Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И переваримым питательным веществам




Учебно-методическое пособие

для лабораторных занятий по дисциплине «Кормление животных

с основами кормопроизводства» для студентов 2 курса факультета ветеринарной медицины и биотехнологии специальности

36.05.01Ветеринария

Рязань, 2018

УДК 636. 084 (075.8)

ББК 45. 4 я 7

М 147

 

Рецензенты: к. с.-х. н., доцент Карелина О. А.,

к. б. н., доцент Киселева Е. В.

 

 

Майорова Ж. С. Учебно-методическое пособие для лабораторных занятий по дисциплине «Кормление животных с основами кормопроизводства» для студентов 2 курса специальности 36.05.01Ветеринария. – Рязань: ФГБОУ ВО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева», 2018. – 88 с.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС ВО иучебным планом очногообучения по специальности 36.05.01Ветеринарияи содержит задания для лабораторных работ с методические указаниями по их выполнению, приложения и вопросы устных опросов.

 

 

Содержание

  с.
Введение 4
Раздел 1. Оценка питательности кормов 5
Тема 1. Оценка питательности кормов по химическому составу и переваримым питательным веществам   5
Тема 2. Оценка энергетической питательности кормов 10
Раздел 2. Научные основы полноценного питания животных 16
Тема 3. Оценка протеиновой и аминокислотной питательности кормов   16
Тема 4. Оценка минеральной и витаминной питательности кормов 18
Раздел 3. Корма и основы кормопроизводства 24
Тема 5. Хозяйственная оценка сочных кормов 24
Тема 6. Хозяйственная оценка грубых кормов 31
Тема 7. Зерновые, мучнистые корма и отходы технических производств   34
Тема 8. Корма животного происхождения 36
Тема 9. Кормовые добавки 38
Тема 10. Комбикорма и кормосмеси 42
Раздел 4. Нормированное кормление сельскохозяйственных животных разных видов   47
Тема 11. Основы нормированного кормления 47
Тема 12. Кормление стельных сухостойных коров 51
Тема 13. Нормированное кормление лактирующих коров по фазам производственного цикла   53
Тема 14. Кормление молодняка крупного рогатого скота 58
Тема 15. Откорм крупного рогатого скота 61
Тема 16. Нормированное кормление овец 63
Тема 17. Нормированное кормление лошадей 67
Тема 18. Нормированное кормление свиноматок 68
Тема 19. Кормление молодняка свиней. Схема подкормки поросят-сосунов   71
Тема 20. Откорм свиней 73
Тема 21. Кормление сельскохозяйственной птицы 77
Приложения 79

 

 

Введение

Немаловажная роль в формировании специалистов высокой квалификации принадлежит приобретению глубоких знаний по курсу кормления животных с основами кормопроизводства, так как только полноценное кормление является залогом здоровья и высокоэффективного животноводства.Кормление животных и кормопроизводство – непосредственным образом связаны с материальным производством. Свое конкретное выражение это находит в разработке научно-обоснованных систем кормления животных и технологий подготовки кормов к скармливанию, обеспечивающих максимальный выход продукции с единицы земельной площади.

Главной задачей курса является научить студентов оценивать питательность кормовых средств и их технологические особенности, способы заготовки и хранения кормов, технологию подготовки кормов к скармливанию,определять кормовую норму, составлять полноценные рационы, организовывать нормированное кормление разных видов и половозрастных групп животных, обеспечивающее их максимальную продуктивность при минимальных затратах кормов и труда.

Процесс выполнения лабораторных работ направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и социально-хозяйственных факторов в развитии болезней животных, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных патологий, осуществлять обще-оздоровительные мероприятия по формированию здорового поголовья животных, давать рекомендации по содержанию и кормлению, оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и больными (ПК-1);

- способностью и готовностью осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты (ПК-25).

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом очного обучения по специальности36.05.01Ветеринария и содержат задания с пояснениями к ним и вопросы для контроля знаний студентов.

Раздел 1. Оценка питательности кормов

Тема 1. Оценка питательности кормов по химическому составу

и переваримым питательным веществам

Цель занятия: получить представление о химическом составе кормов, как первичном показателе их питательной ценности; научиться пользоваться таблицами химического состава кормов, научиться вычислять коэффициенты переваримости; познакомиться с оценкой питательности кормов по сумме переваримых питательных веществ.

Методические указания:почти все химические элементы, известные современной химии, в том или ином количестве встречаются в составе растительных и животных организмов. Однако 90-95% от веса растений и животных приходится на долю углерода, водорода, кислорода и азота, так называемых органогенов. Остальная часть представлена минеральными веществами (макро-, микроэлементами). Химический состав кормов является первичным показателем их питательности. Чем больше в корме сухого вещества и меньше воды, тем питательнее корм.

Переваримость – это свойство кормов превращаться в используемое состояние в процессе переваривания питательных веществ, которое происходит под действием ферментов пищеварительного тракта и выделяемых микроорганизмами, населяющими желудочно-кишечный тракт. Переваренные питательные вещества всасываются в кровь и лимфу, но при этом они не полностью усваиваются организмом. Неусвоенные питательные вещества выделяются с мочой.

Непереваренная часть рациона вместе с остатками пищеварительных соков, микроорганизмами и кишечным эпителием выводится из организма в виде кала. Переваримость принято выражать в процентах при помощи коэффициента переваримости (КП):

Одним из факторов, влияющих на переваримость кормов, является химический состав корма, в частности содержание протеина. Относительное содержание в корме или рационе протеина характеризуется протеиновым отношением (ПО). Оно показывает, сколько частей переваримыхбезазотистых питательных веществ приходится на одну часть переваримого протеина.

Для лучшей переваримости рациона протеиновое отношение должно быть:

- для лактирующих коров и других взрослых животных – среднее (от 6:1 до 8:1);

- для птицы и молодняка с.-х. животных – узкое(менее 6:1);

- для лошадей и животных на откорме – широкое (более 8:1).

Корма богатые протеином (корма животного происхождения, жмыхи, шроты, бобовые) имеют узкое протеиновое отношение. Корма бедные протеином (солома, корнеклубнеплоды, кукуруза) имеют широкое протеиновое отношение.

 

Задание 1. Записать схему химического состава корма.

 

 

Задание 2.Рассчитать содержание валовой энергии в 1кг натурального корма и в 1кг сухого вещества сена лугового.

Формулы для расчетов:

ВЭ, МДж/кг нат.корма = СП · 23,9+СЖ · 39,8+СК · 20+СБЭВ ·17,5

где все сырые питательные вещества выражаются в кг.

                                                     ВЭ в 1кг натур.корма

ВЭ, МДж/кг сухого вещества = -------------------------------

СВ в 1кг натур. корма

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Вычислить содержание сухого вещества и сырых питательных веществ в рационе коровы живой массой 500кг (приложение 1). Рассчитать содержание протеина, жира и клетчатки в % от сухого вещества, полученные данные записать в таблицу.

 

Таблица 1 – Содержание сухого вещества и сырых питательных веществ

Корма

кг

Химический состав, %

Содержится в рационе, г

СВ СП СЖ СК СВ СП СЖ СК
Сено луговое 6                
Сенаж клеверный 8                
Солома пшеничн. 5                
Силос кукурузн. 20                
Ячмень зерно 4                
Итого - - - - -        
Пит. вещества в % от СВ - - - - - 100      
Норма, % - - - - - - 10-13 3-5 20-23

 

Сколько СВ, кг приходится на 100 кг живой массы коровы _______________

Вывод:____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4.Вычислить коэффициенты переваримости питательных веществ в рационе коровы, состоящем из сена клеверо-тимофеечного – 10 кг, силоса кукурузного – 20 кг, отрубей пшеничных – 2 кг. В среднем за сутки на данном рационе корова выделяла 25 кг кала.

 

Таблица 2–Состав кормов и выделений, в %

Корма Протеин Жир Клетчатка БЭВ
Сено клеверо-тимофеечное 9,6 2,3 25,9 36,9
Силос кукурузный 2,5 1,0 7,8 12,4
Отруби пшеничные 15,9 4,2 10,2 51,1
Кал 2,2 0,8 10,0 8,0

 

Таблица 3– Расчет коэффициентов переваримости

Корма Протеин, г Жир, г Клетчатка, г БЭВ, г
Съедено: - в 10 кг сена - в 20 кг силоса - в 2 кг отрубей        
Всего съедено        
Выделилось в 25 кг кала        
Переварено        
Коэффициенты переваримости        

 

Задание 5. Рассчитать в рационе (задание 3) протеиновое отношение по формуле и сделать выводы:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Вычислить по формуле СППВ в 1кг зерна кукурузы для свиньи и травы клевера (бутонизация) для крупного рогатого скота (приложение 1,3):

СППВ = ПП+Пж· 2,25+ПКл+ПБЭВ.

Рассчитать содержание переваримой энергии по СППВ, учитывая, что 1г СППВ соответствует 4,41 ккал или 0,0184 МДж.

 

Таблица 4 – Расчет суммы переваримых питательных веществ

Показатели

Кукуруза зерно

Трава клевера

прот. жир клетч. БЭВ прот. жир клетч. БЭВ
Химический состав, %                
Сырых питательных веществ в 1 кг, г                
Коэффициенты перева-римости, %                
Переваримыхпитательных веществ, г                
СППВ, г

 

 

Переваримой энергии, ккал (МДж)

 

 

 

Задание 7 (для самостоятельного выполнения). Зная урожайность кукурузы с початками (в фазе молочно-восковой спелости), клевера (бутонизация), свеклы кормовой, луговой травы, зерна ячменя, овса и гороха, рассчитайте количество сухого вещества, протеина, клетчатки и других углеводов, которое можно получить в условиях производства.

 

Таблица 5 – Выход питательных веществ с 1га площади

Вид корма

Урожайность, т/га

Сухое вещество

Протеин

Клетчатка

БЭВ

% т % т % т % т
Кукуруза 18,7                
Свекла корм. 24,5                
Луговая трава 1,8                
Ячмень 2,5                
Овес 1,2                
Горох 2,0                

 

Оценка работы преподавателем ______________________________

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...