Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности развития памяти
Отметить: - запоминание информации; - произвольность; - объем; - продуктивность разных видов памяти; - сохранение; - способы запоминания (в т.ч. символическое); - воспроизведение Задание 1: Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку с карандашами, взять карандаш; встать, подойти к книжной полке, взять книгу, сесть за стол, открыть книгу. Нормативы: 1,5 года - выполняет 3 действия; 2 года - выполняет 3-4 действия; 3 года - выполняет 5 действий Задание 2: Игра «Что изменилось - чего не стало?» Стимулъный материал: 4 картинки или 4 предмета Ребенку предъявляют 4 картинки, которые он называет. Затем просят отвернуться. Одну из картинок заменяют другой или меняют их местами. Ребенка просят найти изменения. Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения. Выводы: запоминание произвольное (непроизвольное); - быстрое запоминание (медленное, с трудом); - снижение объема памяти (ограничение); - длительное запоминание (быстрое забывание); - трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала); - непрочное сохранение; - неточное воспроизведение (точное) Ж) работоспособность на занятиях Отметить: - быстро или медленно включается в работу; - переключение с одного вида работы на другой (легко или с трудом); - сосредоточен или часто отвлекается; - темп работы (задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно); - причины замедленного темпа работы (обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности: вялость, заторможенность, отвлекаемость и др.); - продуктивность работы (быстрая утомляемость); - в чем проявляется утомление (замедление темпа, ухудшение качества, полное прекращение работы); - субъективные и объективные признаки утомления (жалобы на усталость, плохое самочувствие; вялость, сонливость, отвлекаемость и др.). - когда отмечается спад работоспособности (середина занятия, конец занятия). Исследование зрительного восприятия 1. Исследование восприятия цвета Нормативы: - сличение - от 1,5 до 2 лет; - выбор по названию - в 2-3 года; - самостоятельность называния - в 2,5 - 3 года Стимулъный материал: цветные наборы дидактических игр «Цветочек и лепесточек», «Рыбки и хвостики», «Носки и варежки», «Бабочки и крылья», «Листочки» (Приложение 3.3.1). Примерная инструкция: 1) «Положи к каждому цветочку подходящий лепесток»; 2) «Покажи, где красный (синий, желтый...) лепесточек?»; 3) «Назови, какого цвета этот цветочек?» Выводы: соотносит (не соотносит), обозначает словом. Исследование восприятия формы Нормативы: - сличение - от 1,5-2 лет; - выбор по названию - 2 года; - самостоятельное называние - в 3 года; Стимулъный материал', круг (шар), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора 4-х основных цветов. Примерная инструкция'. 5) «Дай такую же» (форма и цвет совпадают); 6) «Покажи, где кубик?»; 7) «Назови форму». Выводы: соотносит, не соотносит, обозначает словом. Методика «Почтовый ящик» (А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И.Леонгард) Исследуется восприятие формы и пространственных отношений. Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учет ракурса). Стимулъный материал', деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями - полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур. Проведение обследования: Экзаменатор берет одну из фигур и бросает в соответствующую прорезь Предлагает ребенку бросить все остальные. Допускается предъявление немощи. Возрастные нормативы: До 3 лет допускается силовая проба. В 3 года и старше - целенаправленная проба с элементами зрительного соотнесения. К 5 годам - зрительное соотнесение и иногда примеривание. В 6 лет - только зрительное соотнесение. Анализ результатов: а) сила (толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь); б) проба (переходит от отверстия к отверстию, пытаясь протолкнуть фигуру; в) примеривание (не соотносит форму зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей прорези); г) зрительное соотнесение (ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуру и опускает фигуру в нужную прорезь, разворот фигуры производится в воздухе, заранее). Исследование восприятия величины Исследуется уровень восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями. Методика «Вкладыши» Стимулъный материал: 7 цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов. Проведение обследования: Ребенку предлагают ровно собрать вкладку, вставить формы одна в другую с учетом величины. Анализ действий: а) неспецифические манипуляции (неадекватные действия); б) специфические манипуляции (познавательные); в) силовая проба (действия силой, без учета свойств и величины вкладыша); г) хаотическая проба (совмещение пробных и силовых действий); д) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения); е) примеривание (определение несоответствия путем поднесения друг к другу»; ж) зрительное соотнесение (правильное решение находится путем зрительного анализа). Неспецифические манипуляции к 2-3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития. Методика «Пирамидка» Стимулъный материал: пирамидка из 4-6 колец с колпачком Нормативы: - снимает кольца с пирамидки - в 1 год; - собирает пирамидку без учета величины - в 1,5-2,5 года; - собирает пирамидку с учетом величины и с установкой на результат без проб и примеривания - в 3 - 3,5 года; - работа зрительным соотнесением. Ход исследования: Ребенку предлагается самостоятельно разобрать и собрать пирамидку. Возможен показ. Анализ результатов: 1) неспецифические манипулятивные действия (берет в рот, стучит об стол и т.д.). Данные действия являются неадекватными. 2) простое манипулирование предметом (специфическая манипуляция); 3) силовая проба; 4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения); 5) примеривание (не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их); 6) зрительное соотнесение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы). До 2,5 лет правомерно пользоваться силой. Дети 3-х лет могут работать зрительным соотнесением (высокий уровень), допустимо примеривание или целенаправленная проба (средний уровень). Отсутствие данных способов к 3-м годам свидетельствует о недостатках психического развития. |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |