Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природа человека в средневековом измерении.




Поиск высшего идеала. Взаимодействия с миром сложнее, предусмотренная гармония нарушается. Необходимо ее целенаправленно выстраивать -> потребность в смысле жизни. Высший идеал Бог( всемогущий и всеблагой). Ч <->Бог(теоцентризм). Человек создан по образу и подобия бога - разум и воля.

Догмат хр-ва: бог триедин( тело, душа, дух). Душа - наши чувства, разум. Дух - совесть, наше самосознание, ценности и идеалы.

Аврелий Августин ввел термин «внутренний человек». Именно в духе основная борьба между добром и злом. Человек учился верить в себя и любить себя через любовь к Богу.

Складывается духовный смысл, если любить себя, не будет разрушать себя злыми словами поступками.

Теоцентризм-Бог, центр мироздания, как его творец, те он трансцедентен (сверхчувствительный, постигаемый, сверхчувственный). Итоги средневековой рефлексии: Выроботка самосознания как стержня личности.

Если античный образ человека космоцентричен, то средневековый - теоцентричен. В средние века в христианской философии человек провозглашался составной частью миропорядка, исходящего от Бога, творением Божьим (идея креационизма).

 

Природа человека в «исповеди» Аврелия Августина

Ввел понятие «внутренний человек». «Свойства людей: быть, знать, хотеть».

Проблема греховности Никто не чист от греха перед Тобой, даже младенец, жизни которого на земле один день. Младенцы невинны по своей телесной слабости, а не по душе своей.

Проблема добра и зла «добро во мне устроено Тобой, это дар Твой, злое во мне – от проступков моих, осужденных тобой».

Проблема времени «Это самое время создал Ты, и не могло проходить время, пока ты его не создал.» когда не было времени, не было и тебя. Сегодняшний день Твой – вечность. Ни прошлого, ни будущего нет. Есть 3 времени – настоящее прошедшего (память), настоящее настоящего (созерцание), настоящее будущего (ожидание). Она (наверно память)  ждет, внимает, помнит: то, чего она ждет, находит через то, чему она внимает, и уходит туда, о чем она вспомнит.

Гуманизм и антропоцентризм эпохи возрождения.

Ч<->Общество (Гумани́зм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности)

«достоинство человека определяется его словами и поступками, кто благородно мыслит, тот благородно поступает»

Антропоцентризм.(человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни. Антропоцентризм ставится также в оппозицию мировоззрению теоцентризма, где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос.

Наукой всех наук является филология( любовь к слову); Формирование личностной индивидуальности. Титаны возрождения – все они имели яркую личность, индивидуальность. Главное – воплотить свои таланты, способности. ( самореализация личностной индивидуальности); 12

11. Данте о двойственной природе человека в "Божественной комедии".

Соединение природного и божественного начал Данте видел в процессе возникновения человеческой души, рассматриваемой как завершение естественного развития актом творения. Бог “созерцает” “прекрасный труд природы” – не отвергая его, но завершая.

Из того, что человек есгь некое среднее звено между тленным и нетленным, Данте делает вывод о его причастности “обеим природам”. Двоякая – смертная и бессмертная – природа человека обусловливает и его двоякое предназначение “... он один из всех существ предопределяется к двум конечным целям”.
Один путь открыт благодаря человеческому разуму, другой – “благодаря Духу святому”.
Достижение двух видов блаженства требует и двоякого руководства – земное предназначение человека осуществляется в гражданском сообществе, по предписаниям философии, под водительством светского государя – императора; к жизни вечной ведет, основываясь на откровении, церковь, возглавляемая верховным первосвященником.

Обязательным условием не только посмертного воздаяния, но и нравственной оценки является для Данте свобода человеческого деяния, лежащая в основе принципа моральной ответственности.
Благородство человека – в его деянии, в котором он может уподобиться своему творцу.
Так вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в “Божественной комедии” гимн достоинству человека.

 





Гуманизм и антропоцентризм в творчестве Петрарки

Гуманизм. Время возникновения – середина XIV. Борьба за классическую латынь против “варварского” языка схоластических трактатов, его стремление разыскать новые памятники античной литературы, установить наиболее верное, идентичное чтение античных текстов с помощью разрабатываемых им методов филологической и исторической критики – имели непосредственное отношение к возрождению философии и к становлению новой философии Возрождения. В тех исторических условиях, когда шел спор о языке философской культуры, об отношении к тексту, филология оказывалась тоже философией гуманизма и играла не техническую, а мировоззренческую роль. Петрарка видит в философе не толкователя, а создателя новых текстов. «достоинство человека определяется его словами и поступками, кто благородно мыслит, тот благородно поступает»

Антропоцентризм. Теология, богопознание – вообще не дело людей. Этот поворот к проблемам человеческого бытия обозначил одновременно решительный разрыв с традицией “школьной” философии университетов и определил предмет и содержание гуманистического философствования первого столетия гуманизма. Интерес Петрарки и его последователей обращен  к вопросам прежде всего этическим. Внутренний мир человека “нового”, рвущего связи со средневековыми традициями и осознающего этот разрыв, – предмет интереса Петрарки. Обращенность к себе, к своим внутренним стремлениям составляет главное содержание всего творчества Петрарки. В этом углубленном самоанализе неизбежно возникал вопрос о соотношении главных компонентов его внутреннего мира – земных страстей, литературных занятий, стремления к славе – с традиционными ценностями аскетического средневекового нравственного идеала.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 709.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...