Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состояние дыхательной и голосовой функции




Обследование проводится с 3 лет.

При исследовании дыхательной функции (неречевого и речевого дыхания) отме­чается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюш­ке е. смешанное), дается характеристика речевого дыхания (по результатам произне­сения фразы, состоящей из 3-4 слов (для детей 5 лет), 4-6 слов (для детей 6-7 лет):

• объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный);

• частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное);

• продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное), и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, гнусавый, глухой, монотонный). При исследовании голосовой функции отметить:

• громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

• тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, сиплый, резкий и др.);

• атака голоса (твердая, мягкая);

• высота голоса (высокий, низкий)

Состояние просодических компонентов речи

Обследование проводится при наличии у ребенка фразовой речи. При исследовании состояния просодических компонентов речи отметить харак­теристики:

• темпа речи (нормальный, ускоренный, быстрый, замедленный, медлен­ный);

• ритма (нормальный; дисритмия (аритмия);

• паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке) - правиль­ная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая);

• интонирования (способность к употреблению основных видов интона­ции, их оттенков);

• выразительности речи (нормальная, маловыразительная, монотонная, не­выразительная)

З.1О Исследование фонематических функций

При исследовании фонематических функций отмечается:

а) способность к фонематическому анализу и синтезу:

- при выделении ударного гласного в начале слова;

- при выделении звука из слова;

- при определении первого и последнего звука в слове;

- при определении последовательности и количества звуков в слове

б) слухо-произносительная диффренциация звуков:

1) не смешиваемых в произношении;

2) смешиваемых в произношении;

3) при повторении серии слогов.

Задание 1. Состояние фонематического восприятия и способность к фонема­тическому анализу: а) опознание изолированного звука в ряду звуков, слогов, слов, б) опознание позиции звука в слове: в начале, середине, конце слова.

Цель: выявить состояние фонематического восприятия и возможность про­ведения элементарного фонематического анализа у ребёнка.

Материал: перечень произносимых педагогом звуков, слогов, слов.

Ход выполнения задания.

а) Ребёнку предлагает хлопнуть в ладоши, если он услышит в ряду звуков (слогов, слов) звук С (слог или слово с заданным звуком).

Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук С (слог со звуком С; слово со звуком С)»: и, а, с, п, т, с, д, ш, с, з, ц, щ, с ... (па, са, та, ас, ав, ат, ша, са, за, ша, са ...; шапка, цапля, собака, жук, зайка, сайка ...)».

б) Педагог предлагает ребёнку определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Инструкция: «Угадай, где спрятался (слышится) звук С - в начале, середине или конце слова: сом, усы, нос».

В выводах отмечаем:

- возможность слухо-произносительной дифференциации звуков;

- способность к осуществлению простых и сложных форм фонематиче­ского анализа и синтеза;

- уровень развития фонематического восприятия.

Выводы:

- слухо-произносительная дифференциация звуков отсутствует; есть;

- фонематический анализ и синтез сформирован; несформирован; недостаточно сформирован;

- фонематическое восприятие сформировано; не сформировано; недоста­точно сформировано.

З.11 Исследование слоговой структуры слова

Исследуется умение воспроизводить звуко-слоговую структуру слова. Выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слова.

Методические рекомендации.

Детям 3 лет предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из I -3 слогов. Отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Для детей 4-5 лет виды заданий варьируются:

- назвать предметные картинки;

- повторить слова за логопедом;

- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?) При выявлении трудностей в воспроизведении слов, предлагается:

- повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных зву­ков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (та-ка-ма);

- отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет дается задание повторить предложения с большой концентрацией сложных слов, самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Задание 1. Изучение слоговой структуры слов Цель: выявить уровень развития слоговой структуры слов. Материал: предметы, предметные картинки.

Ход выполнения задания. Ребёнок называет выкладываемые перед ним пред­метные картинки. В случае затруднений ребёнку прелагается повторить сказанные педагогом слова.

Инструкция: «Назови картинки (предметы)»; «Повтори то, что скажу».

волк                                  градусник

стол                                  пирамида

буквы                                 сковорода

квадрат                               велосипед

панама                                милиционер

Этапы формирования слоговой структуры слова приводятся в таблице.

Этапы Возраст Формирование слоговой структуры
1  1г. 3 мес. – 1 г. 8 мес.   Ребёнок часто воспроизводит один слог услы­шанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту.
2 1 г. 8 мес. – 1 г. 10 мес. Воспроизводятся два сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко).
3 1 г. 10 мес.-2 г. 1 мес. В 3-сложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще предударный; кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах.
4 2 г. 1 мес. - 2 г. 3 мес В многосложных словах часто опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилаь (зацепилась).
5 2 г. 3 мес. - 3 г. Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Выводы: трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости (сокращение или увеличение количества слогов, перестановки, уподобления, замены слогов; сокращение стечений согласных звуков в начале, середине или в конце слова), ритмический рисунок слова воспроизводит правильно (ие воспроизводит, с ошибками).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...