Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование состояния ручной моторики




Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:

а) кинестетической основы движений;

б) кинетической основы движений.

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации даются в Приложении 3.5.4.

Исследуем:

- объем;

- координацию;

- точность;

- темп;

- синхронность движений правой и левой руки;

- переключаемость от одного движения к другому;

- активность.

Ход исследования:

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, вос­произвести различные позы пальцев.

Кинестетическая основа движений:

- одновременно вытянуть указательный и мизинец правой, левой, обеих рук;

- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой, обеих рук;

- поместить указательный палец на средний (и наоборот), вытянув все пальцы;

- соединить в кольцо большой палец правой руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем.

Кинетическая основа движений:

- поочередное сгибание разгибание пальцев правой, левой руки, на­чиная с большого, с мизинца.

От 4 до 5 лет:

- «здороваются пальчики правой и левой руки»;

- «здороваются пальчики только правой, только левой руки»;

- мозаика шнуровка, застегивание пуговиц, вырезывание, раскраши­вание.

От 5 до 7 лет - дополнительно:

- «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

- кулак - ладонь - ребро;

- чередование движений: правая рука - ладонь, левая - кулак и на­оборот.

Выводы: объем движений (полный, неполный), координация (нормальная, не-координированность), наличие синкинезий в общескелетной, мимической, ар­тикуляционной мускулатуре, темп (медленный, быстрый, нормальный), пере­ключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное), активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность), персе­верации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении.

Определение ведущей руки проводится с использованием следующих проб:

- Проба на переплетение пальцев (при леворукости большой палец левой руки оказывается сверху);

- Проба на аплодирование (при леворукости активное участие принимает левая рука);

- Проба «поза Наполеона» - скрещивание рук на груди (у леворуких кисть правой руки оказывается сверху). Этот тест считается ин­формативным у взрослых. Дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.

Для оценки степени праворукости и леворукости можно применить батарею тестов М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского (Приложение 3.5.5). Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу.

Тесты Левая рука   Обе руки   Правая рука  
1.   *          
2.           *  

При выраженном предпочтении правой руки ставится знак (+) в графу «Пра­вая рука», при предпочтении левой - в графу «Левая рука». Если при выполне­нии теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак (+) ставится в графу «Обе руки».

Если ребенок бытовые действия выполняет лучше левой рукой, а графиче­ские - правой, выбирая руку для письма, следует учесть не превалирование ле­вой руки в бытовых условиях, а преимущество правой - в графических. Полез­но еще раз проверить, какой рукой ребенок выполняет непривычные действия (поливает цветы, чистит зубы, открывает замок-молнию, достает бусинки из стакана, рисует круги, солнышко правой и левой рукой и др.).

Выводы: графическое функциональное превосходство ( графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство ( бытовой левша, бытовой правша), ребенок-амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях). Возможные варианты: ярко выраженный бытовой левша, но графический амбидекстр; ярко выраженный бытовой правша, но графический амбидекстр).

Исследование анатомического строения органов артикуляции

При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается на­личие аномалий в строении:

- губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухстороняя);

- зубов (отсутствие зубов; зубы мелкие, редкие, неправильной формы; крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, от­сутствуют резцы верхние, нижние; диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);

- прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия);

- языка (складчатый, раздвоенный кончик, макроглоссия, микроглоссия);

- подъязычной связки (короткая укороченная, толстая утолщенная, нали­чие послеоперационного узла);

- твердого и мягкого неба (высокое или готическое; низкое; высокое уплощенное; расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, не­сквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого неба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изме­нения неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных ще­лей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задрей стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндали­ны).

З.7 Исследование состояния звукопроизношения

При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носо­вых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах - в начале, в середине, в конце; во фразах).

Задание 1. Состояние звукопроизношения

Цель: выявить уровень сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребёнка.

Материал: список фонем, предметные картинки, перечень слов и фраз. Ход выполнения задания. Педагог предлагает ребёнку повторить произнесён им звуки. Затем предлагается назвать картинки (или повторить слова, фразы, включающие те или иные фонемы).

Инструкция: а) «Повтори звуки, которые я буду называть»; б) «Назови картинки (повтори слова, предложения)».

Результаты обследования звукопроизношения заносятся в таблицу (см. схемы обследования детей; Приложения 2.1, 2.2, 2.3, 2.4). Отмечаем характер нарушения согласных звуков:

• отсутствие (-);

• замена на другие звуки (записывается звук-заместитель);

• искажения (записывается характер искажения) .

Свистящий сигматизм

Межзубный - м\з           Шипящий - ш\с

Губно-зубной - г\з           Боковой - б\с

Призубный - п\з             Носовой - н\с

Перечисленные виды сигматизма, кроме шипящего, могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ) - шипящиий сигматизм.

Ротацизмы    велярный - вел., увулярный - ув.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...