезоптовоезвено,котороеимеетделосрозничнымимагазинами,продаютсвоюпродукциюпочтивсеперерабатывающиепредприятияАПК. Использованиеуслугоптовикацелесообразно,если: рынокгоризонтален(многопотребителейвкаждомсектореэкономики)итребуетсозданиямощнойсбытовойсети,асредствдляееорганизациинедостаточно; рынокразбросангеографически,поэтомунипрямыеконтакты,ниработаагентанеявляютсярентабельными; необходимысрочныепоставкинебольшихпартийтовара(многочисленныескладыкрупногооптовикаболееэффективносправляетсясэтойработой); различиямеждупродажнойценойисебестоимостьюневелики,поэтомусодержаниесобственнойсбытовойсетинерентабельно; поставкакрупныхпартийтоваранебольшомучислуоптовиковможетпривестикэкономиинатранспортныхрасходах. Каналсбытавключаеттрехпосредников,чтообычноприменяетсявслучаях,когдамеждуоптовымзвеномирозничнымторговцемстоитмелкийоптовикиликогдапроизводительучаствуетвэкспортно-импортныхоперацияхифункциюэкспортаилиимпортаберетнасебяспециальныйпосредник. Черезпосредниковвыходятнарынокподавляющеебольшинствопроизводителейтоварнойпродукции,которымцелесообразнеевкладыватьсвободныефинансовыесредстванепосредственноврасширениеимодернизациюпроизводства,созданиеновыхтоваров,нежелиосуществлятьпрямыерыночныеоперации.Использованиепосредниковопределяетсяширокимрассредоточениемихпорынку,обеспечениемдоступноститоварадляпотребителя,болеетеснымиконтактамисним.Приэтомпроизводительпередаетпосредникузаопределеннуюплатучастьфункций(стимулированиесбыта,доработкатоварадотребованийпокупателя,согласованиецен,транспортировка,складированиеит.д.).Дляруководствапредприятиянаиболеесложнойиважнойзадачейявляетсявыборканалараспределенияпроизведеннойпродукции.ВыбранныепредприятиемканалысамымнепосредственнымобразомвлияютнаВсеостальныерешениявсбытовойдеятельности:политикуцен,выборпосредников,подготовкукадров,наусловияисрокидоговоровсавтотранспортнымиидругимисмежнымиорганизациями.Сэтойточкизренияцелесообразноразработатьматематическиемоделидвижениятоваров,региональныесхемыуправленияснабжениемисбытом. Всовершенствованииформреализациипродукциисельскогохозяйствамаркетингуделяетособуюрольоптовойторговле.Оптовыерынкиявляютсякрупнымиисточникамиснабженияпродовольствиемрозничнойторговойсетиипредприятийобщественногопитаниябольшихгородов,анааукционахсельхозпродукциивосновномпредприятиямперерабатывающейпромышленности(живойскот,овощиифрукты),атакжерозничнойторговли.Оптовыепосредническиепредприятияосуществляютзакупкипродукцииупроизводителейиреализуютеепотребителю,заисключениемпотребителя,приобретающегопродуктыдляличного,непроизводственногоиспользования. Существуетиинойпутьпродвижениятоваров,позволяющийсущественноувеличитьобъемпродажотечественногопродовольствияирешитьвопросыпозащитемалообеспеченныхслоевнаселения.Снабжениеэтойкатегориипотребителейосновнымипродуктамипитания,входящимивминимальнуюпотребительскуюкорзину,-мукой,сахаром,крупами,макароннымиизделиями,растительныммасломидругимитоварами,нетребующимиспециальныхусловийдляхрапенияиреализации,предлагаетсяорганизоватьтакимобразом,чтобытоварпо«льготным»ценамдостигалих,минуясуществующуютоваропроводящуюсеть.Использованиесхемы,сокращающейпутьтоваракпотребителю,позволяетсущественноснизитьиздержкиобращенияиудешевитьтоварна20-30%,что,вконечномитоге,способствуеткакповышениюуровняпотребления,такиэкономиисредствдляприобретениянепродовольственныхтоваровисбережений.Осуществитьуказанныенамеренияможноприналичиисистемы,вкоторойпоступлениетоваровосуществляетсякрупнымоптом;издержкиобращения-минимизированыиреализациягарантируется. Такимобразом,врамкахпродовольственногокомплексастранывпроцессепродвижениясельскохозяйственнойпродукциивзаимодействуютследующиегруппысубъектов: субъектысельскогохозяйства,формирующиересурсыпродуктовпитания(сельскохозяйственныеорганизации,ЛПХ,фермеры); субъектыперерабатывающей(обрабатывающей)промышленностиформирующиепредложениепродовольственныхтоваров; субъектыпроизводственнойинфраструктуры,выполняющиефункциипотранспортировке,заготовкам,хранениюпродовольствия,тарномуобеспечению,атакжерозничнойреализациипродукцииконечномупотребителю. Системасбытасельскохозяйственнойпродукцииивырабатываемыхизнеепотребительскихтоваров,преждевсегопродовольственных,включаетподсистемы,каждаяизкоторых(втомчислевзависимостиотвидапродукции)характеризуетсяразнообразиеморганизационно-технологическихформ: оптовыепоставкисельскохозяйственногосырьяпромежуточнымпотребителям(предприятияперерабатывающейпромышленности,заготовительныепредприятияилиоптовыепосредники); оптовыйсбытпродовольственныхтоваровилисельскохозяйственныхпродуктов,потребляемыхвсвежемвиде,врозничнуюсеть; розничнаяпродажаготовыхпродуктовконечнымпотребителям;общественноепитание. Следуетотметить,чтосистематовародвиженияскладываетсявзависимостиотконкретныхусловийдеятельностипроизводителя.Так,еслипредприятиевновьорганизовано,тоцелесообразновоспользоватьсяуслугамиужесуществующихпосредников.Привнедрениинамелкийрыноксистемутовародвижениярациональноорганизоватьнепосредственносамомуизготовителю,анакрупный-действоватьчерезоптовиков,тоестьиспользоватьдвух-,трёхуровневыйканал. Систематовародвижениядолжнаобеспечиватьвыполнениеследующихфункций: выборместахраненияготовойпродукциииорганизациясистемыскладирования; обеспечениедостаточногоуровнязапасов; выполнениесроковзаказаигарантийпоготовностипринятьобратнодоставленныйтовар,есливнемобнаружендефект,изаменитьеговкратчайшийсрокдоброкачественным(вдругихслучаяхпринятьобратнотоварбезвыясненияпричинотказа); обеспечениеразличнойпартионностиотгрузкипожеланиюпокупателейсорганизациейвысокогоуровняслужбысервиса; организацияупаковкивсоответствиистребованиямитранспортныхслужб; выборспособовимаршрутовтранспортировкитоваровдоместпродажи; выбориорганизацияспособовиместпродажи.Процесстовародвижениязавершаетсяпередачейтовараотпроизводителявсобственностьпокупателя. Всеэтифункциипланируютсяиреализуютсякакнеотъемлемыечастиобщегокомплексасистемытовародвижения.Онивзаимосвязаныивзаимообусловлены,отсутствиелюбойизнихприведеткразрывуцепочкираспределения,снизитэффективностьвсейкоммерческойдеятельности.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 350. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |