Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование миссии и целей предприятия




Видение организации - это образное представление смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности, что представляет собой организация, какой она должна стать и к чему она стремится. Формирование видения - это одна из задач высшего руководства. Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям: вдохновлять, быть простой, как воспоминание или образ, заслуживать доверие и содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии.

Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только "настоящее" организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Основные компоненты миссии:

  1. Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей.
  2. Категории целевых групп потребителей.
  3. Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей.
  4. Конкурентные преимущества.
  5. Философия бизнеса.

Существует два подхода к пониманию миссии: широкий и узкий. В широком понимании миссия - это философия и предназначение организации. При таком подходе миссия определяется в общих терминах без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т.п. Содержание миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также те действия, которые она намерена осуществлять.

Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления. Во-первых, миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений. Во-вторых, в случае больших по размеру или географически разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в одно целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях. В-третьих, хорошая миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компании на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.
   Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Признак "общие" означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик.


       Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации. Цели предприятия должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей. К числу основных характеристик целей относятся:

  • конкретность и измеримость. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ;
  • горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель;
  • достижимость. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда;
  • непротиворечивость. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

      Недостаточное внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Так, широко провозглашенная многими российскими предприятиями в процессе перестройки цель - "сохранение трудового коллектива" - привела к снижению мотивации труда. Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Число и разнообразие целей и задач менеджмента требуют системного подхода к определению их состава. В качестве удобного апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей .

 

 

 Иерархия целей организации

Еще одно отличие состоит в том, что стратегия- это направление развития. Стратегия включает в себя всю совокупность глобальных идей развития фирмы, а не только сосредоточена на конкретном периоде. Планирование стратегии устанавливает общие направления, следование которым обеспечивает рост и устремление позиций организации. Основной принцип стратегического планирования- адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие ее внешнем окружении.

Стратегия- это оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы.

Миссия компании определяет ее статус, декларирует принципы ее функционирования, заявления, действительные намерения ее руководителей. Это наиболее общая цель предприятия, выражающая причину ее существования. Она выражает устремленность организации в будущее , показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.

Стратегическая установка, или миссия организации, в сущно­сти, означает попытку ответить на вопрос, в чем состоит конеч­ный смысл деятельности организации. Она обычно довольно ши­рока по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосроч­ных перспектив организации. Нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организа­ций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и, по возможности, укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудо­емкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организа­ций, деятельность которых строго регламентирована сверху, на­пример, органов муниципального управления. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определе­ния миссии может становиться одной из сложнейших проблем стра­тегического развития.




Управление рисками

Хозяйственная деятельность предприятия связана с определенным риском. Риск- это возможность не достижения цели, ожидаемых результатов реализации принятого решения или осуществление запланированной деятельности вследствие объективно существующей неопределенности. Риск связан с потерей своих ресурсов предприятием, недополучением доходов или дополнительными расходами.

Величину риска можно определить как произведение величины потери и вероятности ее поступления:

Р=(П*В):100,

где Р - величина риска (в руб); П- величина потерь (в руб); В- вероятность потерь (в %).

       Для анализа риска необходимо выявить источники его возникновения, которые можно классифицировать по следующим видам: предпринимательские, хозяйственные, финансовые.

1. Предпринимательский риск складывается под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов. К наиболее важным внешним факторам относятся: инфляция; изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин; и т.д. Не менее опасно для деятельности предприятия влияние внутренних факторов, которые связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала.

  1. Хозяйственные риски делятся на:

-риски нанесения ущерба собственности предприятия в результате кражи, диверсии, халатности, аварии, пожара, стихийного бедствия и по другим причинам;

-производственный риск проявляется в уменьшении объема работ,                                 снижении качества, росте издержек производства, уменьшении производительности труда, и т.д.

 -коммерческий риск связан с процессом реализации товаров и услуг,                        производимых или закупаемых предприятием, и проявляется в снижении объемов реализации товаров, повышения издержек и т.д.

3. Финансовые риски подразделяются на:

 -риски, связанные с покупательской способностью денег- это риск в инфляции и изменения валютного курса;

-риск предпринимательских инвестиций- связан с рисками кредита, риск ущерба в результате ошибок, связанных с оформлением права собственности и т.д.;

-риск финансовых инвестиций- обусловлен ошибками в результате невыгодного приобретения предприятием активов в виде ценных бумаг.

Для оперативного управления рисками на многих предприятиях работают риск- менеджеры. В хозяйственной практике существует ряд методов управления рисками.

Способы управления рисками можно условно разделить на два основных направления:

1. методы предупреждения и ограничения риска:

· тщательная предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения и оценка соответствующих уровней риска;

· лимитирование риска- установление предельных сумм издержек, связанных с рисковым решением;

· использование различных гарантий и залоговых обязательств;

· диверсификация рисков: распределение рисков между участниками отдельных проектов; распределение риска во времени и др.

2. методы возмещения потерь:

· создание страховых и резервных фондов;

· страхование рисков в страховых организациях.

Важно иметь возможность количественно оценить степень риска, ведущего к банкротству. С этой целью рассчитывается коэффициента риска, представляющей соотношение максимально возможного объема убытков и объема собственных средств.

 

Контрольные вопросы.

  1. Что представляют собой управленческие функции?
  2. Какова сущность стратегического планирования?
  3. Назовите основные этапы процесса стратегического планирования и дайте их краткую характеристику.
  4. Для чего нужна формулировка общей цели организации?
  5. Как влияет внутренняя и внешняя среда на процесс планирования?
  6. Что такое тактика и стратегия организации?
  7. Назовите основные планы , которые должны разрабатываться в организации, и их содержание.
  8. Что такое «жизненный цикл организации», и каковы его этапы?
  9. Какие основные переменные в организации следует учитывать руководству?
  10. Почему руководство обязано осознавать взаимосвязь внутренних переменных?
  11. Какова взаимосвязь между задачами и технологией?
  12. Каковы отношения между следующими понятиями: цели, задачи, люди?

 

Ситуация для обсуждения

  1. Следует ли менеджеру учитывать психологические особенности работников? Дайте пояснения.
  2. Почему руководству следует оценивать влияние изменений общего состояния экономике на деятельность организации?

Принятие решений.

Виды решений.

Проблема – это вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения. Проблема возникает, если возникает несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному.

Проблемы бывают:

  1. стратегическими и тактическими;
  2. долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными;
  3. они могут возникать на разных уровнях управления.

Труд управленца постоянно связан с разрешением проблем.

       Решение проблем- это процесс, который позволяет систематически собирать факты для принятия решений.

       Приступая к выработке принятия решений, руководствуйся:

  • Проблему необходимо осмыслить на основе достоверной информации;
  • Проанализировать варианты решения проблемы;
  • Привлечь к подготовке решения необходимый круг специалистов;
  • Построить модель решения проблемы, определить ее исполнителей;
  • Учесть возможные последствия выполнения, неполного выполнения и невыполнения решения;
  • Определить объем, вид, способы и сроки передачи информации о принятом решении;
  • Продумать способы контроля и обратной связи по ходу выполнения решения.

Решение- это всегда осмысление проблем и выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы.

       Управленческие решения делятся по ряду признаков. В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает:

  • Высшего уровня;
  • Среднего уровня;
  • Низшего уровня.

Дифференциация по предмету выделяет: концептуальные и исполнительские решения.

       По решаемым задачам различают:

· Информативные решения, которые имеют целью оценить получаемую информацию;

· Организационные, которые призваны установить необходимую структуру управления;

· Оперативные, это решения на действия: «Как действовать»

По степени охвата проблемы решения бывают:

· Выборочные, когда рассматривается какой- либо аспект проблемы;

· Систематические, когда рассматривается вся проблема.

В зависимости от того, в какой сфере деятельности организации решаются проблемы, решения подразделяется на:

  • Производственные (технические и технологические);
  • Сбытовые и снабженческие (маркетинговые);
  • Финансовые;
  • Плановые;
  • Кадровые.

По формам принятия решения подразделяются на:

  • Единоличные: решения принимается руководителем без обсуждения с другими лицами;
  • Коллегиальные: проблему обсуждают специалисты, но решение формулируется руководителем; он же несет ответственность за принятое решение:
  • Коллективные: решение принимается коллективом или на основе голосования, и ответственность лежит на всем коллективе.

По принципам выработки решений они делятся на:

  • Запрограммированные , их обоснование производится по определенным правилам – алгоритмам . Они допускают строгую формализацию.
  • Незапрограммированные, возникают в случаях изменения обстановки , условий или в экстремальных ситуациях. Они вырабатываются неформальным, творческим путем.

По характеру исходной информации решения бывают:

· В условиях определенности (полной информации);

· В условиях неопределенности (неполной информации).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 610.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...