Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение и объекты исследования логистики.




Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток, а информационные, финансовые, сервисные и другие потоки рассматриваются в подчиненном плане.

Материальный поток (МП) - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т. п.).

Под материальными ресурсами (MP) понимаются предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.

МП характеризуется определенным набором параметров: номенклатура, ассортимент и количество продукции, габариты, вес, физико-химические характеристики груза, характеристики тары (упаковки) и т. п.

В наиболее общем плане с позиции логистики исследуется возникновение, преобразование или поглощение МП в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система. Таким образом, определяются действия, прикладываемые к МП в этой системе. Называются эти действия логистической операцией и логистической функцией (логистические активности).

К логистическим операциям относятся, например, такие действия, свершаемые над материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т. п.

Логистическими операциями, связанными с сопутствующими информационными и финансовыми потоками, могут быть сбор, хранение и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование грузов, передача прав собственности на товар и т. п.

Логистической операцией (элементарной логистической активностью) называется любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материаль-юго и сопутствующих ему потоков (информационных, финансовых, сервисных).

Логистической функцией (комплексной логистической активностью) называется обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

Среди комплексных логистических активностей на уровне организации бизнеса принято выделять следующие:

-снабжение (закупки);

-производство;

-сбыт (распределение);

-складирование;

-транспортировка;

-сервисная поддержка;

-информационная поддержка.

 

 

 

Логистические системы и звенья.

Одним из наиболее важных понятий в логистике является понятие логистической системы.

Логистическая система (ЛС) - сложная организационно-завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и распределения. Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Взаимодействие между ними базируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу.

Микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и предприятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функ-ональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях и регламентируется в административном порядке.

Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнешей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

В звеньях логистической системы материальные и другие сопутствующие потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т. п. Таким образом, звенья логистической системы могут быть трех типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие.

В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприя - поставщики материальных ресурсов, производственные предприятри и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, бирки, банки и другие финансовые учреждения, предприятия сервиса и т. п.

Наряду с понятием "логистическая система" в западной и отечественной литературе повсеместно используется понятие "логистическая цепь".

Логистическая цепь (ЛЦ) -множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных (оптимизированных) по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек.

Взаимодействия и издержки в логистических цепях, каналах и сетях

Логистические издержки

Это издержки, связанные с процессом товародвижения на всех стадиях экономической и организационной деятельности, осуществляемых в функциональных логистических цепях (закупки, складирование, транспортировка, запасы, производство, сбережение, продажи), в микро-логистической цепи (движение продукции на предприятии или в организации), в макрологистической цепи (движение продукции между субъектами хозяйствования).

В масштабе отдельно взятой фирмы логистические издержки могут быть определены:

-в % от суммы продаж;

-в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции;

-в % от условно чистой продукции.

Расчет логистических издержек по каждому функциональному блоку (подсистеме) логистики в общем виде осуществляется в следующей последовательности.

На первом этапе определяются затраты по отдельным операциям, входящим в конкретную процедуру функционального блока.

На втором этапе затраты по отдельным операциям суммируются — в результате определяются суммарные издержки на конкретную процедуру.

Третий этап заключается в определении издержек по каждому функциональном} блоку логистики.

На четвертом этапе осуществляется расчет полных логистических издержек предприятия или организации за определенный период времени.

Миссия логистики.

Какими бы ни быпи разными определения, миссия логисти­ки вполне определенна. Это удовлетворение спроса клиентуры на товар при наименьших затратах, связанных с функционирова­нием системы: транспорт складское хозяйство запасы.

Основные принципы построения и функционирования логистики нахождение и поддержание оптимального запаса между всеми функциональными областями деятельности компании.

Адекватность миссии логистики требованиям, предъявляемым клиентами, определяется следующими показателями:

- возможностью воспользоваться услугами логистики;

- временем, необходимым на обеспечение логистических.

Из определения миссии логистики вытекают основные операции:

Организация перевозки товаров или собственно перевозка. Установление цены перевозки (тарифная политика).Определение требований к упаковке и осуществление упаковочных работ. Погрузка, разгрузка, перегрузка или организация этих работ. Формирование и управление запасами. Учет и обработка заказов на осуществление работ, связанных с логистикой. Обеспечение должного уровня удовлетворения потребностей клиентов в отношении логистических операций. Прогнозирование объемов работ, связанных с логистическими операциями. Организация и обеспечение доставки закупаемого сырья и полуфабрикатов. Организация и обеспечение доставки готовой продукции на склады или в розничную сеть. Организация и обеспечение размещения товаров на производственных складах предприятия.

Организация и обеспечение перемещения продукции в рамках внутрифирменного производственного цикла. Ведение претензионной работы по логистическим операциям. Контроль расходов, связанных с осуществлением логистических операций. Мониторинг логистических операций и выявление способов и методов их совершенствования. Информирование клиентов о всех этапах и процессах движения товара и осуществления логистических операции Кроме того, возможны организация и осуществление широкого круга самых неожиданных действий, обусловленных необходимостью обеспечения логистических операций, в первую очередь по доставке товара. Исходя из миссии логистики можно определить функции логистики в различных сферах бизнеса: транспортировка; складирование; упаковочные работы; обработка груза (погрузка, разгрузка, перегрузка); обработка заказов клиентов; управление запасами; производственные операции; операции по закупке; маркетинг и прогнозирование конъюнктуры товарных рынков; размещение производственных мощностей и ряд других.

Задачи логистики в фирме нельзя рассматривать в отрыве от стратегических целей ее бизнеса. В этом смысле на Западе часто используют понятие «миссия», определяющее философию фирмы на рынке сбыта ее продукции (услуг). При формулировке миссии фирмы ее высший менеджмент должен ответить на два основных вопроса: что мы (фирма) представляем собой в настоящее время и куда мы стремимся?

Таким образом, миссия — это тот исходный фундамент, кото­рый определяет все дальнейшие стратегические и тактические целя и задачи фирмы и принимаемые на их основе решения. На современном этапе развития рыночных отношений для большинства фирм в заявляемых ими миссиях так или иначе присутствует цель макси­мального удовлетворения требований потребителей к качеству то­варов и услуг, порожденная широко распро распространившейся за рубе­жом философией TQM. Развитие международной интеграции эко­номики привело к тому, что потребители сегодня, с их набором ожиданий, установленным самыми лучшими компаниями в мире, требуют более; высокого качества товаров и услуг< по более низкой цене, быструю реакцию на их .запросы и непосредственную дос­тупность во время приобретения и использования. Фирмы все более оцениваются, не только с точки зрения качества их продукции и сервиса, но, и способности поставлять ГП вовремя в небольших объемах к непосредственному месту потребления.

Потенциал логистики как раз и позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фак­тором в условиях усиления конкуренции. В этом плане логистическую миссию за рубежом часто трактуют, как правило «семи R-s» или логистический микс (по аналогии с маркетинговым миксом).

Что можно перевести как «обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя ё наилучшими затратами».

В правиле «семи R-s» отражены существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются качество, время и затраты. Фирма должна разрабатывать логистическую миссию, непротиворечивую с общей маркетинговой и производственной стратегиями. Целью логистики в фирме должно быть обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков, как основы для достижения; долговременного успеха в бизнесе. Отсутствие миссии и когерентной стратегии логистики может поставить фирму в позицию наблюдателя, с запозданием реагирующего на рыночную динамику спроса, не имеющего ясной перспективы в будущем.

Логистическая миссия должна обеспечить фирме систему видения высокого качества ее продукций "и сервиса, конкурентоспо­собности, интеграции снабженческой; производственной и марке­тинговой стратегии, быть кредо фирмы, позиционирующем ее от­носительно рынка и конкурентов.

Для более четкого понимания места логистики (логистического-менеджмента) в фирме необходимо рассмотреть ее окружение — окружающую среду (Logistical environments), которую обычно под­разделяют на внешнюю (макро-среду) и внутреннюю (микро-сре­ду). В таблице 1 представлена схема, отражающая воздействия на логистику факторов внешней и внутренней (внутрифирменной) окружающей среды.

Факторы внешней среды укрупнено можно разделить на политические, экономические, правовые, технологические, социальные и экологические. Среди факторов внутрифирменной микрологистической среды укрупненно можно выделить функциональные сферы производства, маркетинга, финансов, используемые трудовые ресурсы, а также влияние персонала высшего менеджмента. Подробно эти факторы проанализированы в последующих разделах данной главы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 378.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...