Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Процесс принятия управленческих решений.




Эффективность работы предприятия зависит от степени слаженности технологических процессов организации и работы аппарата управления, результатом которых являются управленческие решения.

Управленческое решение - это продуманное действие, следствием которого является осуществление какого-либо действия для достижения цели организации или воздержание от него. Процесс принятия решений требует от руководителя высокого профессионализма и чутья.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

  1. всесторонняя обоснованность;
  2. правомерность;
  3. непротиворечивость;
  4. своевременность;
  5. обеспеченность ресурсами;
  6. ясность и лаконичность.

Так как процесс принятия решения субъективен, то успех его принятия и реализации зависит от сложившейся ситуации, под воздействием которой менеджером могут быть допущены ошибки или неизбежные потери.

Качество управленческого решения определяется на основе сравнения потерь и выгод, получаемых предприятием, а также дальнейшими возможностями его развития.

Процесс принятия решения – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленная на разрешение проблем организации, которая заключается в анализе ситуации, рассмотрении альтернатив , принятии решения и организации его выполнения.

По методам решения проблем различают решения:

  • Основанные на интуиции;
  • Основанные на занятиях и здравом смысле;
  • Основанные на рационализме;
  • Основанные на комбинации подходов.

Решение принимает человек, поэтому решение представляет собой волевое действие и способ его выполнения. В зависимости от личности руководителя характер решений может быть различным. Менеджер уравновешенный, спокойный, критичный к себе принимает, как правило, уравновешенные или осторожные решения. Недоверчивые, скептически настроенные люди склонны принимать инертные решения. Холерики легко генерируют различные идеи и принимают импульсивные, и даже рискованные решения.

       Управление процессом решения проблем предполагает:

1. предвидение проблем;

2. выявление проблем;

3. диагностику;

4. систематизацию и классификацию проблем;

5. выработку альтернативных решений;

6. выбор наиболее предпочтительного варианта решения;

7. реализацию принятых решений;

8. контроль за реализацией решений.

Есть общая для любого процесса принятия решений технология. Она используется в любой организации и сводится к трем стадиям:

  1. подготовка решения;
  2. принятие решения;
  3. реализация решения.

Существует три правила принятия управленческого решения:

  • не принимайте на более высоком уровне решение, которое можно принять на более низком уровне;
  • пространство решений должно быть ограничено, это улучшит руководство и качество решения;
  • решение, принятое на более высоком уровне- усредненное и не обязательно лучшее решение.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро- и макро- уровне, включающий пояс , сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выборов оптимального решения; выбор и принятия наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые изменения и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

Способы представления процесса принятия решения различны. В их основе – различные подходы к направлению: системные, количественные, ситуационные. В определенном смысле универсальным является ситуационный подход, он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, а подготовка, принятие и реализация решения осуществляется на основе всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.

Эффективность решения может быть представлена формулой:

ЭР=К*П,

Где ЭР- эффективность решения;

К- фактор качества решения;

П- фактор принятия решения.

Если один из факторов стремиться к минимуму, эффективность решения падает.

Спрогнозировать эффективность принятого решения можно, зная принципы , которые лежат в основе принятия управленческого решения.

Наиболее распространенные- это принцип единоначалия, принцип единогласия, принцип большинства, принцип консенсуса. 

Принцип единоначалия. Решение принимается единолично. Оно может быть эффективным, если оценивается как качественное. Но часто единоличные решения принимают менеджеры с авторитарным стилем поведения, которые предпочитают командовать и приказывать. Поэтому при выполнении решения возникает напряженность, а межличностные отношения характеризуются повышенной конфликтностью.

Принцип единогласия. Это безоговорочная поддержка выдвигаемой альтернативы. Единогласие имеет место при отсутствии «коалиции» или противоборствующих групп. Для организации единогласие- довольно опасный симптом, свидетельствующий об ослаблении демократического стиля мышления.

Принцип большинства. Он вводится в действие, когда в процессе выработки решения соперничают разные мнения. В связи с этим при принятии решения прибегают к голосованию. Нередко для принятия решения достаточно простого большинства, иногда по некоторым принципиальным вопросам утверждается норма 2/3.

Принцип консенсуса. Многоплановые согласования между отдельным людьми и группами по поводу значимых и «незначимых» проблем, связанных с принятием решений.

Консенсус – это согласование всех спорных вопросов и различных мнений в процессе выработки решений. Оно достигается путем взаимных обсуждений и консультаций, а так же путем применения различных методик рационализации выдвигаемых альтернатив. Для этой цели используются приемы: мозговая атака, интервью, групповая работа..

Метод «Ринги».

В японском бизнесе для этой цели служит метод «ринги». Метод «ринги» (перевод с японского) получение согласия на решение проблемы путем опроса без созыва заседания. Процедура «ринги» состоит из ряда этапов:

  1. Руководство фирмы совместно с привлеченными специалистами выдвигает общие соображения на проблему, по которой должно быть принято решение.
  2. Передача проблемы вниз- в секцию, где организуется работа над проектом.
  3. Нэмаваси, буквально обрубание корней, т.е. детальное согласование с исполнителями по всем пунктам готовящегося проекта. В сущности – это сглаживание углов, ослабление разногласий, отсечение противоположных точек зрения.
  4. Проведение целенаправленных совещаний , конференций, на которых обсуждается конкретный путь решения проблемы.
  5. Доработка документа, который называется «рингисе», визирование его исполнителями, утверждение документа руководством фирмы.

В Японии процедуру «ринги» относят к проявлениям управленческой философии, проповедующей предусмотрительность, осторожность, коллективную ответственность.

Пpи peшeнии oтнocитeльнo нecлoжныx пpoблeм чacтo иcпoльзyeтcя интyитивный пoдxoд, кoтopый xapaктepизyeтcя cлeдyющими чepтaми:

  • cyбъeкт peшeния дepжит вcю пpoблeмy в гoлoвe;
  • пo мepe paзвития пpoблeмы пoдxoд к ee peшeнию мoжeт paдикaльнo мeнятьcя;
  • вoзмoжнo oднoвpeмeннoe paccмoтpeниe нecкoлькиx вapиaнтoв;
  • мoжeт нe coблюдaтьcя пocлeдoвaтeльнocть этaпoв;
  • кaчecтвo peшeния ocнoвывaeтcя пpeждe вceгo нa пpeдыдyщeм oпытe лицa, пpинимaющeгo peшeниe.

Интyитивный пoдxoд нe дaeт xopoшиx peзyльтaтoв, кoгдa oпыт мeнeджepa нeбoльшoй, a пpeдыдyщиe cитyaции нe cooтвeтcтвyют нoвoй. Тaкжe нa кaчecтвo интyитивныx peшeний мoжeт oкaзывaть влияниe нeдocтaтoчнo пoлнoe пpeдcтaвлeниe o тeкyщeй cитyaции.

Еcли пpoблeмнaя cитyaция нe тaк oчeвиднa, ee peшeниe нeoднoзнaчнo, тo пpoцecc пpинятия peшeний тpeбyeт cтpyктypизaции, кoтopaя пoзвoлит oпpeдeлить этaпы и пpoцeдypы, нaпpaвлeнныe нa ee peшeниe. Пpoцecc пpинятия peшeний мoжнo пpeдcтaвить в видe cлeдyющиx этaпoв, кaждoмy из кoтopыx cooтвeтcтвyют oпpeдeлeнныe пpoцeдypы:

  • пocтaнoвкa пpoблeмы: вoзникнoвeниe нoвoй cитyaции, пoявлeниe пpoблeмы, cбop нeoбxoдимoй инфopмaции, oпиcaниe пpoблeмнoй cитyaции;
  • paзpaбoткa вapиaнтoв peшeний: фopмyлиpoвaниe тpeбoвaний-oгpaничeний, cбop нeoбxoдимoй инфopмaции, paзpaбoткa вoзмoжныx вapиaнтoв peшeний;
  • выбop peшeния: oпpeдeлeниe кpитepиeв выбopa; oтбop peшeний, oтвeчaющиx кpитepиям, oцeнкa вoзмoжныx пocлeдcтвий, выбop пpeдпoчтитeльнoгo peшeния;
  • opгaнизaция выпoлнeния peшeния и eгo oцeнкa: плaн peaлизaции выбpaннoгo peшeния; кoнтpoль зa xoдoм peaлизaции peшeния; oцeнкa peшeния пpoблeмы и вoзникнoвeниe нoвoй cитyaции.

Обязaтeльными элeмeнтaми пpoцecca являeтcя нaличиe пoэтaпнoгo плaнa и мeтoдoв peшeния, a тaкжe иx инфopмaциoннoe oбecпeчeниe. Рaбoтa пo cбopy, oбpaбoткe и oцeнкe инфopмaции пpoвoдитcя нa вcex этaпax пpoцecca, нo кaждый paз oнa имeeт ocoбeннocти, oтpaжaющиe cпeцификy выпoлняeмыx дeйcтвий и peшaeмыx зaдaч, a тaкжe cтиль paбoты мeнeджepa.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1138.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...