Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация картинок по функциональному назначению представления о временах года




Группировка картинок по способу действия

Счет

Найди время года

Нарисуй целое

Серия сюжетных картинок «Утро мальчика»

Сложи разрезную картинку

Сравни

 

Описание заданий

1. Включение в ряд (методика А.А. Венгер) [41, с. 94–95] Цель: выявить уровень развития ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину. Оборудование: экран, шестиместная матрешка. Проведение обследования: психолог берет шестиместную матрешку и на глазах у ребенка разбирает и собирает ее попарно. Затем выстраивает матрешки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Взрослый за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрешка окажется поставленной на свое место, взрослый предлагает ребенку продолжить игру. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной). Обучение: если ребенок ставит матрешку без учета величины, взрослый исправляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, эту матрешку надо поставить сюда». Затем еще раз предлагает поиграть и убирает за экраном другую матрешку, но принцип выстраивания в ряд не объясняет. Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость. Оценка в баллах [41, с. 101]: 1 балл – не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – принимает задание, но не понимает условия задачи, ставит матрешки в ряд без учета их размера, после показа правильного размещения матрешек самостоятельно не ориентируется на величину; 3 балла – принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием; 4 балла – принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой.

2. Лесенка [12, с. 275; 41, с. 95] Цель: выявить уровень развития конструктивных способностей, умение работать по памяти, по образцу. Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран. Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка строит «лесенку» из десяти палочек и предлагает ему запомнить эту «лесенку». Затем взрослый закрывает «лесенку» экраном и просит ребенка построить такую же. При затруднениях проводится обучение. Обучение: взрослый еще раз строит «лесенку», обращая внимание ребенка на то, как он это делает. Закрывает свою «лесенку» экраном и просит ребенка построить такую же. Если у ребенка отмечаются трудности, задание предлагают вы- полнить по образцу. Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения – по памяти, по образцу, после обучения, по показу. Оценка в баллах [12, с. 279; 41, с. 101]: 1 балл – не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает палочки иначе, чем в образце, не может построить не только по памяти, но и по образцу; выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элементы «лесенки»; 3 балла – принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить сразу не может, после повторного показа самостоятельно выполняет задание по образцу; 4 балла – принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию по памяти.

3. Классификация картинок по функциональному назначению [12, с.275] Цель: выявить умение ребенка понять принцип классификации и провести обобщения по существенному признаку, т.е. уровень развития наглядно-образного мышления. Оборудование: восемь предметных картинок с изображением одежды и восемь – с изображением посуды. Проведение обследования: психолог кладет перед ребенком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладет на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд (параллельный первому). После этого взрослый берет картинку с изображением шапки, спрашивает у ребенка, положить ли ее под изображением пальто или под изображением чашки, и сам кладет под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки. После этого ребенку последовательно (по одной) дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того, как ребенок разложит картинки, его спрашивают: «Расскажи, какие – в этом ряду, а какие – в другом», т.е. выявляется умение ребенка обобщать и выражать в словесной форме свои действия. Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки. Оценка в баллах [12, с. 280]: 1 балл – не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд, потом в другой; 3 балла – принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки; 4 балла – принимает и понимает задание, выполняет классификацию с учетом основного признака, может его обобщить в речевом плане.

4. Группировка картинок по способу действия [12, с. 276] Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления. Оборудование: восемь пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать, с другими – нельзя. Проведение обследования: психолог кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной – шарик с веревочкой, на другой – шарик без веревочки. Затем взрослый показывает ребенку картинку с изображением флажка с древком, спрашивает «Куда его надо положить?» – и сам кладет под изображение шарика с веревочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без веревочки. После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы он не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие – во втором, т.е. выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане. Оценка действий ребенка: принятие задания, умение работать по образцу, умение вычленить принцип группировки в речевом плане. Оценка в баллах [12, с. 280]: 1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – задание принимает, раскладывает картинки без учета основного принципа; 3 балла – задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане; 4 балла – задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях.

5. Счет [12, с.276–277] Цель: выявить уровень развития наглядно-образного и элементов логического мышления, т.е. уровень развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане. Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран. Проведение обследования. Первый вариант: взрослый кладет перед ребенком 15 палочек и предлагает ему взять пять палочек. Далее ребенку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрывают их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребенку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?». После ответа ребенка взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум палочкам. Не открывая экрана, спрашивает у ребенка: «Сколько там палочек?»; Обучение: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырех, а если ребенок затрудняется, то и до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран совсем убирается). Второй вариант: если ребенок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?» При затруднениях проводится обучение. Обучение: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребенку решить задачу, используя палочки. Если ребенок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?» Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание условий задачи, умение выполнять счетные операции по представлению, решать устные задачи. Оценка в баллах [12, с. 280;41, с. 102]: 1 балл – действует с палочками, не ориентируясь на количественный признак. 2 балла – принимает задание, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне – может выделить только в пределах трех из множества, счетные операции по представлению выполняет только в пределах трех, устные задачи не решает. 3 балла – принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах пяти действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки), выполняет счетные операции по представлению в пределах трех. Устную задачу самостоятельно решить не может; после обучения устную задачу решает только с использованием палочек. 4 балла – принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительным путем, выполняет счетные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи.

6. Найди время года [12, с. 277] Цель: выяснить уровень развития наглядно-образного мышления, т.е. уровень сформированности представлений о временах года. Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года. Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят показать, где изображены зима, лето, осень, весна. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена зима». В случаях затруднения проводится обучение. Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года – лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима». Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия. Оценка в баллах [12, с.280]: 1 балл – не понимает цели, перекладывает картинки; 2 балла – принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями, т.е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки изображением зимы и лета; 3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времен года с их названиями (зима лето); 4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями, может объяснить выбор определенного времени года.

7. Нарисуй целое (методика А.А. Венгер) [41, с.100] Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, сформированность предметного рисунка. Оборудование: две картинки, на которых нарисована всем знакомая игрушка – неваляшка (одна картинка разрезана), бумага и карандаши (фломастеры). Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком части разрезной картинки с изображением неваляшки и просит его нарисовать целую. Картинку предварительно не складывают. Если ребенок не может выполнить задание, проводится обучение. Обучение: ребенку дают разрезную картинку и предлагают сложить ее, а затем нарисовать. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ему, затем снова предлагает выполнить рисунок. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение нарисовать предмет по разрезной картинке; анализ рисунка; обучаемость, результат. Оценка в баллах [2005, с.103]: 1 балл – ребенок не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – ребенок принимает задание, однако нарисовать предмет по разрезной картинке не может, после складывания картинки ребенок пытается изобразить предмет, но получаются только элементы предмета (неваляшки); 3 балла – ребенок принимает задание, однако нарисовать предмет по разрезной картинке не может, после складывания картинки ребенок рисует предмет. 4 балла – ребенок принимает задание, может нарисовать предмет по разрезной картинке, рисует с интересом.

8. Серия сюжетных картинок «Утро мальчика» [41, с. 100–101] Цель: выявить умение определять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно-образного мышления). Оборудование: четыре картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из каждодневного опыта. На первой картинке – мальчик, проснувшись, сидит на постели, недалеко от него лежит его одежда; на второй – умывается; на третьей – сидит на стуле и одевается, четвертой – одетый мальчик сидит за столом и завтракает. Проведение обследования: перед ребенком в последовательности выкладывают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все картинки по порядку: что мальчик делал сначала, что потом, чем завершились его действия». Обучение: если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, то взрослый показывает их и говорит: Вот первая картинка. Утро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случаях затруднений взрослый кладет верно вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом будет делать?» Оценка в баллах [41, с.103–104]: 1 балл – ребенок не принимает задание, не воспринимает изображенный сюжет на картинке. 2 балла – ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию картинок как единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в единый сюжет во временной последовательности. 3 балла – ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно; ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает понимать единый сюжет; может рассказать о событии. 4 балла – ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки, четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них.

9. Сложи разрезную картинку [41, с. 96] Цель: выявить уровень развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке. Оборудование: две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четыре части по диагонали. Проведение обследования: психолог дает ребенку части картинки и просит: «Сделай целую картинку». Обучение: если ребенок не может правильно соединить части картинки, то сначала показывается целая картинка, а затем предлагается сложить разрезную. Если ребенок снова испытывает трудности, то психолог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату. Оценка в баллах [41, с.102]: 1 балл – ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла – ребенок принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения, в процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания. 3 балла – ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно его выполнить не может, после обучения справляется с заданием. 4 балла – ребенок принимает и понимает задание, самостоятельно справляется с заданием.

10. Сравни (сюжетные картинки «Летом») [41, с. 99] Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления (восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках), умение сравнивать и понимать динамическое изменение события, изображенного на картинках. Оборудование: две сюжетные картинки. На первой изображено яркое солнце (слева вверху), зеленые деревья, на дорожке напротив друг друга стоят две девочки, одетые в летние платьица, у каждой в руках мороженое на палочке, рядом с ними стоят сумки с продуктами, недалеко находится киоск «Мороженое» с открытым окном. На второй картинке сюжет тот же, но произошли некоторые изменения: заходящее солнце (нарисовано справа), окно киоска закрыто, эти же девочки стоят напротив друг друга и удивленно смотрят на палочки. Мороженое растаяло, видны только его последние падающие капли: на земле лужа от мороженого. Проведение обследования: перед ребенком кладут первую картинку и просят внимательно ее рассмотреть, затем рядом кладут вторую. Предлагают сравнить их и рассказать о различиях. Обучение: если ребенок не отвечает или отвечает неверно, ему задают уточняющие вопросы, активизирующие восприятие и понимание целостной ситуации, изображенной на картинках: «Какое время года здесь изображено? Как ты догадался, что это происходило летом? Что девочки держат в руках? Что случилось? Почему девочки не съели мороженое?» Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; понимание ребенком ситуации и событий, изображенных на картинках; способность объяснить динамику сюжета, представленного на картинках. Оценка в баллах [41, с. 103]: 1 балл – ребенок не понимает цель задания, не воспринимает сюжет, изображенный на картинках; 2 балла – ребенок принимает задание, но не понимает, что на двух картинках изображено одно и то же событие, основной сюжет не понимает, не воспринимает ситуацию в динамике, на уточняющие вопросы отвечает неадекватно; 3 балла – ребенок принимает задание, но самостоятельно не может воспринять целостную ситуацию, после уточняющих вопросов отвечает правильно; 4 балла – ребенок принимает задание, самостоятельно может понять целостность сюжета и рассказать о динамике события, изображенного на картинках.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / А. Медведева,И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр«Академия», 2001. – 248 с.

2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.

3. Баскакова И.К. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития.Изучение внимания дошкольника. – М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 64 с.

4. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. – М.: УМК «Психология», 2003. – 320 с.

5. Безруких М.М. Проблемные дети. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 312 с.

6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Академия, 2002.– 416 с.

7. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Изд-во «Стройлеспечать», 1997. – 303 с.

8. Венгер А.А., Выгодская Г.А., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальныедошкольные учреждения. – М.: Просвещение, 1972. – 88 с.: ил.

9. Вопросы психологии ребѐнка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Международный образовательный психологический колледж, 1995. – 144 с.

10. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512 с.

11. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формированиевнимания. – М.: МГУ, 1974. – 101 с.

12. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред.Е.А. Стребелевой. – М.: Бук-Мастер, 1998. – 336 с.

13. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / Сост.С.В. Велиева. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.

14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред.Я.А. Коломенского, Е.А. Панько. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1997. – 237 с.

15. Дубровина И.В., Лисина М.И. Психическое развитие воспитанников детского дома. – М.: Педагогика, 1990. – 264 с.

16. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классахшкол. – М.: Новая школа,1998. – 144 с.: ил.

17. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, 1995. – 112 с.

 18. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. – СПб.: Речь,2002. – 135 с.

19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.:Просвещение, 1993. – 191 с.

20. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ»,2000. – 448 с.

21. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.:Российское педагогическое общество. – 1997. – 190 с.

22. Коробейников И.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников: Методические рекомендации. – М.: МЗ РСФСР. –1982. – 33 с.

23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребѐнка от рождения до17 лет. – М.: РОУ, 1996. – 186 с.

24. Комплекс методик диагностики психического развития детей / Сост.Г.Н. Лаврова. – Челябинск: Психологический Центр ПсиХРОН, 2004. – 143 с.

25. Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми3–6 лет. – М.: Изд-во «Генезис», 2002 – 144 с.

26. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь ирадуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшегошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Изд-во «Генезис», 1999. – 198 с.

27. Лаврова Г.Н. Психолого-педагогические технологии разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях специального (коррекционного) дошкольного образовательногоучреждения. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002. – 138 с.

28. Лаврова Г.Н. Обучение детей сюжетно-ролевой игре в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Программа коррекционно-развивающего курса «Играем, растем, развиваемся». – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. – 183 с.

29. Лебедева Н. Н. Игротерапия в контексте различных парадигм психологического знания // Практическая психология. – 1997. – №2. – С. 96– 107.

30. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержкипсихического развития. – М.: Педагогика, 1982. – 165 с.

31. Лезина Л.Н. Особенности пространственной ориентировки умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 1989. – № 6. –С. 65 – 73.

32. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: 1994. – 365 с.

33. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первыхсеми лет жизни // Вопросы психологии. – 1978. – № 5. – С. 23 – 35.

34. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. – 1971. – № 6. – С. 3 – 9.

35. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 176 с.

36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия»,1998. – 456 с.

37. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.

38. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. –М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000. – 160 с. 84

39. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка / Под ред.М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999. – 136 с.

40. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Бук-Мастер, 1998. – 225 с.: ил.

41. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.

42. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

43. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

44. Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000.– 448с.

45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989.– Т. II. – 328 с.

46. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевойактивности: «Открой себя». – М.: ГНОМ – ПРЕСС; Новая школа, 1999. – 48 с.

47. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция,психопрофилактика. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 96 с.

48. Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей – левшей. – М.: МГПУ, 1998. – 32 с.

49. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развитияребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.

50. Селеверстова Н.Я. Психодиагностика ребенка: за и против // Вопросы психологии – 2000. – №3. – С.14–23.

51. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ Сфера,2000. – 128 с.

52. Смирнова Е.О. Психология ребѐнка: Учебник для педагогических вузов иучилищ. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 383 с.: ил.

53. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.:Просвещение, Владос, 1995. – 291 с.

54. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / Пер. с нем.: В 4 т. – М.: Генезис, 2000. – Т.1. – 160 с.

55. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / Пер. с нем.: В 4 т. – М.: Генезис, 2001. – Т.2. – 160 с.

56. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / Пер. с нем.: В 4 т. – М.: Генезис, 2001. – Т.3. – 160 с.

57. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.: Генезис, 2001. – 208 с

58. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М.:Педагогическое общество России, 2000. – 128 с.

59. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960. – 212 с.

60. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.– 560 с.: ил.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...