Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность менеджмента и его основные черты.




Возникнув в конце 19 века, менеджмент приобрел особую популярность в 30-е годы 20 века. Уже тогда деятельность по управлению выделилась в особую сферу деятельности, а область знаний в особую дисциплину. Английское слово «менеджмент» означает управление и происходит от корня латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

     Профессиональный менеджмент является самостоятельным видом деятельности, для которого требуется наличие субъекта – профессионала менеджмента, работа которого направлена на объект – хозяйственную деятельность организации в целом и ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).

Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США. В общедоступном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

       Таким образом, под менеджмент понимают функцию управления, то есть вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле и т.д.) и в любой сфере деятельности (производство, сбыте, финансах и т.д.), если она направлена на получение прибыли (дохода) как конечного результата.

Менеджмент- понятие очень емкое. Содержание менеджмента можно рассматривать в трех направлениях:

 

  1. Наука и практика управления. Менеджмент – это область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления. Она составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями.

 

  1. Организация управления предприятием. Установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий их функционирования.

 

  1. Процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций и проблем, которые требуют от менеджмента принятия определенных решений. На основании принятого решения ставится задача каждому исполнителю.

 

К показателям, которые характеризуют труд менеджера, можно отнести :

  • снижение трудоемкости обработки управленческой информации;
  • сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации;
  • сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала улучшением организации труда.

Эффективность управленческого труда будет определяться так:

Эффективность = эффект : затраты управленческого труда.

 

Тема 1.2 Этапы развития менеджмента.

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф. Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф. Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложений Ф. Тейлором модели управления показал, что эта система Ф. Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганта.

Второй этап развитие менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджмента, на основе учения Ф. Тейлора, но с принципиально новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф. Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун. В частности, А. Файоль впервые передоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента стал называется «неоклассическим», нарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А. Файоля, Д. Муни, П. Слоуна, Э. Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений. 

Четвертый этап относится к периоду 1940-1960гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно- вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «Х» - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У»- принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции- 1950- 1960)

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970-1980гг. Ученными- управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла, происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: «стратегического менеджмента» И. Ансоффа, «теория властных структур между организациями» Г. Саланчика, «конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов» Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлении, неожиданным для многих открытием «организационной структуры» как мощного механизма управления. Особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

· возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;

· создание социальных поведенческих элементов;

· усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 570.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...