Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дистрибьюция и физическое распределение: основные понятия
Распределительная (сбытовая) логистика– это рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Она ориентирована на обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса и охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др. В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы: 1. по какому каналу довести продукцию до потребителя; 2. как упаковать продукцию; 3. по какому маршруту отправить; 4. нужна ли сеть складов на пути от поставщика к потребителю; 5. какой уровень обслуживания обеспечить. 6. в какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения, компенсируются увеличением выручки от возросшего объема продаж; 7. может ли предприятие допустить снижение уровня обслуживания клиента при одновременном увеличении объема поставок. Дистрибьюция является ключевой логистической активностью, включающей в себя большое количество элементарных и комплексных активностей. § это функциональная область логистики, задача которой – интегрированное управление логистическими функциями и операциями по продвижению готовой продукции и сопутствующего логистического сервиса от производителей и оптовых (оптово-посреднических) торговых организаций до конечных (или промежуточных) потребителей. Основными функциями логистического менеджмента дистрибьюции являются: · построение организационной структуры дистрибутивных каналов и сетей; · дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других ЗЛС в дистрибутивных каналах; · транспортировка ГП, возвратной тары и отходов; · складирование, хранение и грузопереработка ГП в складской системе; · управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров; · передача прав собственности на ГП; · обеспечение сохранности и защиты товаров, страхование рисков; · поддержание стандартов качества ГП и логистического сервиса; · ценообразование; · мониторинг и информационно-компьютерная поддержка логистических активностей в дистрибьюции и т.д. Физическое распределение (ключевая логистическая активность) – это все операции, связанные с преобразованием непосредственно материального потока в звенья логистической системы дистрибутивной сети. К элементарным активностям в физическом распределении относятся: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, экспедирование, хранение, сортировка, комплектация, консолидация и т.д. С целью повышения эффективности работы логистической системы и оптимизации качества логистического сервиса в дистрибьюции элементарные активности объединяются в комплексные: · транспортировку, · складирование, · защитную упаковку, · грузопереработку, · управление запасами и другие. Операции физического распределения могут выполнять структурные подразделения сбыта грузового потока фирмы-производителя и логистические посредники. Дистрибутивные каналы и сети Дистрибутивный канал - упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи и их участки, проводящие материальные потоки грузового потока одного наименования (или ассортимента), а также сопутствующий сервис от фирмы-производителя до конечных или промежуточных потребителей. Полное множество дистрибутивных каналов образует дистрибутивную сеть фирмы. Структуры дистрибутивных каналов и сетей можно классифицировать по нескольким признакам. ü По числу торговых точек различают: · интенсивное распределение (относится к большому числу торговых точек, что позволяет наиболее интенсивно «покрыть» рынок; например, для товаров повседневного спроса); · селективное распределение (относится к незначительному числу торговых точек, рассчитанных на обслуживание особых потребностей специального сегмента рынка). ü По признаку прямолинейности (т.е. количеству звеньев вертикального канала распределения) различают: · прямую дистрибьюцию (когда производитель осуществляет продвижение и продажу грузового потока в основном непосредственно потребителям через структуры сбыта и отделы продаж); · непрямую дистрибьюцию (когда товары поступают к потребителям через систему посредников – оптовых и розничных торговцев, агентов, дилеров и т.п.). ü По признаку уровня каналы распределения могут быть горизонтальными: · каналом нулевого уровня (производитеь-посредник); · одноуровневым каналом (производитель- розничный посредник – потребитель); · двухуровневый канал (производитель – оптовый посредник – розничный посредник – потребитель); · трехуровневй канал (производитель – оптовый посредник – мелкооптовый посредник - розничный посредник – потребитель) ü Каналы распределения могут быть вертикальными: они объединяют производителя, оптового и розничного посредников и усиливают контроль. Между производителями и потребителями может находиться большое количество посредников, играющих важную роль в дистрибьюции, условно их можно разделить на две большие группы: оптовики и розничные торговцы (ритейлеры — от английского термина «retailer»). Целесообразность привлечения в структуры дистрибутивных каналов и сетей логистических посредников: При условии выполнения посредниками основных функций в дистрибьюции(транспортировки, складирования, грузопереработки, управления запасами, организации продаж, страхования и т.п.) более эффективно, с более высоким качеством и меньшими затратами, чем сама фирма-производитель. Посредник представляет собой лицо или компанию, организацию, оказывающие содействие в установлении контактов и заключении сделок, контрактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями товаров иуслуг. В роли посредников выступают различные их разновидности, в том числе: § агенты, - коммерсанты, - маклеры, -дистрибьюторы, -дилеры, - брокеры. Посредники классифицируются по признакам: · от своего или чужого имени работает посредник · за свой или чужой счет он ведет свои операции. Дилер ведет свои операции от своего имени и за свой счет. Комиссионер – от своего имени и за чужой счет. Дистрибьютор – от чужого имени и за свой счет. Агент, брокер – от чужого имени и за чужой счет. Физическое распределение Физическое распределение (ключевая логистическая активность) – это все операции, связанные с преобразованием непосредственно материального потока в звенья логистической системы дистрибутивной сети. К элементарным активностям в физическом распределении относятся: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, экспедирование, хранение, сортировка, комплектация, консолидация и т.д. С целью повышения эффективности работы логистической системы и оптимизации качества логистического сервиса в дистрибьюции элементарные активности объединяются в комплексные: · транспортировку, · складирование, · защитную упаковку, · грузопереработку, · управление запасами и другие. Операции физического распределения могут выполнять структурные подразделения сбыта грузового потока фирмы-производителя и логистические посредники. Фирмы, осуществляющие подобное комплексное обслуживание производителей или владельцев продукции, часто на Западе называют логистическими фирмами или компаниями физического распределения (КФР). В операциях физического распределения для каждого звена логистической системы в дистрибутивном канале обычно рассматриваются два так называемых центра тяжести: · центр «IN» (Вход); · центр «OUT» (Выход). Определение центров тяжести должно основываться на экономических принципах, диктуемых стратегией интегрированной логистики. На протяжении всей логистической сети интегрированной логистической системы должна быть обеспечена связность и непрерывность материального потока. По этой причине введены в обращение «transaction units» — учетно-договорные единицы (УДЕ), они являются соглашением по обмену между партнерами внутри дистрибутивного канала какой-либо продукции. УДЕ имеет закрепленные снабженческо-сбытовые характеристики, чтобы облегчить повторные логистические операции физического распределения. Характеристики УДЕ многочисленны и различны: вес брутто, вес нетто, высота, ширина, длина, прочность на раздавливание, климатическая стойкость, вес тары, полезная нагрузка, высота груза, объем груза, различные способы защиты, скорость транспортировки, взаимозависимость единиц измерения продукции и транспортных единиц при любом способе транспортировки, пригодность единицы для любых способов погрузки, разгрузки и хранения. Основные УДЕ продукции: — упаковка; — паллет (поддон); — контейнер. При физическом распределении могут использоваться УДЕ, кратные этим единицам: · паллет половинной высоты; · мини-паллеты; · контейнеры типа «Roll»; · мини-контейнеры, · которые после их установки бок о бок снова будут образовывать контейнерную единицу груза. Три «золотых» правила логистики в физическом распределении Правило 1: Для наиболее эффективного удовлетворения потребителей дистрибутивная логистическая цепь § должна проникать возможно глубже к точкам конечного сбыта, § использоваться возможно чаще осуществлять транспортировку на возможно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц, обеспечивающих получение возможно больших вместимостей. Правило 2: Для наиболее эффективного решения задачи физического распределения в логистической цепи необходимо использовать § минимальное количество УДЕизмерения продукции § минимальное количество УДЕ транспорта, независимо от их вместимостей. Правило 3: Если нельзя избежать создания стационарного склада, то он должен располагаться на логистической цепи § в центре консолидации, который размещается возможно ближе к конечным торговым точкам, если это касается физического распределения в плане транспортировки, и в центре консолидации, расположенном возможно ближе к исходному производственному процессу, если это касается сортировки. 27.Координация и интеграция действий логистических посредников. Целесообразность привлечения в структуры дистрибутивных каналов и сетей логистических посредников когда эти посредники выполняют основные функции в дистрибьюции (транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, организацию продаж, страхование и т.п.) более эффективно, с более высоким качеством и меньшими затратами, чем сама фирма-производитель. Посредник представляет собой лицо или компанию, организацию, оказывающие содействие в установлении контактов и заключении сделок, контрактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями товаров и услуг. В роли посредников выступают различные их разновидности, в том числе: -агенты, -коммерсанты, -маклеры, -дистрибьюторы, -дилеры, -брокеры. Посредники классифицируются по признакам: -от своего или чужого имени работает посредник -за свой или чужой счет он ведет свои операции. Дилер ведет свои операции от своего имени и за свой счет Комиссионер – от своего имени и за чужой счет Дистрибьютор – от чужого имени и за свой счет Агент, брокер – от чужого имени и за чужой счет Координация и интеграция действий логистических посредников Рыночные взаимоотношения посредников Наличие в дистрибутивной сети фирмы большого количества посредников в значительной степени усложняет принятие эффективных решений для логистического менеджмента. Основная трудность заключается в согласовании локальных целей и задач функциональных групп посредников с маркетинговыми и логистическими глобальными (стратегическими) целями фирмы. Кроме того, необходимо учитывать, что в каждой функциональной группе логистических посредников возникают, действуют и трансформируются определенные рыночные взаимоотношения, которые укрупнено можно разделить на кооперацию, конфликты и конкуренцию. Кооперация проявляется в том, чти фирмы-посредники выполняющие одинаковые или различные логистические операции (функции) в дистрибьюции, объединяют свои усилия для достижения цели (системы целей) на своем сегменте рынка. Распространенной практикой кооперации являются постоянные отношения партнерства между торговыми оптовыми и розничными посредниками в вертикальных дистрибутивных сетях. Конфликты возникают как между логистическими посредниками, сгруппированными в дистрибутивных каналах по функциональному признаку, так и между посредниками и фирмой-производителем продукции. Конфликты возникают, когда посредники имеют конкурирующие цели, а достижение оптимального взаимодействия во всем дистрибутивном канале затруднительно. Различают горизонтальные и вертикальные конфликты между посредниками в дистрибьюции. Мотивирующим поведением, формирующим совершенные взаимоотношения посредников в дистрибьюции, является возрастание канальной конкуренции. Здесь необходимо подчеркнуть два момента. Во-первых, параллельную конкуренцию между возможными посредниками на конкретном дистрибутивном уровне. Во-вторых, конкуренцию между дистрибутивными каналами, которая в современных условиях все более усиливается. Это связано с возрастанием роли интегрированной логистики в бизнесе, когда логистические посредники в дистрибьюции, стремясь захватить конкретный дистрибутивный канал и установить длительные связи с производителями, конкурируют с посредниками другой структуры канала распределения. Формы логистической интеграции Зачастую в определенных дистрибутивных каналах функционирует одна или несколько фирм-посредников, являющихся лидерами в своей функциональной группе. В конкурентной борьбе с лидерами другие посредники все в большей степени используют новые формы логистической интеграции между собой и с товаропроизводителями, основными из которых являются: Двойная дистрибьюция. Многие фирмы в логистической практике дистрибьюции развивают и поддерживают два и более дистрибутивных канала для одной продукции с переменной интенсивностью материалопотока в них в зависимости от спроса (объема продаж). Взаимодействие с эксклюзивным партнером (партнерами). Распространенной практикой в современном западном бизнесе является использование фирмой-производителем эксклюзивных дилеров, дистрибьюторов, торговых агентов, которым предоставляется исключительное право на определенные логистические активности. Эксклюзивное партнерство наблюдается также между логистическими вертикальными посредниками, что способствует повышению их канальной конкурентоспособности. Захват определенной группы, категорий продукции или товарной номенклатуры (вертикальная интеграция). В этом случае посредник или группа посредников стремятся захватить весь дистрибутивный канал продукта или товарной категории фирмы-производителя за счет снижения общих логистических затрат для конкретного канала, повышения качества сервиса или другими способами. Интеграция действий посредников охватывает обычно все активности, начиная от приема и обработки заказов и кончая послепродажным сервисом. Связанные взаимоотношения. Логистические партнеры в дистрибьюции для обеспечения конкурентоспособности связывают себя определенными (иногда полулегальными) обязательствами в торговых или других отношениях (например, не получать или не продавать товар фирмы-конкурента и т.п.). Приведенные выше направления взаимодействия и интеграции логистических партнеров, также как и лидерство в дистрибьюции обычно ограничены национальными антимонопольными (антитрестовыми) законодательными актами. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 404. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |