Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Состояние дыхательной и голосовой функции
Обследование проводится с 3 лет. При исследовании дыхательной функции (неречевого и речевого дыхания) отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшке е. смешанное), дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов (для детей 5 лет), 4-6 слов (для детей 6-7 лет): • объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный); • частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное); • продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное), и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, гнусавый, глухой, монотонный). При исследовании голосовой функции отметить: • громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий); • тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, сиплый, резкий и др.); • атака голоса (твердая, мягкая); • высота голоса (высокий, низкий) Состояние просодических компонентов речи Обследование проводится при наличии у ребенка фразовой речи. При исследовании состояния просодических компонентов речи отметить характеристики: • темпа речи (нормальный, ускоренный, быстрый, замедленный, медленный); • ритма (нормальный; дисритмия (аритмия); • паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке) - правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая); • интонирования (способность к употреблению основных видов интонации, их оттенков); • выразительности речи (нормальная, маловыразительная, монотонная, невыразительная) З.1О Исследование фонематических функций При исследовании фонематических функций отмечается: а) способность к фонематическому анализу и синтезу: - при выделении ударного гласного в начале слова; - при выделении звука из слова; - при определении первого и последнего звука в слове; - при определении последовательности и количества звуков в слове б) слухо-произносительная диффренциация звуков: 1) не смешиваемых в произношении; 2) смешиваемых в произношении; 3) при повторении серии слогов. Задание 1. Состояние фонематического восприятия и способность к фонематическому анализу: а) опознание изолированного звука в ряду звуков, слогов, слов, б) опознание позиции звука в слове: в начале, середине, конце слова. Цель: выявить состояние фонематического восприятия и возможность проведения элементарного фонематического анализа у ребёнка. Материал: перечень произносимых педагогом звуков, слогов, слов. Ход выполнения задания. а) Ребёнку предлагает хлопнуть в ладоши, если он услышит в ряду звуков (слогов, слов) звук С (слог или слово с заданным звуком). Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук С (слог со звуком С; слово со звуком С)»: и, а, с, п, т, с, д, ш, с, з, ц, щ, с ... (па, са, та, ас, ав, ат, ша, са, за, ша, са ...; шапка, цапля, собака, жук, зайка, сайка ...)». б) Педагог предлагает ребёнку определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Инструкция: «Угадай, где спрятался (слышится) звук С - в начале, середине или конце слова: сом, усы, нос». В выводах отмечаем: - возможность слухо-произносительной дифференциации звуков; - способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза; - уровень развития фонематического восприятия. Выводы: - слухо-произносительная дифференциация звуков отсутствует; есть; - фонематический анализ и синтез сформирован; несформирован; недостаточно сформирован; - фонематическое восприятие сформировано; не сформировано; недостаточно сформировано. З.11 Исследование слоговой структуры слова Исследуется умение воспроизводить звуко-слоговую структуру слова. Выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слова. Методические рекомендации. Детям 3 лет предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из I -3 слогов. Отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов. Для детей 4-5 лет виды заданий варьируются: - назвать предметные картинки; - повторить слова за логопедом; - ответить на вопросы (Где подстригают волосы?) При выявлении трудностей в воспроизведении слов, предлагается: - повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (та-ка-ма); - отстучать ритмический рисунок слова. После 5 лет дается задание повторить предложения с большой концентрацией сложных слов, самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам. Задание 1. Изучение слоговой структуры слов Цель: выявить уровень развития слоговой структуры слов. Материал: предметы, предметные картинки. Ход выполнения задания. Ребёнок называет выкладываемые перед ним предметные картинки. В случае затруднений ребёнку прелагается повторить сказанные педагогом слова. Инструкция: «Назови картинки (предметы)»; «Повтори то, что скажу». волк градусник стол пирамида буквы сковорода квадрат велосипед панама милиционер Этапы формирования слоговой структуры слова приводятся в таблице.
Выводы: трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости (сокращение или увеличение количества слогов, перестановки, уподобления, замены слогов; сокращение стечений согласных звуков в начале, середине или в конце слова), ритмический рисунок слова воспроизводит правильно (ие воспроизводит, с ошибками). |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 279. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |