Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследование состояния ручной моторики
Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение: а) кинестетической основы движений; б) кинетической основы движений. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации даются в Приложении 3.5.4. Исследуем: - объем; - координацию; - точность; - темп; - синхронность движений правой и левой руки; - переключаемость от одного движения к другому; - активность. Ход исследования: Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, воспроизвести различные позы пальцев. Кинестетическая основа движений: - одновременно вытянуть указательный и мизинец правой, левой, обеих рук; - одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой, обеих рук; - поместить указательный палец на средний (и наоборот), вытянув все пальцы; - соединить в кольцо большой палец правой руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем. Кинетическая основа движений: - поочередное сгибание разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца. От 4 до 5 лет: - «здороваются пальчики правой и левой руки»; - «здороваются пальчики только правой, только левой руки»; - мозаика шнуровка, застегивание пуговиц, вырезывание, раскрашивание. От 5 до 7 лет - дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1); - кулак - ладонь - ребро; - чередование движений: правая рука - ладонь, левая - кулак и наоборот. Выводы: объем движений (полный, неполный), координация (нормальная, не-координированность), наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, темп (медленный, быстрый, нормальный), переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное), активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность), персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении. Определение ведущей руки проводится с использованием следующих проб: - Проба на переплетение пальцев (при леворукости большой палец левой руки оказывается сверху); - Проба на аплодирование (при леворукости активное участие принимает левая рука); - Проба «поза Наполеона» - скрещивание рук на груди (у леворуких кисть правой руки оказывается сверху). Этот тест считается информативным у взрослых. Дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками. Для оценки степени праворукости и леворукости можно применить батарею тестов М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского (Приложение 3.5.5). Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу.
При выраженном предпочтении правой руки ставится знак (+) в графу «Правая рука», при предпочтении левой - в графу «Левая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак (+) ставится в графу «Обе руки». Если ребенок бытовые действия выполняет лучше левой рукой, а графические - правой, выбирая руку для письма, следует учесть не превалирование левой руки в бытовых условиях, а преимущество правой - в графических. Полезно еще раз проверить, какой рукой ребенок выполняет непривычные действия (поливает цветы, чистит зубы, открывает замок-молнию, достает бусинки из стакана, рисует круги, солнышко правой и левой рукой и др.). Выводы: графическое функциональное превосходство ( графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство ( бытовой левша, бытовой правша), ребенок-амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях). Возможные варианты: ярко выраженный бытовой левша, но графический амбидекстр; ярко выраженный бытовой правша, но графический амбидекстр). Исследование анатомического строения органов артикуляции При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении: - губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухстороняя); - зубов (отсутствие зубов; зубы мелкие, редкие, неправильной формы; крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние; диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность); - прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия); - языка (складчатый, раздвоенный кончик, макроглоссия, микроглоссия); - подъязычной связки (короткая укороченная, толстая утолщенная, наличие послеоперационного узла); - твердого и мягкого неба (высокое или готическое; низкое; высокое уплощенное; расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого неба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задрей стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины). З.7 Исследование состояния звукопроизношения При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах - в начале, в середине, в конце; во фразах). Задание 1. Состояние звукопроизношения Цель: выявить уровень сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребёнка. Материал: список фонем, предметные картинки, перечень слов и фраз. Ход выполнения задания. Педагог предлагает ребёнку повторить произнесён им звуки. Затем предлагается назвать картинки (или повторить слова, фразы, включающие те или иные фонемы). Инструкция: а) «Повтори звуки, которые я буду называть»; б) «Назови картинки (повтори слова, предложения)». Результаты обследования звукопроизношения заносятся в таблицу (см. схемы обследования детей; Приложения 2.1, 2.2, 2.3, 2.4). Отмечаем характер нарушения согласных звуков: • отсутствие (-); • замена на другие звуки (записывается звук-заместитель); • искажения (записывается характер искажения) . Свистящий сигматизм Межзубный - м\з Шипящий - ш\с Губно-зубной - г\з Боковой - б\с Призубный - п\з Носовой - н\с Перечисленные виды сигматизма, кроме шипящего, могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ) - шипящиий сигматизм. Ротацизмы велярный - вел., увулярный - ув. |
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |