Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследование состояния артикуляционной моторики
При обследовании артикуляционной моторики оцениваются: • точность движений; • сила движений; • объем движений; • подвижность органов артикуляции; • переключаемость движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы под счет логопеда до 10. Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений: а) для нижней челюсти: 1) открыть рот; 2) закрыть рот; 3) попеременно открыть - закрыть рот; 4) рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть; 5) подвигать нижней челюстью вправо-влево при закрытом рте; 6) подвигать нижней челюстью вправо-влево при открытом рте; 7) имитация жевательных движений. б)для губ: 1) удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»); 2) удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»); 3) удержание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»); 4) переключение движений губ («улыбка» - «трубочка»); 5) переключение движений губ («овал» - «трубочка». в) для языка: 1) высунуть язык, удержать по средней линии; 2) удержание языка в позе «иголочка»; 3) удержание языка в позе «лопатка»; 4) переключение движений языка («лопатка» - «иголочка»); 5) касание кончиком языка попеременно правого и левого углов рта («часы»); 6) касание кончиком языка верхних и нижних зубов («качели»); 7) пощелкать языком («лошадки»); 8) присасывание кончика языка к небу и пощелкивание («Поцокаем»). в) для языка: 9) высунуть язык, удержать по средней линии; 10) удержание языка в позе «иголочка»; 11) удержание языка в позе «лопатка»; 12) переключение движений языка («лопатка» - «иголочка»); 13) касание кончиком языка попеременно правого и левого углов рта «часы»; 14) касание кончиком языка верхних и нижних зубов («качели»); 15) пощелкать языком («лошадки»); 16) присасывание кончика языка к небу и пощелкивание («Поцокаем»). г) для мягкого неба: 1) покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе); 2) произнесение звука «а» на твердой атаке (с широко открытым ртом); 3) произнесение гласных звуков на мягкой атаке. Задания преподносятся в игровой форме. Каждое движение повторяется 3 раза. В выводах указывается: • наличие или отсутствие движения; • объем движений (полный, неполный); • точность выполнения (точно, неточно), • темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный, замедление при повторных движениях); • мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); • замена одного движения другим; • наличие синкинезий; • способность к переключению одного движения на другое (медленная, быстрая; переход плавный или толчкообразный, с лишними движениями); • активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); • тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; сглаженность носогубных складок; • девиации языка (отклонение кончика языка в сторону паретичной мышцы); • отклонение увули (маленького язычка) в сторону; • наличие гиперкинезов; • тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); • сглаженность носогубных складок; • замедленность движений глазных яблок; • односторонний птоз. Артикуляционные упражнения представлены в Приложении 3.5.1. Исследование состояния общей произвольной моторики. Для исследования состояния общей произвольной моторики используются тесты Озерецкого-Гельнитца. Обследуются статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений. Тесты представлены в Приложении 3.5.2; 3.5.3. Возрастные особенности развития общей моторики даны в Приложении 3.1.2. Состояние общей моторики оцениваем по: - объему движений: полный; неполный; - точности выполнения: неточные; точные; - самостоятельности выполнения движений: полная; неполная; с помощью взрослых; - координация движений: нормальная, некоординированность, отсутствует; - темпу выполнения движений: нормальный; быстрый; медленный; - по активности: нормальная, заторможенность; двигательное беспокойство; повышенная двигательная активность; расторможенность; - по качеству движений: моторная напряженность, скованность; - по переключаемости: низкая; застревания; переключение с лишними движениями (сопутствующими). Отметить особенности общей произвольной моторики: навязчивые движения (персеверации - стереотипное повторение действий); неловкость; моторная неуклюжесть; плохая ориентировка; наличие лишних движений; застревания; соскальзывания. Выводы: Статическая координация - позу удерживает хорошо (с трудом, не удерживает, балансирует, раскачивается, ищет опору); пробу на статическую координацию выполняет с 2 (3) попытки. Динамическая координация - пробу выполняет с попытки или без нее; переключаемость движений низкая, отмечаются синкинезии (движения рукой сопровождаются движениями мышц лица); двигательная память удовлетворительная; отмечены признаки леворукости; ориентировка в пространстве слабая (достаточная). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |