Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Западно-европейская философская антропология




Становление философской антропологии как специализированного направления. Антропология (др. греческий «антропос») - человек. Закладывается в Античности. На рубеже 18-19 столетий происходит становление антропологии как специализированного направления.

И. Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Задаётся вопросом что есть человек? Отвечает в работе «Антропология с прагматической точки зрения». Разводит понятия прагматической и физиологической антропологии человека. Физиологическая антропология – исследует природные свойства человека (что из человека делает природа). Прагматическая антропология – что человек делает из себя сам. Объединяет их, считает, что органически связаны – называет теоретическим мировоззрением. Человек познается через сравнение его с миром минералов, растений, животных. Только на основе физиологии появляется антропология. Прагматическая антропология становится тогда, когда она изучает человека как гражданина мира. 1 книга: «О познавательной способности» 1 раздел «О сознании самого себя». Начинается с постановки проблемы самосознания. 2 книга посвящается чувству удовольствия и не удовольствия. Исследует скуку и развлечение, вкус, роль роскоши. 3 книга посвящена способности к желанию. Вожделение – самоопр-е силы субъекта представлением о чем-либо в будущем как его следствия. Привычное чувственное вожделение Кант называет склонностью. Стремление без затраты сил для создания объекта есть желание. Желание, направленное на предметы, для осуществления которых субъект чувствует себя бессильным, называется пустым. Тоска – одна из разновидностей желания, это пустое желание уничтожить время между вожделением и приобретением желаемого. Страсть – склонность, которую разум субъекта может подавить только с трудом или совсем не может подавить. Аффект – чувство удовольствия или неудовольствия в настоящем состоянии, не оставляющее в субъекте место для размышления о том, следует ли отдаться этому чувству или следует противиться ему. Подчинение аффектам и страстям – это болезнь души, поскольку и то, и другое исключает господство разума. Кант подчеркивает, что аффекты и страсти одинаково сильны по степени, но отличаются по качеству.

Даёт классификацию аффектов: Есть аффекты, которые сами себя ослабляют в отношении цели: гнев, вспыльчивость; Аффекты, при помощи которых природа способствует здоровью: смех, плач.

Страсти: Естественные (прирожденные склонности). Жажда свободы, новое влечение. (Пламенные); Благоприобретенные (возникают из культурного человека). Честолюбие, властолюбие, корыстолюбие. (Холодные).

Наше самосознание должно способствовать осознанию единства.

Вывод: прагматическая антропология своим предметом имеет теоретическое исследование деятельности человека, реализующего зрелость своего самосознания. Критерий зрелости самосознания человека в том, чтобы осознавать себя гражданином мира, то есть осознавать внутреннее единство человеческого рода.

 

Философская антропология в учении Шелера.

Он определяет 3 круга сложившихся представлений о человеке:

1. Представление иудейской христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, Рае и грехопадении.

2. Греко-античный. Человек обладает разумом, логосом, мышлением. Идея надчеловеческого разума, который лежит в основе универсума и к которому причастен человек (и только он один из всех существ).

3. Представление современного естествознания, согласно которому человек – это достаточно поздний итог развития Земли и существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергии.

Эти 3 группы идей между собой не связаны, так как целостной картины человека нет. Он делает вывод, что человек никогда не был в истории сам для себя столь проблематичным существом, как в настоящее время.

Основное внутреннее противоречие (двусмысленность понятия «человек»): с одной стороны, понятие «человек» относится к естественной систематике, то есть слово «человек» обозначает особые морфологические признаки, которыми обладает это существо как подгруппа млекопитающих. Понятие «человек» подчинено понятию «животного» и составляет небольшую область животного царства. А с другой стороны, понятие «человек» имеет сущностный смысл, обозначая нечто предельно противоположное понятию «животное».

Возможно ли обосновать особое положение человека? Ставит задачу рассмотреть всё строение биопсихического мира и выделяет за этим 5 ступеней психического. Граница психического совпадает с границей жизни (живого). Живые существа – то, что обладает для себя и внутри себя бытием.

Ступени:

1. Чувственный порыв – такое состояние, когда чувство и влечение не разделены. Чувственное влечение всегда направлено на что-то.

Чувственный порыв – имеет 2 состояния: безобъектное удовольствие и безобъектное страдание. Тот уровень психического, который свойственен растениям. Присущ и животным, и растениям, и человеку. У растений – главное их состояние.

2. Инстинкт. Три свойства инстинктивного поведения:

3. Ассоциативная память. Не присуща растениям. Это поведение живого существа, которое меняется на основе предыдущего опыта и степень осмысленности поведения зависит от числа предыдущих опытов или пробных движений. Основу всей памяти составляет условный рефлекс

4. Органически скованный практический интеллект

На этом уровне возникает способность к выбору и избирательные действия, а затем способность к предпочтению благ и предпочтению сородичей. Определяет поведение живого существа до тех пор, пока оно (поведение) служит влечению и удовлетворению потребностей.

5. Дух – это свобода от принуждения и давления, в то числе и от того, что связано с влечениями интеллекта. Именно дух определяет формирование личности. Этот уровень свойственен только человеку. И растения, и животные обладают душой, но не обладают духом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...