Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Определение и объекты исследования логистики.
Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток, а информационные, финансовые, сервисные и другие потоки рассматриваются в подчиненном плане. Материальный поток (МП) - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т. п.). Под материальными ресурсами (MP) понимаются предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства. МП характеризуется определенным набором параметров: номенклатура, ассортимент и количество продукции, габариты, вес, физико-химические характеристики груза, характеристики тары (упаковки) и т. п. В наиболее общем плане с позиции логистики исследуется возникновение, преобразование или поглощение МП в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система. Таким образом, определяются действия, прикладываемые к МП в этой системе. Называются эти действия логистической операцией и логистической функцией (логистические активности). К логистическим операциям относятся, например, такие действия, свершаемые над материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т. п. Логистическими операциями, связанными с сопутствующими информационными и финансовыми потоками, могут быть сбор, хранение и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование грузов, передача прав собственности на товар и т. п. Логистической операцией (элементарной логистической активностью) называется любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материаль-юго и сопутствующих ему потоков (информационных, финансовых, сервисных). Логистической функцией (комплексной логистической активностью) называется обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач. Среди комплексных логистических активностей на уровне организации бизнеса принято выделять следующие: -снабжение (закупки); -производство; -сбыт (распределение); -складирование; -транспортировка; -сервисная поддержка; -информационная поддержка.
Логистические системы и звенья. Одним из наиболее важных понятий в логистике является понятие логистической системы. Логистическая система (ЛС) - сложная организационно-завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями. Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и распределения. Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Взаимодействие между ними базируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу. Микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и предприятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функ-ональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях и регламентируется в административном порядке. Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнешей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями. В звеньях логистической системы материальные и другие сопутствующие потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т. п. Таким образом, звенья логистической системы могут быть трех типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприя - поставщики материальных ресурсов, производственные предприятри и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, бирки, банки и другие финансовые учреждения, предприятия сервиса и т. п. Наряду с понятием "логистическая система" в западной и отечественной литературе повсеместно используется понятие "логистическая цепь". Логистическая цепь (ЛЦ) -множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных (оптимизированных) по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек. Взаимодействия и издержки в логистических цепях, каналах и сетях Логистические издержки — Это издержки, связанные с процессом товародвижения на всех стадиях экономической и организационной деятельности, осуществляемых в функциональных логистических цепях (закупки, складирование, транспортировка, запасы, производство, сбережение, продажи), в микро-логистической цепи (движение продукции на предприятии или в организации), в макрологистической цепи (движение продукции между субъектами хозяйствования). В масштабе отдельно взятой фирмы логистические издержки могут быть определены: -в % от суммы продаж; -в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции; -в % от условно чистой продукции. Расчет логистических издержек по каждому функциональному блоку (подсистеме) логистики в общем виде осуществляется в следующей последовательности. На первом этапе определяются затраты по отдельным операциям, входящим в конкретную процедуру функционального блока. На втором этапе затраты по отдельным операциям суммируются — в результате определяются суммарные издержки на конкретную процедуру. Третий этап заключается в определении издержек по каждому функциональном} блоку логистики. На четвертом этапе осуществляется расчет полных логистических издержек предприятия или организации за определенный период времени. Миссия логистики. Какими бы ни быпи разными определения, миссия логистики вполне определенна. Это удовлетворение спроса клиентуры на товар при наименьших затратах, связанных с функционированием системы: транспорт складское хозяйство запасы. Основные принципы построения и функционирования логистики нахождение и поддержание оптимального запаса между всеми функциональными областями деятельности компании. Адекватность миссии логистики требованиям, предъявляемым клиентами, определяется следующими показателями: - возможностью воспользоваться услугами логистики; - временем, необходимым на обеспечение логистических. Из определения миссии логистики вытекают основные операции: Организация перевозки товаров или собственно перевозка. Установление цены перевозки (тарифная политика).Определение требований к упаковке и осуществление упаковочных работ. Погрузка, разгрузка, перегрузка или организация этих работ. Формирование и управление запасами. Учет и обработка заказов на осуществление работ, связанных с логистикой. Обеспечение должного уровня удовлетворения потребностей клиентов в отношении логистических операций. Прогнозирование объемов работ, связанных с логистическими операциями. Организация и обеспечение доставки закупаемого сырья и полуфабрикатов. Организация и обеспечение доставки готовой продукции на склады или в розничную сеть. Организация и обеспечение размещения товаров на производственных складах предприятия. Организация и обеспечение перемещения продукции в рамках внутрифирменного производственного цикла. Ведение претензионной работы по логистическим операциям. Контроль расходов, связанных с осуществлением логистических операций. Мониторинг логистических операций и выявление способов и методов их совершенствования. Информирование клиентов о всех этапах и процессах движения товара и осуществления логистических операции Кроме того, возможны организация и осуществление широкого круга самых неожиданных действий, обусловленных необходимостью обеспечения логистических операций, в первую очередь по доставке товара. Исходя из миссии логистики можно определить функции логистики в различных сферах бизнеса: транспортировка; складирование; упаковочные работы; обработка груза (погрузка, разгрузка, перегрузка); обработка заказов клиентов; управление запасами; производственные операции; операции по закупке; маркетинг и прогнозирование конъюнктуры товарных рынков; размещение производственных мощностей и ряд других. Задачи логистики в фирме нельзя рассматривать в отрыве от стратегических целей ее бизнеса. В этом смысле на Западе часто используют понятие «миссия», определяющее философию фирмы на рынке сбыта ее продукции (услуг). При формулировке миссии фирмы ее высший менеджмент должен ответить на два основных вопроса: что мы (фирма) представляем собой в настоящее время и куда мы стремимся? Таким образом, миссия — это тот исходный фундамент, который определяет все дальнейшие стратегические и тактические целя и задачи фирмы и принимаемые на их основе решения. На современном этапе развития рыночных отношений для большинства фирм в заявляемых ими миссиях так или иначе присутствует цель максимального удовлетворения требований потребителей к качеству товаров и услуг, порожденная широко распро распространившейся за рубежом философией TQM. Развитие международной интеграции экономики привело к тому, что потребители сегодня, с их набором ожиданий, установленным самыми лучшими компаниями в мире, требуют более; высокого качества товаров и услуг< по более низкой цене, быструю реакцию на их .запросы и непосредственную доступность во время приобретения и использования. Фирмы все более оцениваются, не только с точки зрения качества их продукции и сервиса, но, и способности поставлять ГП вовремя в небольших объемах к непосредственному месту потребления. Потенциал логистики как раз и позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции. В этом плане логистическую миссию за рубежом часто трактуют, как правило «семи R-s» или логистический микс (по аналогии с маркетинговым миксом). Что можно перевести как «обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя ё наилучшими затратами». В правиле «семи R-s» отражены существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются качество, время и затраты. Фирма должна разрабатывать логистическую миссию, непротиворечивую с общей маркетинговой и производственной стратегиями. Целью логистики в фирме должно быть обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков, как основы для достижения; долговременного успеха в бизнесе. Отсутствие миссии и когерентной стратегии логистики может поставить фирму в позицию наблюдателя, с запозданием реагирующего на рыночную динамику спроса, не имеющего ясной перспективы в будущем. Логистическая миссия должна обеспечить фирме систему видения высокого качества ее продукций "и сервиса, конкурентоспособности, интеграции снабженческой; производственной и маркетинговой стратегии, быть кредо фирмы, позиционирующем ее относительно рынка и конкурентов. Для более четкого понимания места логистики (логистического-менеджмента) в фирме необходимо рассмотреть ее окружение — окружающую среду (Logistical environments), которую обычно подразделяют на внешнюю (макро-среду) и внутреннюю (микро-среду). В таблице 1 представлена схема, отражающая воздействия на логистику факторов внешней и внутренней (внутрифирменной) окружающей среды. Факторы внешней среды укрупнено можно разделить на политические, экономические, правовые, технологические, социальные и экологические. Среди факторов внутрифирменной микрологистической среды укрупненно можно выделить функциональные сферы производства, маркетинга, финансов, используемые трудовые ресурсы, а также влияние персонала высшего менеджмента. Подробно эти факторы проанализированы в последующих разделах данной главы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 378. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |