Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономический эффект от использования логистики




Материальный поток, двигаясь от первичного источника сы­рья через цепь производственных, транспортных и посредниче­ских звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличива­ется в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному по­требителю, более 70% составляют расходы, связанные с хране­нием, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обес­печивающими продвижение материального потока.

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показате­лей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

— снизить запасы на всем пути движения материального по­тока;

— сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

— снизить транспортные расходы;                            

— сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Сокращение запасов при использовании логистики обеспечи­вается за счет высокой степени согласованности действий участ­ников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов.

Следующая составляющая экономического эффекта от при­менения логистики образуется за счет сокращения времени про­хождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени, отводимых на складирование, производствен­ные операции и доставку, затраты времени на собственно про­изводство составляют в среднем от двух до пяти процентов.

Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позво­ляет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно уве­личить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себе­стоимость продукции.

Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели ис­пользования транспорта.

Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинако­вой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от приме­нения логистики — сокращение затрат ручного труда и соот­ветствующих расходов на операции с грузом.

 «шесть правил логистики»:

ГРУЗ— нужный товар;
КАЧЕСТВО— необходимого качества;           

КОЛИЧЕСТВО— в необходимом количестве;          

ВРЕМЯ — должен быть доставлен в нужное время;          
МЕСТО — в нужное место;

ЗАТРАТЫ— с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, то есть нужный товар необ­ходимого качества в необходимом количестве доставлен в нуж­ное время в нужное место с минимальными затратами.

 



Закупочная логистика

Предприятия, независимо от характера их деятельности, за­купают на рынке сырье, материалы, узлы и комплектующие, а так­же различные услуги. Эти ценности необходимы для ведения хо­зяйственной деятельности.

Можно назвать некоторые важнейшие предпосылки особой важности процессов закупок для формирования экономики предпри­ятий, особенно производственных, торговых и сервисных. В част­ности:

• бесперебойное функционирование предприятия зависит от эффективного удовлетворения потребностей в материалах, энер­гии и услугах;

• стоимость используемых материалов, топлива, энергии и сторонних услуг считается основным компонентом затрат на функ­ционирование производственных предприятий (около 65%); здесь всегда имеются возможности для сокращения расходов;

• значительная часть оборотных средств, особенно уровень и структура материальных запасов, а также незавершенной продук­ции формируется под влиянием процессов закупок;

• прогрессирующие процессы специализации в сфере как про­изводства, так и обращения увеличивают долю готовых деталей, элементов и узлов в структуре закупок. Данный фак­тор также увеличивает значение процессов закупок; стоимость услуг в структуре затрат в настоящее время уже составляет 15-17%, а на многих предприятиях их доля превышает 30%;

• стратегия обеспечения качества продукции не может быть реализована без тесного сотрудничества с поставщиками.

Даже перечисленные факторы наглядно подтверждают рост значения процессов закупок, необходимость анализировать их протекание, уровни затрат, цен, запасов.

Помимо отмеченных можно назвать и другие причины, тесно связанные с логистикой процессов закупок и также оказывающие сильное влияние на экономику предприятия. К ним относятся:

• необходимость обеспечить высокую динамику материаль­ных и информационных потоков, что позволяет снижать расхо­ды, повышать качество обслуживания клиентов, а также укреп­лять рыночную позицию предприятия;

• привлечение значительных основных средств в техническую инфраструктуру логистических процессов сферы закупок: здания и складские сооружения, транспортные средства, машины и тех­ническое оборудование, применяемое для манипулирования и хранения материалов;

• большая численность работников в подразделениях, выпол­няющих физические и информационные функции, связанные с закупками;

• наличие запасов материалов, незавершенной продукции, товаров и т.п., ведущее к росту издержек хранения.

Перечисленные факторы приводят к тому, что процессы заку­пок оказывают существенное влияние на всю деятельность пред­приятия. Они определяют уровень затрат и позволяют повышать конкурентоспособность. Поэтому обсуждаемым вопросам долж­но уделяться особое внимание.

Структура материальных потребностей на большинстве пред­приятий достаточно сложна. Наблюдается широкий спектр ресурсов, имеющих различную степень об­работки и технической готовности к использованию, что требует соответствующего подхода к процессам планирования и органи­зации закупок.

Можно выделить несколько групп объектов закупок, для ко­торых применяются схожие процедуры организации обсуждаемо­го процесса:

• исходное сырье и материалы;

• полуфабрикаты (например, отлив­ки из чугуна, стали или цветных металлов);

• готовые комплектующие элементы, используемые при сбор­ке изделий на предприятиях конечной фазы;

• специализированные узлы и сборочные единицы;

•средства труда;

• твердое, жидкое и газообразное топливо, тепловая, электрическая и другая энергия.

Таким образом, управление процессами закупок должно счи­таться важнейшим видом деятельности соответствующих служб предприятия.

На фазе закупки выделяют много функций и частных задач, которые интегрируют вещественные и информационные процес­сы. Главное содержание этих процессов может определяться от­ветами на важнейшие вопросы, связанные с основной деятельно­стью любого предприятия:

собственное производство или закупка воп­рос связан с определением сферы постоянной пассивной кооперации. Она может считаться проявлением политики, называемой в настоящее время 1еап тапаgment(«скудное» управление) и связанной с нею концепци­ей аутсорсинга(использования комплексных услуг, оказываемых внешни­ми исполнителями).

сколько закупать - связан с планированием обеспечения потребностей в материалах и управлением запасами;

когда закупать - относится к организации поставок в сово­купности с производственными потребностями и поступающей с учетом применяемых методов (моделей) управления запасами ин­формацией;

где закупать - связан с выбором источника закупок и по­ставщиков.

 

Решения типа таkе or bиу должны предваряться полным ана­лизом всех факторов с учетом иногда противоречивых интересов различных подразделений предприятия. При этом можно руко­водствоваться следующими мотивами, свидетельствующими в пользу:

собственного производства - высоким уровнем добавленной стоимости, уникальной технологией, стратегическим характером производимой продукции;

приобретения ценностей (либо услуг) по кооперации- сокра­щением производственных мощностей, возможностью реальной окупаемости кооперативных связей, доступом к современной тех­нологии.

Необходимо подчеркнуть, что решения о собственном произ­водстве либо о пассивной кооперации должны приниматься на ранней фазе разработки изделия.

Вопросы сколько и когда закупать - более сложные многоас­пектные проблемы, решаемые посредством составления производственной программы и применяемой системы управления запасами.

Разрешение дилеммы где закупать требует детального анали­за потенциальных источников снабжения и возможных постав­щиков. Это один из важнейших вопросов маркетинга закупок.

Все более популярная (особенно в последние годы) специали­зация в рамках конкретных логистических фаз привела к выделе­нию в качестве самостоятельной сферы деятельности маркетинга закупок, предметом которого считаются подготовка и принятие решений о закупке конкретного сырья, материалов, полуфабри­катов.

Понятие «маркетинг закупок» было введено в середине 70-х годов прошлого века Ф. Котлером и С. Леви следующим образом: «Маркетинг закупок (либо снабжения) мож­но определить как осмысленный комплекс решений и действий производственного предприятия, задающий его политику и стра­тегию в области снабжения средствами производства, позволяю­щий бесперебойную закупку (либо поставку по контракту) каждого конкретного ассортимента у наиболее выгодных из извест­ных покупателю источников и дающий возможность оказывать влияние на деятельность поставщиков и на процессы, происходя­щие на представляемых ими рынках».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...