Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организационные структуры управления.
Организационные структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Организационная структура управления организацией- это соподчиненность управленческих связей между управляющим и управляемой подсистемами. Она характеризуется составом и информационными взаимосвязями самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательном соподчинении и наделенных основными правами и обязанностями. Организационная структура показывает область ответственности каждого работника и его взаимоотношения с другими работниками структурных подразделений. Если все взаимосвязи, описываемые организационной структурой управления, применены правильно, то они ведут к гармоничному сотрудничеству и общему стремлению выполнить поставленные перед предприятием задачи. Организационная структура показывает, кто и за какие участки работы отвечает. Она показывает взаимодействия (коммуникацию) отдельных участков между собой, позволяет и требует на всех уровнях управления применения здравого смысла и способности оценивать обстановку. Элементами структуры управления являются: 1. работник управления- человек выполняющий определенную функцию управления; 2. орган управления- группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп; 3. первичная группа- коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных. Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами: горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми, вертикальные связи- связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи означают подчинение линейным руководителям по всем вопросам управления. Функциональные связи имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю. Число звеньев в структуре определяют ее уровни. Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В зависимости от характера связей все оргструктуры можно условно разделить на следующие основные типы: · линейная; · функциональная; · линейно- функциональная; · матричная; · дивизиональная. Виды организационных структур управления Дивизионная структура управления Дивизионная структура управления - организационная структура управления предприятием, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. Иерархическая структура управления Иерархическая структура управления - организационная структура управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а эти решения строго обязательны для нижних уровней. Инновационно-производственная структура управления Инновационно-производственная структура управления - структура управления, предусматривающая разделение: руководства подразделениями, осуществляющими инновационные функции: стратегическое планирование, разработку и подготовку производства новой продукции; и повседневного оперативного управления налаженным производством и сбытом освоенных изделий. Линейная структура управления Линейная структура управления - отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления. Преимущества линейной структуры организации: четкая система взаимных связей функций и подразделений; четкая система единоначалия — один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; ясно выраженная ответственность; быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих. Недостатки линейной структуры организации: отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации; критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом — разные; тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности; большое число «этажей управления»; между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение; перегрузка управленцев верхнего уровня; повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев. Линейно-функциональная структура управления Линейно-функциональная структура управления - структура органов управления, состоящая из: линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу; и обслуживающих функциональных подразделений. Достоинства линейно–функциональной структуры предприятия: более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; некоторая разгрузка высших руководителей; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов; при наделении структур подразделений правами функционального руководства такая структура — хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления. Недостатки линейно–функциональной структуры предприятия: недостаточно четкое распределение ответственности, т.к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении; тенденции к чрезмерной централизации управления; аналогичные линейной структуре, частично — в ослабленном виде. Структуру управления можно рассматривать и как форму закрепления прав, обязанностей и ответственности в системе управления по осуществлению процесса управления. При создании организационных структур управления, ориентированных на потребителя, подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей (например, армия и гражданские отрасли, продукция производственно-технического и культурно-бытового назначения). Цель такой организационной структуры состоит в том, чтобы удовлетворять потребности конкретных потребителей так же хорошо, как это делает компания, которая обслуживает всего одну их группу. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что наиболее эффективными и перспективными являются организационные структуры управления, построенные по дивизионному и матричному типам, так как только они способны адекватно и оперативно реагировать на изменения, происходящие не только внутри предприятия, но и во внешней среде. Процесс управления. Цикл менеджмента. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Принципы менеджмента Принципы менеджмента- это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Ведущий принцип менеджмента- оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение означает , что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями- оперативное управление. Из основного принципа вытекает и другие:
На рубеже 19-20 веков Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
Принципы управления сформулировал А. Файоль в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 году.
К концу 20 века практика выработала свои принципы. Вот некоторые из них:
Функции менеджмента. В процессе решения управленческих проблем, мы представляем , что само управление одновременно является процессом взаимосвязанных функций. Ключевыми функциями являются:
Выполнение всех этих функций пронизано процессами принятия решений и процессами передачи информации. Планирование- это стадия процесса управления , на которой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия. С данной функции начинается процесс управления , от ее качества зависит успех организации. Сущность функции организации состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Мотивация- это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей. Для обеспечения успешного выполнения работы менеджер должен побуждать людей эффективно трудиться. Для этого осуществляется материальное и моральное стимулирование, создаются условия для проявления активности работников и их саморазвития. Контроль- это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий. Выделяют следующие виды контроля: · Предварительный; · Текущий; · Последующий. В практике управления различают два вида функций управления: основные и конкретные. К основным функциям управления можно отнести весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в определенной последовательности: прогнозирование, организация, планирование, мотивация, контроль, учет анализ, подготовка и принятие управленческих решений. Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Взаимосвязь функций и цикличность процесса управления проявляется в том, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. Результаты контроля дают импульсы планированию, коррекции всей остальной деятельности по выполнению функций. Практически функции взаимопроникают в любом плане всегда имеется стадия организовывания, т.е. создание реальных условий для достижений запланированных целей; без планов не возможно контролировать результаты; контроль для персонала может быть мощным мотивационным фактором и т.д.
Цикл менеджмента Понятие планирования. Общие правила планирования. Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. Планирование- это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях. Противоположностью планирования является импровизация. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Следует понимать, что невозможно получить абсолютно все важные данные о рынке в целом, особенно те, что касаются деятельности конкурентов. Таким образом, любое планирование базируется на неполных данных. Различают: перспективное, стратегическое и текущее планирование. Краткосрочное планирование активно использовалось достаточно давно. Однако бурный рост экономики, возрастание конкуренции, динамизация внешней среды обусловили переход к долгосрочному планированию. В 50-х годах оно впервые стало применяться на крупных и средних фирмах. Процесс планирования включает в себя четыре этапа: · Выработку общих целей предприятия; · Детализацию и конкретизацию целей; · Определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей; · Контроль за достижением целей. Эффективность планирования во многом определяется тем, насколько соблюдены его принципы. Они следующие. Принцип единства. Поскольку организация- это целостная система, то все составные части системы должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации. Все планы, разрабатываемые в организации,- не просто набор документов, а их взаимосвязанная система. Принцип участия. Этот принцип означает, что процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, как бы объединяет оперативное руководство с планированием. Принцип непрерывности. Он означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это продиктовано следующими обстоятельствами, как неопределенность внешней среды и частые ее изменения, ввиду чего фирма корректирует оценку внешних условий и уточняет планы. Следует учитывать постоянные изменения представлений фирмы о своих внутренних возможностях. Принцип гибкости. Он тесно связан с принципом непрерывности. Этот принцип заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить уточнения в связи с изменяющимися условиями деятельности организации. Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна. В зависимости от того или иного признака выделяются различные виды планирования: По степени охвата:
По содержанию планирования:
По предмету планирования:
По сферам функционирования:
По срокам:
С точки зрения структуры управления:
По возможности изменения планов:
Весь процесс планирования на предприятии делится на две стадии: разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, тактическое планирование). Рынок, оказывая воздействие на деятельность фирмы, требует не просто планирования, а стратегического планирования, которое предусматривает выработку и осуществление стратегии по отношению к рынку, к конкурентам, к покупателям. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 486. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |