Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование миссии и целей предприятия
Видение организации - это образное представление смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности, что представляет собой организация, какой она должна стать и к чему она стремится. Формирование видения - это одна из задач высшего руководства. Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям: вдохновлять, быть простой, как воспоминание или образ, заслуживать доверие и содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии. Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только "настоящее" организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Существует два подхода к пониманию миссии: широкий и узкий. В широком понимании миссия - это философия и предназначение организации. При таком подходе миссия определяется в общих терминах без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т.п. Содержание миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также те действия, которые она намерена осуществлять. Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления. Во-первых, миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений. Во-вторых, в случае больших по размеру или географически разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в одно целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях. В-третьих, хорошая миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компании на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.
Недостаточное внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Так, широко провозглашенная многими российскими предприятиями в процессе перестройки цель - "сохранение трудового коллектива" - привела к снижению мотивации труда. Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Число и разнообразие целей и задач менеджмента требуют системного подхода к определению их состава. В качестве удобного апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей .
Иерархия целей организации Еще одно отличие состоит в том, что стратегия- это направление развития. Стратегия включает в себя всю совокупность глобальных идей развития фирмы, а не только сосредоточена на конкретном периоде. Планирование стратегии устанавливает общие направления, следование которым обеспечивает рост и устремление позиций организации. Основной принцип стратегического планирования- адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие ее внешнем окружении. Стратегия- это оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы. Миссия компании определяет ее статус, декларирует принципы ее функционирования, заявления, действительные намерения ее руководителей. Это наиболее общая цель предприятия, выражающая причину ее существования. Она выражает устремленность организации в будущее , показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Стратегическая установка, или миссия организации, в сущности, означает попытку ответить на вопрос, в чем состоит конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и, по возможности, укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например, органов муниципального управления. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определения миссии может становиться одной из сложнейших проблем стратегического развития. Управление рисками Хозяйственная деятельность предприятия связана с определенным риском. Риск- это возможность не достижения цели, ожидаемых результатов реализации принятого решения или осуществление запланированной деятельности вследствие объективно существующей неопределенности. Риск связан с потерей своих ресурсов предприятием, недополучением доходов или дополнительными расходами. Величину риска можно определить как произведение величины потери и вероятности ее поступления: Р=(П*В):100, где Р - величина риска (в руб); П- величина потерь (в руб); В- вероятность потерь (в %). Для анализа риска необходимо выявить источники его возникновения, которые можно классифицировать по следующим видам: предпринимательские, хозяйственные, финансовые. 1. Предпринимательский риск складывается под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов. К наиболее важным внешним факторам относятся: инфляция; изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин; и т.д. Не менее опасно для деятельности предприятия влияние внутренних факторов, которые связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала.
-риски нанесения ущерба собственности предприятия в результате кражи, диверсии, халатности, аварии, пожара, стихийного бедствия и по другим причинам; -производственный риск проявляется в уменьшении объема работ, снижении качества, росте издержек производства, уменьшении производительности труда, и т.д. -коммерческий риск связан с процессом реализации товаров и услуг, производимых или закупаемых предприятием, и проявляется в снижении объемов реализации товаров, повышения издержек и т.д. 3. Финансовые риски подразделяются на: -риски, связанные с покупательской способностью денег- это риск в инфляции и изменения валютного курса; -риск предпринимательских инвестиций- связан с рисками кредита, риск ущерба в результате ошибок, связанных с оформлением права собственности и т.д.; -риск финансовых инвестиций- обусловлен ошибками в результате невыгодного приобретения предприятием активов в виде ценных бумаг. Для оперативного управления рисками на многих предприятиях работают риск- менеджеры. В хозяйственной практике существует ряд методов управления рисками. Способы управления рисками можно условно разделить на два основных направления: 1. методы предупреждения и ограничения риска: · тщательная предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения и оценка соответствующих уровней риска; · лимитирование риска- установление предельных сумм издержек, связанных с рисковым решением; · использование различных гарантий и залоговых обязательств; · диверсификация рисков: распределение рисков между участниками отдельных проектов; распределение риска во времени и др. 2. методы возмещения потерь: · создание страховых и резервных фондов; · страхование рисков в страховых организациях. Важно иметь возможность количественно оценить степень риска, ведущего к банкротству. С этой целью рассчитывается коэффициента риска, представляющей соотношение максимально возможного объема убытков и объема собственных средств.
Контрольные вопросы.
Ситуация для обсуждения
Принятие решений. Виды решений. Проблема – это вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения. Проблема возникает, если возникает несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному. Проблемы бывают:
Труд управленца постоянно связан с разрешением проблем. Решение проблем- это процесс, который позволяет систематически собирать факты для принятия решений. Приступая к выработке принятия решений, руководствуйся:
Решение- это всегда осмысление проблем и выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы. Управленческие решения делятся по ряду признаков. В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает:
Дифференциация по предмету выделяет: концептуальные и исполнительские решения. По решаемым задачам различают: · Информативные решения, которые имеют целью оценить получаемую информацию; · Организационные, которые призваны установить необходимую структуру управления; · Оперативные, это решения на действия: «Как действовать» По степени охвата проблемы решения бывают: · Выборочные, когда рассматривается какой- либо аспект проблемы; · Систематические, когда рассматривается вся проблема. В зависимости от того, в какой сфере деятельности организации решаются проблемы, решения подразделяется на:
По формам принятия решения подразделяются на:
По принципам выработки решений они делятся на:
По характеру исходной информации решения бывают: · В условиях определенности (полной информации); · В условиях неопределенности (неполной информации). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 663. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |