Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование состояния артикуляционной моторики




При обследовании артикуляционной моторики оцениваются:

• точность движений;

• сила движений;

• объем движений;

• подвижность органов артикуляции;

• переключаемость движений.

Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы под счет логопеда до 10.

Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при вы­полнении следующих движений:

а) для нижней челюсти:

1) открыть рот;

2) закрыть рот;

3) попеременно открыть - закрыть рот;

4) рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть;

5) подвигать нижней челюстью вправо-влево при закрытом рте;

6) подвигать нижней челюстью вправо-влево при открытом рте;

7) имитация жевательных движений.

б)для губ:

1) удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»);

2) удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»);

3) удержание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»);

4) переключение движений губ («улыбка» - «трубочка»);

5) переключение движений губ («овал» - «трубочка».

в) для языка:

1) высунуть язык, удержать по средней линии;

2) удержание языка в позе «иголочка»;

3) удержание языка в позе «лопатка»;

4) переключение движений языка («лопатка» - «иголочка»);

5) касание кончиком языка попеременно правого и левого углов рта («ча­сы»);

6) касание кончиком языка верхних и нижних зубов («качели»);

7) пощелкать языком («лошадки»);

8) присасывание кончика языка к небу и пощелкивание («Поцокаем»).

в) для языка:

9) высунуть язык, удержать по средней линии;

10) удержание языка в позе «иголочка»;

11) удержание языка в позе «лопатка»;

12) переключение движений языка («лопатка» - «иголочка»);

13) касание кончиком языка попеременно правого и левого углов рта «часы»;

14) касание кончиком языка верхних и нижних зубов («качели»);

15) пощелкать языком («лошадки»);

16) присасывание кончика языка к небу и пощелкивание («Поцокаем»).

г) для мягкого неба:

1) покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе);

2) произнесение звука «а» на твердой атаке (с широко открытым ртом);

3) произнесение гласных звуков на мягкой атаке.

Задания преподносятся в игровой форме. Каждое движение повторяется 3 раза.

В выводах указывается:

• наличие или отсутствие движения;

• объем движений (полный, неполный);

• точность выполнения (точно, неточно),

• темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный, замедление при повторных движениях);

• мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный);

• замена одного движения другим;

• наличие синкинезий;

• способность к переключению одного движения на другое (медлен­ная, быстрая; переход плавный или толчкообразный, с лишними движениями);

• активность (нормальная, заторможенность, расторможенность);

• тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; сглаженность носогубных складок;

• девиации языка (отклонение кончика языка в сторону паретичной мышцы);

• отклонение увули (маленького язычка) в сторону;

• наличие гиперкинезов;

• тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный);

• сглаженность носогубных складок;

• замедленность движений глазных яблок;

• односторонний птоз.

Артикуляционные упражнения представлены в Приложении 3.5.1.

Исследование состояния общей произвольной моторики.

Для исследования состояния общей произвольной моторики используются тесты Озерецкого-Гельнитца. Обследуются статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений. Тесты представлены в Приложении 3.5.2; 3.5.3. Возрастные особенности развития общей моторики даны в Приложении 3.1.2.

Состояние общей моторики оцениваем по:

- объему движений: полный; неполный;

- точности выполнения: неточные; точные;

- самостоятельности выполнения движений: полная; неполная; с помощью взрослых;

- координация движений: нормальная, некоординированность, отсутствует;

- темпу выполнения движений: нормальный; быстрый; медленный;

- по активности: нормальная, заторможенность; двигательное беспокойство; повышенная двигательная активность; расторможенность;

- по качеству движений: моторная напряженность, скованность;

- по переключаемости: низкая; застревания; переключение с лишними движениями (сопутствующими).

Отметить особенности общей произвольной моторики: навязчивые движения (персеверации - стереотипное повторение действий); неловкость; моторная неуклюжесть; плохая ориентировка; наличие лишних движений; застревания;

соскальзывания. Выводы:

Статическая координация - позу удерживает хорошо (с трудом, не удерживает, балансирует, раскачивается, ищет опору); пробу на статическую координацию выполняет с 2 (3) попытки.

Динамическая координация - пробу выполняет с попытки или без нее; переключаемость движений низкая, отмечаются синкинезии (движения рукой сопровождаются движениями мышц лица); двигательная память удовлетворительная; отмечены признаки леворукости; ориентировка в пространстве слабая (достаточная).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...