Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философская антропология в русской культуре.




Радищев.«Путешествие из Петербурга в Москву». Разоблачает крепостничество и самодержавие. Быть гражданином мира значит не мириться с тем, что кто-то угнетен. Разоблачает американский капитализм (уничтожение коренного населения, власть денег приводит к расслоению общества).

«О человеке, его смертности и бессмертии». (Состоит из 4 книг) Сравнивает человека с иными уровнями организации бытия (мир животных, растений, минералов), высокий уровень (божественный). Раскрывает, что означает более высокий уровень организации бытия (сверхъестественный). Сверхъестественное – это то же самое естественное, но на более высоком уровне его организации. Если бы наша душа обладала более совершенными органами, мы могли бы постигать сверхъестественное.

 Разработал 5 принципов антропологии (в трактате):

1. принцип всеобщности жизни

2. целостность

3. принцип деятельностного подхода к единому природно-социальному организму

4. естественности

5. гармонии

1. В первой части трактата Радищев укореняет человека в структуру бытия природы. Как бы совершенна не была наша организация, она организована по тому закону, что и растения, животные. Исследует природу человека как пограничную между царством животных и божественным. Силы и образы природы и есть всеобщая жизнь. Раскрывает принцип всеобщности жизни как природную иерархию. Сила, которая обеспечивает всеобщую жизнь, это есть энергия органическая. Основное противоречие – между жизнью и смертью. Доминирующей выступает жизнь. Смерть оборачивается возрождением. Человек может существовать и совершенствоваться. Разум как орган самосознания. Это приобщает человека к вечности.

2. Природа всегда едина, действия её всегда одинаковы, стихии всегда действуют совокупно. Сила целого – сила сложенного. Организация самого человека включает в себя все силы природы, сложенные воедино.

«Всё, что существует, имеет свою цель». Любое целое существует целесообразно. Цель в структуре целого выступает центром. Органическое целое – внутренне полярная, динамическая, сферичная организация, центрированная внутренним целеполаганием своего существования.

3. Всё действует на человека и всё движется в нем. Движение есть свойство переменять место, но при этом перемена – переход в нечто противоположное. Все стихии природы имеют силу или энергию. Что такое энергия известно только ей или Богу.

4. Раскрывается как постепенность изменений, происходящих в природе. Смерть – естественная перемена человеческого состояния. Естественность – постепенность совершенствования организации жизни.

5. Естественность бытия подразумевает его гармонию. Гармония – соразмерность соотношения частей целого, а также соотношения разных уровней организации повсюду распростертой жизни. Гармония Нарушаться она может только произволом человека (способен творить нечто искусственное).

Главная цель трактата Радищева: выработать соответствующее положение человека и масштабы его деятельности самосознания с целью достижения нравственной свободы, ибо только нравственная свобода дает человеку способность быть ответственным за свои деяния. Нравственная свобода – выбор осуществить что-то благое, не потому, что могут наказать или поощрить, а потому что иначе поступать не можешь.

Во второй части использует всю имеющуюся конкретно-научную информацию о человеке и философии. Доказывает, что душа человека смертна, вместе с телом развивается, а потом угасает. В третьей части доказывает, что душа человека бессмертна - неделима, а значит не подлежит закону распада и трения.

Четвертая часть – разрешает эту антиномию. В зависимости от того, какой ступени достигает душа.

 

26. проблема бессмертия души и антропологический принцип в философии Радищева
А.Н. Радищев “О человеке, его смертности и бессмертии”.

Стержневая идея трактата заключается в том, что душа человека и смертна и бессмертна одновременно, потому что все существующее подчиняется закону совершенствования организации. В соответствии с этим законом, по мысли Радищева, нет сомнения в существовании души: чтобы действовать, душе нужны органы, “ а поелику душа в сожитии с телом стала совершеннее, то и органы нужны ей совершеннейшие”. Душа смертна, доказывает Радищев, поскольку является свойством и “произведением” материи, она взрослеет вместе с развитием телесного органа – мозга, нервной системы и увядает, когда тело дряхлеет. Вместе со смертью тела погибает и душа.

Душа бессмертна, во-первых, потому что она неделима и, следовательно, не может разрушаться. Во-вторых, в силу закона постепенности возвышения уровня организации всего существующего, существование души после смерти есть не что иное, как более совершенное состояние естественного. В-третьих, в силу закона сохранения количества вещества и движениия в природе, душа, не может превращаться в ничто.

Душа и смертна, и бессмертна. Отчего же зависит индивидуальное бессмертие души? Радищев обосновывает, что от того, какой ступени совершенства достигает душа человека при жизни, зависит степень индивидуального бессмертия души после смерти.

Антропологизмом: закон совершенствования ступеней организации раскрывается им посредством выявления места человека на этой лестнице природы. Радищев выявляет, в чем сходство и в чем отличие человека от всех иных ступеней бытия, подчеркивая, что мы не унижаем человека, находя сходство в его сложении с другими тварями, показывая, что он, в сущности, следует одинаковыми с ними законами.

 

27. "философия общего дела" фёдорова и природа человеческих потребностей.

 Исходным пунктом «философии общего дела» является учение о родстве. Федоров убежден, что родство лежит в основы жизни не только человеческой и мировой, но и в основе жизни самого Бога и является естественной божественной основой жизни. Таким образом, основой и движущей силой общего дела выступает родство как начало. Религиозная основа идеи родства предопределила религиозность всей философии «общего дела». Федоров пропагандирует преобразующую роль человека, вовлеченного в общее дело, внося в христианство активный антропологизм. Для окончательного торжества общего дела человечества необходима победа над «последним врагом» человека — смертью. Проблему «воскрешения» Федоров решает в свете христианского учения о победе над смертью через воскресение в «будущей жизни», в которой человек обретает всю полноту своего бытия. При всех элементах утопичности и фантастичности учение о «воскрешении» пронизано одной идеей — идеей единства, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 385.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...