Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследование импрессивной речи
Задание 1. Понимание речи на уровне диалога Цель: выявление возможностей понимания ребенком речи в условиях диалога. Выяснить уровень понимания обращенной к нему речи. Материал: перечень вопросов (Приложение 3.15.1). Ход выполнения задания. Логопед, вступая в контакт, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, побуждает его к общению (вербальными или невербальными средствами). При затруднениях в понимании вопросов логопед может дополнительно использовать наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.). Критерии оценки коммуникативных умений: - умеет слушать и понимать обращенную речь (невнимателен); - легко входит в контакт (контакт затруднен; участвует в общении по инициативе других); - пользуется невербальными средствами общения (конкретизировать), вербальными средствами (анализ состояния речи); - активность в общении (активен; малоактивен). Вывод: ребенок малоактивен; малоразговорчив; дополняет речь невербальными средствами; контакт затруднен; понимание речи сохранено. Задание 2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов. Цель: уточнить понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов. Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки. Инструкции: «Покажи, где книга (мяч, кастрюля и т.д.)»?; «Я буду называть слова. А ты показывай, где нарисовано то, о чём я скажу: сидит (пишет, смеётся и т. д.)»; «Покажи какая машина едет близко? А какая далеко? (аналогичные инструкции по сюжетным картинкам или к заданной ситуации, которые включают те или иные наречия)». Задание 3. Понимание инструкций. Цель: выявить возможности понимания простых и сложных словесных инструкций. Материал: предметы, необходимые для выполнения инструкций. Инструкции: «Возьми со стола куклу»; «Положи ручку под книгу»; «Встань со стула, положи карандаш в коробку»; «Подойди к шкафу, возьми на нижней полке пирамиду и положи её на стаж», «Положи мяч на пол, возьми тетрадь и открой дверь». Ход выполнения задания. Ребёнку предлагается последовательно выполнить ряд словесных инструкций. Одним из видов помощи ребёнку может быть повторение инструкции. В случае возникновения затруднений у ребёнка при выполнении двух-трёхчленной инструкции возможно расчленение сложной инструкции. При этом ребёнок последовательно выполняет части сложной инструкции. Задание 4. Понимание предложений. Цель: выяснить возможности детей в понимании фраз. Материал: список предложений; сюжетные картинки, иллюстрирующие предложения. Список фраз (пример): В лесу слышатся голоса птиц. (Кто поёт в лесу?) Петя идёт за Сашей. (Кто идёт первый?) Володя пришёл домой с братом. (Кто пришёл домой?) Валя бежит за Наташей. (Кто бежит быстрее?) Ход выполнения задания. Педагог произносит фразу и предлагает ребенку ответить на вопрос. Характер ответа ребёнка может свидетельствовать о правильности понимания предложения. В случае затруднений ребёнка в речевом оформлении ответа можно использовать сюжетные картинки, иллюстрирующие соответствующие предложения. При этом ребёнок может вербальный ответ заменить (или дополнить) невербальным (показом и т.д.). Задание 5. Различение значений существительных единственного и множественного числа. Цель: уточнить возможности понимания категории числа существительных. Материал: предметные картинки (стол - столы, стул - стулья, игрушка - игрушки, книга - книги). Инструкция: «Покажи то, что назову: стол (столы; стул; стулья и т.д.)»; «Покажи, где стол (столы и т. д.)». Ход выполнения задания. Педагог предлагает показать то, что он называет. При этом могут быть использованы предметные картинки. Задание 6. Понимание значения существительных с суффиксами уменьшительности. Цель: выяснить возможности понимания существительных с суффиксами уменьшительности. Инструкция: «Покажи, то что назову: дом (домик, утюг - утюжок, сумка -сумочка, кровать - кроватка)»; «Покажи, где дом (домик и т. д.)». Ход выполнения задания. Педагог предлагает показать то, что он называет. При этом могут быть использованы предметные картинки. Задание 7. Понимание значений грамматических категорий глаголов. Цель: выяснить возможности понимания грамматических категорий числа (в изъявительном наклонении), времени и рода (в прошедшем времени) у глаголов. Материал: сюжетные картинки, куклы (Петя и Маша). Ход выполнения задания. Часть 1. Ребёнку предлагается указать на картинку, о которой говорит педагог. Возможны варианты инструкции. Инструкция: «Покажи картинку, о которой я скажу: «идёт» (идут и т. п.)». Часть 2. Педагог рассказывает ребёнку о знакомом мальчике Пете. Предлагает отгадать, что он делал вчера, а что делает сегодня. Инструкция: «У меня есть друг Петя. Я буду говорить, что он делал вчера, а что делает сегодня. Отгадай, когда это было - вчера или сегодня: читал (читает; ел -ест и т.д.)». Часть 3. Педагог знакомит ребёнка с Петей и Машей (куклы) и предлагает отгадать, что делал каждый из них. Инструкция: «Это Петя и Маша. Отгадай, что делал Петя, что делала Маша: играл (играла; писал, читала и т. п.)». Задание 8. Различение значений глаголов совершенного и несовершенного вида. Цель: уточнить, как ребёнок понимает значения глаголов совершенного и несовершенного вида. Материал: сюжетные картинки. Ход выполнения задания. Педагог последовательно выкладывает перед ребёнком по две картинки и предлагает указать на ту, о которой он говорит. Инструкция: 1 вариант. «Покажи ту картинку, о которой я скажу: рубит (срубил, рисует - нарисовал, моет - вымыла, ловит - поймал)». 2 вариант. «Покажи, где рубит (мальчик рубит дерево); где срубил (мальчик срубил дерево)» и т.д. Задание 9. Различение значений глаголов с приставками (близких и далёких по значению). Цель: выяснить, как ребёнок понимает значения приставочных глаголов. Материал: картинки с изображениями дома и моста; контурное изображение мальчика. Примечание: наглядный материал может быть объёмным по форме. Ход выполнения задания Перед ребёнком выкладываются вырезанные по контуру изображения дома, моста и фигурка, изображающая мальчика. Педагог предлагает показать с помощью этих картинок то, о чём он скажет. Инструкция: «Покажи, как мальчик шёл (подошёл к мосту, перешёл мост; подошёл к дому, вошёл в дом, из дома вышел, от дома отошёл и т. д.». Задание 10. Понимание значений возвратных глаголов (единственного и множественного числа) Цель: уточнить возможности понимания ребёнком значений возвратных глаголов. Материал: сюжетные картинки. Ход выполнения задания. Ребёнку попарно предлагают сюжетные картинки. Педагог предлагает показать ту картинку, на которой отображено называемое им действие. Инструкция: «Покажи ту картинку, о которой скажу: «одевается (одеваются, оделся - оделись, умывается - умываются, умылся - умылись)». Исследование экспрессивной речи |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |