Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В) индивидуальные особенности ребенкаСтр 1 из 10Следующая ⇒
Методические рекомендации По обследованию детей дошкольного возраста С речевой патологией (к оформлению документации)
Методические рекомендации к сбору анамнестических данных. 1. При изучении наследственных, нервно-психических, соматических, хронических заболеваний у родителей отметить: Данные: со слов; по документам (подчеркнуть) - данных нет; - наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; - наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; - наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); - наличие алкоголизма у родителей; - характерологические особенности матери и отца. 2. При изучении речевой среды (5-ый, 6-ой г.ж.), данных о речевых нарушениях у родителей и родственников отметить: - благополучная; - ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; - задержка речевого развития у родителей; - заикание у родителей, сестер, братьев; - контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; - нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; - наличие двуязычия - какой язык преобладает в общении. 3. При изучении характера протекания беременности отметить: - от которой по счету беременности ребенок; - исход предыдущей(-их) беременности(-ей); - токсикоз (1-й, 2-й половины беременности); - хронические заболевания матери (заболевания почек, печени, сердечно-сосудистые, эндокринные и др.); - простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности); - психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности): падения, ушибы, сотрясения, психозы и др.; - применение медикаментозных средств (антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги, жаропонижающие, седативные средства, противосудорожные, антипаразитические); - влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, фенолы, кислоты, ядохимикаты и др.); - повышенный фон радиационного излучения; - употребление алкоголя, никотина, наркотиков. 4. При изучении характера протекания родов отметить: - нормальные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные), досрочные, срочные, недоношенность; - слабость родовой деятельности матери; - применение средств родовспоможения (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение); - травмы во время родов (переломы, кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, родовая опухоль); - наличие асфиксий (белая, синяя); - резус-фактор (отрицательный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка); - вес и рост ребенка при рождении. 5. Когда закричал ребенок (сразу, не сразу; характер крика - слабый, монотонный, немодулированный, громкий, модулированный). 6. При изучении раннего постнатального периода отметить: - характер грудного вскармливания (когда принесли кормить, отказ от груди, активное сосание, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное); - характер «жизненного» ритма ребенка (особенности сна, бодрствования); без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство., отмечаем длительность и глубину сна, нарушение засыпания и пробуждения, постоянный и беспричинный плач, стойкое нарушение сна. Для изучения анамнестических проводится анкетирование родителей (анкета №1, Приложение 3.1.1). 7. При изучении раннего психомоторного развития отметить: с какого времени ребенок удерживает головку, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году. Возрастные особенности раннего психомоторного развития представлен в Приложении 3.1.2. 8. При изучении данных о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты отметить отклонения от нормы. 9. При изучении характера раннего речевого развития ребенка отметить: - время появления гуления (в норме с 3-х мес.); - время появления лепета (в норме с 6 мес.); - характер лепета (активный, многообразие звуковых комплексе», бедность звуковых комплексов, назализованность гласных); - первые слова (в норме около года); - первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет); - характер первых слов и фраз (наличие нарушений слоговой структуры, - аграмматизмы, неправильное звукопроизношение. Особенности довербального и раннего вербального развития детей отражены в схеме развития речи ребенка (Приложение 3.1.3). Для сбора дополнительных данных о ребенке разработана анкета №2 (Приложение 3.1.4). Исследование неречевых психических функций Общие данные, полученные в процессе обследования: а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное общение, избирательный негативизм); б) характер игровой деятельности (для детей от 2 до 4 лет) Ребенку предлагают поиграть со знакомыми игрушками. Логопед ведет наблюдение за игрой. Игра: - манипулятивная; - предметная; - процессуальная; - с элементом замысла; - сюжетная; - ролевая Нормы: 1) манипуляция с предметами - до 2 лет; 2) процессуальные игровые действия - с 2-х лет (одевает и раздевает куклу; возит машину); 3) процессуальная игра с элементами замысла - от 2-3 лет (катает куклу; нагружает машину кубиками); 4) сюжетная игра - к 3 годам. Анализ уровня развития игры: 1) использование игрушек (адекватное, неадекватное, неспецифические манипуляции с игрушками; предметы-заменители, любимые игрушки; не использует); 2) замысел игр (с помощью взрослого, самостоятельно, с участием речи); 1) характер замыслов (разнообразный, однообразный); 2) характер игровых действий с игрушками (разнообразные, однообразные, использование речи при этом); 3) взаимодействие в игре (вступает, не вступает; характер речевых реакций в ходе взаимодействия); 4) длительность взаимодействия (кратковременное, длительное). в) индивидуальные особенности ребенка При исследовании индивидуальных особенностей ребенка выявляются: • особенности эмоционально-волевой сферы; • личностно-характерологические особенности; • некоторые типологические особенности Особенности эмоционально-волевой сферы. фон настроения (нормальный, сниженный, устойчивый аффективный, эйфоричный, депрессивный, контрастирующий); беспричинный смех, крик, плач: эмоциональная лабильность; снижение волевой активности; повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность; преобладающее настроение на занятиях (в быту): жизнерадостное, подавление. без особых свойств; настроение устойчивое (резкие колебания настроения в течение дня) Личностные и характерологические особенности: без заметных отклонений; спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми; конфликтный; проявляет негативизм; немотивированное упрямство раздражительность; склонность к аффектам; агрессивность; обидчивость; впечатлительность; замкнутость; стремление к одиночеству Некоторые типологические особенности: активный, подвижный (инертный, медлительный); спокойный, уравновешенный (возбудимый, неуравновешенный); быстрота реакции на словесные раздражители (задания, инструкции, просьбы и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление. г) особенности внимания (объем, устойчивость, распределение, умственная работоспособность, переключение) Методика «Зрительный диктант» (Приложение 3.2.1) Стимульный материал: 3 таблицы из 16 клеток, где изображены знакомые предметы. Для детей 2-2,5 лет - найти две повторяющиеся картинки на таблице 1. Для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки на таблице 2. Для детей 5-6 лет - найти две повторяющиеся картинки в таблице 3. Инструкция: « Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) как можно быстрее. Но не ошибайся. Анализ результатов: 1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания); 2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних раздражителей); 3) застревание внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой; 4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринимать в данный момент нужный объем информации). Выводы: - внимание устойчивое (неустойчивое); - взгляд фиксирует (не фиксирует); - переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание); - с явлениями генерализации; - общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано); - слабая концентрация внимания; - общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано). Д) особенности мышления Для обследования умственных способностей предлагаются следующие задания: - Разложить серию из 3 и более картин с развитием сюжета. - Задания на классификацию, обобщение, выделение липшего предмета из группы однородных. - Определение уровня смысловой целостности рассказа. В выводах отметить: - уровень познавательной активности (высокий, снижен, низкий, требует развития); - сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование): сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции); - преобладание формы мышления (наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое). Специфические показатели (характеристики) психического развития детей и динамика развития мышления отражены в Приложении 3.2.2 (схемы 1 и 2). Е) особенности памяти |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |