Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природа и сущность человека.




Генезис человека: 1. Научная версия – основана на эволюционной теории Дарвина и сформулирована Энгельсом в незавершенной работе “Роль труда в происхождении человека”. У человека развивается вторая сигнальная система (речь). У животных только одна сигнальная система (инстинкты и рефлексы). 2. Религиозная версия

Природа человека – это система его биологических, психических и социальных свойств.

Биологические свойства: Прямохождение, Наличие высшей нервной деятельности, Ассиметрия мозга как наиболее сложной организации материи, Вторая сигнальная система, Наличие рук, которые есть “проводницы разума”, Членораздельная речь

Психологические свойства:

1. Первичная установка как результат активной созидательной деятельности мозга, бессознательной деятельности. Это опережающее моделирование, которое будит энергию и инициативу.

Детерминанты, на которых строится мозговое моделирование человека и проявляется первичная установка: Потребности, Среда жизнедеятельности, Прошлый опыт

Социальные свойства: Сознание, Разум (элемент сознания), Мировоззрение, Историческая память, Вера, надежда, Любовь, дружба, Трудовая деятельность, Способность изменять экологическую нишу, создавая вторую искусственную природу, Единство рационального и иррационального, естественного и сверхъестественного, приобщенность к вечности.

Уровни и сферы организации бытия человека:

Индивид(“неделимый” – биологическая сторона бытия человека)

ЛичностьСоциальная сторона бытия человека как субъекта общественных отношений, Такая частица общества, главным фактором которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Индивидуальность –система биологических, психологических и социальных свойств, присущих отдельному человеку как уникальному субъекту.Проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательной процессов, в способностях и талантах, неповторимом стиле деятельности.

Социализация – это процесс овладения материальной и духовной культурой, в которой живет человек, усвоение им норм, традиций, присущих той культуре, в которой существует человек.

Индивидуализация – это актуализация особенных свойств человека, процесс выделения себя из среды проживания.

Субъект –Человек, обладающий развитым самосознанием и нравственной свободой (совершает нравственные поступки, т.к. по-другому не может).

Атрибуты и сущность человека: Сознание, концентрированно выраженное в понятийном мышлении, Способность творить искусственное, Свобода, Социальность, Самосознание

Необходимый атрибут – сознание, достаточный – способность творить искусственное.

 

33.Проблема происхождения человека.

Генезис человека: 1. Научная версия – основана на эволюционной теории Дарвина и сформулирована Энгельсом в незавершенной работе “Роль труда в происхождении человека”. У человека развивается вторая сигнальная система (речь). У животных только одна сигнальная система (инстинкты и рефлексы). 2. Религиозная версия (сотворение человека Богом, о 7 днях сотворения, об Адаме и Еве). Эти две версии не антагонистичны, а просто существуют на разных измерениях. Научная версия на рациональном, а религиозная – на иррациональном.

В 1871г. Дарвин издал книгу “Происхождение человека и половой отбор”. В ней он изложил свой взгляд на происхождение человека. По мнению Дарвина, человек не результат творения, а результат исторического развития животного мира. Он первым высказал мысль о том, что ближайшими предками человека были обезьяны. Уникальность человека по Дарвину в его хождении на 2 ногах и в использовании освободившимися руками орудий собственного изготовления. В 1896 году была опубликована работа Энгельса “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”. Труд создал человека. Предки человека - стадные человекообразные обезьяны, имевшие общественные инстинкты. Благодаря прямохождению руки освободились и стали выполнять другие функции. Рука не только орган труда, но и продукт труда. С развитием руки и труда появилась возможность освободиться от господства природы. Развитие труда привело к сближению членов первобытного стада. Участились случаи взаимной помощи. Стадо со временем превратилось в общество. У членов общества возникла потребность что-то сказать друг другу. Глотка постепенно усложнилась и превратилась в орган речи. То есть речь возникла в связи с трудом и трудовыми взаимоотношениями. Развитие труда и речи стимулировал развитие головного мозга и органов чувств. Возникло сознание.

 

Человек как индивид

Человек как единичный представитель вида homo sapiens в единстве присущих ему биологических, психических и социальных свойств.

Индивид (от латинского individuum – неделимый) – биологическая сторона бытия человека. При рождении мы уже индивиды, потенциально активные в биопсихосоциальном мире. Индивид рождается как целостное человеческого рода, но психические и социальные свойства потенциальны. Биологические особенности заключаются в характере обменных связей (они зависят от типа питания и активности).

 В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. 2 признака: неделимость и целостность; наличие у него особых индивидуальных свойств, которые отличают его от других представителей того же вида (каждый индивид имеет свой личный генотип; как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими – способностями, темпераментом, эмоциональностью).

 

Человек как личность

Личность – социальная сторона бытия человека как субъекта общественных отношений (субъект сам решает, с кем ему общаться). Личность – результат социализации (процесс овладения материальной и духовной культурой той среды, в которой человек существует. Это усвоение ценностей, норм, традиций, присущих той культуре, в которой Человек существует). Активизирует ту потенциальную социальность при рождении.

Личность: - Социальная сторона бытия человека как субъекта общественных отношений; - Социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств; - Такая целеустремленная самоорганизованная частица общества, главным фактором которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Атрибуты личности: Воля, Свобода, Разум,Чувства

Что сначала – индивидуальность или личность?

Индивидуальность реализует себя в единстве рационального и иррационального, где иррациональное играет главенствующую роль. На уровне иррационального сначала активизируется индивидуальность. В актуализации личности важную роль играет рациональное. Индивид сначала активизирует индивидуальность, на иррациональном уровне, бессознательно, потом личность, на рациональном.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 436.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...