Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса проводится при выполнении следующих заданий: • ориентировка в пространстве; • складывание разрезных картинок; • складывание фигур из палочек по образцу (по памяти). Методика «Разрезные картинки» Исследуется уровень развития целостного восприятия предметной картинки. Стимулъный материал', картинки, разрезанные на части с разной конфигурацией разреза. Нормативы. разрезная картинка из 2-х фрагментов - 2,5-3 года; разрезная картинка из 3-х фрагментов - 3-3,5 года; разрезная картинка из 3-5 фрагментов - 4-5 лет; разрезная картинка из 5-8 фрагментов - 5-6 лет Ход исследования: Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получилась целая. Возможен предварительный показ. Анализ результатов: 8) совершает целенаправленные действия; 9) соединяет части без анализа полученного целого; 10) прикладывание с разворотом; 11) зрительное соотношение частей без прикладывания. Уровни выполнения задания: • Высокий уровень - выполнение задания зрительным соотнесением. Допустимы 1-2 практические пробы в случае 6-фрагментной картинки. • Средний уровень - выполнение задания путем ошибок, прикладывания (3-6-фрагментных). • Низкий уровень - составление с многочисленными неадекватными пробами или картинка не складывается. Сенсорный уровень действий - складывает неуверенно, пробуя подобрать части без ориентировки на какой-нибудь признак. Перцептивный уровень - ориентируется на какой-нибудь признак размера, цвет, форму, но собирает с ошибками. Операциональный (умственный) уровень перцептивных действий - быстрое зрительное соотнесение. Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины нарушения восприятия даются в Приложениях 3.4.1.,3.4.2. Конструирование их палочек Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка выполнять задание по подражанию (2,5-3 года), образцу (с 4 лет), по памяти. Стимульный материал: 2-6 плоских палочек одного цвета. Проведение обследования: Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «грибок», «домик), просят сделать так же: «Построй, как у меня». Если ребенок по показу не может выполнить задание, его просят выполнить по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают выполнить задание по образцу. Дети 4 лет выполняют задание только по готовому образцу (при этом меняется расположение фигур за экраном, и ребенка просят воспроизвести) и по памяти «Построй еще раз домик, который ты видел»). Анализ результатов: 1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины, пространственных отношений (для детей 3-х лет это является неадекватным); 2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, пространственного расположения, величины; 3) сопоставление и исправление ошибок; 4) точное воспроизведение фигур без ошибок и исправлений; 5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение. Пространственный гнозис Исследуется способность ориентироваться в пространстве, различать пространственные направления. а) 2,5-4 года - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу; Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку. Пример инструкций: «Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)». Нормативы: 2,5 - 3 года - понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется; 3,5-4 года - выполняет все задания. б) 4-6 лет - показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. в) Речевой вариант пробы Хэда. 1) Простая ориентировка (4-6 лет). Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки^ покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходхт к следующему, если нет - прекращают. 2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо; правой рукой - за левое ухо; покажи левой рукой правый глаз» (6 лет). Выводы: выполнены оба задания (пробы Хэда); выполнена только проста» ориентировка; не выполнено ни одного задания. Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией. Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины нарушения восприятия даются в Приложении 3.4.1 (схемы 1 и 2). Исследование состояния моторики. Исследование состояния произвольной моторики включает: • исследование состояния произвольной мимической моторики, • обследование речевой моторики; • обследование ручной моторики; • исследование состояния общей произвольной моторики Исследование состояния произвольной мимической моторики Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам). Инструкция: - Делай так, как я скажу. - Надуй щеки («толстый помидор»). - Надуй одну щеку (другую). - Вытяни губы вперед «трубочкой». - Упри язык в правую щеку Если движения по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 431. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |