Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ЗАКУПОК И ВЫБОР ПОСТАВЩИКОВ




Вторым шагом в планировании поставок является исследование рынка закупок и выбор поставщиков. Успех функционирования любого предприятия в значительной степени зависит от точности обеспечения производства необходимыми ресурсами по показателям количества, качества, времени. Следовательно, от точности определения параметров, характеризующих рынок закупок, зависит создание оптимальных условий функционирования производственных подразделений. Управление закупками предприятия в тесном сотрудничестве с конструкторскими и технологическими подразделениями должно искать возможность снижения стоимости закупаемых материалов. Однако при выборе материала для заказа следует учитывать не только его соответствие заданному качеству выпускаемой продукции и цены, но и затраты при последующей обработке, что является наиболее важным моментом в закупочной деятельности.

В машиностроении потребности производства одних и тех же деталей могут удовлетворять различные марки, профили и размеры стального проката, отличающиеся друг от друга, как физико-химическими свойствами, так и ценой. Выбор более дешевого металла экономически целесообразен в том случае, если его последующая переработка не повлечет за собой увеличение затрат на изготовление детали. То есть, если применение дешевой стали связано с усложнением термообработки деталей и ростом производственных затрат, перекрывающим разницу в ценах между взаимозаменяемыми видами металла, то отказ от использования дорогого металла будет не оправдан.

В результате попытка изолированно минимизировать затраты в подсистеме “закупки” логистической цепи приводит к возникновению дополнительных издержек в подсистеме “производство”. Важно не только минимизировать затраты в отдельно взятых звеньях, но и обнажить противоречивое поведение затрат как между звеньями логистической цепи, так и внутри них, перевести их в противоречивые экономические интересы и выработать соответствующий механизм их согласования, при котором обеспечивается оптимизация материального потока. Поэтому целью исследования рынка закупок сырья и материалов является создание максимально благоприятных условий для всех подразделений, обеспечение устойчивого, высокоэффективного функционирования предприятия в целом.

В традиционной подсистеме закупок информация, поступающая с рынка, может быть условно поделена на два блока:

- блок информации, получаемый в результате исследования данного рынка;

- блок, характеризующий поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий.

Информация, получаемая в результате исследования рынка закупок, может быть классифицирована следующим образом:

- данные о потребительских свойствах материалов, сырья и комплектующих изделий;

- данные о материалах-заменителях;

- данные об экономической конъюнктуре (соотношение между спросом и предложением);

- данные о емкости рынка закупок;

- нормативные данные по обеспечению правовых условий поставок.

Для сбора информации следует использовать разнообразные источники: как первичные, так и вторичные. В отборе источников информации следует руководствоваться правилами:

- нельзя ограничиваться одним источником информации;

- один из используемых источников должен быть независимым.

Исследование рынка закупок сырья, материалов рассматривается внутри предприятия как средство решения проблем, возникающих в научных исследованиях и конструкторских разработках. Кроме того, необходимо иметь в виду, что важная информация об изменениях и тенденциях развития рынка сырья и материалов может быть получена на основе внутризаводской отчетности. Изучение рынка поставок материальных ресурсов, как правило, проводится параллельно с разработкой новой продукции. В машиностроении оно начинается и осуществляется на стадии конструирования изделий. Задача органов снабжения обеспечить конструкторов необходимыми каталогами, описанием, проспектами по профилю проводимой работы с целью их полной и объективной ориентации в соответствующих вопросах. Однако каталоги и описание не содержат информации о ценах, без чего трудно добиться экономически выгодных решений по материалам и конструкции будущих изделий. Поэтому особый интерес для предприятий-изготовителей представляет информация, характеризующая поставщиков ресурсов. При оценке поставщиков необходимо учитывать не только показатели (цена и качество ресурсов), но и условия поставок, мощности поставщиков, их географическое расположение, финансовое состояние.

Для выявления круга потенциальных поставщиков, соответствующих предъявляемым требованиям, на предприятии должна быть создана группа связей с поставщиками. Данная группа должна заниматься регулярным сбором и оценкой подробной информации о контрагентах с целью оптимизации закупок. При оценке поставщиков чаще всего используют следующие показатели:

- качество и цена закупаемой продукции;

- время поставки с момента получения заказа;

- надежность выполнения договорных обязательств по показателям качества, времени и количества;

- условия платежа.

Автор предлагает при выборе поставщика применять рейтинговую оценку контрагентов. Методика расчета рейтинга поставщика имеет следующий порядок действий:

- определяется перечень показателей, на основе которых будет приниматься решение о предпочтительности того или иного поставщика (табл. 3.5);

- производится оценка поставщика по намеченным показателям методом балльных экспертных оценок;

- оценивается вес каждого показателя в общей совокупности показателей методом экспертных оценок;

- рассчитывается рейтинг каждого поставщика посредством суммирования произведений веса показателя на его оценку согласно выражению (3.2).

                                                   Ак ,                                 (3.2)

 

где Ак - рейтинг к- го поставщика; Вi - вес i-го показателя;

Оi - оценка i-го показателя.

- сравниваются полученные результаты, определяется наилучший партнер.

Таким образом, для всего множества поставщиков, с которыми в соответствии с номенклатурой выпускаемой продукции может поддерживать производственно-снабженческие отношения предприятие-производитель, получается массив.

Причем в массиве все элементы ранжированы таким образом, что Ak-1>Ak, то есть поставщик, которому соответствует значение A1, является наиболее выгодным партнером при проведении производственно-снабженческих работ. Автором предлагается определять степень правильности выбора поставщика по формуле (3.3).

                                                                ,                                                               (3.3)

где I – критерий оценки качества поставщиков; А к- рейтинг к-го поставщика;

А1– рейтинг поставщика, имеющего наилучшую позицию.

Критерий (ведущий обобщающий показатель) оценки качества поставщика изменяется от 0 до 1. Соотнося рейтинг к-го поставщика, с которым установлены хозяйственные связи, с рейтингом поставщика, имеющего наилучшую позицию, мы можем судить о степени правильности выбора поставщика, о степени эффективности работы подсистемы закупок.

При практическом применении критерия оценки качества поставщика важна не столько сама точность определения рейтингов к-го поставщика и поставщика, имеющего наилучшую позицию, сколько разрыв между этими величинами. Данный критерий должен стать ключевым (стержневым) при решении задачи выбора поставщиков и установления (продления) с ними хозяйственных связей.

Однако для расчета рейтинга может использоваться и иная система оценок, при которой более высокий рейтинг свидетельствует о более высоком уровне негативных качеств поставщика. В этом случае предпочтение следует отдать тому поставщику, который имеет наименьший рейтинг. В соответствии с этой системой критерий оценки качества поставщика будет варьироваться от 1 и выше.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...