Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перспективы развития логистики в России и РКСтр 1 из 26Следующая ⇒
Эволюция логистики. Логистика, в наст.время- это научно-практическая деят-ть осущ-ая оптимизацию движения МП и связанного с ним финансового и информационного потока. То, что мы сегодня называем логистикой, возникло с зарождением цивилизации, т. е. это никакое не новшество. Однако самых совершенных достижений логистика достигла, как мы уже отмечали ранее, в военной среде и несколько позже - в экономической среде, т. е. в среде современного бизнеса. логистика представляет собой общую точку зрения на компанию и ее партнеров по бизнесу (стратегическую, тактическую и оперативную) с материальными и информационными потоками в качестве интегратора. Однако такой взгляд на логистику формировался в течение некоторого исторического периода. можно выделить несколько исторических периодов. Период с 20-х до начала 50-х гг. условно называется периодом фрагментации, когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована. Отдельные логистические активности были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, в транспортировке и т. п. в этот период были сформулированы отдельные предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести следующие: -возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров: -рост транспортных тарифов; -появление концепции маркетинга; -развитие теории и практики военной концепции. Необходимо отметить появление в рассматриваемый период первых логистических организаций и сообществ. Период с середины 1950-х по 1970-е гг. западные специалисты называют периодом становления логистики. Он характеризовался интенсивным развитием теории и практики логистики, прежде всего в США. Стало очевидным, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения физического распределения, в первую очередь с позиции снижения затрат. Одним из ключевых факторов быстрой экспансии логистики явилось возникновение концепции общих (тотальных) затрат в дистрибьюции. Возникла необходимость интегрировать в потоке различные функции товародвижения, устанавливая при этом оптимальное соотношение затрат отдельных звеньев логистической цепи. Таким образом, смысл концепции общих затрат заключается в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится (общий результат деятельности превзойдет сумму отдельных эффектов). Позднее концепция общих затрат стала основной концепцией интегрированной логистики. Вместе с тем возникли следующие предпосылки дальнейшего развития логистики. К ним относятся: -изменения в моделях и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков); -давление затрат на производство; -прогресс в компьютерных технологиях; -изменения в стратегиях формирования запасов; -влияние военного опыта. К началу 70-х гг. (период развития) были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики и некоторые западные фирмы стали успешно применять их на практике. Логистика приобрела статус "образа мышления", или, другими словами, концептуальной стратегии, основанной на глубокой интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую систему (период интеграции). Здесь во главу утла ставился не продукт, а процесс в форме потока (материального, информационного и др.), в чем и заключалась принципиальная новизна логистического подхода, а логистическая концепция позволила перейти от дискретного к сквозному управлению по всей логистической цепи. В течение рассматриваемого исторического периода произошли также существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического взлета. аким образом, период интеграции сделал логистику одним из важнейших инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса. На современном этапе основными тенденциями в экономике западного рынка, влияющими на будущую эволюцию логистической концепции, являются: -некоторый спад промышленного производства; -дальнейшее углубление специализации в промышленности; -изменившиеся отношения с торговыми партнерами, требующие новых подходов в организации сотрудничества и новых форм менеджмента; -дальнейшее развитие мировых интеграционных процессов; -усилившаяся конкуренция во всех областях бизнеса; -развитие новых информационно-компьютерных технологий; -появление гибкого технологического оборудования, систем автоматизации проектирования, гибких автоматизированных и роботизированных производств, позволяющих быстро переходить на выпуск новых видов продукции; -усиленное внедрение принципов логистики в индустрию сервиса.
3.Парадигмы логистики. Парадигмы логистики тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюционного развития. К ним относятся: -аналитическая; -технологическая (информационная); -маркетинговая; -интегральная. Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике в теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Аналитическая парадигма основана на твердой теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, исследования операций, экономической кибернетики, методы математической статистики. Характерной особенностью применения аналитической парадигмы является построение достаточно сложной экономико-математической модели, отражающей специфику решаемой логистической проблемы. Такие модели требуют большого объема исходной информации и разработки сложных алгоритмов принятия решений в логистическом управлении, а практическое их применение (исходя из указанных особенностей) сужается в основном до внутрипроизводственных логистических систем. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральном подходе к логистическим исследованиям, аналитическая парадигма неудобна. Технологическая парадигма тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой - синтезировать информационно- компьютерное обеспечение решения проблемы. Теоретической основой технологической парадигмы является системный подход. С начала 1980-х гг. и до настоящего времени в ряде развитых стран при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе . Сегодня многие хозяйственные организации на практике, как правило, комбинируют использование трех вышеуказанных парадигм. Однако в последние годы укоренилась и широко распространяется новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей называют интегральной. Она, по существу, развивает маркетинговую, учитывая при этом новые предпосылки развития бизнеса на современном этапе, к которым можно отнести следующие: -новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы; -новые перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения; -радикально изменившиеся технологические возможности, в частности гибких производств и информационно-компьютерных технологий, которые открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции. Интегральная парадигма успешно используется при синтезе макрологистических структур. 4.Методологии и научная база логистики. Современная теория логистики и логистического менеджмента в концептуальном плане базируется на методологии: • системного анализа, • кибернетического подхода, • исследования операций, • экономико-математического моделирования. Для решения конкретных проблем, возникающих при анализеи проектировании логистических систем и методов управления на разных экономических уровнях, более детально используются методы программно-целевого планирования, функционально-стоимостного анализа, макро- и микроэкономики, прогнозирования, моделирования и т. п. Научную базу логистики составляет широкий спектр дисциплин: • математики (теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов, математическая теория оптимизации, функциональный анализ, теория матриц, факторный анализ и др.); • исследования операций (математические методы оптимизации (линейное, нелинейное и динамическое программирование, теория игр, теория статистических решений), теории массового обслуживания, управления запасами, методы имитационного моделирования, сетевого планирования и др.); • технической кибернетики (теории больших систем, прогнозирования, общая теория управления, теории автоматического регулирования, графов, идентификации, информации, связи, расписаний, оптимального управления и др.); • экономической кибернетики и экономики (теория оптимального планирования, методы экономического прогнозирования, маркетинг, менеджмент, стратегическое и оперативное планирование, производственный (операционный) менеджмент, ценообразование, всеобщее управление качеством, управление персоналом, дистрибьюция, организация продаж, предпринимательство, финансы, бухгалтерский учет, управление проектами, управление инвестициями, социальная психология, экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли и др.). Уже это простое перечисление показывает, какой огромный научный потенциал, накопленный человечеством за предыдущие десятилетия, используется в современных логистических исследованиях и разработках. В ретроспективном периоде при анализе и проектировании логистических систем, методов и приемов логистического менеджмента были разработаны и апробированы многие методологические принципы, основными из которых в настоящее время являются: • системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом; • принцип общих затрат, т. е. учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в логистической цепи. Как правило, критерий минимума общих логистических затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем; • принцип глобальной оптимизации. При оптимизации структуры или управления в проектируемой логистической системе необходимо согласование локальных целей функционирования элементов (звеньев) системы для достижения глобального оптимума; • принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы (цепи) в управлении материальными (информационными, финансовыми) потоками при реализации целевой функции; • принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, проектировании и оптимизации объектов и процессов в логистических системах и цепях широко используются различные модели: математические, экономико-математические, графические, физические, имитационные (на ЭВМ) и др. Реализация логистического менеджмента в настоящее время практически невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки; • принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической подсистем и др.; • принцип всеобщего управления качеством — обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и услуг, поставляемых конечным потребителям; • принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах, что означает соответствие экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям работы персонала и т. п.; • принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды (например, при колебаниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставки или закупки материальных ресурсов, транспортных тарифов и т. п.). При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации. Перспективы развития логистики в России и РК Бурный рост потребительского сектора в России натолкнулся на отсутствие необходимой инфраструктуры, опытных специалистов и неразвитость логистических операторов. Натолкнулся, но не был остановлен. Производители и розничные сети стали самостоятельно развивать собственные логистические подразделения, занялись модернизацией арендуемых складов или строительством новых, а также внедрением систем управления складами и транспортом. Указанное развитие происходило и происходит в направлении, прямо противоположном глобальной тенденции. Многие участники рынка уверены в том, что ни один логистический оператор сегодня не может обеспечить им управление товародвижением с приемлемым уровнем сервиса и затрат. Текущие инвестиции некоторых крупных ритейлеров в развитие собственных логистических подразделений составляют десятки миллионов долларов. Однако существуют и довольно редкие примеры, когда крупные компании передают в управление логистическим операторам собственные склады. И все же, по мнению многих специалистов, компаний потребительского рынка 3PL- oпepaтopoв в полном понимании их статуса на российском рынке нет. Интеграция процессов и технологическая интеграция пока также минимальны. Компании предпочитают сосредоточиться на решении внутренних проблем, которых в условиях активного роста более чем достаточно. Даже если уровень доверия между участниками логистической цепи растет, организовать эффективное совместное планирование часто мешает пока еще не внедренная ERP/WMS-система, которая должна обеспечить необходимую достоверность обмена информацией. Относительно высокая стоимость внедрения и интеграции таких систем сдерживает развитие совместных процессов. По некоторым оценкам, для того, чтобы приблизиться к уровню развития логистических цепей в США и Европе, российским компаниям потребуется, как минимум, еще 15 лет – при условии, что фаза экстенсивного роста будет завершена в течение 5 лет и далее компании сосредоточат основные усилия на повышении собственной эффективности и эффективности своих логистических цепей. Возможно, этот этап удастся пройти быстрее в случае выхода глобальных логистических операторов на российский рынок, - они принесут с собой уже выстроенные отношения со своими глобальными клиентами. Нужно будет быстро перенять этот опыт. Логистические активности. Логистические активности делятся на три группы: 1.Базисные - вкл. снабжение, производство, сбыт. Снабжение: что закупить, сколько, кто поставщик, на каких условиях, где и как разместить на хранение, как часто закупать. Сбыт: нужна ли сеть складов, какой уровень снабжения обеспечить, какие базисные условия поставки. 2.Ключевые – управление кач-ом (стандарты ИСО), процесс транспортировки (выбор перевозчика, экспедитора, вида транспорта, подбор трансп ср-в), упр-е производ-ми процедурами (или операционный менедж-т. Решают задачу сниж затрат и повыш кач-ва прод. Упр-я потоками МР и незаверш пр-ва в технологич процессах), организация и управление закупками (выбор поставщиков, планирование потребностей в ресурсах, организация договорной работы, выбор форм поставок, типов транспорта), упр-е запасами ресурсов и готовой прод. (создание, контроль, регулирование уровня запасов в снабжении, произ-ве, сбыте прод. С целью обеспечения бесперебойного произ-ва не допуская при этом излишние отвлечение финн ресурсов), физич распределение продукции (обеспечивается продвижением ГП в дистрибьютивную сеть и личному потребителю), стратегия ценообразования (тесно связана с маркетинговой стратегией фирмы производителя и задает уровень общих лог-х издержек составляющих базу цены ГП). 3.Поддерживающие – складирование (определение числа складов, их типа, площади складирования, размещения запасов, проектирование зон транспортировки, погрузочно-разгрузочных зон мех-ма), Грузопереработка (перемещение МР на складах, размещение их на стеллажах, сортировку, комплектацию грузов для выполнения заказов, поддержание рационального объема складского грузооборота.) Защитная упаковка (обеспечение сохранности, привлекательности, снижение лог-х издержек) Процедуры возврата товара (система послепродажного сервиса) Сбор возвратных отходов Информационно-компьютерная поддержка (применяется на всех уровнях и практически для всех лог-х действий). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |