Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человек и его потребности в концепции макиавеллизма.




Макиавелли (1469-1527, Возрождение) – первый профессиональный политолог. Подлинное воплощение человеческой свободы – политика. Первым исследовал политику не на уровне должного, а на уровне сущего: Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует во вред себе.

Основная движущая сила политики – интерес. Основной интерес – собственнический. М. утверждает светскую природу государства в силу эгоистической природы человека; государство – высшее проявление человеческого духа; служение государству – цель, смысл и счастье человеческой жизни.

Светский характер концепции позволил освободить политику от морали. Государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направлены на создание процветающего и могущественного государства.

 

Проблема человека в культуре эпохи нового времени.

Проблема смысла жизни и формирования зрелой личности. Чел все черпает для своего существования из природы. Надо познавать законы природы, Фс освещает дорогу науке. Ч <-> Природа. Выработали принцип рациональной религии (деизм). Разум посягнул на веру. Законы материальной реальности познаются с помощью науки, а духовности – религии.

Культ разума (наука). Разум – панацея от всех бед, решение проблем взаимосвязи Ч с природой и обществом.

Научная индукция (метод): классификация на основе заранее выбранного критерия.

Мудрость эпохи: метод индукции (научная). Нужно критическое отношение ко всему происходящему.

Метод дедукции: Сомневайся во сем кроме самого факта сомнения (Декарт; направлено на нахождение истины); Смотреть на мир и все окр глазами ребенка;

Просветители: Вольтер, Руссо.

 

Человек и его потребности в учении спинозы.

Спиноза (1632-77, Новое время). В трактате «Этика» его идеи изложены в форме теорем с доказательствами на основе предварительно сформулированных аксиом. Это теоремы об онтологии (субстанции), гносеологии и этике.

Человек – модус (=состояние) субстанции, т.е. часть природы, одно из ее состояний и проявлений. Модус-душа и модус-тело образуют модус-человека как «мыслящего тела». Важнейшая характеристика человека – ему присуще стремление к самосохранению, это следует из того, что любой модус субстанции стремится к самосохранению. Центральная проблема философии Спинозы – проблема человека, т.е. его философия антропоцентрична по замыслу. Свободу воли он считает идеализмом, у модусов субстанции она отсутствует, т.к. они принуждаются к действию чем-то извне. Человек, забывая то, что он часть природы и подчиняется ее законам, заблуждается, чувствуя себя свободным в своих мнениях, решениях и действиях. Однако человек сам сохраняет свое существование, насколько это от него зависит и с помощью доступных средств. Самосохранение вынуждается лишь природой человека, а не внешней причиной. Свобода – это познанная необходимость; атрибут человека. Свобода – это господство над собой, т.к. свободный человек преобразует свои страсти, подчиняя их руководству разума. («Должно уметь хотеть то, что должно хотеть» - Дидро. Нужно уметь найти золотую середину между насилием над собой и произволом.) Высший уровень свободы – «интеллектуальная любовь к Богу».

Аспекты функционирования свободы: 1.Свобода и принуждение исключают друг друга 2.Свобода и необходимость диалектически взаимосвязаны 3. Внутренняя и внешняя необходимость, соответственно внутренняя и внешняя свобода, составляют внутреннее противоречие свободной необходимости 4. Индивидуальная и социальная свобода обуславливают друг друга.

 

 

Проблема человека в традиционной культуре

Традиционная культура - образ жизни, система ценностей, устные традиции, нормы и правила общения и поведения, верования, обычаи, обряды, празднества какого-то народа.

В традиционной культуре по отношению к категории «Я» более значимым выступает «Мы». При этом человек все равно обладает свойством самосознания. В традиционных культурах в самосознании превалируют ценности идентификации с родом и миром над обособлением своего «я» как уникального. Род в представлениях многих народов продолжает быть более смыслообразующим, нежели отдельная человеческая жизнь. Точнее, ценность жизни каждого отдельного человека понимается в первую очередь через ценность ее для рода, как продолжение жизни рода, дающее тем самым роду бессмертие. В рамках традиционных этнических картин мира фактически нет представлений об автономной личности, самодостаточной вне семьи, рода, окружающего мира.

Еще одним значимым культурным понятием, позволяющим человеку осознавать одновременно свою уникальность и связь с родом, миром в целом – это концепт души, он во многом определяет бытие человека в мире, задает представления о жизненном пути. Говоря о психологическом смысле в истории человечества концепта души, Выготский писал: «Человек выдвинул идею души, пытаясь овладеть своим внутренним миром, она была первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли...».

Для раскрытия представлений о человеке как одновременно социальной и уникальной сущности, заложенных в этнических картинах мира, значимы и другие концепты, такие как судьба, жизнь и смерть, деяние (поступок) и многие другие. Концепт души сопряжен с этими концептами, которые также определяют значения бытия человека в этом мире, задают вектор жизнедеятельности, наделяют жизнь определенным смыслом, дают человеку понимание того, что, когда и зачем он должен делать в этом мире.

 

Проблема человека в немецкой классической философии

Предмет: Человек как субъект, взаимосвязь его с его деятельностью. Человек в роли субъекта – это активное самодеятельное существо. Раскрывает тайну непредсказуемости деятельности субъекта. + чел обречен быть субъектом.

Изучали различные ипостаси его деятельности. открывает школу И.Кант, в качестве субъекта – индивидуальное сознание.  Раскрыл, что мы принадлежим и к объект реальности, и к миру субъект реальности (она нам дана). Открыл априорные формы. Бывают:

· чувственности (пространство и время; Коперниканский переворот; Коперник показал, что на уровне явления - Солнце вокруг нас, а в реале – наоборот. Кант показал, что на уровне явления мы в пространстве вселенной и времени, но в реале – она в нас, т.к. это есть внутренняя структура жизни).

· рассудка (причинность, т.к. мы наблюдаем не только пространственно-временную, но и причинно-следственную связь. Упорядочиваем поток суждений и понятий).

· разума (умозаключения, которые либо уточняют, либо дают прирост нового знания).

Фихте – абсолютное я. Т.к. культура твориться личностью. Человек творит, стремясь наполнить личностными характеристиками (воплощая личностное я), при этом творит общечеловеческое содержание.

Шеллинг – мировой организм. Упорядоченность. Чел играет важную роль в развитии мира как упорядоченное существо.

Гегель – абсолютный идеал. Исследует непредсказуемость научной деятельности, т.е. несоответствие желаний и достигнутой цели.

Фейербах – реальный человек. Исследует деятельность человека как реально существующего субъекта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 620.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...