Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обязательный минимум диагностических методик,




Используемый в работе психолога, медика, педагогических работников

1. Таблицы для стандартизированного наблюдения за детьми раннего возраста.

Исследование когнитивной сферы

2. Нейропсихологическая диагностика праксиса и речи

3. Методика измерения готовности к школьному обучению (тест Керна-Йерасека)

4. Методика «Доски Сегена» (Почтовый ящик)

5. Составление пирамиды из колец

6. Составление и выкладывание матрешек

7. Цветные прогрессивные матрицы (тест Дж. Равена)

8. Методика «Классификация предметов»

9. Методика «Классификация объектов по двум признакам (таблица Когана)

10. Методика «Разрезные картинки»

11. Методика «Кубики Кооса»

12. Методика исследования способности формирования искусственных понятий (методика Выготского-Сахарова)

13. Методика опосредованного запоминания по А. Н. Леонтьеву (Занкову)

14. Методика «Установление последовательности событий»

15. Методика «Исключение предмета»

16. Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом

17. Методика «Нелепицы»

18. Методика «Парные картинки»

19. Методика «Сравнение понятий»

20. Методика Головиной

21. Методика «Нахождение недостающих деталей»

22. Методика «Аналогии» (простые и сложные)

23. Методика Б. И. Пинского

24. Методика «Выделение существенных признаков»

25. Методика «Понимание временных последовательностей»

26. Методика «Непроизвольное запоминание»

27. Методика «10 слов» Лурия

28. Методика «Образная память»

29. Корректурная проба (тест Бурдона)

30. Таблицы Шульте

31. Методика «Узнавание наложенных изображений» (фигуры Поппельрейтора)

32. Графический диктант

33. ест Бендер

34. Методика Озерецкого

Исследование личности и межличностных отношений

35. Методика Р. Тэмма, М. Дорки, В. Амэн

36. Методика Р. Жиля

37. Методика М. Панфиловой

38. Методика изучения особенностей проявления воли

39. Социометрия

40. «Несуществующее животное»

41. Детский апперцептивный тест (САТ)

42. Тест «Нарисуй человека»

43. Кинестетический рисунок семьи

44. Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

45. Тест незаконченных предложений

46. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга

47. Шкала явной тревожности (СМАS)

48. Опросник Баса-Дарки

49. Опросник САН

50. Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера)

51. Тест школьной тревожности Филипса

52. Опросник ЕPI (Айзенка)

53. Методика многофакторного исследования личности (Кеттел)

54. Тест «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук)

55. Патохарактериологический диагностический опросник (ПДО)

56. Опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду)

57. Шкала депрессии

58. Тест А. Ассингера

59. Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)

60. Графическая беседа «Мой круг общения»

61. Цветовой тест отношений (по А. М. Эткинд)

62. Методика измерения уровня тревожности Тейлора

63. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня (MMPI)

64. Определение психологического климата класса (А. Н. Лутошкин)

Диагностический минимум психолога.

Диагностика уровня адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности.

Анкета для родителей

Адаптационный лист

Анкета оценки типа темперамента

Методика «Наблюдение за ребенком»

Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (2-3 года)

Цветовой гнозис

Методика «Форма»

Предметный гнозис

Диагностика способов деятельности: «Складывание пирамидки»

Исследование памяти: Игра «Что изменилось, чего не стало»

Исследование внимания: методика «Зрительный диктант»

Методика изучения психического развития детей от 1 до 3 лет

Диагностика уровня психического развития детей младшей возрастной группы (3-4 года)

Комплекс методик для диагностики познавательных процессов: «Цветные коврики», «Кружки», «Фигуры», «Конструирование по образцу»

Рисуночная методика на выявление характера психических состояний

Социометрическая методика «Два домика»

Экспресс-диагностика уровня психического развития

Анкета для родителей

Диагностика уровня психического развития детей средней возрастной группы (4 - 5 лет)

Комплекс методик для диагностики познавательных процессов: «Цветные коврики», «Пирамидка», «Коробка форм»

Рисуночная методика «Кактус»

Тематические рисунки «Мой воспитатель», «Моя семья»

Социометрическая методика «Капитан корабля»

Анкета для родителей

Диагностика уровня психического развития детей старшей возрастной группы (5- 6 лет)

Комплекс методик для диагностики познавательных процессов: «Бусы», «Включение в ряд», «Разрезные картинки», «Дорисовывание фигур»

Рисуночная методика «Несуществующее животное»

Тематический рисунок «Я в детском саду»

Метод вербальных выборов

Анкета для родителей

Диагностика уровня детей старшей группы (6 – 7 лет)

Отношение ребенка к школе

«Пиктограмма»

 «10 слов»

«Треугольники»

«Классификация по заданному признаку»

 «Рыбка»

Графический диктант

Копирование письменных букв

Отклонения в поведении детей дошкольного возраста

Интеллектуальный тест

Карта динамического обследования ребенка

Методики диагностики дошкольников

Литература

Диагностика познавательного развития детей раннего возраста с психофизическими нарушениями (Е.А. Стребелева). Возраст: дети раннего возраста с психофизическими нарушениями 2-3 лет.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с.

Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера (Быховская, Казова)

Быховская Алина Михайловна; Казова Наталья Анатольевна. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост. А. М. Быховская, Н. А. Казова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 32 с.

Раннее психомоторное и речевое развитие

Исследование анамнеза и динамики раннего психомоторного и речевого развития

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

Диагностика слуховой и зрительной памяти детей дошкольного возраста.

Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала.

Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребенка рассказать, как он понял прочитанный текст.

Исследование зрительного восприятия при помощи пробы «Назови фигуры».

Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

Диагностика познавательных способностей. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)

Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

Диагностика восприятия. Методика «Чего не хватает?» (Немов Р. С.)

Методика диагностики экологической воспитанности дошкольников (Н.Б. Вершинина)

Диагностика нервно-психического развития детей 1-ого года жизни

Исследование самосознания (по методике М. И. Непомнящей)

Диагностика ценностной сферы «Картинки предметные», Н.Я. Непомнящая

Методика обследования речедвигательной сферы дошкольников (Борозинец, Шеховцова)

Просмотров: 2699

Источник: Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с.

Мимика обеспечивается мимической мускулатурой - группой мышц, располагающихся на голове, прикрепленных к костям черепа, отвечающих за мелкие движения губ, ушей, ноздрей и проч. Мимическую мускулатуру и жвеательную мускулатуру объединяют общим понятием - лицевая мускулатура. К мимической мускулатуре у разных животных относят разные мышцы, но есть ряд общих мышц ( в том числе эти мышцы развиты и у человека):

Исследование анамнеза и динамики раннего психомоторного и речевого развития (Быховская, Казова)

Источник: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост. А. М. Быховская, Н. А. Казова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 32 с.

Выявить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия:

- генетические дефекты, резус-конфликты, действие микроорганизмов и вирусов, острые, хронические, бытовые и производственные интоксикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, сдавление, ушибы, употребление алкоголя и наркотиков;

Возраст: дети дошкольного возраста 4-7 лет.

Источник: 3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К.Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в возрасте 4-7 лет. - СПб.: КАРО, 2012- 72 c.

Слуховое внимание

Дифференциация звучащих игрушек (бубен, погремушка, дудочка, гармоника)

Ребенок стоит около стола, на котором есть бубен, погремушка, дудочка, гармоника.

Возраст: дошкольники и младшие школьники.

Источник: Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников c задержкой психического развития. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.

Обследование проводится по известной методике (Г.В. Чиркина, 1992; Г.А. Волкова, 1993; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991; Л.В. Лопатина, Н.В. Сребрякова, 1994 и др.).

Варианты оформления диагностического комплекса

Изучаемый параметр Методика Источник
Воображение Дьяченко О. М. «Дорисовывание фигур» Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М.. 1996
Логическое мышление Бернштейн А. М. «Последовательность событий» Дубровина И. В. Готовность к школе. М., 2001
Речь «Составь рассказ» Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Харьков, 1997
Память Истомина 3. М. «10 слов» Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Харьков, 1997
Внимание Эльконин Д. Б. «Графический диктант» Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.. 1995
Игра Эльконин Д. Б. Критерии развития игровой деятельности Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 1999
Коммуникативные навыки Степанова Г. Б. Индивидуальный профиль социального развития Юдина Е. Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2002
Половозрастная идентификация, самосознание Белопольская Н. Л. Методика исследования детского самосознания. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. М., 1995

 

 

Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (Хохлова Л.В., Агавелян Р.О., Рюмина Т.В., 2011 г. Современная психология: теория и практика 30 декабря 2011 г., Современная психология: теория и практика)

 

Когда родители узнают, что их ребѐнок – инвалид?

Это может произойти в родильном доме, в первые часы или дни после рождения ребѐнка, и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от рухнувших надежд.

А может это произойти в первые три года жизни ребенка при психо логическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в детский сад или школу. Это известие для родных и близких как «удар обухом». Ребенок с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Все члены семьи находятся в состоянии глубокого переживания горя.

Психологи выделяют четыре фазы психологического переживания горя, связанного с потерей физического и психического здоровья ребенка.

Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности. Это состояние может длиться от нескольких часов, до нескольких дней. Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией. Для этого состояния характерен поиск ответов на вопросы «Кто виноват?», «Почему это произошло именно с нами?», «За что?».

Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений». Именно на этом этапе происходит частое «застревание» родителей, и именно с этим этапом переживания горя сложнее всего справиться в одиночку.

Четвѐртая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

Семья, которая столкнулась с ограничениями в здоровье своего ребенка, находиться в рассеянности. Родители больного ребенка часто ограничивают общение со своими друзьями, родственниками и целиком замыкаются на своем горе. Воспитывая ребенка с отклонениями в развитии, родителям следует помнить, что их полное самоотречение ради малыша не только не полезно ему, а в большинстве случаев и вредно. Тревога, беспокойство передаются ребенку, и у него не формируется естественное чувство безопасности, защищенности при взаимодействии с окружающим миром все это может привести к возникновению вторичных эмоциональных и поведенческих нарушений. Поэтому родителям следует стремиться к сохранению прежнего уклада

семьи и дружеских отношений с близкими и знакомыми. Зачастую родители не знают своих прав, они не представляют куда идти и что делать, начинают действовать методом проб и ошибок. Не многие родители могут справиться с горем самостоятельно и осознать себя, как родителей ребенка с нарушениями в развитии.

Не секрет, что многие папы и мамы часто испытывают давление со стороны врачей, советующих оставить ребенка, отказаться от его воспитания и определить больного ребенка в учреждения интернатного типа, или настаивающих на том, что только усиленное лечение может привести к исправлению того или иного дефекта. Как правило, такие советы дают врачи, которые не знают о возможных путях воспитания и обучения проблемного ребенка и об успешности этой работы, особенно на первых этапах жизни ребенка. В результате семья теряет драгоценное время, зачастую бывает упущен сенситивный период, и работа с ребенком становиться менее эффективной и результативной.

В связи с этим нужно отметить необходимость повышения психологической компетенции медицинских специалистов, работающих с детьми.

Ключевым фактором способным существенно повысить эффективность поддержки семей нетипичного ребенка и оказание ей качественной психолого-медецинско-педагогической помощи является преемственность усилий систем здравоохранения, образования и социальной защиты населения и преодоление межведомственных барьеров.

Центры реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья выступают одними из организаций, оказывающих помощь семьям, является социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы особые потребности ребенка не становилась только личным делом семьи. Отделение, по положению, может принимать на реабилитацию детей с 3 до 18 лет.

Целью деятельности Ресурсного центра является:

- обеспечение всесторонней поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;

- развитие социальной активности, мобилизация и активизация семейных ресурсов;

- проведение социально-значимых мероприятий и РR-акций, привлекающих внимание общества к проблемам семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Обычно для родителей с детьми создается ресурсный центр или центр оказания помощи. Основными задачами Ресурсного центра являются:

1. Выявление семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи специалистов Ресурсного центра;

2. Обеспечение семей с детьми-инвалидами информационными, методическими, образовательными и социально-правовыми ресурсами;

3. Организация помощи родителям в обретении необходимого внутреннего ресурса для формирования адаптивного поведения.

4. Выработка позитивных установок по отношению к себе, своему ребѐнку и окружающему миру.

5. Обучение родителей коррекционным методикам для применения в домашних условиях.

Работа с семьей по развитию социальной активности ведется в два этапа:

1 этап

Индивидуальная консультативная работа, которая решает следующие проблемы семьи:

• информированность родителей в соответствии со сложившейся ситуацией;

• разъяснение закономерностей поведения в конкретной ситуации;

• помощь в активизации и самореализации членов семьи;

• способствование установлению разносторонних социальных связей;

• психо-коррекция внутрисемейных отношений;

• формирование адекватного мироощущения.

2 этап

Включение родителей в групповое взаимодействие:

1. Групповые встречи взаимной поддержки «Дружеская беседа».

Работа группы взаимной поддержки заключается в том, чтобы дать семье толчок к самостоятельности, к тому, чтобы у неѐ возникло желание активно помогать процессу социальной реабилитации своего ребенка.

Помогая друг другу, родители находят более конструктивное решение своей проблемы, забывают о своѐм горе и обретают возможность пересмотреть свою жизнь.

2. Социально-психологические тренинги, направленные на:

- обучение навыкам преодоления жизненных трудностей,

- развитие умения выхода из стрессового состояния,

- обучение саморегуляции и снятию эмоционального напряжения,

- формирование продуктивных форм детско-родительских отношений.

3. Тематические встречи, на которых рассматриваются любые темы, касающиеся развития и воспитания ребѐнка

4. Детско-родительские мероприятия, которые обычно приурочены к различным праздникам. Эти мероприятия позволяют родителям получить новый опыт общения, снизить проявления страхов за своего ребенка, тревог и негативных эмоций.

Родителям на всех этапах взросления ребенка требуется помощь специалистов. Групповая форма работы является очень эффективной, она помогает раскрыть личностные качества родителей, способствует расширению социальных связей семьи, и позволяет по-новому посмотреть на свою жизнь и жизнь своих детей.

Американским Центром раннего вмешательства были разработаны рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов, которые актуальны и для нашей культуры:

1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя«жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.

8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14. Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты.

15. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Литература

1. Блохина Л.В., Калинина С.В. Морозова Н.И. Служба раннего вмешательства:

методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней

помощи / Национальный фонд завщиты детей от жестокого обращения. – 2007.

2. Василевич Л.П. Дневник самопознания. – Минск, 2002.

3. Волковская Т. Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного

дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития // Коррекционная

педагогика. – 2003. – № 2. – С. 62–70.

4. Газман О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости. – М., 1999.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как ? – М., 1995.

6. Гиппенрейтер Ю.Б.продолжаем общаться с ребенком. Так? – М., 2008.

7. Краузе М.П. дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям. –М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.

8. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – Спб.: Питер,

1999. – 656 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...